• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках изобразительного искусства

Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках изобразительного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках искусства.

Работа с иллюстрацией к тексту.

Мною был опробован и показал неплохие результаты следующий прием детского иллюстрирования прочитанных текстов.

На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.

Свой рассказ я конкретизировала определенной, заранее отобранной иллюстрацией к знакомому детям тексту из учебника.

После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют.

На уроках искусства во 8 классе можно применять следующие приемы работы с художественными иллюстрациями к текстам:

  • беседа по содержанию иллюстрации («Кто изображен на рисунке?»);

  • совместный с учащимися анализ картин в целях раскрытия художественной близости иллюстрации с изучаемым литературным произведением;

  • узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»);

  • рассказ учителя по иллюстрации, картине;

  • рассматривание иллюстрации и обдумывание ее содержания с целью ответить на вопрос;

  • составление рассказа по иллюстрации (о герое, его состоянии, настроении и др.);

  • составление вопросов по иллюстрации;

  • пересказ текста по серии иллюстраций;

  • пересказ эпизода по иллюстрации;

  • сравнение иллюстраций, репродукций картин различных авторов для изучения способов изображения явлений природы, образов главных героев;

  • соотнесение иллюстрации и текста («Найди картинку к таким словам...»);

  • оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему тебе нравится эта картинка?»);

  • составление подписи под иллюстрацию (озаглавливание иллюстрации);

  • выбор цитаты к иллюстрации («Какие слова подходят к этой картинке?»);

  • соотнесение образов, созданных на иллюстрации, в тексте и музыкальном произведении и др.

Рассмотрим приемы работы с иллюстрацией при знакомстве с картиной И. И. Левитана «Золотая осень». (Урок искусства 8 класс, 1 четверть, тема «Искусство рассказывает о красоте Земли». 2 часа.)

Известнейшая картина И. И. Левитана «Золотая осень» рассматривается детьми после того, как учащиеся прочитали много прекрасных стихов об осени и сходили в осенний лес, познакомились с тем, как художники слова изображают это время года, и даже попытались сами рисовать словами осенние картинки. Поэтому им будет интересно познакомиться с совершенно иным способом изображения того же образа осени, но только в другом виде искусства - живописи. Можно спросить у детей, в каком ещё виде искусства можно изобразить осенние картины и настроение, и кто-нибудь из учеников наверняка ответит, что в музыке.

Урок начинается с рассматривания репродукции картины в учебнике. Хорошо, если учитель сможет найти репродукцию большего формата и повесить её перед глазами детей. Предложим такую логику разговора:

1. Впечатление от картины, настроение, с которым она рассматривается.

2. Соотнесение с образами осени, нарисованными поэтами; к какому изображению картина ближе всего, строчки, которыми можно её подписать.

3. Рассматривание деталей картины: речка (разная окраска воды, контраст холодноватых тонов воды с яркой золотистой окраской берёз и травы, светлая вода в перспективе течения реки); куст на переднем плане, его цвет; две ближайшие берёзки в сравнении с берёзой, стоящей у изгиба реки (отдельных листьев не видно, художник рисует обобщённо, мазками); озимое (поэтому такой цвет!) поле в перспективе (косвенное присутствие человека, который его засеял); луг с пожелтевшей травой на правом берегу; освещение картины солнечными лучами, контрастные тени, подчёркивающие это, прозрачность воздуха - чёткость и ясность картин.

4. Нравится ли художнику то, что он изображает? В каком душевном состоянии писал он эту картину? Зачем? (Именно здесь можно рассказать о тяжёлой жизни художника, который рано остался сиротой, голодал, не имел своего угла, когда учился, всегда был не удовлетворён своей работой. Почти все его картины грустны; как пример, можно показать детям картину «У омута»).

В качестве домашнего задания ученикам предлагается рассказать о любой детали картины, которая особенно понравилась или похожа на то, что ребёнок видел.

Рассмотрим урок знакомства с произведением И. И. Левитана «Весна - большая вода», чтобы учащиеся представили себе половодье. (Урок искусства 8 класс, 1 четверть, тема «Искусство рассказывает о красоте Земли». 2 часа.)

Далее учитель продолжает:

- Художник выбрал ничем не примечательный, но очень характерный для русского пейзажа уголок природы во время весеннего разлива. Внимательно всмотримся в картину и побеседуем о том, что мы увидели.

Вопросы для беседы по картине И. И. Левитана «Весна - большая вода»:

1. Какое время года изображено на картине?

2. Картина изображает только природу?

3. Так ли уж безлюдна картина? Какие следы пребывания человека изобразил художник? Как вы думаете, зачем?

4. Каких деревьев больше всего на картине? Опишите их, постарайтесь найти точные рисующие слова.

5. Какие ещё деревья нарисовал художник? Зачем? Почему они такие?

6. Рассмотрите внимательно воду. Почему она так необычно нарисована?

7. Докажите, что художник изобразил солнечный день (обратите внимание на освещение и тени).

8. Как вы думаете, нравится художнику то, что он нарисовал? Какое у него было настроение, когда он писал эту картину? А у вас, когда вы на неё смотрите?

Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз.

Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено.



© 2010-2022