Конспект «Это мы: вглядываясь в портрет» (7 Класс)

В разработке данного урока идет дальнейшее знакомство с портретом, как жанром изобразительного искусства. Портретом, как  видом  изображение конкретного человека с неповторимым обликом и характером. Портретом - характером. Рассматривая репродукции разных художников , показать различия портрета в рисунке  и живописи. Различие портретов в рисунке и живописи отражает ихвнутреннее различие. Это два раскрытии образа человека.  Рисунок передаст облик человека таким, каким он раскрывается в непосредст...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Это мы: вглядываясь в портрет» (7Класс)

Цель урока: Показать индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Задачи урока:

Обучающие: Познакомить учащихся с произведениями некоторых зарубежных и русских художников-портретистов, учить «смотреть» живопись.

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: Прививать навыки коммуникативного общения. Воспитание самостоятельного мышления.

Эпиграф к уроку: Живопись- это поэзия, которую видят,

А поэзия- это живопись, которую слышат.

Леонардо да Винчи

Ход урока:

I. Активизация знаний.

Ребята, у нас сегодня с вами состоится беседа о великих мастерах изобразительного искусства. Мы познакомимся с произведениями этих мастеров, и будем учиться « смотреть» живопись.

А для начала, я предлагаю вам разгадать кроссворд «Изобразительное искусство».

По горизонтали:

1.Искусство писать красками.

2.Основа всех видов изобразительного искусства.

3.Главный герой пейзажа.

4.Жанр, в котором главный герой фрукты.

5.Искусство строить здания и сооружения.

6. «Храм муз».

7.Основа языка живописи. По вертикали:

«Если видишь, что с картины

смотрит кто-нибудь на нас

или принц в плаще старинном,

или в робе верхолаз,

летчик или балерина, или Колька твой сосед,

обязательно картина называется …..

Портрет!»

Ребята, так что такое портрет?

II. Изучение нового материала.

Портрет- это жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей.

-А какие вы знаете разновидности портрета?

  • Парадный

  • Камерный

  • Психологический

  • Автопортрет

(Повторяем разновидности портрета по репродукциям картин)

Художники во все времена и всех стран писали портреты. Они стремились увековечить

образы известных исторических деятелей, простых людей, ученых, воинов; передать не только внешнее сходство, но и внутренний мир, его характер.

Изобразительное искусство - это огромная страна, в которой есть свой особый язык, ведь слова можно не только произносить, но еще и …видеть! Ведь искусство видимое.

Зная язык искусства, можно «прочесть» его и тогда произведение «выговаривает» раскрывает свое заветное содержание, передавая нам мысли, слова и энергию создателя-художника. На каждом уроке изобразительного искусства вы потихонечку осваиваете этот особый язык художественных произведений

Всякое значительное произведение живописного искусства - плод большой и многосложной работы художника. В таком произведении нет ничего случайного и ненужного, если художник грамотно продумал композицию.

Ребята, а что такое композиция? (ответы ребят)

Композиция-это построение художественного произведения.

Слово «композиция» произошло от латинского «компоноре», что в переводе означает «сочинять», «располагать», «составлять». Художник располагает на картине главные и второстепенные детали, пятна цвета, линий так, чтобы его произведение получилось выразительным и законченным. А помогают ему в этом выразительные средства. Их на самом деле много, но мы рассмотрим некоторые.

Знакомство с некоторыми средствами выразительности.

  • Формат

  • Композиционный центр

  • Контраст

  • Пространство

  • Цвет

Анализ картин разных художников (По репродукциям картин).

Давно уже нет людей, которых рисовал художник, а их изображение остались и дают нам много информации: не только цвете волос или глаз, но и о характере: добрый человек или злой, веселый или беспечный, а так же об эпоху, в которой жил человек, с которого написан портрет.

  1. «Сикстинская Мадонна» картина великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля. ( «Мадонна» - итальянское название богородицы)

Кажется, что явление Мадонны с Младенцем происходит прямо на наших глазах. Мадонна будто идет по облакам, и ветер раздувает ее темно-синий плащ и золотистые одежды. Она прижимает к себе своего сына. В этом движении столько тепла и сердечности, что религиозную сцену мы воспринимаем как гимн прекрасному чувству материнской любви и нежности, понятному всем людям. Мадонна смотрит вдаль внимательно и печально, словно тревожится за своего божественного Сына.

Вытянутый формат картины придает изображению ощущение стройности и возвышенности.

Композиционный центр совпадает с центром картины. Фигура Мадонны с Младенцем словно освещена небесно-голубым фоном, что делает ее портрет выразительным. Симметричное построение картины, где фигуры героев расположены почти зеркально по отношению к центру, позволило художнику достигнуть впечатления покоя, величественности и особой торжественной значимости событий.

2.Д.Левицкий. Портрет Урсулы Мнишек.

С живописного полотна на нас смотрит молодая девушка с легкой, лукавой улыбкой. Облик девушки чрезвычайно привлекателен. Миловидное лицо выделено светом и цветом

Глубокие тени на прядях пышных волос заметно выделяют овал лица, стройную шею.

Композиция произведения построена в овале, который легко соотносится с овалом человеческого лица.

Поворот головы и торса исполнен грации. Зеленый фон портрета сгущается почти до черноты, и только у лица художник высветляет его, тем самым, подчеркивая его выразительность. Портрет построен на гамме жемчужно-голубых оттенков. Цветом, мягкими контрастными пятнами прядей волос и лица, в складках рукава, в кружевных украшениях, художник создает трепетность движений. Каждая деталь портрета подчинена главному в замысле художника - раскрыть глубину и чистоту душевного облика человека.

  1. В.Серов Девочка с персиками.

Если внимательно вглядеться в лицо девочки, то можно увидеть слегка насмешливый взгляд, наверное, она всегда и во всем может подметить смешное. Вокруг нее все залито лучами солнца.

Мы видим контраст - средство выразительности, которое использовал художник. Смуглое лицо девочки выделяется темным пятном на фоне светлого окна. Формат картины в виде квадрата создает ощущения уравновешенности. И хотя поза девочки спокойная, но все в ее облике живо. Кажется, что она сейчас улыбнется, переведет свой взгляд, пошевелится. Розовое платье девочки и персики на столе, заметьте, очень похожи по цвету. И вся эта нежность, этот покой и цветение, которым наполнена картина, создает ощущение гармонии и радости.

4.В.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной. 1797 г.

Для портретов Боровиковского характерно наличие пейзажного фона, возникающего как прекрасное видение (т.е. мы видим многоплановую композицию). Здесь мы видим тот же прием использования контраста. Светлый фон портрета сгущается почти до черноты, и только у лица художник высветляет его, тем самым, подчеркивая его выразительность.

Особая манера художника распределение теней в глазницах и прорисовке чуть напряженных век. Этим эффектом достигается впечатление, будто лицо чуть затуманено усталостью, как бы оттенок утомленности «тревогой шумной суеты».

«Мечтательное» уединение под кроной деревьев.

Она давно прошла - и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви, и мысли - тень печали...

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела:

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

5.Конспект «Это мы: вглядываясь в портрет» (7 Класс) Конспект «Это мы: вглядываясь в портрет» (7 Класс) К ней равнодушное потомство привлекать...

В.Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. (1827) О.Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. (1827)

Бывает так, что два художника написали одного и того же человека, а он у них получился разным. Почему? (мнения ребят)

Каждый художник по-своему понял характер, мысли, чувства изображаемого человека, а главное каждый вложил в портрет свое отношение к изображаемому.

Русский художник В. Тропининв 1827 году на­писал с натуры портрет А. Пушкина. Живописец правдиво изобра­зил вдохновенное лицо поэта; Пушкин как бы на миг оторвался от работы и задумчиво устремил свой взгляд куда-то вдаль. Домашний коричневый халат, мягкий синий шелковый платок, свободно расстегнутый воротник сорочки, непокорные кудри словно шевелятся от порыва ветра на высоком челе. Таким он чаще бывает в дружеском кругу.

В том же 1827 году другой русский портретист О. Кипрен­ский (1782-1836) тоже написал портрет

А. Пушкина. Созданный им образ поэта отличается по звучанию от тропининского. Кип­ренский изображает Пушкина в парадном щегольском наряде. Поэт глубоко задумался, неподвижно скрестив руки на груди. И в позе, и во взгляде, и в костюме особая торжественность и значительность.

За ним, в правом верхнем углу картины, бронзовая статуэтка женщины с лирой в руках - Муза (в греческой мифологии богиня, покровительница поэзии). Кипренский вводит эту деталь как эмблему поэтического озарения. Таким образом, одного и того же человека каждый художник видит и воспринимает по-своему.

Ребята, а каких вы еще знаете художников-портретистов? (мнения ребят)

  • И.Е.Репин (Репродукции автопортретов этих художников)

  • Рембрандт

  • Рафаэль

  • Ван-Дейк (Репродукции автопортретов этих художников)

Итак, чтобы понять замысел художника

  • -нужно время и внимание, чтобы картина раскрылась зрителю. Восприятие искусства требует затраты определенной умственной и душевной работы.

  • -надо учиться «слушать» и понимать безмолвный язык живописи.

III.Закрепление:

Продолжи фразу.

IV.Творческое задание:

Создать портретный образ любимого литературного героя.

V. Итог: Выставка работ


© 2010-2022