Рабочая программа по изо 7 кл

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«УРЫНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрено:

на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Протокол №5

от 29.08.2015 г.

_______ / Смирнова Т.С./

Согласовано:

Заместитель директора

____________ /Сергеева А.В/.

____________2015 г.

Рассмотрено:

на заседании педагогического совета

Протокол №10

от 30.08.2015 г.

Утверждено:

Приказом директора школы

Приказ№__

от 01.09.2015 г.

_______/О.А. Калугина/


Рабочая программа

По изобразительному искусству

Класс: 7

Учитель: Бекнефисова Наталия Владимировна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования; примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству; программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы/ Под руководством Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009; учебника А.С. Питерских, Г.Е. Гурова - Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы - под редакцией Неменского. М., «Просвещение», 2012.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 7 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству; программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы/ Под руководством Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009; учебника А.С. Питерских, Г.Е. Гурова - Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы - под редакцией Неменского. М., «Просвещение», 2012.

Цель - развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме;

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества - главный смысловой стержень рабочей для 5-7 классов Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства - развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении обучения в 5 -7 классах школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

Рабочая программа строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, основная школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

Формы обучения.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Общая характеристика предмета.

Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у обучающихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественно- го вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно- творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей обучающихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с историей (образ эпохи и стиль в искусст- ве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: познавательная деятельность - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных вырази- тельных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.


Место предмета в базисном учебном плане

Базисный учебный план БОУ «Урыновская сош» отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе (из расчета 1 учебный час в неделю).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры.

Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции»

Tема: «Прямые линии и организация пространства»

Тема: «Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»

Тема: «Буква - строка - текст. Искусство шрифта»

Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции»

Тема: «В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.»

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность»

Тема: «Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура - композиционная организация пространства.»

Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.»

Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания.»

Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.»

Тема: «Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции»

Тема: «Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.»

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»

Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»

Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»

Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды»

Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера»

Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»

Тема: «Ты - архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Тема: «Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»

Тема: «Интерьер, который мы создаём.»

Тема: «Дизайн и архитектура моего сада»

Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»

Тема: «Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды»

Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна»

Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна»

Тема: «Моделируя себя - моделируешь мир»




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)

№ п\п

Раздел/ Тема урока

Кол-во часов

I

Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

8

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции

1

2

Входное тестирование. Прямые линии и организация пространства

1

3

Анализ входного тестирования. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

1

4-5

Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

2

6

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.Текст и изображение как элементы композиции.

1

7-8

В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

2

II

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

8

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.Соразмерность и пропорциональность.

1

10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура - композиционная организация пространства.

1

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.

1

12

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

13

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и образ времени.

1

14

Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.

1

15-16

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

2

III

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

11

17-18

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

2

19-20

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

2

21

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

1

22

Вещь в городе и дома. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

1

23-24

Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

2

25

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

26-27

Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

2

IV

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирования.

7

28

Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

1

29

Интерьер, который мы создаём.

1

30

Дизайн и архитектура моего сада.

1

31

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

32

Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды.

1

33

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

1

34

Моделируя себя - моделируешь мир. Имидж: лик или личина?Сфера имидж-дизайна.

1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство»

1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1089 от 5 марта 2004 г.)

2.Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству;

3.Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» - М.: Просвещение,2009 г.

4. А.С. Питерских, Г.Е. Гурова - Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы - под редакцией Неменского. - М., «Просвещение», 2012.

5. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 8 класс. - М.: Просвещение, 2014.

Технические средства обучения:

  • ноутбук

  • проектор

  • Экран

  • Музыкальный центр

  • CD/DVDпроигрыватели

  • Фотоаппарат

Учебно-практический фонд:

  • Краски акварельные

  • Краски гуашевые

  • Бумага А3, А4

  • Бумага цветная

  • Фломастеры

  • Кисти

  • Ёмкости для воды

  • Клей

  • Ножницы

Методический фонд:

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать

• основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• наиболее крупные художественные музеи России и мира;

• значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

• применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно- конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Критерии оценки творческой работы

Положительная оценка выставляется при условии, что обучающийся набрал не менее 2 баллов (не менее балла по каждому из 2х критериев «Адекватность выбранного художественного материала» и «Оптимальное использование средств художественной выразительности для создания образа».)

Адекватность выбранного художественного материала

2 балла - выбранный художественный материал соответствует замыслу, возможности данного материала использованы для воплощения замысла;

1 балл - выбранный художественный материал соответствует замыслу;

0 баллов - худ.материал не соответствует выбранной теме.

Оригинальность замысла

2 балла - композиция выразительна, необычный образ персонажа;

1 балл - проявлено желание найти необычный образ отход от стереотипа;

0 баллов - использованы стереотипы, шаблонные изображения персонажей.

Эмоциональность

2 балла - в работе передано эмоциональное состояние природы, человека, животного;

1 балл - продемонстрировано стремление передать в работе эмоциональное состояние природы, человека, животного;

0 баллов - сухая, неэмоциональная работа.

Оптимальное использование средств художественной выразительности для создания образа

2 балла - показано владение средствами художественной выразительности, их сознательное использование для создания оригинальных, эмоциональных образов;

0 баллов - невыразительно использованы худ.материалы.

Максимальное количество баллов за работу - 8.

6-8 баллов-«5»

2-5 баллов «4»

  1. балл «3»

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

5.Оригинальность суждений

Оценка «5» (отлично) выставляется обучающемуся, чей устный ответ (выступление) правильный и полный, логичный и осмысленный.

Оценка « 4» (хорошо) выставляется обучающемуся, чей устный ответ (выступление), в основном правильный, логичный и осмысленный, но недостаточно полный или имеются мелкие ошибки.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется обучающемуся, чей устный ответ (выступление) в основной части правильный, но применение знаний в практической деятельности вызывает трудности.

Оценка «2» (недостаточно) выставляется обучающемуся, у которого при устном ответе (выступлении) наблюдаются существенные недостатки и ошибки. Учащийся делает в большинстве содержательные ошибки, не способен применять знания также при руководстве и направлении его деятельности.

Требования к оформлению выставок:

Творческий отчет-выставка

Выставочная работа выполняется на формате бумаги А-3 или А-4 белого цвета. Работа должна сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества автора, руководителя, общеобразовательного учреждения. Размер таблички -5 x10 см, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.

Требования к оформлению презентации: 2 варианта:

  1. Материалы в отпечатанном виде на листах А4, шрифт 14, интервал 1.5, поля стандартные;

  2. Презентация в формате РРТ (МS Power Point) размером не более 20-25 слайдов.

Презентация должна акцентировать внимание на наиболее интересном и значимом из собранного материала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

(7 класс - 34 часа)


п/п



Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

Домашнее

задание

план

факт

I

Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

8




1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

2

Входное тестирование. Прямые линии и организация пространства

1

3

Анализ входного тестирования. Цвет - элемент композиционного творчества.

Свободные формы: линии и пятна

1

4

Буква - строка - текст. Искусство шрифта

1

5

Буква - строка - текст. Искусство шрифта

1

6

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Текст и изображение как элементы композиции

1

7

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

1

8

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

1

II

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

8

9

Объект и пространство.

От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1




10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура - композиционная организация пространства.

1




11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

1




12

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1




13

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени

1




14

Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.

1




15

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

1




16

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

1




III

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

11




17

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1




18

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1




19

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1




20

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1




21

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

1




22

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

1




23

Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1




24

Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1




25

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1




26

Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

1




27

Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

1




IV

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

7




28

Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

1




29

Интерьер, который мы создаём.

1




30

Дизайн и архитектура моего сада.

1




31

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1




32

Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды.

1




33

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

1




34


Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя - моделируешь мир.

1





© 2010-2022