История написания картины И. Е. Репина «Славянские композиторы»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Международная ассоциация славянских школ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П. городского округа Самара

IX открытые Международные Славянские чтения «1150 лет славянской письменности. Культурно-исторические истоки славянской цивилизации и современность»





Секция: «Художественная культура славян»

История написания картины И.Е. Репина «Славянские композиторы»

Автор: Венская Анастасия, учащаяся 10 класса НОУ школы «Альтернатива» А.А. Иоффе

Научный руководитель: учитель ОПД Семенченко Татьяна Сергеевна















Самара - 2013 г.

Оглавление



Введение

Тема нашей работы «История написания картины И. Репина «Славянские композиторы».

Я, ученица 10 класса НОУ школы «Альтернатива» А.А. Иоффе Венская Анастасия, окончила музыкальную школу в городе Уссурийске, на уроках музыкальной литературы впервые услышала о картине «Славянские композиторы». В прошлом году я побывала в доме-музее Репина в селе Ширяево недалеко от Самары, где Репин работал над картиной «Бурлаки на Волге». Картина же «Славянские композиторы» не так широко известна. Меня заинтересовала история создания этого полотна. Я решила познакомиться с творчеством художника, выяснить причины её создания и узнать, кто изображен на картине.

Цель нашей работы исследовать материал, касающийся создания группового портрета «Славянские композиторы». Чтобы достичь цели, мы поставили следующие задачи:

  1. Выяснить причину создания полотна;

  2. Познакомиться с героями группового портрета, выяснить, случаен ли был выбор именно этих композиторов;

  3. Проследить историю картины после её создания;

  4. Провести классные часы для учащихся нашей школы в рамках предмета «Искусство».

Мы считаем, что наша работа актуальна, так как на волне, растущей в мире русофобии, растет интерес к славянской культуре. Я хочу показать, сколько талантливых представителей славян, оставивших свой след в искусстве, было в истории и познакомить с их именами одноклассников.



Глава I. Творчество Репина И.Е.

1.1Значение творчества Репина И.Е.

«Кто из нас не помнит, как в дни нашей юности мы преклонялись перед именем Репина? Мы нетерпеливо ждали его новых произведений…, изучали каждый мазок на его картине, самый холст, называвшийся репинским, и казалось, что иначе, сильнее, чем Репин, нельзя и трактовать натуру, не говоря уже об образах в его картинах. Они казались жизненнее самой жизни, столько в них было правды и силы».

Яков Минченков [2]

Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались его до иллюзии «живыми» портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане - умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни.

С творчеством Репина связаны высшие достижения русской реалистической живописи XIX века. По своему огромному, прямо таки, из ряда вон выходящему таланту, Репин достоин, занять одно из самых видных мест в истории не только русской, но и европейской живописи. О Льве Толстом кто-то сказал однажды: «Толстой - это целый мир». С тем же правом мы можем сказать и о Репине - картины Репина это целые миры, пережившие их создателя и живущие своей самостоятельной жизнью, в сердцах и умах миллионов. Галерея созданных Репиным образов необычайно разнообразна и широка. Это и масштабные многофигурные композиции, такие как: «Арест пропагандиста», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея».

Это и остросоциальные произведения в духе заветов общества передвижников во главе с другом Репина Иваном Крамским: «Бурлаки на Волге», «Отказ от исповеди», «Протодиакон», «Не ждали». Это и религиозные картины: «Тайная вечеря», «Искушение Христа», «Христос в Гефсиманском саду», «Моление о чаше». Особенно впечатляет портретная галерея современников художника, в которой он запечатлел многих известных деятелей культуры и искусства XIX века. В этих портретах искусство Репина проявилось с наивысшей силой, многие из них написаны прямо таки с фантастической страстью и мастерством - таковы легендарные «Портрет композитора Мусоргского», «Портрет писателя Писемского», «Портрет Льва Толстого», «Портрет Пелагеи Стрепетовой», «Портрет Мясоедова», «Мужичок из робких», «Портрет Леонида Андреева» и другие. И если прежние сравнения Репина с Веласкесом или Рембрандтом и кажутся теперь преувеличенными, то все же, по своему колоссальному таланту, Репин достоин, занять одно из самых достойных мест среди мастеров портретной живописи в Европе.

Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом, девятнадцатилетний юноша едет в Петербург с надеждой поступить в Академию художеств.

Вся репинская жизнь, и в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд, провинциального иконописца, в Петербург. Счастьем - сознание того, что он находится в одном городе с Академией и учится в Рисовальной школе на Бирже. Все остальное - бедность, убогое питание: ломти черного хлеба со стаканом черного чая, - оставались где-то на периферии сознания, не мешая и не заслоняя главной светлой картины.

Рисовальной школе при Бирже его покорило уверенное совершенство рисунка, которым владели тамошние учителя. Он пытался им подражать, но безуспешно: его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже. Когда вывесили оценочный лист, он искал себя в самом конце и, не найдя там, страшно расстроился. Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал: «Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой!»

Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли, и то и другое он принимал в рабочем порядке, как необходимые поправки к собственному труду.

Поступив в желанную Академию, Репин пребывал в «величайшем восторге и необыкновенном подъеме». По его признанию - это был «медовый год его счастья». Кажется, ни один поэт не описывал так восторженно свои любовные приключения, как молодой Репин свой первый учебный год в Академии - важную лекцию по начертательной геометрии, занятия скульптурой, всемирной историей и живописью. Благоговение перед наукой, священный трепет перед всякой ученостью осели в нем крепкой привычкой уже навсегда.

В Академии он делает стремительные успехи: уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа. Тринадцатилетним мальчиком он попал на выучку к иконописцу, а через три года его приглашали ездить с артелями в соседние губернии расписывать церкви и писать образа. Юного Репина ценили за его мастерство и культурность и выделяли из толпы артельщиков [5].

Репин прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полную меру оценить исторический, общественный смысл его искусства. Раньше других этот смысл почувствовал выдающийся репинский современник В.В. Стасов, и «стасовский» облик Репина с незначительными изменениями впоследствии многократно оживал в статьях и книгах о нем. Стасов оказался совершенно прав в главном и основном: творчество Репина было социально в том прямом смысле, в каком употребляла это понятие демократическая эстетика XIX века. Оно стремилось не только выразить глубокие умонастроения эпохи подобное желание было свойственно всякому большому искусству и до Репина и после, но и показать причины, рождающие такие умонастроения, иными словами, - показать социальную действительность своего времени, показать самые разные стороны жизни пореформенной России [6]. Не раз, заявляя о своей верности заветам революционных демократов, в первую очередь - эстетическим взглядам Н.Г. Чернышевского, художник постоянно жил тревогами и надеждами передовой русской интеллигенции, ее желанием связать свое дело с борьбой против социального гнета и неравенства. Все это и определило важное место репинских произведений в мировом наследии реалистической живописи XIX века.

1.2 История написания картины «Славянские композиторы»

В конце шестидесятых и начале семидесятых годов в Москве происходило усиленное движение к славянам. Москва всегда поддерживалась великими традициями славянофильства. На этой волне А.А. Пороховщиков, строитель «Славянского базара», разбитной и способный человек, делец и прожектёр («Хлестаков», как называет его И. С. Тургенев), примыкавший к реакционно-славянофильскому лагерю, загорелся мыслью поместить в огромном зале своего ресторана «Беседа» большое художественное панно, изображающее группу славянских композиторов - русских, польских и чешских. В нем имелось уже много портретов деятелей разных отраслей культуры. Не хватало лишь большого декоративного пятна.

Сначала Пороховщиков обратился к признанному в то время мастеру исторической живописи К. Маковскому, жанристу, портретисту и историческому живописцу, известному своими картинами из боярской жизни и огромным полотном «Козьма Минин на Нижегородской площади» (в г. Горьком). Однако запрошенная им сумма 25 000 рублей оказалось чрезмерной для бюджета проекта. Менее знаменитые живописцы были готовы работать за 15 000. Пришлось искать более дешевого исполнителя. Такой, по-видимому, по рекомендации В.В. Стасова, нашелся в лице И.Е. Репина. Недавний выпускник Академии художеств Репин согласился выполнить заказ за 1500 рублей. Он в то время только что закончил обучение и, естественно, получив крупный заказ, был необычайно польщен и старался всеми силами не выказывать этого перед заказчиком. Его не смущала даже весьма скромная плата, которую ему предложил сильно поистратившийся на оформлении своего ресторана Пороховщиков. Вот как Репин вспоминал об этом позднее: «Откровенно признаюсь: мне, как конкуренту, только что окончившему курс Академии художеств, назначенная за картину цена представлялась огромной, и я только из приличия умалчивал о своей радости от этого богатого заказа» [4].

Представляя собой с самого начала своей творческой деятельности тот тип «взыскательного художника», какой был завещан русскому искусству великим Пушкиным, Репин со всем пылом юной души принялся за осуществление картины. Репин писал: «Во всех больших публичных залах меня пленяли широкий верхний свет и светлые фоны. Картину непременно надо было выдержать в русском стиле, потому что Москва, славянство, «Славянский базар» требовали этого» [4]. В работе активную помощь художнику оказывал Владимир Стасов. Он ободрял художника и всячески помогал ему.

Художнику хотелось как можно лучше исполнить порученный ему заказ, но одна неприятность больно ранила молодого мастера и испортила ему немало крови. Передавая Репину список композиторов, которые должны быть, включены в картину, Пороховщиков с благоговением сообщил ему, что список составлен самим Н. Г. Рубинштейном, основателем и главою Московской консерватории. Но каково же было удивление художника, а вместе с ним, конечно, и Стасова, когда они не увидели в этом перечне двух замечательнейших представителей «могучей кучки» - их общих любимцев А. П. Бородина и М. П. Мусоргского. Началась энергичная атака на музыкальные круги, не желавшие признавать Мусоргского. Со всем жаром вступился за «Мусорянина» В. В. Стасов, который, называя так в своих письмах Мусоргского, вкладывал в это прозвище всю свою преданность композитору-новатору, нежно им любимому и глубоко уважаемому. Он выступил в печати со следующим заявлением: «Мы можем пожалеть только об одном: именно о том, что в программу картины не вошли некоторые из новейших композиторов русской музыкальной школы, которые должны были бы тут непременно находиться, нераздельно с Балакиревым и Римским-Корсаковым, как преемники и продолжатели Глинки и Даргомыжского. Но, по всей вероятности, не от живописца зависел выбор для картины тех или других личностей, и очень могло статься, что московские заказчики, очень твердо зная Верстовского и Варламова, еще ничего не слыхали о петербургских композиторах новейшего времени».

Пороховщиков, конечно, не понял злого намека Стасова, а если и понял, то отнесся к нему с равнодушием: он верил только одному Н.Г. Рубинштейну. Со своей стороны, и Репин пытался доказать необходимость включения в картину дорогих ему композиторов. Но напрасно - заказчик был неумолим: Бородина, как химика по специальности, он считал дилетантом, а гениального новатора музыки Мусоргского назвал просто «мусором», который художник, по словам Пороховщикова, хочет «смести в картину». « Вот ещё! Вы всякий мусор будете сметать в эту картину! Мой список имен музыкантов выработан самим Николаем Рубинштейном, и я не смею ни прибавить, ни убавить, ни одного имени из списка, данного вам... Одно мне досадно - что он не вписал сюда Чайковского. Ведь мы, вся Москва, обожаем Чайковского. Тут что-то есть... Ho что делать? A Бородина я знаю; но ведь это дилетант в музыке: он - профессор химии в Медико-хирургической академии... Нет, уж вы всяким мусором не засоряйте этой картины! Дa вам же легче: скорее! Скорее! Торопитесь с картиной, её ждут…». Так один из лучших друзей Репина - замечательный «Мусорянин» - и не попал в картину, в которой он должен был по справедливости занять одно из ведущих мест. Художнику было очень досадно: он так любил музыку Мусоргского и его самого. Однако, как ни воевали Репин и Стасов за Бородина и Мусоргского, художник все же вынужден был в точности исполнить заказ Пороховщикова, опиравшегося на авторитет Н.Г. Рубинштейна.

Так как многих из персонажей картины уже не было в живых, Репин должен был писать их со старинных гравюр, портретов, рисунков и фотоснимков. Это страшно связывало его и тормозило работу.

«В. В. Стасов, с которым я только что познакомился, принял очень близко к сердцу идею картины и совершенно платонически радовался ее разработке. Он с большими жертвами для себя, где только мог, доставал мне необходимые портреты уже давно сошедших со сцены и умерших деятелей музыки и доставлял мне все необходимые знакомства с музыкантами, состоявшими в моем списке, чтобы я мог написать их с натуры», - писал Репин, - «Часто В. В. Стасов, едва перешагнув порог моей академической мастерской, по своему мажорному обычаю, еще не затворив двери, уже издали кричал мне откровенные и громкие одобрения. Его могучий восторг подымал меня, и я бросался к его портфелю, где, я был уверен, уже есть новые портреты лиц, которых у меня еще не было, или их новые повороты из откопанных где-то старинных снимков, дагерротипов, старых литографий и т. д.». «Большинство лиц было сделано по портретам. Только М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, тогда еще морского офицера, и Направника я рисовал с натуры»[4]. (Три рисунка карандашом (с натуры), по которым Репин писал в картине фигуры Н.А. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева и Э. Ф. Направника, находятся ныне в Третьяковской галерее). Много лет спустя Репин по памяти ошибочно датировал их 1870 годом. На самом деле, как указывает И. Э. Грабарь, рисунки исполнены Репиным в феврале 1872 года в Петербурге. «Но чтобы не сбиваться от боковых освещений жилых комнат, я решил с живых лиц снять только контуры в рисунке, чтобы иметь свободу в картине освещать их верхним светом, который меня так очаровывал на светлых фонах, под вечерними люстрами». Именно этим можно объяснить ту особенность подготовительной работы Репина над картиной «Славянские композиторы», что во всех сохранившихся рисунках, сделанных им с живых композиторов, их лица изображены сухими контурами, без тушевки и светотени.

Как сообщает сам художник, выполняя заказ, он хотел сделать картину как можно лучше, внести в нее свое, репинское «я». Это требовало времени, и мастер решил не спешить. Такое решение, понятно, было только выгодно заказчику, но Пороховщиков, ничего не смысливший в искусстве, все время торопил Репина. Наконец, раздосадованный и издерганный художник не стерпел и написал (еще из Петербурга) раздраженное письмо заказчику: «Сколько крови перепортили вы мне вашими понуканиями. После последней вашей телеграммы я просто работать не могу. Работа из-под палки возможна ли художнику? Это так нетактично, чтобы не сказать - неделикатно с вашей стороны. Кнутом подгоняют клячу, а не рысака. Испортили хорошее настроение духа, пошло неудачно и начал портить. Для такой картины, особенно с таким назначением, как вами заказанная, важнее всего первое впечатление. Если первое впечатление будет гадко, то этого уже не исправить никаким совершенным исполнением; значит, проиграем мы оба. Я ничего не смею предложить вам, но испортить свою репутацию неудачным подмалевком из-за ваших 1500 рублей я не намерен. Я лучше уничтожу картину и верну вам деньги». Получив столь резкое письмо, Пороховщиков вынужден был стать сдержаннее и не торопить больше художника. Работа опять наладилась и вошла в колею.

В начале мая 1872 года огромное четырехметровое полотно, уже близкое к окончанию, было перевезено Репиным в Москву и установлено в зале Московской консерватории, помещавшейся тогда на Воздвиженке (ныне улица Калинина), близ Арбатской площади (теперь здесь сквер). (Приложение № 6)

Список композиторов для Пороховщикова составлял Николай Рубинштейн, руководствовавшийся своими личными музыкальными пристрастиями. А кто же был удостоен чести быть изображенным? Посмотрим внимательно на картину «Славянские композиторы» (1871 - 1872 гг.). В ее центре - русские композиторы: на первом плане М. И. Глинка беседует с М. А. Балакиревым, В. Ф. Одоевским и Н. А. Римским-Корсаковым (в военной форме). Позади этой группы сидит на стуле А. С. Даргомыжский, за которым виден И. С. Ласковский, справа А. Ф. Львов (в придворном мундире), слушающий А. Н. Верстовского. У рояля - братья А. Г. и Н. Г. Рубинштейн, между А. Г. и Львовым стоит А. Н. Серов. В глубине за ними группу образуют А. П. Гурилев, Д. С. Бортнянский и П. И. Турчанинов. Польские музыканты - С. Монюшко (крайний справа), Ф. Шопен, М. Огинский и К. Липиньский (на фоне двери). Левый край - чешские композиторы Э. Направник (крайний), Б. Сметана, К. Бендель и В. Горак.

Картина имела успех. На торжественное открытие «Славянского базара» съехалось все аристократическое общество. Репин и заказчик получили массу поздравлений. А вот Тургенев, увидев ее, в письме к Стасову назвал ее «холодным винегретом живых и мертвых». В другом письме он замечал: «Откровенно вам скажу, хуже сюжета для картины я и придумать не могу - и искренне об этом сожалею: тут как раз впадешь в аллегорию, в казеншину, в ходульность...». «Вся моя картина в небольшой зале, занятой двумя роялями, освещалась плохо, но это еще полбеды. Тургенев был утомлен и - я чувствовал - вовсе не расположен ко мне. Окинув ее рассеянным взглядом, Иван Сергеевич сказал с досадой, не дослушав объяснений о лицах и цели картины:

- Ну, что это, Репин? Какая нелепая идея соединять живых с давно умершими! - и, ошарашив меня с места в карьер, так и остался с этим дурным впечатлением от моей картины.

- В сюжете я не виноват, - оправдывался я, - мне список лиц дан заказчиком, и я не смел даже отступить от состава изображаемых мною фигур.

- Ну, что же, тем хуже для вас, а я не могу переварить этого соединения мертвых с живыми!

- Да ведь и живые музыканты не вечны, Иван Сергеевич, - лепетал я смущенно. - А вспомните полукруг Парижской академии художеств: там соединены лица художников на расстоянии трех веков Средневековья; художники, да еще сверху во святых сидят античные греки за пятнадцать веков раньше. И все на одной картине.

- Да, а я все же этого не перевариваю: это - рассудочное искусство... литература»[4].

Торжественное открытие «Славянского базара» произошло 10 мая 1872 года. Тогда гостям был представлен, в частности, концертный зал, исполненным в национальном духе, под названием «Русская палата». У него было второе название - «Беседа». Интерьер заказчик поручил петербургскому академику Андрею Леонтьевичу Гуну. В большом зале среди портретов выставили на всеобщее обозрение картину, получившую название «Славянские композиторы». На торжество были приглашены многочисленные гости. Никольская улица была запружена нарядными щегольскими экипажами.

Как умный человек и большой практик, А. А. Пороховщиков позаботился о привлечении сюда и прессы - великой силы. Разумеется, влиятельные, солидные люди более всего дорожили мнением «Московских ведомостей». И сюда, в «Славянский базар», «университетская» (тогда еще) газета внесла свой суд и свой высокий авторитет. Мне особенно досталось за полутон на лицах и фигурах первого плана и за световой эффектик из полуотворенной двери, отраженный на паркете. Об излюбленном мною полутоне говорили с досадой: он испортил всю картину. «Если нас спросят, видели ли мы картину г. Репина, мы скажем: видели и даже наслаждались ею; но ни одного из лиц, так заботливо обдуманных программой заказчиков, мы на картине не видали: они рисуются черными силуэтами на светлом фоне, и сколько мы ни старались рассмотреть их - невозможно, а следовательно, и судить о них, об их сходстве немыслимо. Таким образом, пропадает самая важная сторона картины. И хотя г. Репин старается отделаться мелкими бликами от света в соседней комнате, отражающимися на паркете у ног Шопена, но эти мелочи только неприятно раздражают неудовлетворенное требование зрителей и мешают главной сути этой картины».

Все это я передаю своими словами и, разумеется, неточно: почти сорок лет прошло!

В мою защиту стихийно взрывался В. В. Стасов, который сравнивал рассуждающих так писателей с заказчиком, требовавшим, чтобы художник убрал на его портрете тень под носом в какое-нибудь другое место.

Но вот появилась великолепная седая голова Тургенева. Он подошел к картине. Вот он увидел автора.

«- А, вы? - ласково жмет он мне руку рукою в белой перчатке - мягко, аристократически. - Видите? Вы имеете успех...

- Да, - конфужусь я, - но вы от моего успеха не изменили вашего мнения о картине?

- Нет, нет, мой друг: мое мнение есть мое, и я с идеей этой картины примириться не могу»[3].

Что касается Репина, то суровый приговор Тургенева его произведению был принят им очень болезненно. Крайне обескураженный, он через несколько дней после свидания с маститым писателем сообщает Стасову: «Я виделся в Москве с Тургеневым. Признаться, не обрадован я этим необыкновенным случаем - не того я ждал». Уже в глубокой старости, за несколько лет до смерти, художник еще раз с тягостным чувством вспоминал об этом споре с Тургеневым, горько сетуя на непонимание знаменитым писателем идеи картины «Славянские композиторы». Как видно, Тургенев сильно погрешил против истины, заявив, будто молодой автор целиком согласился с его критикой.

Любя это свое создание, Репин впоследствии не раз заходил в «Славянский базар» взглянуть на картину, но, к сожалению, она была так плохо освещена, что художник всегда, раздосадованный, уходил. «Лет пятнадцать назад, будучи в Москве и завтракая в ресторане «Славянского базара» с одним другом, я рассказал ему, что тут есть картина, писанная мною; он пожелал ее видеть, и я был очень не прочь взглянуть на нее после двадцати пяти лет. Официант сказал, что надо достать ключ от главного; он постарается.

Днем картина плохо освещается, но мы внимательно осматривали заодно и весь зал. Поблагодарив провожавшего нас слугу, я спросил, не знает ли он, кто писал эту картину.

- Не могу знать, - ответил он. - Это за границей писали.

В 1892 году, устраивая в Академии художеств выставку своих картин, я хотел выставить там и «Славянских композиторов», так как эта картина была увезена в Москву еще не оконченной, и Петербург ее никогда не видел. Но, несмотря на все мои хлопоты, и хлопоты многих московских влиятельных лиц, начиная с П. М. Третьякова и С. И. Мамонтова, очень сочувственно относившихся ко мне, мне не удалось добыть картину: она была уже собственностью целого общества на паях, и для разрешения моей просьбы надо было собирать общее собрание, а это бывает периодически, да и никто не взял бы на себя ответственности за общую собственность» [4].

П. М. Третьяков очень желал приобрести эту картину для своей галереи, но его удержала огромная запрошенная за нее цена. В настоящее время картина с почетом помещена в действительно отвечающем ей месте - Московской государственной консерватории (улица Герцена, № 13). Сейчас консерватория находится на реконструкции, которая закончится к 150-летнему юбилею в 2016 году.



Глава II. Наши исследования

Мы выяснили, что зимою 1871-1872 годов, по заказу строителя «Славянского базара» А. А. Пороховщикова, Репин писал картину, представляющую группу славянских композиторов: русских, поляков и чехов. В своей автобиографии «Далекое близкое» Репин И.Е. писал: «В. В. Стасов, с которым я только что познакомился, принял очень близко к сердцу идею этой картины и совершенно платонически радовался ее разработке; он с большими жертвами для себя, где только мог, доставал мне необходимые портреты уже давно сошедших со сцены и умерших деятелей музыки и доставлял мне все необходимые знакомства с музыкантами, состоящими в моем списке, чтобы я мог написать их с натуры. Огромная картина, предназначенная висеть на довольно большой высоте, должна была быть написана декоративно, то есть широко, «на даль», так как плата за нее определялась скромная - тысяча пятьсот рублей - и срок был короткий». [3]

Картина была увезена в Москву еще не оконченной и Петербург ее никогда не видел. В начале мая 1872 года огромное четырехметровое полотно, было установлено в зале Московской консерватории (Рубинштейн Н. Г. - первый директор Московской консерватории), помещавшейся тогда на Воздвиженке с 1866 по 1871 годы (ныне улица Калинина), близ Арбатской площади (теперь здесь сквер). Торжественное открытие «Славянского базара» произошло 10 мая 1872 года (Улица 25 Октября, № 17 - здание бывшего ресторана «Славянский базар», в котором находилась многие годы картина И.Е. Репина «Славянские композиторы»).

В 1892 году, устраивая в Академии художеств выставку своих картин, Репин хотел выставить там и «Славянских композиторов». Но, несмотря на все его хлопоты, и хлопоты многих московских влиятельных лиц, начиная с П. М. Третьякова и С. И. Мамонтова, очень сочувственно относившихся к Репину, ему не удалось добыть картину. Картина была уже собственностью целого общества на паях, и для разрешения просьбы надо было собирать общее собрание, а это бывает периодически, да и никто не взял бы на себя ответственности за общую собственность[3]. П. М. Третьяков очень желал приобрести эту картину для своей галереи, но его удержала огромная запрошенная за нее цена.

В настоящее время «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского» (Улица Герцена (Большая Никитская), 13) находится на реставрации, которую планируют завершить в 2016 году к 150-летия основания. В фойе перед Большим залом 110 лет назад было огромное стеклянное полотно с изображением «Святой Цецилии». Оригинальный витраж рассыпался в 1941 году от разрыва немецкой бомбы. На его месте после войны была установлена картина И.Репина «Славянские композиторы». 8 июня 2011 г. после реставрация вновь было установлено огромное стеклянное полотно с изображением «Святой Цецилии» - покровительницы музыки. Картину И.Репина «Славянские композиторы» перевесят в левое или правое крыло фойе партера.

Итогом нашей работы стало выступление на классных часах перед учащимися нашей школы в рамках предмета «Искусство» и общероссийской акции «VIVAT, НАУКА!», посвящённой Дню Российской науки. Перед своим выступлением, я провела анкетирование, чтобы выявить насколько хорошо старшеклассники знают творчество Ильи Ефимовича Репина. Приводим результаты анкетирования, проведённого нами среди учащихся 9-11 классов (всего 45 человек):



  1. На вопрос «Знакомы ли вы с творчеством Репина И. Е.»? Положительный ответ дали 100% .



  1. Какие картины Репина И. Е. вы знаете? Перечислите.

«Бурлаки на Волге» - 75,6 % (34 человека назвали только эту картину, остальные 11, помимо этой картины, назвали и другие). «Тайная вечеря» - 8,9% (4 человека). «Иван Грозный убивает своего сына» - 8,9% (4 человека). «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали», «Охотник и на привале» по 2, 2 % (по 1 человеку).



  1. Самая известная, по вашему мнению, картина Репина И. Е. - «Бурлаки на Волге».

  1. Известна ли Вам картина Репина И. Е. «Славянские композиторы»?

Положительно - 6,6% (3 человека). Отрицательно - 93,4% (42 человека).



  1. Что Вы знаете об истории ее написания? К сожалению, никто с историей написания картины И.Е.Репина «Славянские композиторы» незнаком.

Помимо группового портрета «Славянские композиторы» нам удалось найти ещё несколько работ, изображающих группы известных людей. Идеи создания таких произведений воплощались художниками и скульпторами крайне редко. Остановимся на них подробнее.

  • Фреска Поля Делароша, украшающая, так называемый l'Hemicycle - полукруглый актовый зал Парижской академии художеств в 27 метров длины. Фреска написана по заказу французского правительства в 1837 - 1841 годах и изображает собрание выдающихся художников Европы со времен средневековья по первую половину XIX столетия. В центральной части фрески Деларош поместил изображения Апеллеса, Иктина и Фидия - величайших представителей античного искусства («во святых античные греки», по выражению Репина). С этой фрески французским гравером XIX столетия Генрикель-Дюпоном была исполнена гравюра, пользовавшаяся большой популярностью. Репин увидел фреску Делароша в натуре лишь в 1873/74 году, во время своего первого заграничного путешествия. Деларош Поль-Ипполит (1797 - 1856) - французский исторический живописец и портретист салонно-академического направления, оказавший большое влияние на историческую живопись не только во Франции, но и в других странах (Приложение № 7).

  • Скульптурная группа «Зодчие» в Александровском парке г. Санкт-Петербурга Александра Таратынова. Одним из центральных элементов всего комплекса является скульптурная группа из 8 фигур с элементами портретного сходства известных архитекторов - первостроителей Санкт-Петербурга: Растрелли, Росси, Трезини, Тома де Томон, Монферран, Баженов, Захаров, Воронихин. Скульптурная группа установлена на невысоком подиуме и доступна для непосредственного контакта со зрителем. Фигуры компонуются вокруг стола с картой Санкт-Петербурга. Один из стульев остается свободным для того, чтобы любой из зрителей смог присесть и символически принять участие в обсуждении плана города (Приложение №8).

  • Скульптурная группа Зураба Церетели на Большой Грузинской в г. Москве около здания музея-мастерской (было открыто для посетителей 3 ноября 2009 года, как филиал Московского музея современного искусства, основателем и директором которого является З. Церетели). По обе стороны от входа установлены скульптурные композиции, посвященные великим художникам - предтечам современного искусства. Это дань памяти благодарного ученика своим учителям. Слева З. Церетели запечатлел в бронзе Марка Шагала и Пабло Пикассо, с которыми ему посчастливилось быть лично знакомым, а также Анри Матисса, Амедео Модильяни и Винсента Ван Гога. (Приложение №9)



Заключение

«В России за последние сто лет было немало чудных портретистов: Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Тропинин, Венецианов, Перов и Серов - вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России. По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда. В его портретах особенно сказалась его близость к великим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны». Н.А.Бенуа. [1]

В результате анкетирования, проведенного мною среди учащихся 9-х-11-х классов можно сделать вывод, что старшеклассники знакомы с творчеством Ильи Ефимовича Репина. Наиболее известными являются его картины: «Бурлаки на Волге», «Тайная вечеря», «Иван Грозный убивает своего сына». К сожалению, полотно художника «Славянские композиторы» является малоизвестным. Во время классного часа учащиеся проявили интерес к этой картине и к истории её создания, после выступления задавали вопросы.

Мы изучили материал, касающийся создания группового портрета «Славянские композиторы», выяснили, что причиной написания картины стало желание, примыкавшего к реакционно-славянофильскому лагерю, владельца ресторана «Беседа», А. А. Пороховщикова поместить в своем заведении большое художественное панно, изображающее группу славянских композиторов - русских, польских и чешских (в концертном зале). Мы познакомились с героями группового портрета: М.И. Глинкой, М.А. Балакиревым, В.Ф. Одоевским и Н.А. Римским-Корсаковым, А.С. Даргомыжским, И.С. Ласковским, А.Ф. Львовым, А.Н. Верстовским, братьями А.Г. и Н.Г. Рубинштейн, А.Н. Серовым, А.П. Гурилевым, Д.С. Бортнянским, П.И. Турчаниновым, С. Монюшко, Ф. Шопеном, М. Огинским, К. Липиньским, Э. Направником, Б. Сметаной, К. Бенделем и В. Гораком. Список композиторов, изображенных на картине, был составлен Н. Г. Рубинштейном, который руководствовался исключительно своими личными музыкальными пристрастиями, и художник вынужден был в точности исполнить заказ Пороховщикова, опиравшегося на авторитет Н.Г. Рубинштейна.

Мы проследили историю картины после её создания. Мы выполнили все задачи и достигли поставленной цели. В настоящее время картина находится в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (улица Герцена, 13) и после реставрации консерватории в 2016 г., займет достойное место.

В процессе работы мы заинтересовались другими произведениями искусства, где бы были изображены деятели искусства из разных эпох. Помимо группового портрета «Славянские композиторы», нам удалось найти ещё несколько работ, изображающих группы известных людей: фреска Поля Делароша в Париже, скульптурная группа «Зодчие» Александра Таратынова в Санкт-Петербурге, композиция Зураба Церетели в Москве. Идеи создания таких произведений воплощались художниками и скульпторами крайне редко. Итогом нашей работы стало проведение классных часов для учащихся нашей школы в рамках предмета «Искусство» и общероссийской акции «VIVAT, НАУКА!», посвящённой Дню Российской науки.

Список литературы



  1. Грабарь И. Э., И. Е. Репин, т. 1. М., Изогиз, 1937 г., т. I, стр. 78 - 79

  2. Минченков Я.Д. Меценаты искусства и коллекционеры // Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С.409-433.

  3. Мусоргский. М.П. Избранные письма. М., «Музгиз», 1953, стр. 92.

  4. Репин И.Е. Далекое близкое. - М.: Искусство, 1953 г.

  5. Репин И. Е., М., 1937, т. I, стр. 78 - 79

  6. Стасов В.В. Собр. соч., т. 1. СПБ, 1894, стр. 355-356.

tphv-history.ru/books/repin-v-moskve5.html

ilya-repin.ru/publications12.php

dizajnpedia.ru/iskusstvo/istoriya-hudozhnikov/tvorchestvo-repina.html

classica.fm/2011/03/15/bolshoy-zal-otkroetsya/



ПриложенияИстория написания картины И.Е. Репина «Славянские композиторы»

История написания картины И.Е. Репина «Славянские композиторы»



«Славянские композиторы» (Собрание русских, польских и чешских музыкантов). 1871-1872 гг.

Приложение № 1

Илья Ефимович Репин

24 июля [5 августа] 1844 г. - 29 сентября 1930 г.История написания картины И.Е. Репина «Славянские композиторы»

История написания картины И.Е. Репина «Славянские композиторы»

История написания картины И.Е. Репина «Славянские композиторы»



Приложение № 3

Глинка М.И. эскиз для картины «Славянские композиторы»



История написания картины И.Е. Репина «Славянские композиторы»

Приложение № 4

Рисунок И. Репина для полотна «Славянские композиторы», 1870 г. М.А. Балакирев



Приложение № 5

«Славянские композиторы», 1871

Римский-Корсаков

История написания картины И.Е. Репина «Славянские композиторы»

12. Александр Гурилёв (Aleksandr Guriliòv, 1802-1856)

13. Пётр Турчанинов (Piotr Turcianìnov, 1779-1856)

14. Алексей Львов (Aleksej Lvov, 1798-1870)

15. Дмитрий Бортнянский (Dmitrij Bortnjànskij 1751-1825)

16. Александр Серов (Aleksandr Seròv, 1820-1871)

17. Кароль Липиньский (Karol Lipinskij, 1790-1861)

18. Антон Рубинштейн (Anton Rubinštein, 1829-1894)

19. Михаил Огинский (Mikhail Ohìnskij, 1765-1833)

20. Фредерик Шопен (Fryderyk Chopin, 1810-1849)

21. Николай Рубинштейн (Nikolaj Rubinštein, 1835-1881)

22. Станислав Монюшко (Stanìslaw Moniùško, 1819-1872)

1. Эдуард Направник (Eduard Nápravník,1839-1916)

2. Бедржих Сметана (Bedrich Smètana 1824-1884)

3. К. Бендель (Franz Bendel, 1709-1786)

4. Ваклав Горак (Vàclav Horàk, 1800-1871)

5. Владимир Одоевский (Vladimir Odòevskij, 1803-1869)

6. Иван Ласковский (Ivan Laskòvskij, 1799-1855)

7. Александр Даргомыжский (Aleksandr Dargomyzhskij, 1813-1869)

8. Милий Балакирев (Mili Balàkirev, 1837-1910)

9. Николай Римский-Корсаков (Nikolaj Rìmskij-Kòrsakov, 1844-1908)

10. Михаил Глинка (Mikhail Glìnka, 1804-1857)

11. Алексей Верстовский (Aleksej Verstòvskij, 1799-1862)







История написания картины И.Е. Репина «Славянские композиторы»



«Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского» (Улица Герцена, 13).История написания картины И.Е. Репина «Славянские композиторы»

Здание, в котором располагалась Московская консерватория с 1866 по 1871 годы. Ул. Воздвиженка, дом барона Черкасова. Фото конца 19 века. Здание не сохранилось.История написания картины И.Е. Репина «Славянские композиторы»

Приложение № 6

Улица 25 Октября, № 17. Здание бывшего ресторана «Славянский базар», в котором находилась многие годы картина И.Е. Репина «Славянские композиторы».

История написания картины И.Е. Репина «Славянские композиторы»

Приложение № 2 «Славянские композиторы» 1872 г. «Собрание русских, польских и чешских музыкантов»





Приложение № 7

Поль Деларош - масло. «Полукруг в Школе изящных искусств 1»

(Национальная высшая Школа изящных искусств)

История написания картины И.Е. Репина «Славянские композиторы»



Приложение №8. Скульптурная группа «Зодчие» в Александровском парке г. Санкт-Петербурга Александра Таратынова.

Скульптор: Александр Таратынов

Приложение № 9. Скульптурная группа З. Церетели на Большой Грузинской в г. Москве: А. Модильяни, П. Пикассо, А. Матисс, М. Шагал, В. Ван Гог. Бронза.



История написания картины И.Е. Репина «Славянские композиторы»

Словарь

Балакирев Милий (Mili Balàkirev, 1837-1910) - родился в семье Алексея Константиновича Балакирева (1809-1869). В детском возрасте брал уроки игры на фортепиано у Александра Дюбюка. Состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета в 1853-1855. С осени 1867 года до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества. В 1883 году Балакирев был назначен императором заведовать придворной певческой капеллой, в которой, благодаря ему, школьное дело было организовано на прочных педагогических началах.

Бендель К. (Franz Bendel, 1709-1786) - Фра́нтишек Бе́нда (чеш. František Benda, также Франц Бе́нда нем. Franz Benda, крещён 22 ноября 1709, Бенатки-над-Йизероу - 7 марта 1786, Потсдам) - чешский скрипач и композитор, старший брат Иржи Антонина Бенды, основатель немецкой школы игры на скрипке.

Бенуа Николай Александрович (1901, Ораниенбаум - 1988, Кодроипо, близ Удине)- художник, сын Александра Николаевича Бенуа, почётный член АХ СССР (1988). Учился у отца и О.К. Аллегри; в 1916-1918 - в Новой художественной мастерской у В.И. Шухаева и А.Е. Яковлева; в 1919-1924 - в Петроградских свободных художественно-учебных мастерских - АХ - ВХУТЕИНе. Лауреат премии «Золотого Биббиена» (1975).

Бортнянский Дмитрий (Dmitrij Bortnjànskij 1751-1825) - (26 октября 1751, Глухов, Черниговское наместничество - 10 октября 1825, Санкт-Петербург) - русский композитор и дирижёр украинского происхождения. Один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Создатель партесного хорового концерта. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Выдающийся мастер хоровой духовной музыки. Автор опер «Сокол» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787), фортепианных сонат, камерных ансамблей.

Верстовский Алексей (Aleksej Verstòvskij, 1799-1862) - русский композитор и театральный деятель. Родился 18 февраля (1 марта) 1799 в имении Растов Сад Тамбовской губернии. С девяти лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Санкт-Петербург. Там он был определен в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год. Самостоятельно брал уроки фортепьяно, скрипки, пения, композиции. Верстовский А. Н. - инспектор музыки (с 1825), инспектор репертуара императорских московских театров (с 1830), управляющий конторой Дирекции императорских московских театров (1848-1860).

Глинка Михаил (Mikhail Glìnka, 1804-1857) - русский композитор, основоположник национальной композиторской школы. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе на А. С. Даргомыжского, членов «Могучей кучки», П. И. Чайковского, развивавших в своей музыке его идеи.

Гурилёв Александр (Aleksandr Guriliòv, 1802-1856) - русский композитор, пианист, скрипач, альтист. Родился в семье Льва Степановича Гурилёва - крепостного музыканта графа В. Г. Орлова.

Первые уроки музыки получил от отца, игре на фортепиано учился у Джона Филда, теории музыки ― у И. И. Геништы. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете князя Голицына. Несмотря на успех сочинений, композитор провёл почти всю жизнь в бедности, зарабатывая частным преподаванием и корректурой нот.

Даргомыжский Александр (Aleksandr Dargomyzhskij, 1813-1869) - русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.[1]

Деларош Поль (Delaroche) (1797-1856) - знаменитый французский исторический живописец. Настоящее его имя было Ипполит, именем Поль его звали в семействе, и оно удержалось за ним у современников и в истории искусства. Ученик А. Гро. Картины Делароша («Дети Эдуарда IV», 1831, Лувр, Париж; «Убийство герцога Гиза», 1834, Музей Конде, Шантийи) изображают главным образом драматические эпизоды средневековой истории. Натуралистическая тенденция - прозаически-будничная, поверхностная трактовка исторических событий, стремление к внешнему правдоподобию обстановки, костюмов и бытовых деталей - сочетается в творчестве Делароша с занимательностью романтических сюжетов, идеализацией королей, знати и феодальных нравов. Деларошу принадлежат также огромная роспись с изображением художников прошлого в Школе изящных искусств в Париже («Гемицикл», 1837-1841), ряд портретов и религиозных композиций.

Ласковский Иван (Ivan Laskòvskij, 1799-1855) - русский композитор, пианист. Родился в дворянской семье (отец - обрусевший поляк, мать - русская). С раннего возраста обнаружил музыкальный талант, уже в 8 лет бегло разыгрывал на фортепиано довольно сложные сочинения. Систематического музыкального образования не получил. Служил в Преображенском полку, в 1832 г. перешёл в гражданскую службу. В 1820-1830-е гг. его имя становится широко известным музыкальному Петербургу. Этому способствовали концертные выступления Ласковского, а также появление в различных музыкальных сборниках его лирических фортепианных миниатюр.

Липиньский Кароль (Karol Lipinskij, 1790-1861) - известный польский скрипач, композитор и педагог.

Львов Алексей (Aleksej Lvov, 1798-1870) - русский скрипач, композитор, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель. Руководитель Придворной певческой капеллы в 1837-1861 годах. Создатель музыки гимна «Боже, Царя храни!» (1833) и других сочинений.

Мамонтов Савва Иванович (3/15.10.1841-6.04.1918), крупный промышленник и меценат. Разбогател на железнодорожном строительстве, был главным акционером общества Московско-Ярославско-Архангельской ж. д., Товарищества Невского механического завода и общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. Осенью 1899 в результате промышленного кризиса почти полностью разорился. Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов в к. XIX в. объединил в своем подмосковном имении Абрамцево плеяду крупнейших русских художников, музыкантов и артистов (И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, Ф.И. Шаляпин и др.). Основав в 1885 Московскую частную оперу, привлек в нее Шаляпина, Васнецова, Серова и др., взяв на себя художественное руководство. Деятельность Мамонтова способствовала развитию русского искусства.

Минченков Яков Данилович (1871-1938) - русский художник, мемуарист, многолетний уполномоченный Товарищества передвижных художественных выставок. Происходил из казачьего рода, учился в духовной семинарии, некоторое время учительствовал.

Монюшко Станислав (Stanìslaw Moniùško, 1819-1872) - белорусский и польский композитор, родившийся на территории современной Беларуси; автор песен, оперетт, балетов, опер; творец белорусской и польской национальной оперы, классик вокальной лирики. С 1858 года жил в Варшаве, был дирижёром Большого театра (польск. Teatr Wielki), в 1864-1872 годах профессор Музыкального института.

Направник Эдуард (Eduard Nápravník,1839-1916) - чешский и российский композитор, дирижёр. В течение почти пятидесяти лет он занимал пост главного дирижёра Мариинского театра, под его управлением состоялись премьеры практически всех создававшихся в то время русских опер. Жена - оперная певица Ольга Шредер.

Огинский Михаил (Mikhail Ohìnskij, 1765-1833) - польский[1] композитор-любитель, автор знаменитого полонеза Огинского. Участник восстания Костюшко и дипломат Речи Посполитой. Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы (полонезы и мазурки), а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Одоевский Владимир (Vladimir Odòevskij, 1803-1869) - русский писатель, философ, музыковед и музыкальный критик, общественный деятель. Член-учредитель Русского географического общества.

Репин Илья Ефимович родился 24 июля (5 августа) 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804-1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьякона. В 1855 году занимался в топографической школе, но при упразднении военных поселений её закрыли. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова. В 1863 году поступил в Академию художеств в Петербурге. В рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья». Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков. Одной из первых картин Репина, получивших широкое признание, был большой групповой портрет Славянские композиторы, выполненный по заказу предпринимателя А. А. Пороховщикова. В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко». Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. В 1878 году, от гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Первый Репин подарил другу, историку Дмитрию Яворницкому, а тот - Павлу Третьякову. Большая часть моделей для него взята из Екатеринославской губернии (писарь - Яворницкий, Иван Сирко - киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров, раненый в голову казак - художник Николай Кузнецов; войсковой судья в чёрной шапке - Василий Тарновский; молодой казачок в круглой шапке - его сын, обладатель обширной лысины - Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер-гофмейстер двора его Величества, почётный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат. Поначалу он отказался позировать с затылка. Пришлось пойти на хитрость. Яворницкий пригласил его посмотреть свою коллекцию, а позади тайком усадил художника, и пока предводитель любовался монетами, Репин быстро набросал портрет. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. Второй вариант картины (1880-1891 гг.) хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Кто для него позировал, неясно. А третий вариант (1893 г.) - в Харьковском художественном музее. Он уступает по размерам первоначальному, а писарь подан тщедушным интеллигентом в очках. В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иван Грозный и его сын Иван» (1885). В 1887 году Репин развёлся с женой Верой Алексеевной Шевцовой, от этого брака у художника осталось четверо детей: сын Юрий и три дочери, Вера, Надежда и Татьяна, которых он нежно любил и не раз писал их портреты. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых. В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П. А. Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других. С начала 1890-х годов Репин подолгу работал в приобретённом им имении Здравнёве Витебской губернии. Здесь им созданы картины «Белорус» (1892), «Осенний букет» (1892), «Охотник с ружьём» (1892), «Дуэль» (1896), «Портрет сына Юрия на террасе Здравнёвкого дома» (1896) и другие, ряд этюдов. В 1893 г. Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1894-1907 годах он - профессор-руководитель мастерской в Академии художеств, а в 1898-1899 гг. - ректор Академии. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 м²) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек - сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В 1899 году Репин женился на Наталье Борисовне Нордман и приобрёл на её имя землю в посёлке Куоккала в Финляндии, на которой он выстроил усадьбу и назвал «Пенаты» . Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии. Сейчас Пенаты (усадьба) - музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Куоккала) Курортного района Санкт-Петербурга; памятник архитектуры (федеральный), Приморское шоссе, 411. Репин умер в своей усадьбе «Пенаты», после распада Российской империи оказалась на территории в составе Финляндии. По завещанию, тело похоронили в парке усадьбы без гроба. На могиле (по завещанию художника) высадили дерево. Могила сохранена.

Римский-Корсаков Николай (Nikolaj Rìmskij-Kòrsakov, 1844-1908) - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Рубинштейн Антон (Anton Rubinštein, 1829-1894) - композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна. Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.

Рубинштейн Николай (Nikolaj Rubinštein, 1835-1881) - русский пианист-виртуоз и дирижёр. Основатель Московской консерватории (соучредитель князь Николай Петрович Трубецкой) и первый её директор. Брат А. Г. Рубинштейна.

Серов Александр (Aleksandr Seròv, 1820-1871) - русский композитор и музыкальный критик; отец живописца Валентина Александровича Серова. Закончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию. Юрист по образованию, чиновник министерства юстиции и внутренних дел. Серов был первым, кто во всей истории мировой музыки употребил термин «симфонизм».

Сметана Бедржих (Bedrich Smètana 1824-1884) - чешский композитор, пианист и дирижёр, основоположник чешской национальной композиторской школы.

Стасов Владимир Васильевич (2 [14] января 1824, Санкт-Петербург - 10 [23] октября 1906, Санкт-Петербург) - русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель. Сын архитектора Василия Петровича Стасова.

Таратынов Александр Михайлович - член корреспондент российской академии художеств заслуженный художник российской федерации.

Турчанинов Пётр (Piotr Turcianìnov, 1779-1856) - протоиерей, русский духовный композитор, гармонизатор древнерусских церковных напевов.

Таратынов Александр Михайлович - член корреспондент российской академии художеств заслуженный художник российской федерации.

Третьяков Павел Михайлович (15 [27] декабря 1832 года, Москва - 4 [16] декабря 1898 года, Москва) - российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.

Турчанинов Пётр Иванович (Piotr Turcianìnov, 1779-1856) - протоиерей, русский духовный композитор, первый гармонизатор древнерусских церковных напевов.

Фреска Поля Делароша - Под «полукругом Парижской академии» Репин разумеет огромную, в 27 метров длины, украшающую так называемый l'Hemicycle полукруглый актовый зал Парижской академии художеств. Фреска написана по заказу французского правительства в 1837 - 1841 годах и изображает собрание выдающихся художников Европы со времен средневековья по первую половину XIX столетия. В центральной части фрески Деларош поместил изображения Апеллеса, Иктина и Фидия - величайших представителей античного искусства («во святых античные греки», по выражению Репина). С этой фрески французским гравером XIX столетия Генрикель-Дюпоном была исполнена гравюра, пользовавшаяся большой популярностью. Репин увидел фреску Делароша в натуре лишь в 1873/74 году, во время своего первого заграничного путешествия. Деларош Поль-Ипполит (1797 - 1856) - французский исторический живописец и портретист салонно-академического направления, оказавший большое влияние на историческую живопись не только во Франции, но и в других странах.

Церетели Зураб Константинович (груз. ზურაბ წერეთელი; р. 1934) - советский и российский художник и скульптор. Президент Российской академии художеств (с 1997 года). Народный художник СССР (1980). Герой Социалистического Труда (1990).

Шопен Фредерик (Fryderyk Chopin, 1810-1849) - польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. Автор 2 концертов (1829 год, 1830 год), 3 сонат (1828-44), фантазии (1841 год), 4 баллад (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромтов, ноктюрнов, этюдов, вальсов, мазурок, полонезов, прелюдий и других произведений для фортепиано; песен.



© 2010-2022