Конспект урока по изобразительному искусству Народные промыслы. Гжель

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 5 классе по программе Б.М. Неменского.

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель.

Тема: синие цветы гжели.

Цель: Знакомство с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.

Задачи: формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Гжельской росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Гжельской росписи;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре;

развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами.

Оборудование и материалы:

Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением;

презентация Гжельских узоров;

художественные материалы.

ПЛАН УРОКА

1. Беседа об истории развития Гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью.

  1. Знакомство с особенностью гжельской росписи.

  2. Просмотр презентации.

  3. Постановка художественной задачи.

  4. Практическое выполнение задания.

  5. Подведение итогов.

Ход урока

Беседа.

Учитель. Сегодня мы начинаем разговор о русских промыс­лах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бе­режно храним.

Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и за­метил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И че­ловек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столе­тия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съе­стные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы... Ма­ленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместить­ся человек. Форма была то простая, то замысловатая.

Глиняная посуда - керамика. Это слово произошло от грече­ского «керамос», что значит глина.

Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной гли­ны, - майолика.

Фаянсовая посуда - из белой глины.

А вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины.

Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

Знакомство с особенностью гжельской росписи.

ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промы­слов Московской области, центром которых была бывшая Гжель­ская волость.

Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.

За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получи­лась роспись!

Самый излюбленный узор - гжельская роза.

Конспект урока по изобразительному искусству Народные промыслы. Гжель

Иногда она изобра­жена крупно, широкими мазками. А иногда напи­сана тоненькой кисточ­кой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Быва­ет и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отли­чаются от других. Это квасники - декоративные кувшины с кольце­видным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы -подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кув­шины, рукомои, кружки-шутихи («напейся - не облейся»), блюда, тарелки и др.

Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они не­обычные - веселые, красивые.

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Постановка задачи.

Выполнение задания.

Подведение итогов.

Выставка лучших работ.


© 2010-2022