Открытый урок «Золотая хохлома. Декоративная роспись шаблонов посуды»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Золотая хохлома. Декоративная роспись шаблонов посуды.

Цели: актуализировать знания учащихся о хохломской росписи; научить рисовать элементы хохломской росписи.

Задачи:

  • Формировать понятия об орнаменте

  • Развивать мелкую моторику пальцев, воображение, образное мышление, фантазию

  • Воспитывать интерес к творчеству, аккуратность, усидчивость.

Оборудование: учебные таблицы, хохломская посуда, шаблоны посуды.

Ход урока

1. Вступление. Объявление темы и задач урока.

Звучит русская народная музыка. На выставочном стенде перед учащимися расставлены хохломские изделия.

1-й купец: Низко кланяемся вам, дорогие гости!

2-й купец: Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда?

Да к вам приехала сама

Золотая Хохлома!

3-й купец: Вот, посмотрите! Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварешке.

Клюет эту ягоду птица - золотое крыло.

1-й купец: Полюбуйтесь на это чудо - ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы, ковши - «братины».

2-й купец: Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, отливающую золотом, с веселящим глаз золотым узором мы привезли из большого торгового села Хохлома, что под Нижним Новгородом.

3-й купец: Это от нас разлетаются жар-птицами миски да ложки по ярмаркам.

Учитель: Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.

- Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком.

- Есть такая красивая легенда:

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и ее угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой».

- Это, конечно, легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелегкое.

Выточенную на токарном станке или вырезанную ножом из липы или березы вещь тщательно покрывали тончайшим слоем жидкой глины («вапы»). Просушенное изделие несколько раз покрывали олифой, красили серебристым алюминиевым порошком. Затем расписывали масляными красками, вновь олифили и сушили в печах. После такой обработки хохломские изделия получали золотой оттенок, а красные узоры пламенели на золотом или черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной».

Дети рассматривают хохломские изделия.

2. Главная часть.

- Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».

Учащиеся знакомятся с элементами растительного орнамента по учебному плакату.

- Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи на доске учителем:

«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;

«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.

Открытый урок «Золотая хохлома. Декоративная роспись шаблонов посуды»Открытый урок «Золотая хохлома. Декоративная роспись шаблонов посуды»

Открытый урок «Золотая хохлома. Декоративная роспись шаблонов посуды»Открытый урок «Золотая хохлома. Декоративная роспись шаблонов посуды»



- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета.

Посмотрите на вазочку: ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.

- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды.

На столе у детей приготовленные заранее шаблоны различной посуды.

3. Самостоятельная работа детей. Роспись шаблонов посуды растительным орнаментом.

Открытый урок «Золотая хохлома. Декоративная роспись шаблонов посуды»

4. Экспресс-выставка. Показ и анализ лучших работ.

Подведение итогов урока.

- Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда - яркая, красочная, праздничная. С таким товаром нашим купцам не стыдно будет ехать на ярмарку.

Как велика наша любимая Родина! Сколько замечательных талантов вокруг!

Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.

В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!






















Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 11

с углубленным изучением иностранных языков













Открытый урок

«Золотая хохлома.

Декоративная роспись шаблонов посуды»













Продолжительность: 40 - 50 минут

Колличество участников: 8 - 10 человек

Возраст участников: младший школьный

Разработала: Педагог дополнительного образования

Крюченкова Валентина Владимировна


г.Ноябрьск 2009

Самоанализ открытого занятия творческого объединения «Акварелька»

1. Тема занятия: «Золотая хохлома»

2. Дата проведения: 23.04.09

3. Тип занятия: по привитию новых знаний и умений.

4. Форма проведения: индивидуально-коллективная работа.

5. Аудитория: занятие проведено в 2-ой группе воспитанников, относящиеся ко 2-ому году обучения (кабинет 110).

6. Дидактическая цель занятия: актуализировать знания учащихся о хохломской росписи; научить рисовать элементы хохломской росписи.

7. Задачи занятия:

Воспитательный аспект:

- формирование интереса и уважения к культуре своего народа;

- воспитывать интерес к творчеству, аккуратность, усидчивость;

- обеспечить эмоциональное благополучие учащихся;

Познавательный аспект:

- обучение рисованию элементов хохломской росписи;

- закрепление знаний об орнаменте;

Развивающий аспект:

- развитие мелкой моторики пальцев, воображения, образного мышления, фантазии;

8. Для того, что бы занятие достигло цели надо помнить о трех составляющих успеха:

  • Включение в занятие, каким образом ученики будут включены в творческий процесс занятия;

  • Привлекательность занятия: как привлечь внимание, в какую привлекательную форму его во влечь; Доброжелательный настрой, положительный психологический климат, внимание со стороны педагога к каждому ученику и поощрение в устной форме способствуют повышению мотивации к занятиям.

  • Осмысление занятия (на этапе рефлексии)

Реализация цели и задач проведена через организационную и обучающую деятельность учащихся на занятии: рациональную организацию деятельности учащихся, логической последовательности этапов занятия, выбора приемов, способов, способствующих эффективности работы.

9. Анализ подготовки занятия:

- разработка плана - конспекта занятия;

- подготовка наглядности;

- оборудование кабинета.

10. Анализ хода занятия:

Занятие проводилось на основе календарно - тематического планирования программы. Данное занятие одно из звеньев в общей системе работы всего курса.

Место данного занятия в разделе «Декоративная роспись». Выбранная форма занятия способствует развитию творческих способностей и мышления, воспитания в детях чувства коллективизма, сопричастности к культуре и духовности своего народа, умение претворять замысел в творение своих рук.

На занятии были применены следующие методы и приемы:

Словесные - рассказ, беседа, устное инструктирование.

Наглядные - демонстрация наглядного материала, показ элементов росписи.

Практический - самостоятельная работа.

Исходя из возрастных особенностей учащихся (дети млад. школьного возраста ), в работе опиралась на следующие дидактические принципы:

- индивидуальный подход к каждому ученику;

- активизация восприятия, образного мышления учащихся через яркую и красочную наглядность, эмоциональную окраску в своей беседе, использование мини театрального представления, а так же смена различных видов деятельности (активное слушание, рисование, раскрашивание, показ работ).

При выполнении работы детьми использовался принцип сохранения индивидуальности: детям давалась возможность самостоятельно выбрать композицию с целью развития фантазии и творческого воображения.

Таким образом, замысел занятия удался. Поставленные цели и задачи данного занятия реализованы.

© 2010-2022