ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Волшебный карандаш»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр индивидуального развития»



РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

на методическом Директор МБОУ ДО ЦИР

совете МБОУ ДО ЦИР _________Л.А. Постникова

Протокол № ____________ «__»______________ 2015

от «__»__________ 2015 г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Волшебный карандаш»






.

Возраст обучающихся: 6-11 лет

Количество часов в год: 108 час

Педагог дополнительного образования

Плотникова Анжелика Дмитриевна



Сургут

2015 г.

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр индивидуального развития»

Наименование образовательной организации

МБОУ дополнительного образования

«Центр индивидуального развития»

Название программы

«Волшебный карандаш»

Направленность программы

Художественно-эстетическая

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Плотникова Анжелика Дмитриевна

Год разработки

2015

Где, когда, кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Методический совет МБОУ ДО «Центр индивидуального развития»

Протокол№_______ от «___»________2015г.

Информация о наличии рецензии

Внутренняя рецензия

Цель

развитие творческих способностей обучающихся, через занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

Задачи

обучающие:

- научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами;

- познакомить детей с признаками предметов, явлений природы и человека;

- научить сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет;

- познакомить детей с книжной графикой, скульптурой малых форм, декоративно-прикладным творчеством.

развивающие:

- способствовать развитию самостоятельности при выборе приемов выполнения работы;

- развивать зрительную память, глазомер, творческое воображение, образное мышление;

воспитывающие:

- воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, самостоятельность в работе, умение работать в коллективе.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы учащийся должен

знать:

- основы элементарной художественной грамоты;

- иметь представление о признаках предметов, явлений природы и человека;

- иметь представление о декоративно-прикладном творчестве;

уметь:

- работать с различными художественными материалами;

- сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю, в год

3 часа в неделю;

108 часов в год

Возраст обучающихся

6 - 11 лет

Формы занятий

теоретическое обсуждение вопросов, практические занятия, дидактические игры, викторины, конкурсы, тематические выставки, беседы, выполнение творческих заданий.

Методическое обеспечение

Образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальная и дополнительная литература, фотографии детских работ и профессиональных работ, пособия и таблицы, изделия народных промыслов, репродукции картин, презентации.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

  1. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.

  2. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Пояснительная записка


Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности.

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги.

По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной ,активной творческой личности

Данная программа является адаптированной, в основу ее положены следующие программы: «Гармония» - интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника, образовательная программа по ИЗО: Детское объединение «Волшебная радуга» и другие типовые программы дополнительного образования.

Актуальность и особенность данной программы в том, что ее освоение позволяет детям усвоить простые, но исключительно важные для последующего развития их художественных способностей понятия и закономерности, что позволит учащимся, при их желании, продолжить художественное образование.

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся, через занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

обучающие:

- научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами;

- познакомить детей с признаками предметов, явлений природы и человека;

- научить сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет;

- познакомить детей с книжной графикой, скульптурой малых форм, декоративно-прикладным творчеством.

развивающие:

- способствовать развитию самостоятельности при выборе приемов выполнения работы;

- развивать зрительную память, глазомер, творческое воображение, образное мышление;

воспитывающие:

- воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, самостоятельность в работе, умение работать в коллективе.

Настоящая программа рассчитана на один год обучения. Возраст обучающихся 6-11лет. Составлена из расчета 108 часов на учебный год. Занятия проводятся по 3 часа в неделю. Количество обучающихся в группе - 15 человек.

Направленность дополнительной образовательной программы «Волшебный карандаш»: художественно-эстетическая. Способ освоения содержания дополнительной образовательной программы - продуктивный, по форме организации - групповой.

Программа предусматривает сочетание различных форм и методов обучения: теоретическое обсуждение вопросов, практические занятия, дидактические игры, викторины, конкурсы, тематические выставки, беседы, выполнение творческих заданий.

Программа ориентирована на следующие принципы обучения:

• доступность предлагаемого к изучению материала;

• сознательное усвоение знаний через применение их на практике;

• поддержание инициативы и развитие творческих способностей учащихся.

Ожидаемые результаты обучения:

В результате освоения программы учащийся должен

знать:

- основы элементарной художественной грамоты;

- иметь представление о признаках предметов, явлений природы и человека;

- иметь представление о декоративно-прикладном творчестве;

уметь:

- работать с различными художественными материалами;

- сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях, портфолио обучающихся.

Оценка результатов освоения программы производится в форме включенного педагогического наблюдения на занятиях. Подведение итогов программы производится в форме выставки творческих работ обучающихся, участие в конкурсах.


Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов



Теоретическая часть

Практическая часть

Всего

Раздел 1. Рисунок

7

26

33

1.1.

Введение. Аналитическое рисование отдельных предметов

2

1

3

1.2.

Рисунок пейзажа.

1

5

6

1.3.

Рисунок животных.

1

5

6

1.4.

Рисунок человека.

1

5

6

1.5.

Перспектива.

1

5

6

1.6.

Рисунок натюрморта.

1

5

6


Раздел 2. Живопись

5

13

18

2.1.

Этюды на изучение свойств акварели и гуаши.

2

1

3

2.2.

Этюды отдельных предметов.

1

2

3

2.3.

Натюрморт.

1

5

6

2.4.

Пейзаж.

1

5

6


Раздел 3. Граттаж

5

4

9

3.1.

Нетрадиционная техника - граттаж.

3


3

3.2.

Граттаж цветной.

1

2

3

3.3.

Граттаж черно-белый.

1

2

3


Раздел 4. Декоративное рисование

8

22

30

4.1.

Изучение орнамента.

1

2

3

4.2.

Филимоновская роспись.

1

2

3

4.3.

Дымковская роспись.

1

2

3

4.4.

Гжель.

1

2

3

4.5.

Хохлома.

1

2

3

4.6.

Городецкая роспись.

1

2

3

4.7.

Украшение предметов быта.

1

5

6

4.8.

Рисование праздничных открыток.

1

5

6


Раздел 5. Композиция

5

13

18

5.1.

Разнообразие жанров в композиции.

3


3

5.2.

Иллюстрации сказок.

1

5

6

5.3.

Тематическая композиция.

1

8

9


Итого

30

78

108


Содержание программы

Раздел 1. Рисунок

Тема 1.1. Введение. Аналитическое рисование отдельных предметов - 3 часа

Теоретическое обучение - 2 ч.

Знакомство с объединением. Цели и задачи объединения..Техника безопасной работы. Основные средства художественной выразительности в рисунке.

Практическое обучение - 1 ч.

Практическое занятие: «Рисунок вазы, бабочки, цветка, дома, деревьев, листьев».

Тема 1. 2. Рисунок пейзажа - 6 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Пейзаж. Особенности изображения пейзажа.

Практическое обучение - 5 ч.

Практическое занятие: «Рисунок осеннего пейзажа восковыми мелками или карандашами». «Рисунок зимнего пейзажа восковыми мелками или карандашами». «Рисунок летнего пейзажа восковыми мелками или карандашами».

Тема 1. 3. Рисунок животных - 6 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Особенности изображения животных.

Практическое обучение - 5 ч.

Практическое занятие: «Рисунок кошки». Практическое занятие: «Рисунок диких животных». Практическое занятие: «Рисунок птиц».

Тема 1. 4. Рисунок человека - 6 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Особенности изображения человека.

Практическое обучение - 5 ч.

Практическое занятие: «Рисование человека в статичной позе». Практическое занятие: «Рисование человека в движении». Практическое занятие: «Рисование человеческого лица».

Тема 1. 5. Перспектива - 6 часа

Теоретическое обучение - 1 ч

Законы и правила перспективы. Линейная и воздушная перспектива.

Практическое обучение - 5 ч.

Практическое занятие: «Рисунок улицы и дома в перспективе». Практическое занятие: «Рисунок интерьера в перспективе». Практическое занятие: «Рисунок мебели в перспективе».

Тема 1.6. Рисунок натюрморта - 6 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

История зарождения жанра - натюрморт. Основы композиции и правила постановки натюрморта. Правила работы над натюрмортом.

Практическое обучение - 5 ч.

Практическое занятие: «Рисунок натюрморта с фруктами восковыми мелками». Практическое занятие: «Рисунок натюрморта с бытовыми предметами восковыми мелками». Практическое занятие: «Создание натюрморта приемом аппликации».

Конструирование игрушек из конусов. Конструирование макета сказочного домика.

Раздел 2. Живопись

Тема 2.1. Этюды на изучение свойств акварели и гуаши - 3 часа

Понятие этюда. Виды этюдов. - 2 ч

Практическое обучение - 1 ч.

Практическое занятие: «Изучение палитры методом смешения цветов».

Тема 2.2. Этюды отдельных предметов- 3 часа

Теоретическое обучение - 1 ч

Этюды отдельных предметов.

Практическое обучение - 2 ч.

Практическое занятие: «Рисование этюда».

Тема 2.3. Натюрморт. - 6 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Правила работы над натюрмортом.

Практическое обучение - 5 ч.

Практическое занятие: «Рисунок натюрморта с фруктами акварелью или гуашью». Практическое занятие: «Рисунок натюрморта с бытовыми предметами акварелью или гуашью». Практическое занятие: «Определение пропорций предметов относительно друг друга».

Тема 2.4. Пейзаж. - 6 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Особенности изображения пейзажа гуашью.

Практическое обучение - 5 ч.

Практическое занятие: «Рисунок осеннего пейзажа акварелью или гуашью». Практическое занятие: «Рисунок зимнего пейзажа акварелью или гуашью». Практическое занятие: «Рисунок осеннего летнего акварелью или гуашью».

Раздел 3. Граттаж

Тема 3.1. Нетрадиционная техника - граттаж - 3 часа

Теоретическое обучение - 3 ч

Граттаж. История техники. Виды граттажа. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Тема 3.2. Граттаж цветной - 3 часа

Теоретическое обучение - 1 ч

Способ получения цветного изображения.

Практическое обучение - 2 ч.

Практическое занятие: «Выполнение работы в технике граттаж цветной».

Тема 3.3. Граттаж черно-белый - 3 часа

Теоретическое обучение - 1 ч

Способ получения черно-белого изображения.

Практическое обучение - 2 ч.

Практическое занятие: «Выполнение работы в технике граттаж черно-белый».

Раздел 4. Декоративное рисование

Тема 4.1. Изучение орнамента - 3 часа

Теоретическое обучение - 1 ч

Краткие исторические сведения. Виды орнамента. Построение орнамента

Практическое обучение - 2 ч.

Практическое занятие: «Декоративное рисование орнамента».

Тема 4.2. Филимоновская роспись - 3 часа

Теоретическое обучение - 1ч

История Филимоновской игрушки и её особенности. Традиционный элемент филимоновской росписи - «цветок».

Практическое обучение - 2 ч.

Практическое занятие: «Изготовление силуэтов Филимоновской игрушки».

Тема 4.3 . дымковская роспись - 3 часа

Теоретическое обучение - 1 ч

История дымковской игрушки и её особенности.

Практическое обучение - 2 ч.

Практическое занятие: «Роспись узорами игрушки-силуэта по народным (дымковским) мотивам».

Тема 4.4. Гжель - 3 часа

Теоретическое обучение - 1 ч

Характерные особенности Гжельской росписи. Основные элементы гжельской росписи: точки, сеточка, прямые линии, бордюры.

Практическое обучение - 2 ч.

Практическое занятие: «Гжельская роспись бумажной посуды».

Тема 4.5. Хохлома - 3 часа

Теоретическое обучение - 1 ч

История хохломской росписи. Элементы росписи: трилистник, осочки, криуль - центральна линия, завиток, ягодка.

Практическое обучение - 2 ч.

Практическое занятие: «Рисование простейших элементов хохломского узора».

Тема 4.6. Украшение предметов быта - 6 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Украшение предметов быта. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическое обучение - 5 ч.

Практическое занятие: «Роспись тарелки акриловыми красками». Практическое занятие: «Роспись деревянных поделок». Практическое занятие: «Оформление композиции рамой из орнамента».

Тема 4.7. Рисование праздничных открыток - 6 часов

Теоретическое обучение - 1ч

История открытки. Виды открыток и их тематика.

Практическое обучение - 5 ч.

Практическое занятие: «Рисунок праздничной открытки к Новому Году». Практическое занятие: «Рисунок праздничной открытки к 8 Марта». Практическое занятие: «Рисунок праздничной открытки к 23 Февраля».

Раздел 5. Композиция.

Тема 5.1. Разнообразие жанров в композиции - 3 часа

Теоретическое обучение - 3 ч

Правила, приемы и средства композиции. Понятие жанра. Виды жанров

Тема 5.2 . Иллюстрации сказок - 6 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета.

Практическое обучение - 5 ч.

Практическое занятие: «Рисование иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка». Практическое занятие: «Рисование иллюстрации к сказкам Г.Х Андерсена (на выбор)». Практическое занятие: «Рисование иллюстрации к любимой сказке».

Тема 5.3 . Тематическая композиция - 6 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Тематика. Выбор тематики. Тематическая композиция

Практическое обучение - 5 ч.

Практическое занятие: «Рисование тематические композиции на тему: «Правила дорожного движения». «Рисование тематические композиции на тему: «Цирк». «Рисование тематические композиции на тему: «Космос». «Рисование тематические композиции на тему: «Зоопарк». «Рисование тематические композиции на тему: «Дружба».


Методическое обеспечение программы

Образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальная и дополнительная литература, фотографии детских работ и профессиональных работ, пособия и таблицы, изделия народных промыслов, репродукции картин, презентации.


Условия реализации программы


  1. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.

  2. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.










Список литературы

Рекомендуемая литература для учащихся:

1. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. - Ростов н/Д., 2007.

3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств - С.-П.: Терра, 2005 г.;

4. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - М.: Центр и Академия, 2000 г.;

5. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - М: Центр и Академия, 2000 г.;

6. Сокольникова М.Н. Основы композиции. - М: Центр и Академия, 2000 г.;

7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительному искусству - М.: ВЛАДОС, 2000 г.

Рекомендуемая литература для учителя:

1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. - М.: ВЛАДОС, 2003

2.Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. - М.: ВЛАДОС, 2003

3. Бычкова Е.Р., «Картины своими руками» - М.:Полиграфиздат, 2008

4. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5.Еременко Н.И.. Дополнительное образование в образовательном учреждении. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

6.Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. - СПб.: «Литера», 2006.

7.. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности» М. Посвящение, 2008г.


Интернет-ресурсы:



  1. moikompas.ru

  2. rukukla.ruluntiki.ru

  3. stranamasterov.ru

  4. womanadvice.ru/

  5. masterclassy.ru/

  6. yes.com.ru


Сведения о составителе


1. Плотникова Анжелика Дмитриевна

2. Место работы: МБОУ дополнительного образования «Центр индивидуального развития».

3. Должность: педагог дополнительного образования.

4. Контактные телефоны: 89292419316


© 2010-2022