- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Нетрадиционная техника рисования. Фруктовая ваза в технике набрызг. Работа с шаблонами
Нетрадиционная техника рисования. Фруктовая ваза в технике набрызг. Работа с шаблонами
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ночевникова Е.В. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА» |
План-конспект урока «Основы изобразительной грамоты и рисования»
Тема: |
Фруктовая ваза. Работа с шаблонами в технике «набрызг» |
|
Составила: преподаватель ДХШ
Елена Вячеславовна Ночевникова
МЕГИОН 2016
Тема урока:
«Фруктовая Ваза. Работа с шаблонами в технике «набрызг»
Цели урока:
-
Расширение представления о нетрадиционных техниках в ИЗО, о художественных материалах и умение их творчески использовать.
-
Умение изображать по памяти, по представлению и на основе наблюдений несложные сюжеты из окружающего мира, закрепить умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности и строение фруктов.
-
Воспитывать любовь к миру вещей, чувство гармонии в чередовании форм и в сочетании цвета, помочь зарождению философского взгляда на мир.
-
Раскрывать и развивать потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
-
образовательная: Освоить технику «набрызг», развивать навык работы в данной технике, используя шаблоны. Способствовать формированию изобразительных умений и навыков. Использовать шаблоны.
-
развивающая: развивать воображение, творческую фантазию, эмоционально- эстетическую отзывчивость, обогащать словарь учащихся;
-
воспитательная: воспитывать интерес и любовь к урокам изобразительного искусства.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Материалы и оборудование:
для учителя:
-
презентация по технике «набрызг»
-
работы учеников из фонда ДХШ
для учеников:
-
бумага А3 формата,
-
бумага для шаблонов А3 формата,
-
ножницы,
-
стаканчики с водой,
-
гуашь,
-
кисть, карандаш,
-
пластиковая расческа, стека
-
зубная щётка.
Словарная работа: понятия «набрызг», «шаблон»
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
-
Дисциплина. Психологический настрой.
-
Проверка готовности учащихся к уроку.
-
Правила ТБ при работе с ножницами (не играем с ножницами, не подносим ножницы к лицу, используем их только по назначению, следим за движением лезвий во время работы).
2. Сообщение темы урока (3 минуты)
Загадка.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт (ответ детей….)
У: Тема нашего урока: «Декоративный натюрморт в технике «набрызг». Но прежде чем мы познакомимся с этой удивительной техникой, давайте вспомним по теме прошлого урока, что мы уже знаем о натюрморте.
-
Беседа по теме занятия (15 минут)
У: Давайте вспомним, что же такое натюрморт? (ответ детей...)
У: А как переводится слово «натюрморт»? (ответ детей…)
Натюрморт в переводе с французского - мёртвая природа, натура. Натюрморт может состоять не только из неодушевлённых предметов, но и включать природные формы. Поэтому существует более точное название - тихая жизнь.
У: Каких художников, работавших в жанре натюрморта, вы помните из прошлых уроков? (ответ детей… Питер Клас, Виллем Хеда, Виллем Кальф, Ян Давидс де Хем и Корнелис де Хем, Жан Батист Шарден, Поль Сезан, Анри Матисс, Поль Гоген, Петр Кончаловский, Фёдор Толстой, Илья Машков и др.)
У: Верно. Их знаменитые полотна занимают достойное место в лучших музеях. Вспомните, как художники при помощи красок, и с какой любовью изображают мир вещей на своих картинах.
У: Сегодня мы будем выполнять декоративный натюрморт при помощи нетрадиционной техники, которая носит название «набрызг». Или рисование брызгами. Давайте посмотрим презентацию…
Презентация по технике «набрызг»:
-
1, 2, слайд:
Достаточно простой в применении является нетрадиционная техника рисования «набрызг». Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски.
«Набрызг» или рисование брызгами - несложная, интересная техника для творчества.
-
3 слайд:
Краска разбрызгивается с помощью зубной щётки и стеки (расчёски или кисти)
-
4 слайд:
Для работы нам понадобится: 2 листа бумаги, ножницы, карандаш, зубная щетка, расческа, краски, палитра, баночка с водой.
-
5, 6, 7 слайды:
Для техники «набрызга» используют шаблоны.
Шаблоны бывают силуэтными, прорезными и модульными (показ шаблонов). Как вы думаете, в чем особенность модульного шаблона? (ответы детей…). Верно, он состоит из модулей - одинаковых повторяющихся элементов.
-
8 слайд:
Можно зафиксировать шаблоны на листе английскими булавками или кнопками, предварительно подложив под лист планшет или широкий гофрированный картон.
Так работа будет выглядеть аккуратнее.
-
9, 10 слайд:
Использование шаблонов.
-
11, 12 слайды:
Эту несложную, интересную технику используют для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа. А так же в технике «набрызг» можно изготовить новогодние открытки.
-
13 слайд:
Путем разбрызгивания краски можно создать интересную текстуру.
-
14, 15 слайды:
Шаблоны не всегда вырезают из бумаги. Иногда в качестве шаблонов применяют природные материалы. Например: различной формы листья, травы, веточки растений.
-
16, 17 слайды:
Последовательность выполнения работы.
-
18,19, 20 слайды:
Рисунок может быть монохромным или цветным. Для цветного рисунка краски лучше выбирать ярких цветов. Когда в изображении присутствует белый цвет, картины выглядят нарядными, яркими и привлекательными.
-
21 слайд:
В завершении работы нам необходимо удалить все шаблоны.
Не помешает добавить декоративности натюрморту. Для этого, вооружившись тонкой кисточкой, нанести тоненькие линии и прожилки на листья, завитки и усы винограда, а так же украсить декоративным узором вазу, скатерть и фон.
Методические советы.
-
22, 23, 24, 25, 26 слайды:
Работы учащихся Детской художественной школы
г. Мегиона
-
27 слайд:
Использованные иллюстрации и интернет-источники
-
Практическая работа (50 минут)
У: Вам предстоит сегодня не только овладеть новой техникой, но и по воображению составить свою композицию натюрморта «Ваза с фруктами».
И так как работа сегодня творческая, то и цвет для натюрморта вы подберёте сами.
Можно придумать разнообразные сочетания красок, это зависит от вашего воображения и фантазии.
Но, я полагаю, фрукты должны получиться яркими, сочными, аппетитными.
Этапы выполнения работы:
-
Изготовление шаблонов:
-
Возьмите лист бумаги и сложите его пополам. Горизонтальный или вертикальный формат зависит от вашей фантазии.
-
Теперь на одной половине листа нарисуйте половину вазы. Нарисуйте дно и боковую часть.
-
Верхнюю линию вазы пока не рисуйте, возможно, там окажется свисающий виноград.
-
Располагайте вазу так, что бы хватило достаточно места для фруктов в верхней части листа.
-
Ножницами по намеченному контуру вырежьте силуэт вазы.
-
Теперь разверните лист. Обратите внимание, что ваза получилась симметричной.
-
Нарисуйте крупные аппетитные фрукты и свисающий виноград.
-
Дорисуйте верхний край вазы.
-
Не забудьте про листья.
-
Проведите горизонтальную линию, обозначив плоскость стола.
-
Теперь аккуратно по контуру вырежьте шаблоны вашего натюрморта.
-
Использование шаблонов:
-
Соберите все детали ваших шаблонов, как пазлы, аккуратно распределив их на листе бумаги.
-
Следите за тем, чтобы края листа и шаблона совпадали.
-
Детали шаблонов можно закрепить кнопками (обратите внимание, что у вас под листом бумаги лежит гофрированный картон, для того что бы не повредить стол).
-
Теперь аккуратно, открывая определенные фрагменты натюрморта, покрываем их цветом в технике «набрызг».
-
Выполнение техники «набрызг»:
-
Смочить щетку водой.
-
Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс. Щётка не должна быть слишком влажной.
-
Набрать немного краски на зубную щетку.
-
Взять щетку в одну руку, а стеку (карандаш или расческу) в другую.
-
Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.
-
Важно не ошибиться с направлением движения стеки (к себе), иначе все капли полетят не на бумагу, а на художника.
-
Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими конкретный участок рисунка.
-
Таким образом, в процессе работы мы открываем и закрываем шаблонами определенные участки нашего рисунка и краской другого цвета процесс разбрызгивания повторяется.
-
Завершение работы:
-
В завершении работы нам необходимо удалить все шаблоны.
-
Не помешает добавить декоративности натюрморту. Для этого, вооружившись тонкой кисточкой, нанести тоненькие линии и прожилки на листья, завитки и усы винограда, а так же украсить декоративным узором вазу, скатерть и фон.
У: Итак, попробуйте!
Индивидуальная помощь учителя.
Методические советы:
-
Перед рисованием надеть фартук или старую рубашку, халат, чтобы не испачкать одежду.
-
Накрыть стол газетой или клеенкой. Во время работы брызги будут лететь во все стороны, поэтому не забывайте застилать стол и убирать с него все лишнее перед началом работы.
-
При рисовании в данной технике удобнее пользоваться несколькими зубными щетками, но можно и одной. В этом случае следует тщательно смывать краску перед тем, как нанести другую.
-
Маленькие кружочки бумаги или кнопки могут служить бликами на фруктах, например на винограде. И будут открываться в самый последний момент, оставаясь белыми до конца работы.
-
В качестве украшения скатерти или вазы мы можем применить модульный шаблон. Для этого сложить гармошкой полоску бумаги и вырезать узор.
-
Закрепление полученных знаний (3 минуты)
-
С какой техникой рисования вы познакомились на уроке? (ответы детей….)
-
При помощи каких инструментов выполняется техника «набрызг»? (ответы детей….)
-
Какие виды шаблонов вы знаете? (ответы детей….)
-
Итог урока (5 минут)
-
Устроить демонстрацию натюрмортов.
-
Отметить их разнообразие, неповторимость образов.
-
Выставляю оценки за работу.
-
Поблагодарить ребят за работу.
-
Домашнее задание (2 минуты)
-
Выполнить шаблоны, поупражняться в технике «набрызг».
-
Выполнить «Зимнюю композицию в технике «набрызг».
-
Уборка рабочих мест.