Программа изо-кружка (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»


Утверждаю

Директор МАОУ «Средняя

общеобразовательная школа №4»

__________________ С.В. Поздеева

Приказ №_____ от _________2015г.















Рабочая программа

кружка «Кудесники»




Руководитель кружка: Маслова С. Ю.














Ялуторовск, 2015г.


Пояснительная записка к рабочей программе кружка «Кудесники»



Рабочая программа кружка «Кудесники» составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и программы «Изобразительное искусство» Б. Неменского, в соответствии с образовательной программой МАОУ «Средняя школа №4» на 2015-2016г.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.

Актуальность программы

Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:

*Возрождения утраченной в период технократии духовности.

*Формирования у учащихся целостной картины мира.

*Развития общей способности к творчеству.

*Умение найти свое место в жизни.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно - творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматриваетразвитие у учащихся изобразительных, художественно - конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы - формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи программы

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

  • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Планируемые результаты:

При прохождении программы кружка «Кудесники», учащиеся осваивают общие для различных искусств художественно-выразительные особенности образного языка: ритм и настроение, движение, композицию, пространство; раскрывают взаимосвязь элементов композиции (музыкальной, изобразительной, архитектурной, декоративной и др.), получают представление о композиционном центре.

У детей формируется понятие культуры как целостного явления: человек природа культурная среда; развиваются представления об особенностях родной культуры, ее роли в мировой культуре.

1. Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и окружающей действительности. Изучение исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов).

Рассмотрение движения, ритма в природе и жизни человека.

2. Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о форме в декоративно-прикладном искусстве. Знак и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.

3. Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности. Цвет в декоративно-прикладном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов, населенных разными народами. Разнообразие видов народного творчества.

4. Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь элементов в декоративной композиции: ритм пятен, линий. Знакомство с орнаментом: особенности национального колорита, природа его происхождения, специфика. Орнамент в жизни человека.

Технологии организации образовательного процесса:


- личностно-деятельностная;
- проблемно-диалогическая;
- коллективная;
- проектная деятельность

Методы. Показатели эффективности достижения планируемых результатов:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер - классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Структура программы

Программа кружка декоративно - прикладного искусства «Кудесники» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т. е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.











Содержание программы

  1. Рисунок: Ритм и орнамент в природной сфере. Стилизация. Композиция из фантастических цветов. Эскизы оформления сцены по мотивам сказок.

  2. Живопись: Иллюстрации к художественному произведению. Анималистический жанр. Композиция «Зимующие птицы». Мой город - город-сказка, город будущего. Пасхальный натюрморт. Акварель «Вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам». Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственный Русский музей Санкт-Петербурга (заочно).

  3. Аппликация: Аппликация из осенних листьев. Открытка «Елочка». Весенняя поляна.

  4. Бумагопластика: Снегири. Объемные цветы. Тюльпаны. Розы. Весенняя поляна.

  5. Декоративно-прикладное искусство: Выполнение эскизов одежды с использованием национального орнамента. Букет для мамы. Представление о контрасте. Работа «Новогодний дизайн». Обереговые куклы. Мастера нашего города. Урало-сибирская роспись - роспись нашего края.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «КУДЕСНИКИ»


№ урока

Кол-во часов

Сроки

Тема занятия

1.

1

октябрь

Аппликация из осенних листьев

2

1

Ритм и орнамент в природной сфере. Стилизация

3-4

2

Ритм и орнамент в природной сфере. Композиция из фантастических цветов.

5-6

2

ноябрь

Иллюстрации к художественному произведению

7-8

2

«Букет для мамы»

9-10

2

декабрь

Анималистический жанр. Композиция «Зимующие птицы»

11

1

Открытка «Елочка»

12-13

2

декабрь-январь

Представление о контрасте. Работа «Новогодний дизайн»

14

1

Снегири

15-16

2

январь-февраль

Выполнение эскизов одежды с использованием национального орнамента.

17-18

2

Мой город - город-сказка, город будущего.

19-20

2

Обереговые куклы

21

1

март

Объемные цветы. Тюльпаны. Розы

22-23

2

Пасхальный натюрморт.

24

1

Мастера нашего города

25-26

2

март-апрель

Акварель «Вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам».

27-28

2

апрель

Эскизы оформления сцены по мотивам сказок.

«Василиса Премудрая»

29-30

2

Урало-сибирская роспись - роспись нашего края

31-32

2

май

Весенняя поляна

33-34

2

Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственный Русский музей Санкт-Петербурга (заочно).





Список литературы

Основная литература:



- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 175 с.

- «Изобразительное искусство. Рабочие программ». Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). - М.: Просвещение, 2011. - 129 с..



Дополнительная литература

дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985. - 75 с.

Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977

Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.



© 2010-2022