- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Статья «Исследовательская деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»
Статья «Исследовательская деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Разуева О.А. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Исследовательская деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства.
________________________________________________________________
Разуева Ольга Александровна,
учитель ИЗО и черчения МКОУ Чернокоровской СОШ
«У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении».
Я.А.Коменский
Творческая личность - это человек, способный к творческой деятельности. Человек становится творческой личностью в ходе своего индивидуального развития и совершенствования качеств путем усвоения опыта и ценностных ориентаций общества.
Развитие творческой личности школьника - одна из важнейших задач обучения и воспитания. Одним из условий развития творческой личности обучающихся является исследовательская деятельность. Она в полной мере способствует общему развитию обучающихся, развитию их творческих способностей, приобретению новых знаний и умений, помогает наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Применение исследовательской деятельности на уроках побуждает учеников быть активными, самостоятельными в выборе решений, воспитывает умение вести диалог с самим собой, с партнёром, с педагогом. (8).
ФГОС определяет, что результатом изучения изобразительного искусства является:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. (1).
Идея исследовательского урока - «познание начинается с вопроса». Это означает обращение к проблемному вопросу, с которого начинается исследование. Проблемный вопрос приводит учащихся к дискуссии, заставляет искать ответ на поставленный вопрос, т.е. проводить исследование, которое впоследствии вырастает в проекты, презентации.
Подготовка исследовательских работ проходит под руководством учителя-предметника, который, соответственно, является научным руководителем обучающегося. Именно в этой деятельности раскрываются новые грани способностей ребенка, открываются новые имена среди учеников.
Исследовательская работа может быть разнообразной, как индивидуальной, групповой, кратковременной и протяжённой во времени.
С учетом возрастных особенностей детей существуют следующие формы и приемы работы:
▪ игры;
▪ работа в библиотеке с различными источниками;
▪ интеллектуальные головоломки;
▪ практические занятия;
▪ работа с компьютером под руководством родителей;
▪ дискуссии;
▪ беседы.
В ходе работы ученики развивают следующие дидактические и исследовательские умения:
• осваивают материал на основе внутреннего плана действий;
• вносят коррекцию в развитие собственных умственных действий;
• творчески применяют знания в новых условиях, проводят опытную работу;
• работают с несколькими источниками сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
• делают выводы из фактов, совокупности фактов;
• конструируют знания, положив в основу принцип созидания;
• высказывают содержательно свою мысль, идею;
• решают самостоятельно творческие задания, усложняя их, и многие другие, возникающие в ходе работ над выбранной или предложенной темой.(5)
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер. Процесс изучения проблемы должен носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности. (2).
Учитель в своей педагогической практике использует следующие дидактические принципы: принцип научности, наглядности, принцип сознательности и активности, систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, связи теории с практикой, принцип доступности, посильности обучения, политехнический принцип (в трудовом обучении). Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. (6).
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Внеклассная работа по изобразительному искусству может быть направлена на развитие познавательной активности учащихся. В содержание программ занятий включить практическую направленность тем занятий, их связь с жизнью.(2)
Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.
Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы - все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.(3)
Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие ребенком собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.
Использование исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование исследовательской деятельности позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Исследовательская деятельность повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.(4)
Практика показала, что исследовательская деятельность применима на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого задания является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Исследовательская деятельность способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Исследовательская работа учеников - это их первый научный труд. Навыки, полученные в работе над рефератом, исследованием, проектом, помогут школьникам в дальнейшем и с выбором сферы деятельности и с умением защитить свою точку зрения. А совместная работа учителя и учащихся дает большой вклад в пополнении методической копилки учителя. Занимаясь исследовательской деятельностью, ученики чувствуют себя полноценными членами общества, способными найти свое место в будущей самостоятельной жизни. (7). Изучение дополнительной информации помогает им получить универсальное образование, которое формирует навыки самообразования и способствует у ребят навыки саморазвития.
Используемая литература:
1. Осипова Г.И. «Опыт организации исследовательской деятельности школьников»; издательство «Учитель»; 2007.
2. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев. - М.: Аркти, 2005.
3. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - № 6, 2003. - с.24-29.
4. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В. «Организация проектной деятельности в школе»; издательство «Учитель», 2008.
-
issl.dnttm.ru- сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
-
Воронцов, А. Десять шагов к совершенству качества образования [Текст] / А.Воронцов // Электронная газета «Вести образования». - 2011. - № 7 eurekanext. livejournal.com/53083.html
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.
7