• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Нетрадиционная техника рисования. Фруктовая ваза в технике набрызг. Работа с шаблонами

Нетрадиционная техника рисования. Фруктовая ваза в технике набрызг. Работа с шаблонами

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

План-конспект урока «Основы изобразительной грамоты и рисования»


Тема:

Фруктовая ваза. Работа с шаблонами

в технике «набрызг»


Составила: преподаватель ДХШ

Елена Вячеславовна Ночевникова

МЕГИОН 2016


Тема урока:


«Фруктовая Ваза. Работа с шаблонами в технике «набрызг»


Цели урока:

  • Расширение представления о нетрадиционных техниках в ИЗО, о художественных материалах и умение их творчески использовать.

  • Умение изображать по памяти, по представлению и на основе наблюдений несложные сюжеты из окружающего мира, закрепить умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности и строение фруктов.

  • Воспитывать любовь к миру вещей, чувство гармонии в чередовании форм и в сочетании цвета, помочь зарождению философского взгляда на мир.

  • Раскрывать и развивать потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

  • образовательная: Освоить технику «набрызг», развивать навык работы в данной технике, используя шаблоны. Способствовать формированию изобразительных умений и навыков. Использовать шаблоны.

  • развивающая: развивать воображение, творческую фантазию, эмоционально- эстетическую отзывчивость, обогащать словарь учащихся;

  • воспитательная: воспитывать интерес и любовь к урокам изобразительного искусства.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Материалы и оборудование:

для учителя:

  • презентация по технике «набрызг»

  • работы учеников из фонда ДХШ

для учеников:

  • бумага А3 формата,

  • бумага для шаблонов А3 формата,

  • ножницы,

  • стаканчики с водой,

  • гуашь,

  • кисть, карандаш,

  • пластиковая расческа, стека

  • зубная щётка.

Словарная работа: понятия «набрызг», «шаблон»

Ход урока:


1. Организационный момент (2 минуты)


  • Дисциплина. Психологический настрой.

  • Проверка готовности учащихся к уроку.

  • Правила ТБ при работе с ножницами (не играем с ножницами, не подносим ножницы к лицу, используем их только по назначению, следим за движением лезвий во время работы).

2. Сообщение темы урока (3 минуты)

Загадка.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это - натюрморт (ответ детей….)

У: Тема нашего урока: «Декоративный натюрморт в технике «набрызг». Но прежде чем мы познакомимся с этой удивительной техникой, давайте вспомним по теме прошлого урока, что мы уже знаем о натюрморте.


  1. Беседа по теме занятия (15 минут)

У: Давайте вспомним, что же такое натюрморт? (ответ детей...)

У: А как переводится слово «натюрморт»? (ответ детей…)

Натюрморт в переводе с французского - мёртвая природа, натура. Натюрморт может состоять не только из неодушевлённых предметов, но и включать природные формы. Поэтому существует более точное название - тихая жизнь.

У: Каких художников, работавших в жанре натюрморта, вы помните из прошлых уроков? (ответ детей… Питер Клас, Виллем Хеда, Виллем Кальф, Ян Давидс де Хем и Корнелис де Хем, Жан Батист Шарден, Поль Сезан, Анри Матисс, Поль Гоген, Петр Кончаловский, Фёдор Толстой, Илья Машков и др.)

У: Верно. Их знаменитые полотна занимают достойное место в лучших музеях. Вспомните, как художники при помощи красок, и с какой любовью изображают мир вещей на своих картинах.

У: Сегодня мы будем выполнять декоративный натюрморт при помощи нетрадиционной техники, которая носит название «набрызг». Или рисование брызгами. Давайте посмотрим презентацию…

Презентация по технике «набрызг»:


  • 1, 2, слайд:

Достаточно простой в применении является нетрадиционная техника рисования «набрызг». Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски.

«Набрызг» или рисование брызгами - несложная, интересная техника для творчества.


  • 3 слайд:

Краска разбрызгивается с помощью зубной щётки и стеки (расчёски или кисти)


  • 4 слайд:

Для работы нам понадобится: 2 листа бумаги, ножницы, карандаш, зубная щетка, расческа, краски, палитра, баночка с водой.


  • 5, 6, 7 слайды:

Для техники «набрызга» используют шаблоны.

Шаблоны бывают силуэтными, прорезными и модульными (показ шаблонов). Как вы думаете, в чем особенность модульного шаблона? (ответы детей…). Верно, он состоит из модулей - одинаковых повторяющихся элементов.


  • 8 слайд:

Можно зафиксировать шаблоны на листе английскими булавками или кнопками, предварительно подложив под лист планшет или широкий гофрированный картон.

Так работа будет выглядеть аккуратнее.


  • 9, 10 слайд:

Использование шаблонов.


  • 11, 12 слайды:

Эту несложную, интересную технику используют для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа. А так же в технике «набрызг» можно изготовить новогодние открытки.


  • 13 слайд:

Путем разбрызгивания краски можно создать интересную текстуру.


  • 14, 15 слайды:

Шаблоны не всегда вырезают из бумаги. Иногда в качестве шаблонов применяют природные материалы. Например: различной формы листья, травы, веточки растений.


  • 16, 17 слайды:

Последовательность выполнения работы.


  • 18,19, 20 слайды:

Рисунок может быть монохромным или цветным. Для цветного рисунка краски лучше выбирать ярких цветов. Когда в изображении присутствует белый цвет, картины выглядят нарядными, яркими и привлекательными.


  • 21 слайд:

В завершении работы нам необходимо удалить все шаблоны.

Не помешает добавить декоративности натюрморту. Для этого, вооружившись тонкой кисточкой, нанести тоненькие линии и прожилки на листья, завитки и усы винограда, а так же украсить декоративным узором вазу, скатерть и фон.

Методические советы.


  • 22, 23, 24, 25, 26 слайды:

Работы учащихся Детской художественной школы
г. Мегиона


  • 27 слайд:

Использованные иллюстрации и интернет-источники


  1. Практическая работа (50 минут)

У: Вам предстоит сегодня не только овладеть новой техникой, но и по воображению составить свою композицию натюрморта «Ваза с фруктами».

И так как работа сегодня творческая, то и цвет для натюрморта вы подберёте сами.

Можно придумать разнообразные сочетания красок, это зависит от вашего воображения и фантазии.

Но, я полагаю, фрукты должны получиться яркими, сочными, аппетитными.

Этапы выполнения работы:


  1. Изготовление шаблонов:


  • Возьмите лист бумаги и сложите его пополам. Горизонтальный или вертикальный формат зависит от вашей фантазии.

  • Теперь на одной половине листа нарисуйте половину вазы. Нарисуйте дно и боковую часть.

  • Верхнюю линию вазы пока не рисуйте, возможно, там окажется свисающий виноград.

  • Располагайте вазу так, что бы хватило достаточно места для фруктов в верхней части листа.

  • Ножницами по намеченному контуру вырежьте силуэт вазы.

  • Теперь разверните лист. Обратите внимание, что ваза получилась симметричной.

  • Нарисуйте крупные аппетитные фрукты и свисающий виноград.

  • Дорисуйте верхний край вазы.

  • Не забудьте про листья.

  • Проведите горизонтальную линию, обозначив плоскость стола.

  • Теперь аккуратно по контуру вырежьте шаблоны вашего натюрморта.


  1. Использование шаблонов:


  • Соберите все детали ваших шаблонов, как пазлы, аккуратно распределив их на листе бумаги.

  • Следите за тем, чтобы края листа и шаблона совпадали.

  • Детали шаблонов можно закрепить кнопками (обратите внимание, что у вас под листом бумаги лежит гофрированный картон, для того что бы не повредить стол).

  • Теперь аккуратно, открывая определенные фрагменты натюрморта, покрываем их цветом в технике «набрызг».


  1. Выполнение техники «набрызг»:


  • Смочить щетку водой.

  • Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс. Щётка не должна быть слишком влажной.

  • Набрать немного краски на зубную щетку.

  • Взять щетку в одну руку, а стеку (карандаш или расческу) в другую.

  • Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.

  • Важно не ошибиться с направлением движения стеки (к себе), иначе все капли полетят не на бумагу, а на художника.

  • Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими конкретный участок рисунка.

  • Таким образом, в процессе работы мы открываем и закрываем шаблонами определенные участки нашего рисунка и краской другого цвета процесс разбрызгивания повторяется.


  1. Завершение работы:


  • В завершении работы нам необходимо удалить все шаблоны.

  • Не помешает добавить декоративности натюрморту. Для этого, вооружившись тонкой кисточкой, нанести тоненькие линии и прожилки на листья, завитки и усы винограда, а так же украсить декоративным узором вазу, скатерть и фон.

У: Итак, попробуйте!

Индивидуальная помощь учителя.


Методические советы:


  • Перед рисованием надеть фартук или старую рубашку, халат, чтобы не испачкать одежду.

  • Накрыть стол газетой или клеенкой. Во время работы брызги будут лететь во все стороны, поэтому не забывайте застилать стол и убирать с него все лишнее перед началом работы.

  • При рисовании в данной технике удобнее пользоваться несколькими зубными щетками, но можно и одной. В этом случае следует тщательно смывать краску перед тем, как нанести другую.

  • Маленькие кружочки бумаги или кнопки могут служить бликами на фруктах, например на винограде. И будут открываться в самый последний момент, оставаясь белыми до конца работы.

  • В качестве украшения скатерти или вазы мы можем применить модульный шаблон. Для этого сложить гармошкой полоску бумаги и вырезать узор.


  1. Закрепление полученных знаний (3 минуты)


  • С какой техникой рисования вы познакомились на уроке? (ответы детей….)

  • При помощи каких инструментов выполняется техника «набрызг»? (ответы детей….)

  • Какие виды шаблонов вы знаете? (ответы детей….)


  1. Итог урока (5 минут)


  • Устроить демонстрацию натюрмортов.

  • Отметить их разнообразие, неповторимость образов.

  • Выставляю оценки за работу.

  • Поблагодарить ребят за работу.


  1. Домашнее задание (2 минуты)


  • Выполнить шаблоны, поупражняться в технике «набрызг».

  • Выполнить «Зимнюю композицию в технике «набрызг».


  1. Уборка рабочих мест.

© 2010-2022