• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья Формирование способности к культурной самореализации и самоорганизации как задачи педагога

Статья Формирование способности к культурной самореализации и самоорганизации как задачи педагога

На каждом этапе развития у ребёнка, подростка, юноши возникает актуальная сфера самореализации. По-своему, в зависимости от возраста, он утверждает свою растущую самостоятельность, взрослость, проверяет свои представления, взгляды, отстаивает право на уважение со стороны других людей – родителей, учителей, сверстников. Перед педагогом, в связи с этим, встают важные задачи: во-первых, предоставить право школьнику на самоутверждение личности, на уважение своего человеческого достоинства; во-вторых...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ

К КУЛЬТУРНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

И САМООРГАНИЗАЦИИ КАК ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА

Котенева И.Ю. , учитель изобразительного искусства

школы №28 г. Благовещенска Амурской области

На каждом этапе развития у ребёнка, подростка, юноши возникает актуальная сфера самореализации. По-своему, в зависимости от возраста, он утверждает свою растущую самостоятельность, взрослость, проверяет свои представления, взгляды, отстаивает право на уважение со стороны других людей - родителей, учителей, сверстников. Перед педагогом, в связи с этим, встают важные задачи: во-первых, предоставить право школьнику на самоутверждение личности, на уважение своего человеческого достоинства; во-вторых, помочь ему овладеть такими способами самоутверждения, которые бы не только помогли реализовать собственное «я», но и не позволили бы ему самоутвердиться за счёт других и не ущемляли их интересы, то есть научить действовать с соблюдением нравственных законов, принятых в человеческом обществе. А ещё нужно всегда помнить, что человек неповторим: у каждого индивидуальный сплав способностей, характера, темперамента, воли, мотивации, опыта. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются корректировке. Каждая личность является прежде всего субъектом собственной деятельности, поэтому, если говорить о развитии личности, нужно иметь в виду самоопределение, самовоспитание и саморазвитие этой самой личности.

Стремление осмыслить мир целостно активизирует интерес к различным философским концепциям, религиозным доктринам. Учащиеся готовы самозабвенно спорить по поводу самых разных мировоззренческих вопросов, пытаясь при этом корректировать, утверждать или даже опровергать те идеи, к которым человечество пришло ранее. В этой связи определяется и собственное отношение к действительности. А значит, активизируется и процесс ценностного самоопределения. Именно ценностное самоопределение лежит в основе личностного роста обучаемого. Таким образом, основной задачей педагога, классного руководителя, занимающегося воспитанием, является создание благоприятных условий для их жизненного самоопределения. Наши воспитанники находятся в постоянном ожидании и поиске общения; они внимательно присматриваются к окружающим людям, их интерес вызывает каждое новое лицо, у них появляются связи в иных социальных группах, иных возрастных слоях, иных географических районах, иных пространствах. Большое значение для жизненного самоопределения школьников имеет развивающаяся в этом возрасте поисковая активность. Они стараются отыскать свою манеру поведения, собственный стиль жизни, попробовать себя в самых разных видах деятельности, несмотря на, казалось бы, правильно и осознанно сделанный выбор. Узнавая, сравнивая, противопоставляя, принимая, опровергая позиции других людей по волнующим вопросам, каждый из них ищет своё «Я», задаёт вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Зачем я?», «С кем я и кто со мной?». Идёт поиск позиции в тех кризисных ситуациях, которые окружают современных подростков, и этот поиск - поиск смысла своей жизни. К сожалению, в условиях радикальных общественных изменений и связанного с этим кризиса традиционных общественных ценностей многие оказываются в ситуации обесценивания этих самых ценностей, да и самой жизни. Поэтому вполне закономерен вывод о том, что создание условий для самоопределения, самореализации и самовоспитания во многом связано именно с поддержкой их в поиске ими смысла жизни.

В процессе самореализации школьники проявляют как положительные, так и отрицательные качества. У одних - это доброта, уступчивость, честность, принципиальность, умение понять другого, способность учитывать возможные последствия своих поступков. У других - грубость, наглость, хитрость, жестокость, жадность, эгоизм, неоправданное упрямство, неутомимое желание утвердиться в этой жизни, завоевать место под солнцем. К сожалению, мы, педагоги, замечаем, что этих других становится с каждым годом всё больше. Кто виноват? Это уже другой вопрос. В любом случае наиболее важное направление педагогической работы - сделать для ребёнка престижной сферу нравственного, а не безнравственного самоутверждения.

Особая область самореализации школьников - развитие творческих способностей: научных, технических, спортивных, организационно-коммуникативных, художественных.

Как развивать творческие способности на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время? Пожалуй, я не открою ничего нового, но как учитель с двадцатилетним стажем позволю себе рассказать о том, как организую работу на своих занятиях.

Слова «всё творчески, а иначе зачем» как никогда актуальны в нынешнее время. Что делает ребёнок на занятиях по русскому языку? Пишет, читает. На занятиях по математике? Считает. На занятиях по ИЗО? Рисует. Наверное, так скажут многие. Если рассуждать логически, они правы: это обычный вид деятельности. Но есть нечто другое в жизни…

Душа любого ребёнка, и особенно живущего в наши дни, - хрупкий сосуд. И заполнить его надо светом, добром и любовью. А это целое искусство, и иногда проходят годы, чтобы понять, что и как правильно. Занятия изобразительным искусством должны помогать маленькому человеку лучше узнавать русскую культуру, традиции предков, становиться чище и добрее.

Известно, что для того, чтобы поверить во что-то новое, необычное (а без этого современный урок просто невозможен), необходимо обладать знаниями, иначе ум отказывается это воспринимать. Учитель должен и обязан учиться находить интересное. Где находить это самое интересное? В самой жизни. В самой жизни, так как жизнь сама по себе - это и есть чудо. Человеческая жизнь - высшая ценность. Посягать на неё не имеет право никто. Она дана человеку природой.

Урок изобразительного искусства - это урок жизни, как это ни банально звучит. Всем известны параметры - цвет, форма, оценка, по которым можно охарактеризовать объект.

Коралловая заря, златорогий месяц, двурогая луна, свинцовые тучи, свинцовый сон, мёртвая тишина, тяжёлый взгляд, лучистые ресницы, подоблачные дубы, сладкозвучные фонтаны, ароматный мёд, ледяная вода, горячий конь, молниеносное движение, унылый дождь, редкие звёзды. Вот далеко не полный список литературных эпитетов, которые можно использовать на занятиях. Поверьте, и краски становятся совсем иными, и настрой тоже, а он для творчества просто необходим. Значит, урок изобразительного искусства - это урок счастья, радости. Начиная урок, который иногда как «самый нетрудный» оказывается шестым в расписании, и не имея иной возможности как-то изменить негативный настрой уставших детей, можно предложить всем перечислить 5 радостей, которые им встретились сегодня (обязательно 5 и обязательно перечислить всем). Учащиеся и сами того не понимая, непроизвольно приходят к выводу, что радости всё же в этой жизни есть и есть дети, которым ещё хуже, чем тебе. Вот и психологический настрой. А в итоге, казалось бы, скучный и неинтересный шестой урок превращается в ещё одну радость, потому что радостей было много (двадцать учеников - сто радостей). И что интересно, придётся самому педагогу искать эти радости у себя, в своей жизни, а это ой как непросто (а ведь дети обязательно спросят: «А у Вас, Инна Юрьевна, какие пять радостей?»).

Изучая русское народное искусство и демонстрируя различные предметы, предлагаю подобрать к словам красочные прилагательные, то есть ответить на вопрос «какие они».

Поле, сабля, конь, слёзы, лук, орёл, гусли, терем, цветок, голубь, яблоко, волк, девица, трава, месяц, головушка, ворон, лебедь, горе, слёзы, лето, копьё, море, берёза, уста, солнце, сила, матушка, земля.

Ответы: красное, сахарные, широкое, чистое, высокий, острое, синее, добрый, острая, молодецкая, красная, белая, сырая, звончатые, сизый, светлый, тугой, серый, белый, ретивый, чёрный, горючие, верный, наливное, шёлковая, лазоревый, ясный, буйная, горькое, родная.

Другая ценность, осознанная человечеством на заре своего поколения, - преклонение перед человеком, который дал тебе жизнь, - боготворение матери. Какая она мама? Девяносто шестьдесят девяносто (эти заветные цифры знают все: и мальчишки, и девчонки)? Нет, но она красивая. Отвечаю сама: да у нас красота другая, дети, русская. У нас женщины (показываю репродукции) живые, красивые и тоже стройные, не толстые, а главное в них свет и добро. А их руки особенно красивы. Почему? Да потому что это руки мамы, а они всегда ласковые и добрые. А что важно для детей, для отца? Тепло, чистота, уют, ласковые слова. А такое возможно в семье. Поэтому мамы у моих учащихся мало похожи на «моделей»: у них светлая улыбка и добрые глаза.

Родная земля, дом, семья - те ценности, воспетые русским народом в песнях и былинах, из которых вырастает достоинство человека, стремление к свободе, его патриотизм, гражданственность.

Сейчас многие семьи предпочитают отдыхать заграницей. Дети всегда приносят фотографии, с удовольствием рассказывают о проведённом времени и показывают экзотические красоты. Действительно, живописные места, удивительной красоты цветы. Ну а почему так дороги неприглядные и унылые на первый взгляд наши русские места? Отвечают: наверное, потому что родные. А ведь причина кроется в том, что русская красота неяркая, неброская, это полутона. Русская природа как русская девушка, нежная и добрая. Природа никогда не молчит, она живая. А ещё она никогда не бывает одинаковой, как музыка. Эту мысль нужно тоже донести до учащихся.

Рассматривая картины, где изображены русские богатыри, обязательно надо сделать акцент на том, что они не только сильные, но и добрые, так как в русском искусстве - это обязательно. Вот и начнут исчезать звериные американские улыбки-оскалы с рисунков моих подопечных (пусть никто не подумает, что я националистка, но уж очень много агрессии в средствах массовой информации, в Интернете, на телевидении). Сила всё чаще и чаще воспринимается как зло, немотивированная и ничем не оправданная жестокость. Спрашиваю, кто такой Валерий Харламов. Отвечают с удовольствием и пересказывают сюжет фильма об известном советском хоккеисте. Он сильный, физически крепкий? Задумываются. Спрашиваю, кто выиграл. Отвечают с радостью: «Наши». Так канадцы физически крепче, здоровее? А дети - наши умнее. Вот и ещё один ответ на вопрос: сильный - это ещё и умный. Рисуя спортсменов, они обязательно выделят не только мускулатуру, атлетическое сложение, но и подчеркнут глаза, в которых светится ум.

Работая с историческими жанрами в 7 классе, стараюсь обратить внимание на то, что военная история России - это история славных побед, а историю, как известно, делают люди. Россия неоднократно выступала в качестве защитника других народов и стран, помогая им отстаивать независимость. Например, есть выражение поднимать/поднять меч. Здесь меч - старинное колющее рубящее оружие в виде прямого обоюдоострого клинка с рукоятью. Меч - основное оружие Древней Руси. Меч ещё и символ справедливой борьбы. Не случайно на памятниках воинам-освободителям, героям Великой Отечественной войны солдат изображён с мечом. Поднятый меч является символом готовности к бою, призывом к справедливой войне. Такая работа помогает понять характер русского народа, народа-победителя, армия которого в своё время спасла весь мир от фашизма. Стоит подчеркнуть, что воины разных национальностей участвовали в той войне: не русские, а деды и прадеды нынешних россиян. Поэтому правильнее будет сказать, что мой учебный предмет - Россия, россияне, русский мир.

Таким образом, самоопределение, самореализация, самоорганизация, являясь важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся основными направлениями в работе каждого учителя и классного руководителя. Конечно, педагог не сразу может увидеть результаты своего труда, процесс накопления знаний, переосмысления жизненного опыта длителен, главное в работе педагога - вооружить ученика необходимым багажом, а как распорядиться этим багажом решать самому человеку. Исключительно важно, чтобы эти знания воспринимались не только как гарантия поступить в вуз и возможность потом много зарабатывать, а как богатство, необходимое ему совершенно независимо от того, кем он станет - экономистом, юристом, дизайнером или архитектором. Содержание нынешнего образования нужно рассматривать не только с точки зрения практического применения знаний, - знания нужны человеку прежде всего потому, что он человек.


© 2010-2022