• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья «Исследовательская деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»

Статья «Исследовательская деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»

В статье говорится о использовании исследовательской деятельности так актуальной при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. Так же указываются результаты применения исследовательской деятельности на занятиях изобразительным искусством. Целью является развитие творческого потенциала обучающихся через развитие исследовательских способностей. Побуждает к открытию учащимся личных способностей и возможностей. Это и есть первая ступень к самореа...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства.

________________________________________________________________

Разуева Ольга Александровна,

учитель ИЗО и черчения МКОУ Чернокоровской СОШ


«У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении».

Я.А.Коменский

Творческая личность - это человек, способный к творческой деятельности. Человек становится творческой личностью в ходе своего индивидуального развития и совершенствования качеств путем усвоения опыта и ценностных ориентаций общества.

Развитие творческой личности школьника - одна из важнейших задач обучения и воспитания. Одним из условий развития творческой личности обучающихся является исследовательская деятельность. Она в полной мере способствует общему развитию обучающихся, развитию их творческих способностей, приобретению новых знаний и умений, помогает наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Применение исследовательской деятельности на уроках побуждает учеников быть активными, самостоятельными в выборе решений, воспитывает умение вести диалог с самим собой, с партнёром, с педагогом. (8).

ФГОС определяет, что результатом изучения изобразительного искусства является:

1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. (1).

Идея исследовательского урока - «познание начинается с вопроса». Это означает обращение к проблемному вопросу, с которого начинается исследование. Проблемный вопрос приводит учащихся к дискуссии, заставляет искать ответ на поставленный вопрос, т.е. проводить исследование, которое впоследствии вырастает в проекты, презентации.

Подготовка исследовательских работ проходит под руководством учителя-предметника, который, соответственно, является научным руководителем обучающегося. Именно в этой деятельности раскрываются новые грани способностей ребенка, открываются новые имена среди учеников.

Исследовательская работа может быть разнообразной, как индивидуальной, групповой, кратковременной и протяжённой во времени.

С учетом возрастных особенностей детей существуют следующие формы и приемы работы:
▪ игры;
▪ работа в библиотеке с различными источниками;
▪ интеллектуальные головоломки;
▪ практические занятия;
▪ работа с компьютером под руководством родителей;
▪ дискуссии;
▪ беседы.

В ходе работы ученики развивают следующие дидактические и исследовательские умения:
• осваивают материал на основе внутреннего плана действий;
• вносят коррекцию в развитие собственных умственных действий;
• творчески применяют знания в новых условиях, проводят опытную работу;
• работают с несколькими источниками сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
• делают выводы из фактов, совокупности фактов;
• конструируют знания, положив в основу принцип созидания;
• высказывают содержательно свою мысль, идею;
• решают самостоятельно творческие задания, усложняя их, и многие другие, возникающие в ходе работ над выбранной или предложенной темой.(5)

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер. Процесс изучения проблемы должен носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности. (2).

Учитель в своей педагогической практике использует следующие дидактические принципы: принцип научности, наглядности, принцип сознательности и активности, систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, связи теории с практикой, принцип доступности, посильности обучения, политехнический принцип (в трудовом обучении). Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. (6).

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Внеклассная работа по изобразительному искусству может быть направлена на развитие познавательной активности учащихся. В содержание программ занятий включить практическую направленность тем занятий, их связь с жизнью.(2)

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы - все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.(3)

Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие ребенком собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.

Использование исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование исследовательской деятельности позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Исследовательская деятельность повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.(4)

Практика показала, что исследовательская деятельность применима на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого задания является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Исследовательская деятельность способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Исследовательская работа учеников - это их первый научный труд. Навыки, полученные в работе над рефератом, исследованием, проектом, помогут школьникам в дальнейшем и с выбором сферы деятельности и с умением защитить свою точку зрения. А совместная работа учителя и учащихся дает большой вклад в пополнении методической копилки учителя. Занимаясь исследовательской деятельностью, ученики чувствуют себя полноценными членами общества, способными найти свое место в будущей самостоятельной жизни. (7). Изучение дополнительной информации помогает им получить универсальное образование, которое формирует навыки самообразования и способствует у ребят навыки саморазвития.

Используемая литература:

1. Осипова Г.И. «Опыт организации исследовательской деятельности школьников»; издательство «Учитель»; 2007.

2. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев. - М.: Аркти, 2005.

3. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - № 6, 2003. - с.24-29.

4. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В. «Организация проектной деятельности в школе»; издательство «Учитель», 2008.

  1. issl.dnttm.ru- сайт журнала «Исследовательская работа школьника».

  2. Воронцов, А. Десять шагов к совершенству качества образования [Текст] / А.Воронцов // Электронная газета «Вести образования». - 2011. - № 7 eurekanext. livejournal.com/53083.html

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.

7



© 2010-2022