- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Учебно-практическое пособие «Формирование профессиональных компетенций у студентов через освоение продуктивной деятельности в области оригами»
Учебно-практическое пособие «Формирование профессиональных компетенций у студентов через освоение продуктивной деятельности в области оригами»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Худорошкова Г.Д. |
Дата | 21.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования (ССУЗ)
Челябинский государственный педагогический колледж № 2
Учебно-методический центр
Учебно - практическое пособие
Формирование профессиональных компетенций у студентов через освоение
продуктивной деятельности в области оригами
Рассмотрено на заседании ПЦК
дисциплин предметной подготовки по специальности 050144
Челябинск 2013 год
Формирование профессиональных компетенций у студентов через освоение продуктивной деятельности в области оригами
Учебно-практическое пособие / сост. Г.Д. Худорошкова. - Челябинск, 2013. - 63 с.
Учебно-практическое пособие предлагает краткое описание методических и технологических подходов к обучению дошкольников одному из видов продуктивной, конструктивной деятельности - работе с бумагой, оригами в разных возрастных группах детского сада.
Предназначено для студентов педагогических колледжей, практических работников дошкольных образовательных учреждений.
Челябинский государственный
педагогический колледж №2
Учебно-методический центр
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………4 - 5
Основы оригами: базовые формы, правила выполнения работ……..6- 12
Тематика предметных и сюжетных видов работ…………………….17-62
Список литературы…………………………………………………….. 63
Пояснительная записка
Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная, конструктивная деятельность ребенка в детском саду. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности, детали, овладевают изобразительными, конструктивными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.
Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания - увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников. Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал - широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плавает, самолетик, змей взлетает ввысь и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в конструктивной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в
преобразованной форме. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.
Но анализ работы педагогов дошкольных учреждений показывает, их затруднения в выборе тематики поделок из бумаги в зависимости от возраста дошкольников, слабое владение техникой и последовательностью конструирования из бумаги. Однообразные, скучно оформленные поделки детей редко объединяются в интересные тематические композиции.
Современные методические рекомендации Т.С. Комаровой, З.А. Богатеевой, Н.В. Дубровской, И.А. Лыковой и других авторов предлагают содержание и приемы работы по данной технике достаточно интересно, но эти рекомендации разбросаны в разных источниках, не систематизированы.
Цель этого пособия показать данный раздел работы с бумагой в системе, последовательно в соответствии с возрастом дошкольников.
Учебно-практическое пособие «Формирование профессиональных компетенций у студентов через освоение продуктивной деятельности в области оригами» предназначено для студентов педагогических колледжей, педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с целью расширения знаний и методики обучения работы с бумагой в разных возрастных группах детского сада.
Большинство игрушек создаются дошкольниками из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовки.
Важно помнить, что качество изображения, на конечный результат влияет не только выбор заготовки, толщина бумаги, но и тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо научить их приемам, постепенно усложняя последовательность сгибов и другие приемы обработки бумаги.
Простейшие способы конструирования из бумаги основаны на умении складывать квадрат пополам, по горизонтали и вертикали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали.
Очень важно научить детей складывать базовые формы:
- треугольник - двойной треугольник - птица
- дверь - двойной квадрат - рыба
- книжка - дом - конверт (блин)
- стрела (воз. змей) - катамаран - цветок и другие
Умение их складывать - залог успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм желательно проводить индивидуально или не большими подгруппами. Перед этим необходимо познакомить ребенка с условными обозначениями принятыми в оригами.
А Базовые формы: Б
А - «двойной треугольник» Б - «двойной квадрат»
Базовая форма - «птица»
Базовые формы: А - «рыба», Б - «цветок»
8
9
10
БАЗОВАЯ ФОРМА - «ДОМ»
Базовая форма - «прямоугольник»
15
Правила
ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ
-
Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
-
Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
-
Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, желательно цветной.
-
Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка должна быть в два раза больше, чем у детей.
-
При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
-
Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма - выполнение детьми, показ второго - выполнение детьми и т.д.
-
Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
-
Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
-
После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Тематика предметных изображений
Маски от базовой формы- «треугольник»
Маски от базовой формы - «треугольник»
Краб от базовой формы - «цветок»
Маска собаки от базовой формы - «двойной квадрат»
Маска поросенка от базовой формы - «двойной треугольник»
Маска лошадки от базовой формы - «стрела»
Маска белочки от базовой формы - «треугольник»
«Акула» - базовая форма «треугольник» «Рыбка» - базовая форма «двойной треугольник»
Маска коровы от базовой формы - «двойной треугольник» Котенок от базовой формы - «прямоугольник»
Маска льва от базовой формы - «двойной квадрат»
Маска волка от базовой формы - «треугольник»
Лошадка от базовой формы - «стрела»
Попугай от базовой формы - «рыба"
Крокодил от базовой формы - «рыба» Ящерица от базовой формы - «прямоугольник»
Лягушка - базовая форма « треугольник» Черепаха - базовая форма «двойной треугольник»
Жаба - базовая форма «двойной треугольник»
Рыба желтая - базовая форма - «рыба»,
синяя - базовая форма - «двойной квадрат»
Головастик от базовой формы- «двойной треугольник»
Рыба из прямоугольной формы
Рыба от базовой формы - «треугольник»
Ослик и белые медведи делаются из заготовки прямоугольной формы
Кузнечик, б/форма- «цветок»
Жук, б/форма -« двойной треугольник»
Поросенок из прямоугольной заготовки Поросенок из двух б/форм «треугольник» разного размера
Петух, базовая форма - «стрела» Синица, базовая форма «птица»
Курочка с цыплятами, от базовой формы - «треугольник»
Тюльпан, базовая форма -« цветок» Лилия, базовая форма -« двойной треугольник»
Дома: стены из базовой формы -« книга», крыши из базовой формы -« двойной треугольник»
Ворона выполняется из базовой формы - «рыба»
Голубь, из базовой формы - «птица»
Сова, базовая форма - «рыба» Попугай из прямоугольной заготовки
Лебедь выполняется из базовой формы - прямоугольник
Чайка, выполняется из б/формы - «стрела»
Попугай, от базовой формы - «рыба» Попугай, от базовой формы -«прямоугольник»
Пингвин, от базовой формы -«треугольник»
Птица, от базовой формы - «стрела»
Собаки, от базовых форм - «треугольник» и «стрела»
Кошка, от базовой формы - «прямоугольник» Кошка, от базовой формы - «треугольник»
Корова и бык, выполняются от базовой формы- «прямоугольник»
Лисичка, от базовой формы «треугольник» и «стрела»
Лисичка, от базовой формы -«треугольник»
Белочка, от базовой формы «стрела»
Медвежонок, от базовой формы - прямоугольник
Бабочки, от базовой формы - «двойной треугольник»
Цветы, от базовой формы - «треугольник»
Варианты тематических композиций
Список литературы
1.Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студ. высш. сред.пед.учеб.заведений / В.В.Выгонов. - М.:Издательский центр «Академия», 1999.-256 с.
2.Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателей детского сада / Л.В. Куцакова. - М.: Просвещение 1999.-158с.
3.Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение 2000. - 208с.