9 класс рбочая программа по изо Ломова С. П

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Атамалян Татьяны Ивановны

ИСКУССТВО.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

9 класс

Рабочая программа

для общеобразовательных

учреждений

Авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина,

Н. С. Иванова, Н. Е. Долгоаршинных

1 час в неделю, 34 часа в год

Уровень базовый

Учебник ИСКУССТВО.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина,Н. С. Иванова, Н. Е. Долгоаршинных -2 -еиздание.,стереотип,-М.:Дрофа,2015

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа «Изобразительное искусство»

для 9 классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому развитию идей художественно-эстетического формирования личности, заложенных в начальной школе.

Цели курса:

- знакомство с образным языком и историей развития

изобразительного искусства, эволюцией художественных

идей, понимание значимости изобразительного искусства

и художественной культуры для общества;

-формирование представлений о выразительных средст-

вах живописи, графики, декоративно- прикладного искусст-

ва, скульптуры, дизайна, архитектуры;

-овладение знаниями об изобразительном искусстве,

умениями и навыками художественной деятельности, раз-

нообразными формами изображения на плоскости и в объеме

(с натуры, по памяти, представлению, воображению);

-развитие наглядно-образного, ассоциативного и логи-

ческого мышления, пространственных представлений, худо-

жественных и творческих способностей, интуиции, фанта-

зии, эмоционально-эстетического восприятия действитель-

ности;

-воспитание средствами изобразительного искусства

личности школьника, обогащение его нравственного опыта,

эстетических потребностей, формирование уважительного

отношения к искусству и культуре народов многонациональ-

ной России и других стран.

Общая характеристика курса

Курс изобразительного искусства в общеобразовтельной школе, наряду с другими учебными предметами,содействует решению комплекса учебно-воспитательных иразвивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру,

духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников.

В основу программы положены:

-единство воспитания и образования, обучения в творче-

ской деятельности учащихся, сочетание практической рабо-

ты с развитием способности воспринимать и понимать про-

изведения искусства, прекрасное и безобразное в окружаю-

щей действительности и в искусстве;

-яркая выраженность познавательно-эстетической сущ-

ности изобразительного искусства, что достигается введени-

ем раздела

≪Беседы об изобразительном искусстве и красоте

вокруг нас,

за счет тщательного отбора и систематизации

картин, отвечающих принципу доступности;

-система учебно-творческих заданий на основе ознаком-

ления с народным декоративно-прикладным искусством как

важным средством нравственного, трудового и эстетического

воспитания;

-система межпредметных связей (литература, русский

язык, история, иностранные языки, музыка, технология,

биология), что позволяет почувствовать практическую на-

правленность уроков изобразительного искусства, их связь с

жизнью;

-соблюдение преемственности в изiadазительном твор-

честве младших школьников и учащихся 5 класса;

-направленность содержания программы на активное

развитие у детей эмоционально-эстетического и нравствен-

но-оценочного отношения к действительности, эмоциональ-

ного отклика на красоту окружающих предметов, природы

и т. д.

В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаменталь-

ный характер классической школы рисунка, живописи икомпозиции, на освоение школьниками основополагающих

понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставлен-

ных учебно-воспитательных целей и задач предусмотренытрадиционные виды занятий: рисование с натуры; рисова-

ние на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте во-

круг нас.

Вместе с тем подходы к формированию содержанияшкольного художественного образования, отвечая требова-

ниям сегодняшнего дня, претерпели существенные изменения. Так, например, раздел ≪Декоративная работа≫ вклю-

чает в себя основы дизайна. В программе также отраженоиспользование информационно-коммуникационных техно-

логий для усиления визуальной и творческой составляющейобучения изобразительному искусству.

С целью оптимизации общекультурного, личностного ипознавательного развития детей, преемственности ступеней

образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсаль-

ных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года сучетом сезонных особенностей и интересов учащихся.

Программа предусматривает использование разнообразразнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик. В ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники

пользуются различными художественными материалами:карандаш, акварель, акрил, темпера, гуашь, сангина или

уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка и др.

Характеристика основных видов занятий

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включаетв себя выполнение как длительных заданий, рассчитанных

на 1-2 урока, так и кратковременных, которые выполняются в течение 7-15 минут (наброски и зарисовки).

Рисунки с натуры выполняются различными художественными материалами - простым карандашом, акварель-

ными или гуашевыми красками. В отдельных заданиях применяется уголь, сангина, соус. Обычно такие задания пред-

шествуют выполнению рисунков на темы и декоративнымработам.

На уроках рисования с натуры в 9 классе необходиморазвивать художественные умения и навыки, сформирован-

ные в начальной школе, углублять основы знаний в областирисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладно-

го искусства. Учащиеся продолжают изучать элементарныезакономерности перспективы, конструктивного строения

предметов, светотени, цветоведения.

Рисование на темы, по памяти и представлению - это создание композиций на темы окружающей жизни, иллюстри-

рование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправ-

ленных наблюдений, по воображению и сопровождаетсявыполнением набросков и зарисовок с натуры.

В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотной конструктивной передачи

объема, пространственного положения, соблюдения пропорций, освещенности, цвета предметов. Важное значение при-

обретает выработка у учащихся умения выразительновыполнять рисунки, определять общее и типическое в художе-

ственном образе.

Декоративная работа, художественное конструирование дизайн на уроках изiadазительного искусства предусмат-

ривают изготовление учащимися творческих декоративныхкомпозиций, составление эскизов оформительских работ,

эскизов полиграфической продукции, эскизов костюмов.Знакомство с элементарными основами проектной графики

вводит учащихся в современный мир дизайна. Пониманиеритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного

равновесия форм и цвета является важным основанием выполнения эскизов.

Во время практических работ важно использовать самыеразнообразные художественные материалы и технику: гра-

фические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветныемелки, цветная тонированная бумага, ретушь, аппликация

и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными осо-

бенностями.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокругнас основаны на показе произведений искусства. Беседы вос-

питывают у детей интерес и любовь к искусству, расширяютпредставления об окружающем мире.

Школьники учатся понимать содержание картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок,

цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного

художественного творчества.

Занятия обогащаются использованием современных информационных технологий, компьютерных мультимедий-

ных программ, видеофильмов, экскурсиями в художествен_ственном образе.

Декоративная работа, художественное конструированиеи дизайн на уроках изiadазительного искусства предусмат-

ривают изготовление учащимися творческих декоративныхкомпозиций, составление эскизов оформительских работ,

эскизов полиграфической продукции, эскизов костюмов.Знакомство с элементарными основами проектной графики

вводит учащихся в современный мир дизайна. Пониманиеритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного

равновесия форм и цвета является важным основанием выполнения эскизов.

Во время практических работ важно использовать самыеразнообразные художественные материалы и технику: гра-

фические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветныемелки, цветная тонированная бумага, ретушь, аппликация

и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными осо-

бенностями.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокругнас основаны на показе произведений искусства. Беседы вос-

питывают у детей интерес и любовь к искусству, расширяютпредставления об окружающем мире.

Школьники учатся понимать содержание картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок,

цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного

художественного творчества.

Занятия обогащаются использованием современных информационных технологий, компьютерных мультимедий-

ных программ, видеофильмов, экскурсиямив художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы

учащиеся хорошо знали искусство, народное творчествосвоего края.

Ознакомление детей с русским искусством, обучение ихна основе русской реалистической художественной школы

должно вестись в тесной связи с местными национальнымиособенностями изобразительного искусства, с традициями

народных художественных ремесел, т. е. учитывать региональный компонент, без которого обучение искусству будет

оторвано от реальной жизни. Также важно знакомитьшкольников и с творчеством выдающихся мастеров зару-

бежного искусства.

Главное, чтобы школьники осознали место отечественного изобразительного искусства в общей мировой художест-

венной культуре, огромный вклад русских художников, национальных художников Российской Федерации в мировую

сокровищницу общечеловеческих культурных ценностей. Вто же время учащиеся должны иметь представление и о раз-

нообразии художественных культур, о различных тенденциях развития мирового и отечественного искусства.

Проектная деятельность учащихся

Реализовать творческие и исследоватеисследовательские способности учащихся, повысить мотивацию и эффективность

учебной деятельности позволяет метод проектов. Проектнаядеятельность стимулирует интерес школьников как к инди-

видуальным, так и коллективным формам работы. В структуру учебного проекта входят следующие компоненты:

-анализ актуальности проводимой работы;

-выбор цели, формулирование задач;

-выбор средств и методов для реализации целей и задач;

-планирование, определение последовательности и сро-

ков работы;

-проведение проектных работ;

-оформление и представление результатов.

Создание проекта направлено на получение определенного продукта. Примером продукта проектных работ, создавае-

мых на занятиях изобразительного искусства в школе, могутбыть разработка и изготовление декоративных или дизай-

нерских изделий или разработка компьютерных учебных пособий (мультимедийные презентации и т. п.). В то же время

проектная деятельность учащихся ориентирована не толькона получение продукта предметных результатов деятельнос-

ти, но и в первую очередь на личностное развитие школьников. Представление результатов проектной деятельности

формирует у учащихся такие универсальные учебные дейсвия, как умение структурировать материал, обсуждать, объ-

яснять, доказывать, планировать выступление, вести диалог, и многие другие.



Место курса в учебном плане

В учебном плане основного общего образования на

изучение изобразительного искусства 9 классе - 35 ч

Ценностные ориентиры

содержания курса

Ценностные ориентиры

содержания курса

Ценностные ориентиры содержания курса отражены

в личностных, метапредметных и предметных результатах

освоения изобразительного искусства и имеют следующие

целевые установки:

-осознание ценности человеческой жизни, семьи, граж-

данского общества, любовь к своему краю и Отечеству;

-осознание ценности труда, науки и творчества;

-осознание важности образования и самообразования

для жизни и деятельности;

-осознание своих обязанностей перед семьей, общест-

вом, Отечеством;

-осознание ценности здорового образа жизни, безопас-

ного для человека и окружающей его среды.

Реализация ценностных ориентиров на уроках изобрази-

тельного искусства обеспечивает высокую эффективность

решения жизненных задач и возможность саморазвития обу-

чающихся.

Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения курса

Результаты освоения курса изобразительного искусства

в основной общеобразовательной школе

Личностные результаты:

-сформированность гуманистических и демократиче-

ских ориентаций, основ гражданственности, любви к семье,

людям, своей стране, уважения к традициям и культуре дру-

гих народов, бережного отношения к материальным и духов-

ным ценностям;

-сформированность эстетических потребностей, ценнос-

тей и чувств;

-сформированность самостоятельности и личной ответ-

ственности за свои поступки;

-сформированность представлений о нравственных нор-

мах;

-развитость воображения, образного мышления, про-

странственных представлений, сенсорных способностей;

-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстни-

ками;

-способность к самооценке и самоконтролю, владение

познавательной и личностной рефлексией;

-наличие мотивации к творческому труду, работе на ре-

зультат;

-сформированность установки на безопасный, здоровый

образ жизни.

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели и задачи учеб-

ной деятельности, планировать наиболее эффективные спо-

собы и пути достижения целей, контролировать учебные

действия и оценивать результат;

-умение определять понятия, сравнивать, анализиро-

вать, обобщать, классифицировать, устанавливать анало-

гии, причинно-следственные связи, логически рассуждать,

делать выводы и умозаключения;

-умение использовать для решения художественных за-

дач средства информационных и коммуникационных техно-

логий;

-умение использовать для решения познавательных за-

дач различные источники информации, включая энцикло-

педии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

-умение слушать собеседника и вести диалог, аргумен-

тировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совмест-

ную деятельность.

Предметные результаты:

-сформированность художественной культуры, потреб-

ности в художественном творчестве и в общении с искусст-

вом;

-овладение практическими умениями и навыками в

восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

-сформированность навыков работы различными худо-

жественными материалами и в разных художественных тех-

никах;

-овладение основами изобразительной грамоты, практическими умениями и навыками в различных видах художе-

ственной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, де-

коративно-прикладном искусстве и проектной графике),

а также в специфических формах художественной деятель-

ности, базирующихся на информационно-коммуникацион-

ных технологиях (ИКТ);

-способность к созданию выразительного художествен-

ного образа.

2 .СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Рисование с натуры

Живопись

Композиция

4 ч

Декоративное искусство и дизайн

Архитектура

7 ч

9 КЛАСС (35 ч)

Теоретические основы рисования с натуры гипсовой

модели головы человека (античная скульптура). Систематизация знаний о конструктивном строении формы головы, пе-

редаче объема, композиции, комплексное использованиезнаний, умений и навыков в процессе выполнения учебных

заданий.

Закономерности построения деталей головы человека.Поэтапное рисование гипсовых слепков носа, губ, глаза, уха:

композиция, линейно-конструктивное построение, светотеневой рисунок.

Анализ положения изображаемых объектов, их анатомических особенностей, пропорций и общей формы.

Линейно-конструктивное построение формы гипсовой головы человека. Моделировка головы средствами светотени,

подчинение деталей целому, согласование бликов, рефлексов и полутонов по отношению к свету и тени.

Виды изображения интерьеров. Основные закономерности линейно-конструктивного построения интерьера, созда-

ние глубинно-пространственного эффекта, передача освещения и колорита. Живописное изображение интерьера в усло-

виях естественного и искусственного освещения.

Портретная живопись России XVIII-XIX вв. Различныет ехники написания портретов. Художественные приемы,

помогающие создать образ портретируемого человека: композиция, ракурс, поза, взгляд, выражение лица, одежда, об-

становка, освещение, колорит и манера письма.

Живописные зарисовки головы человека. Передача первого впечатления от натуры, выразительных черт внешнос-

ти - формы головы, прически, лица, пропорциональные иживописные особенности, акценты. Совершенствование

умения использовать выразительные особенности художественных материалов, умения выполнять быстрые наброски и

зарисовки.

Примерные задания по рисунку:

а) наброски деталей головы человека с гипсовых слепков

носа, губ, глаза, уха;

б) рисунок гипсовой античной головы.

Примерные задания по живописи:

а) этюды интерьера с натуры в условиях искусственного и

естественного освещения;

б) краткосрочные этюды - живописные зарисовки голо-

вы человека.

Рисование на темы, по памяти

и представлению

Использование разнообразных средств художественной выразительности при создании композиции (формат,

точка зрения, высота линии горизонта, характер освещения,местоположение композиционного центра и пр.).

Обеспечение согласованности, соподчинения, целостности художественного произведения, гармоничной уравнове-

шенности всех частей одного целого.

Усиление эмоциональной составляющей живописной работы с помощью цвета.

Создание выразительной, яркой по эмоциональному накалу композиции, раскрывающей художественный замысел

автора изобразительными средствами.

Примерные задания по композиции:

а) упражнения - композиции с необычной точкой зрения, сложным ракурсом, интересным масштабным соотно-

шением, нестандартным форматом, освещением и т. п.;

б) композиция ≪Моя будущая профессия≫;

в) композиция ≪Историческая личность__

Декоративная работа, художественное

конструирование и дизайн

Выполнение дизайнерских проектов интерьеров.

Использование возможностей компьютерной графики.

Особенности современного интерьера, его предметное на-

полнение.

Проект:

-разработка дизайн-проекта интерьера, его предметное

наполнение с разной степенью подробности;

-пояснительная записка;

-фронтальная перспектива со смещением точки схода от

центра симметрии;

-элементы интерьера.

Рекомендуемые произведения

Алексеев А. Мастерская А. Г. Венецианова.

Андреа М. Купольная фреска Камеры дельи Спози.

Билибин И. Иллюстрации к сказкам ≪Сестрица Аленуш-

ка и братец Иванушка≫, ≪Марья Моревна≫; Иллюстрации к

сказке ≪Василиса Прекрасная≫.

Брюллов К. Автопортрет.

Васильев В. Плач Ярославны.

Васильев К. Парад 7 ноября; Плач Ярославны.

Верейский О. Новая дорога.

Врубель М. Богатырь; Портрет С. И. Мамонтова; Демон

(сидящий).

Гойя Ф. Колосс.

Даффингер М. М. А. Мусина-Пушкина.

Дейнека А. Вратарь.

Делакруа Э. Свобода, ведущая народ (Свобода на баррика-

дах).

Делфтский В. Астроном.

Зеленцов К. В комнатах. Гостиная с колоннами на антре-

солях.

Иванов А. Явление Христа народу.

Иогансон Б. Праздник победы.

Корин П. Александр Невский; Северная баллада.

Коровин К. Бумажные фонарики.

Крамской И. Портрет скульптора М. Антокольского;

Портрет художника Ф. Васильева.

Купцов В. АНТ-20 ≪Максим Горький≫.

Менцель А. Концерт Фридриха II в Сан-Суси.

НепринцевЮ. Отдых после боя.

Окороков Б. Перехватчики.

Пименов Ю. Место свиданий.

Пластов А. Фашист пролетел.

Пукирев В. Неравный брак.

Репин И. Портрет С. И. Мамонтова; Запорожцы пишут

письмо турецкому__

Серов В. Портрет С. И. Мамонтова; Портрет княгини

З. Н.Юсуповой; Портрет М. Н. Ермоловой.

Сикейрос Д. Новая демократия.

Соколов П. Портрет Е. П. Бакуниной.

Суриков В. Меншиков в Березове; Утро стрелецкой казни.

Фаворский В. Плач Ярославны.

Фетти Д. Притча о потерянной драхме.

Фонвизин А. Портрет А. А. Барсовой.

Хогарт У. Бал.

Хох П. Мать у колыбели.

ЦаревЮ. Никто не забыт и ничто не забыто.

Цорн А. Портрет С. И. Мамонтова.

Чеботарев К. Завтрак в Суук-Су.

Юон К. Новая планета.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Результаты освоения курса изобразительного искусства

в 9 классе

Личностные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сфор-

мированы:

-способность к самооценке на основе критериев успеш-

ности учебной деятельности;

-основы гражданской идентичности, своей этнической

принадлежности в форме осознания ≪я≫ как члена семьи,

представителя народа, гражданина России; осознание ответ-

ственности человека за общее благополучие;

-знание основных моральных норм и ориентация на их

выполнение;

-понимание чувств других людей и сопереживание им;

-установка на здоровый образ жизни;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе

знакомства с мировой и отечественной художественной

культурой;

-готовность к осознанному выборуальнейшей образо-

вательной траектории.

Метапредметные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сфор-

мированы:

-исследовательские и проектные умения;

-коммуникативные универсальные умения;

-регулятивные универсальные учебные умения.

Предметные результаты

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

-основные этапы развития русского и зарубежного изо-

бразительного искусства, национальные традиции в изобра-

зительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство

и памятники культуры своего края;

-систему теоретических основ изобразительного искус-

ства (законы и закономерности конструктивного строения

формы, перспективы, светотени, цветоведения, компози-

ции).

Обучающиеся должны уметь:

-самостоятельно проводить анализ художественных

произведений, выделяя идейное содержание и особенности

изобразительного языка, связь темы произведений худож-

ников с музыкальными и литературными произведениями;

-самостоятельно выполнять различные учебные и твор-

ческие рисунки и художественные поделки, используя осно-

вы изобразительной грамоты и добиваясь художественно-об-

разной выразительности;

-использовать изобразительные знания, умения и навы-альнейшей образо-

вательной траектории.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Критерии и нормы оценок по изобразительному искусству

1. Самостоятельность

«5»-«4»- работа выполнена самостоятельно (без помощи учителя, выбрана композиция, определены размеры, пропорции, форма, пространственное расположение, цвет изображаемых объектов, последовательность выполнения рисунка);

«3»- несамостоятельно (весь ход работы выполнен с помощью учителя).

2. Выразительность рисунка

«5»-«4» - выразительная передача изображаемого (удачный, наиболее отвечающий теме сюжет, пространственное расположение предмета, выбранный формат, оригинальная компоновка, четко выделено использование в композиции контрастов цвета, света, тени, ритма, динамики, гармоничное сочетание цветов, яркости, звучности цвета, гибких, изящных линий);

«3» - невыразительная передача изображаемого в рисунке (рисунок очень мелкий, сдвинут, неудачная компоновка, отсутствует композиционное единство между элементами сюжета, не используется линия симметрии, ритм, динамика, линия рисунка отличается однообразием, отсутствует гармоническое сочетание цветов, оттенков.

3. Способ выполнения рисунка

«5»-«4»-правильный (эффективный) способ выполнения рисунка - от общего к частному, от частного снова к общему, выполнение предварительного эскиза, использование схемы, линий построения рисунка.

«3»- неправильный способ выполнения рисунка - рисование ведется отдельными частями, деталями, отсутствует использование схемы, линий построения рисунка.

4. Эмоционально-эстетическое отношение

«5»-«4» - ярко выраженное эмоционально-эстетическое отношение, проявляющееся в стремлении аккуратно и красиво выполнить рисунок, во внимательном наблюдении и изображении натуры, всех элементов композиции, учащийся с увлечением работает над созданием композиции, неоднократно отставляет свой рисунок и любуется им;

«3»- отсутствие эмоционально-эстетического отношения, проявляющееся в пассивности наблюдения и изображения, поисках композиции, в неаккуратном выполнении рисунка, в отсутствии интереса к работе.

4.Перечень учебно - методического обеспечения 9 класс

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебник ИСКУССТВО.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина,Н. С. Иванова, Н. Е. Долгоаршинных -2 -еиздание.,стереотип,-М.:Дрофа,2015

Оборудование

  • Учебные столы.

  • Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)

  • Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

Технические средства

  • Экран

  • Компьютер

  • Мультимедиа проектор

Методический фонд

  • Фотографии «Архитектура»

  • Репродукции картин разных художников с изображением городского и индустриального пейзажа.

  • Муляжи для рисования

  • Серии фотографий и иллюстраций природы.

  • Фотографии и иллюстрации животных.

  • Тела геометрические

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.



5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9 класс)

№ п/п

Наим. разд. прогр.

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1.

Р
И
С
У
Н
О
К

Искусство в жизни современного человека

1

Искусство вокруг нас, искусство и наука, художественный образ- стиль - язык. Искусство и власть, храмовый синтез искусств, синтез искусств театре, кино, на телевидении

Знать законы и закономерности

композиции, конструктивного

строения формы, светотени.

Выполнять учебные рисунки, используя основы изобразительной

Грамоты.

Повторить тему.

2.

Наброски деталей головы человека (гипсовые слепки носа) - рисование с натуры.

1

Живописные зарисовки головы человека. Передача первого впечатления от натуры, выразительных черт внешности - формы головы, прически, лица, пропорциональные и

живописные особенности, акценты.

Учебник, стр. 4 - 9

3.

Искусство и наша безопасность. Подготовка рисунков к районному конкурсу ПДД.

1

Передача через искусство общественно значимых проблем для общества.

Выполнить красками.

4.

Наброски деталей головы человека (гипсовые слепки глаза) - рисование с натуры.

1

Живописные зарисовки головы человека. Передача первого впечатления от натуры, выразительных черт внешности - формы головы, прически, лица, пропорциональные и

живописные особенности, акценты.

Учебник, стр. 10 - 15

5.

Наброски деталей головы человека (гипсовые слепки губ и уха) - рисование с натуры.

1

Живописные зарисовки головы человека. Передача первого впечатления от натуры, выразительных черт внешности - формы головы, прически, лица, пропорциональные и

живописные особенности, акценты.

Учебник, стр. 15 - 21.Доклад об истории создания скульптуры Микеланджело «Давид».

6.

Рисунок гипсовой античной головы - рисование с натуры

1

Совершенствование

умения использовать выразительные особенности художественных материалов, умения выполнять быстрые наброски и зарисовки.

Учебник, стр. 22 - 28. Подобрать информацию об античных скульптурах.

7 .

Выполнение композиции «Осторожней будь с огнем»

1

Выполнение рисунков к районной выставке.

Выполнить красками.

8 - 9.


Ж
И
В
О
П
И
С
Ь

Этюд интерьера при естественном освещении - рисование с натуры.

Этюд интерьера в условиях искусственного освещения - рисование с натуры

2

Виды изображения интерьеров. Основные закономерности линейно-конструктивного построения интерьера, создание глубинно-пространственного эффекта, передача освещения и колорита.

Знать приемы живописного изображения интерьера, последовательность работы над ним.

Знать художественные приемы и средства, используемые для создания выразительного портретного образа.

Выполнять учебные этюды, используя основы изобразительной

грамоты.

Выполнять творческие мульти-

медиапроекты.

Учебник, стр. 29 - 43. Сделать подборку репродукций картин с интерьером.

10.

Выполнение композиции на тему «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА»

1

Выполнение рисунков к районной выставке.

Дорисовать.

11.

Презентация ≪Дизайн интерьера в различные исторические

периоды≫.

1

Знакомство с интерьером в разные исторические эпохи. Отличительные особенности на конкретных предметах интерьера: мебель, посуда и т.п.

Составить сравнительный анализ интерьеров в разные периоды.

12.

Портрет в технике гризайль.

1

Знакомство с техникой гризайль.

Учебник, стр. 44 - 52. Рассказать о художниках Ф. Васильеве, И. Крамском и др.

13.

Этюды головы человека. Создание портретного образа.

1

Понятие этюды, умение выполнять этюды головы человека при выполнении портретного образа.

Учебник, стр. 52 - 68. Провести сравнительный анализ портретов знаменитых художников.

14.

Краткосрочные этюды - живописные зарисовки головы человека - рисование с натуры

1

Зарисовка эмоций человека: радость, грусть, удивление, плач и т.д.

Дорисовать.

15.

Портретная живопись России XVIII-XIX вв.

1

Различные техники написания портретов. Художественные приемы, помогающие создать образ портретируемого человека: композиция, ракурс, поза, взгляд, выражение лица, одежда, обстановка, освещение, колорит и манера письма.

Проанализировать портреты выдающихся художников.

16.

Основные художественные средства.

1

Знакомство с основными художественными средствами.

Учебник, стр. 70 - 82

17.

К
О
М
П
О
З
И
Ц
И
Я

Доминирующий цвет и акцент. Упражнения-композиции с необычной точкой зрения, сложным

ракурсом, интересным масштабным соотношением, нестандартным форматом, освещением и т. п.

1

Использование разнообразных средств художественной выразительности при создании композиции (формат, точка зрения, высота линии горизонта, характер освещения, местоположение композиционного центра и пр.).

Обеспечение согласованности, соподчинения, целостности художественного произведения, гармоничной уравновешенности всех частей одного целого. Усиление эмоциональной составляющей живописной работы с помощью цвета.

Создание выразительной, яркой по эмоциональному накалу композиции, раскрывающей художественный замысел

автора изобразительными средствами.

Иметь представление о многообразии художественных средств

выразительности, используемых

при работе над композицией

(контраст и противопоставление,

формат, масштаб, колорит и др.),

и применять их.

Знать этапы работы над композицией, последовательно работать над ней. Работать над созданием выразительных образов главных героев.

Использовать доминанту и акцент для выделения композиционного центра.

Сочинять яркие по эмоциональному накалу композиции,

раскрывать художественный замысел изобразительными средствами.

Выполнять творческие мульти-

медиапроекты

Учебник, стр. 82 - 87. Подготовить презентацию по данной теме.

18.


Композиция в живописи великих художников.

1

Композиция в живописи великих художников на примере картин.

Учебник, стр. 88 - 96. Проанализировать картину К. Брюлова «Последний день Помпеи»

19.

К
О
М
П
О
З
И
Ц
И
Я

Композиция ≪Моя будущая профессия≫ - рисование на тему.

1

Композиция тематическая: эскиз повар, бухгалтер, воспитатель, строитель и другие. Характерные особенности различных профессий.

Выполнить любыми графическими материалами.

20.

Композиция ≪Историческая личность≫ - рисование на тему

1

Знакомство с различными произведениями, запечатлевшими знаменитые личности разных эпох. Выполнение портрета известных людей.

Дорисовать.

21.

ДЕ
КО
РА
ТИВ
НАЯ

РА
БО
ТА

Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.

1

Знакомство с историей костюма. Дизайн и элементы современной одежды.

Иметь элементарные представления о компьютерной графике и

использовать ее в практической

деятельности.

Выполнять эскизное решение пространства интерьера согласно

его функциональному предназначению.

Выполнять творческие мульти-

медиапроекты

Разработать проект дизайна современной одежды.

22.

Дизайн-проект интерьера (графические материалы или

компьютерная графика)

1

-разработка дизайн - проекта интерьера, его предметное наполнение с разной степенью подробности;

-пояснительная записка;

-фронтальная перспектива со смещением точки схода от центра симметрии;

-элементы интерьера.

Повторить тему «Композиция».

23.

И


Д
И
З
А
Й
Н

Выполнение композиции на тему «ПАСХАЛЬНЫЙ СВЕТ И РАДОСТЬ».

1

Выполнение рисунков к районной выставке.

Раскрасить.

24.

Массовые, общедоступные искусства. Изображение в полиграфии

1

Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической продукции (книги, газеты, журналы). Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши.

Выполнить эскиз полиграфической продукции.

25.

Фотоискусство. Создание фотоколлажа

1

Изображение в фотографии, коллаж из фото.

Создать фотоколлаж.

26.

Проектирование открытки

1

Воплощение своей дизайнерской задумки через проектирование собственной открытки.

Выполнить красками.

27.

Театральное искусство

1

Сценография. Художники театра, Создание эскиза оформления сцены

Нарисовать театральную маску

28.

Ландшафтный дизайн.

1

Знакомство с понятием ландшафтный дизайн. Область применения и значение в современном обществе.

Учебник, стр. 98 - 105

29.

А
Р
Х
И
Т
Е
К
Т
У
Р
А

Архитектура исторического города

1

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм). Архитектура и дизайн. Своеобразие и отличительные особенности архитектуры исторического города. Зарисовка этюдов.

Иметь представления об архитектуре современного и исторического времени использовать данные знания в практической работе. Выполнять эскизное решение архитектурного пространства согласно

его функциональному предназначению.

Подготовить доклад об одном из стилей в архитектуре.

30.

Архитектура современного города

1

Своеобразие и отличительные особенности архитектуры современного города. Зарисовка этюдов.

Выполнить графическими материалами.

31.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

1

Архитектура в природе. Значение ландшафта в современном мире.

Учебник, стр. 106 - 117.

32.

Проектирование интерьера.

1

Знакомство с элементами составления интерьера.

Учебник, стр. 118 - 125. Разработать планировку спортивной площадки.

33.

Искусство и открытие мира для себя.

1

Искусство и открытие мира для себя.

Выполнить кроссворд по искусству.

34-35

Обобщение пройденного материала.

1

Подведение итогов за год по курсу «Искусство».







© 2010-2022