Рабочая программа по МХК в 10 классе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 » и разработана в соответствии с Положением МБОУ СОШ №31 «О рабочей программе педагога» приказ № 235 от 02.09.2013г.

Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образо-вательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художест-венная культура», а также современные процессы обновления содержания общего худо-жественного образования в Российской Федерации, опирается на положения правительст-венных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.

В содержании стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.

Общая характеристика предмета.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, ее месте в жизни общества и каждого человека.

Цель курса - сформировать у обучающихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира, на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у обучающихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения

кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Задачи:

-повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

-воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

-раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;

-развитие способности обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

-развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

В результате освоения курса мировой и художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия современной культуры. Это необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Ценностные ориентиры содержания предмета.

Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 10 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры. Избранный исторический путь изучения позволяет обучающимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное - выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса позволит обучающимся выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.

Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как с уникальным и самобытным явлением, имеющим непреходящее мировое значение. Эта особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей мировой культуры.

Место учебного курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год. В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №31 на изучение предмета «МХК» в 10 классе выделено 1 час в неделю, 35 часов в год.

Результаты изучения обучающихся:

Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.

уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением,

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

попыток самостоятельного художественного творчества.

Основное содержание предмета.

Проблема культур Древнего Востока и Античности, становление христианской традиции, духовно-нравственные аспекты русской культуры X-XVIII вв.

раздел I. художественная культура древнего и средневекового востока.(10 ч.)

Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность.(2). Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии.(2) Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая.(2) Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музы- кальные инструменты.

Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья.(2)Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский на-родный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.(2) Нравственные законы ислама. Коран - основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.

раздел II. история художественной культуры европы: становление христианской традиции.(14ч.)

Тема 6. Античность - колыбель европейской художественной культуры(2). Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ - «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.

Тема 7. От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия.(2)Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.

Тема 8. Художественная культура европейского Средневековье и Возрождение:освоение христианской образности. (2) Христианские основы средневекового европейского искусст-ва. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.

Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.(2) Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в

Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.

Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. (2) Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.

Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей.(2) «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция - родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.

Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.(2) Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

раздел III. духовно-нравственные основы русской художественной культуры.(10 ч.)

Тема13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2). Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.

Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2). Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.

Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2). Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

Тема16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2). Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.

Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (2). Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. ости. Шедевры храмовой музыки.

Итоговое повторение

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» обучающиеся должны знать:

- основные эпохи в художественном развитии человечества;

-основные стили и направления в мировой художественной культуре;

-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;

- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;

- основные художественные музеи России и мира.

- шедевры мировой художественной культуры;

Уметь:

-отличать произведения искусства различных стилей;

- показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;

- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии).

- использовать приобретённые знания и умения в жизни.

-умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе "языки" разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

Текущая

аттестация

Итоговая (четверть год) аттестация

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Устный опрос

Творческая работа

Тестовые задания

Доклад

Реферат

Сочинение

Проверочная работа

Анализ произведений искусства.

Наблюдение

Самостоятельная работа.

Итоговая проверочная работа за год

Проектная деятельность.

Участие в конкурсах, фестивалях, концертах, НПК.

Критерии оценки художественно-творческой деятельности обучающихся 10 классов:

-эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

-осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

-воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических способов художественной деятельности;

-личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого

(усвоение опыта поколений) в наши дни;

-перенос знаний полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

На основе существующей системы пятибалльных оценок и экспертной оценки процесса и результата творчества, можно представить следующие соответствия:

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая. Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, реализовал способ. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности. Ответ в общем соответствуют требованиям учебной программы и освоение материала составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. Устный ответ в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Ученик владеет объемом 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто. Ученик обнаружил неготовность или отсутствие интереса к выполнению творческого задания. Его устный ответ частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, (неправильный ответ).

За письменные работы:

Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 61-80%

Оценка "3" - 41-60%

Тематическое планирование.

урока

Количество часов


Тема

Запланированная дата проведения уроков

Фактическая дата проведения уроков


Домашнее задание


1.

1

Тема 1.Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности (2)

Сентябрь

1 неделя

Изучить п.1,с11-18,подготовить сообщение,

2.

1

Египетское изобразительное искусство и музыка.

Сентябрь

2 неделя

Изучить п.1,с18-30, ответить на вопросы

3.

1

Тема2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции (2)

Сентябрь

3 неделя

Изучитьп.2,с.31-40

4.

1

Храмовое зодчество Индии.

Сентябрь

4 неделя

Изучить п.2,с.40-46ответить на вопросы

5.

1

Тема3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений (2)

Сентябрь

5 неделя

Изучитьп.3,с.47-55

6.

1

Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая.

Октябрь

1 неделя

Изучить п 3,с55-66,ответить на вопросы

7.

1

Тема4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой (2)

Октябрь

2 неделя

Изучить п.4,с67-72

8.

1

Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства.

Октябрь

3 неделя

Изучить п.4с72-78,выучить определения

9.

1

Тема5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2)

Октябрь

4 неделя

Изучить п.5с79-88

10

1

Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра.

Ноябрь

2 неделя

Изучить п.5 с88-93

11

1

Тема 6.Античность: колыбель европейской художественной культуры (2)

Ноябрь

3 неделя

Изучить п.6,с95-112

12

1

Римская художественная культура.

Ноябрь

4 неделя

Изучить п.6,с113-120

13

1

Тема7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия (2)

Декабрь

1 неделя

Изучить п.7,с121-129

14

1

Новый Завет.

Декабрь

2 неделя

Изучить п.7,с129-134,ответить на вопросы

15

1

Тема8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности (2)

Декабрь

3 неделя

Изучить п.8,с135-149

16

1

«Пламенеющая готика» европейских соборов.

Декабрь

4 неделя

Изучить п.8,с149-162,ответить на вопросы

17

1

Тема9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма (2)

Декабрь

5 неделя

Изучить п.9,с163-178

18

1

Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.

Январь

3 неделя

Изучить п.9,с178-194,подготовить сообщение

19

1

Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке (2)

Январь

4 неделя

Изучит п.10,с195-206

20

1

Художественная культура Франции.

Февраль

1 неделя

Изучить п.10,с207-216

21

1

Тема11. Художественная культура XVII .:многоголосие школ и стилей (2)

Февраль

2 неделя

Изучить п.11,с218-134

22

1

Художественная культура Италии и Франции XVII в. .

Февраль

3 неделя

Изучить п.11,с 235-256

23

1

Тема 12.Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума (2)

Февраль

4 неделя

Изучить п.12,с257-271

24

1

«Венская классическая школа»

Март

1 неделя

Изучить п.12,с272-281

25

1

Тема13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2)

Март

2 неделя

Изучить п.13,с282-292

26

1

Музыкальное искусство и литература Киевской Руси

Март

3 неделя

Изучить п.13,с293-297,ответить на вопросы

27

1

Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2)

Апрель

1 неделя

Изучить п.14,с298-306

28

1

Новгородская живопись и музыкальное искусство.

Апрель

2 неделя

Изучить п 14,с306-312,сообщение

29

1

Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2

Апрель

3 неделя

Изучить п.15,с313-320

30

1

Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.:

Апрель

4 неделя

Изучить п.15,с320-332

31

1

Тема16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2)

Май

1 неделя

Изучить п.16,с333-340

32

1

Музыка и изобразительное искусство XVII в.:

Май

2 неделя

Изучить п. 16,с340-348

33

1

Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (2)

Май

3 неделя

Изучить п.17,с349-360

34-35

1

Музыка и изобразительное искусство XVIII в.

Итоговое обобщение.

Май

4 неделя

Изучить п.17 с360-374










Учебно - методическое обеспечение.

Материалы учебно-методического комплекта:

1.Мировая художественная культура. 10 класс.: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

2.МХК. 10 11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура. 10-11 класс». Сост. А.В.Хорошенкова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2010/.

3.Электронное средство учебного назначения, разработанное к учебникам МХК для 10-11 классов (Министерство образования Российской Федерации, ЗАО «Новый Диск», 2003).

4.Учебное электронное издание по курсу «Культурология» (Министерство образования Российской Федерации, ЗАО «Новый Диск», 2003)

Рекомендуемые для учителя печатные и электронные источники

1. МХК. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 10 класс" / Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2006. - 144 с.

2. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

3. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

4. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 1-4.

5. Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М., 1982.

6. История Древнего Востока, под ред В.И. Кузищина. М., 1988.

Мировая художественная культура в сети Интернет.

1.Коллекция «Мировая художественная культура»

artclassic/edu.ru

2.Музыкальная коллекция

music.edu.ru

3.Архитектура России

archi.ru

4. «Культура России»

russianculture.ru

5. Музеи России

museum.ru

6.Antiqua - энциклопедия древнегреческой и римской мифологии

greekroman.ru

7Archi-tec.ru - история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура

archi-tec.ru

8. ARHTYX.ru. Всеобщая история искусств.

artyx.ru


11

© 2010-2022