- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа изо-кружка (5 класс)
Программа изо-кружка (5 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маслова С.Ю. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Утверждаю
Директор МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа №4»
__________________ С.В. Поздеева
Приказ №_____ от _________2015г.
Рабочая программа
кружка «Кудесники»
Руководитель кружка: Маслова С. Ю.
Ялуторовск, 2015г.
Пояснительная записка к рабочей программе кружка «Кудесники»
Рабочая программа кружка «Кудесники» составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и программы «Изобразительное искусство» Б. Неменского, в соответствии с образовательной программой МАОУ «Средняя школа №4» на 2015-2016г.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.
Актуальность программы
Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:
*Возрождения утраченной в период технократии духовности.
*Формирования у учащихся целостной картины мира.
*Развития общей способности к творчеству.
*Умение найти свое место в жизни.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно - творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматриваетразвитие у учащихся изобразительных, художественно - конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы - формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи программы
-
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
-
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
-
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Планируемые результаты:
При прохождении программы кружка «Кудесники», учащиеся осваивают общие для различных искусств художественно-выразительные особенности образного языка: ритм и настроение, движение, композицию, пространство; раскрывают взаимосвязь элементов композиции (музыкальной, изобразительной, архитектурной, декоративной и др.), получают представление о композиционном центре.
У детей формируется понятие культуры как целостного явления: человек природа культурная среда; развиваются представления об особенностях родной культуры, ее роли в мировой культуре.
1. Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и окружающей действительности. Изучение исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов).
Рассмотрение движения, ритма в природе и жизни человека.
2. Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о форме в декоративно-прикладном искусстве. Знак и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.
3. Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности. Цвет в декоративно-прикладном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов, населенных разными народами. Разнообразие видов народного творчества.
4. Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь элементов в декоративной композиции: ритм пятен, линий. Знакомство с орнаментом: особенности национального колорита, природа его происхождения, специфика. Орнамент в жизни человека.
Технологии организации образовательного процесса:
- личностно-деятельностная;
- проблемно-диалогическая;
- коллективная;
- проектная деятельность
Методы. Показатели эффективности достижения планируемых результатов:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
-
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
-
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
-
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
-
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
-
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
-
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер - классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Структура программы
Программа кружка декоративно - прикладного искусства «Кудесники» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т. е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Содержание программы
-
Рисунок: Ритм и орнамент в природной сфере. Стилизация. Композиция из фантастических цветов. Эскизы оформления сцены по мотивам сказок.
-
Живопись: Иллюстрации к художественному произведению. Анималистический жанр. Композиция «Зимующие птицы». Мой город - город-сказка, город будущего. Пасхальный натюрморт. Акварель «Вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам». Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственный Русский музей Санкт-Петербурга (заочно).
-
Аппликация: Аппликация из осенних листьев. Открытка «Елочка». Весенняя поляна.
-
Бумагопластика: Снегири. Объемные цветы. Тюльпаны. Розы. Весенняя поляна.
-
Декоративно-прикладное искусство: Выполнение эскизов одежды с использованием национального орнамента. Букет для мамы. Представление о контрасте. Работа «Новогодний дизайн». Обереговые куклы. Мастера нашего города. Урало-сибирская роспись - роспись нашего края.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «КУДЕСНИКИ»
№ урока
Кол-во часов
Сроки
Тема занятия
1.
1
октябрь
Аппликация из осенних листьев
2
1
Ритм и орнамент в природной сфере. Стилизация
3-4
2
Ритм и орнамент в природной сфере. Композиция из фантастических цветов.
5-6
2
ноябрь
Иллюстрации к художественному произведению
7-8
2
«Букет для мамы»
9-10
2
декабрь
Анималистический жанр. Композиция «Зимующие птицы»
11
1
Открытка «Елочка»
12-13
2
декабрь-январь
Представление о контрасте. Работа «Новогодний дизайн»
14
1
Снегири
15-16
2
январь-февраль
Выполнение эскизов одежды с использованием национального орнамента.
17-18
2
Мой город - город-сказка, город будущего.
19-20
2
Обереговые куклы
21
1
март
Объемные цветы. Тюльпаны. Розы
22-23
2
Пасхальный натюрморт.
24
1
Мастера нашего города
25-26
2
март-апрель
Акварель «Вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам».
27-28
2
апрель
Эскизы оформления сцены по мотивам сказок.
«Василиса Премудрая»
29-30
2
Урало-сибирская роспись - роспись нашего края
31-32
2
май
Весенняя поляна
33-34
2
Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственный Русский музей Санкт-Петербурга (заочно).
Список литературы
Основная литература:
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);
- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 175 с.
- «Изобразительное искусство. Рабочие программ». Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). - М.: Просвещение, 2011. - 129 с..
Дополнительная литература
дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985. - 75 с.
Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977
Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.