- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок ИЗО по теме «Пейзаж в живописи»
Урок ИЗО по теме «Пейзаж в живописи»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вязовая Л.Н. |
Дата | 21.09.2013 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Урок «Пейзаж» - методическая разработка.
Пейзаж (живопись).
Живопись означает писать жизнь, писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность. Реалистическое изображение не является зеркальным отражением природы. Живопись обогащает форму, дает возможность художнику отобразить все богатства красок мира. Обучение живописи - научить правильно воспринимать и передавать цветом формы предмета и характеристики окружающего пространства на плоскости.
Цель: создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание воссоздаваемого явления. Ознакомить учащихся с видами живописи, основами цветоведения (хроматические и ахроматические цвета, светотеневые и цветовые контрасты, холодные и теплые цвета), а также дать технические навыки работы с цветовыми отношениями. Дети должны знать, что такое цветовой тон, светотень, полутона, насыщенность.
Задачи: развитие способности видеть натуру во всем ее многообразии и богатстве форм и красок. Необходимо научить детей методике выполнения живописной работы, выработать определенную систему. Видеть, строить, понимать и анализировать развитие восприятия прекрасного в искусстве и окружающей природе.
Ход урока:
Пейзаж - это изображение природной среды, окружающей человека и привлекающей его своей красотой и эстетикой. В зависимости от типа изображаемой среды пейзажи подразделяются на горные, морские, лесные, космические, сельские и городские. При этом лучше пользоваться акварелью или гуашью, так как они ближе всего помогут передать цветовую гамму.
Цветовая гамма зависит не только от выбранной природной среды, но и от времени года, времени суток, погодных условий. Таким образом, рисовать можно:
-
Зимние, летние, осенние, весенние пейзажи.
-
Утренние, дневные, вечерние и ночные пейзажи.
-
Солнечные, дождливые, туманные, снежные пейзажи. При этом не стоит забывать о трёх законах линии горизонта, ближнем и дальнем планах.
Может показаться, что рисовать пейзажи легко и просто, так как не надо тщательно прописывать детали. В действительности же это совсем не так. Кроме навыков и умения изобразить примерную форму увиденных предметов дети должны хорошо знать законы прямой перспективы, воздушной перспективы, а также законы оптического изменения цвета и многое другое. Поэтому первые работы в жанре пейзажа должны быть простыми пейзажами ближнего плана, без открытого горизонта и обширного панорамного вида.
Для начала подойдёт любимый многими с детства пейзажный мотив: на переднем плане трава, далее дерево, чуть дальше дом с забором, а на самом дальнем плане - линия горизонта и небо. Рассмотрим на этом примере все этапы работы над пейзажем.
1-ый этап. Вглядимся в ближний и дальний планы видимого пространства. Предметы ближнего плана имеют более чёткую форму и детальное изображение, а предметы дальнего плана - более расплывчаты и неиндивидуальны. Цвета предметов ближнего плана ярче и теплее, а цвета предметов дальнего плана, особенно у линии горизонта, туманнее, тусклее и холоднее. Эта закономерность сохраняется всегда и называется законом воздушной перспективы. Именно поэтому форма предметов вдалеке всегда воспринимается обобщенной, уменьшается их резкость и видимость, а самое главное - искажаются их цвета. Чем больше степень удаления, тем сильнее проявляются все вышеназванные свойства воздушной перспективы.
2-ой этап. Земля и небо всегда связаны между собой по цветовой характеристике. Дети должны уметь провести сравнительный анализ цветовых характеристик неба и земли. В природе погодные условия всегда отражаются на цвете неба, а он, в свою очередь, очень влияет на цвет земли. Обратите внимание на зависимость цвета предметов от времени суток. При недостатке опыта легче писать пейзаж в пасмурный день, чем в солнечный.
3-й этап. Начинать писать пейзаж следует с фона. Обычно это небо. Большими, общими мазками наносится общим вид неба; на деталях не останавливаются. Следует помнить, что при работе сохраняется правило письма от общего к частному.
4-й этап. Далее прорисовывается второй план картины - как бы середина того, что мы видим. В нашем примере это дерево и дом с забором.
5-й этап. После этого определяются цветовые пятна, и гамма цветов зелени или воды на всём участке до горизонта. При этом цвета земли и воды обязательно соотносить с цветами нарисованного неба.
6-й этап. В заключение сочно и ярко прописывается передний план. В нашем примере это трава. После завершения этих шести этапов получается черновое, но все-таки уже цельное изображение будущего пейзажа.
Конечно же, на этой стадии ни дерево, ни дом никакие другие предметы не имеют своих индивидуальных черт; для этого требуется детальная прорисовка каждого элемента пейзажа.
7-ой этап. Детальная прорисовка каждым ребёнком проводится по-своему и, как правило, с предмета, который его более всего интересует. Работая, дети должны проводить осмысленный отбор - что прорисовывать, а что опустить, т.е. не заметить.
8-й этап. Чтобы после прорисовки пейзаж не утратил единой гармонии, не стал пестрым и разрозненным от детей требуется, как бы заново увидеть свой пейзаж, присмотреться и обратить внимание, что следует прорисовать четко, а что следует размыть и «приглушить», а что прорисовать четче. После этого можно считать законченным.