• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»

Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»

Урок «Буква-образ» – это вторая часть общей темы «Буква - шрифт». В первой части были изучены пути возникновения и формирования различных видов шрифта, сделана графическая композиция из букв различных гарнитур.Было дано понятие письменности. Как и звуковая речь, это есть средство общения между людьми. Она является частью общей культуры данного народа и если смотреть шире – частью мировой культуры. Цель нашего урока создать букву образ, закомпоновав ее как живой сюжетный рисунок.  Развивая навыки проектного мышления, мы учим детей работать различными художественными материалами, грамотно изображать свой замысел, уметь создавать оригинальные произведения. Уметь творчески применять знания мировой художественной культуры
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

Наро-Осановская ДШИ

Художественное отделение



Методическая работа:

Активизация творческого мышления,
развития навыков самореализации

обучаемого на уроке «Буква-образ»





Преподаватель художественного отделения

МБОУ ДОД Наро-Осановской ДШИ

Пшеничникова Александра Ильинична





2013г.

Содержание







Вступление

Потребность в творческих мыслящих личностях не теряет своей актуальности во всех сферах человеческой деятельности и в обществе.
Особенно это качество ценно в сфере искусства, в частности дизайна.
Урок по этому предмету мы будем рассматривать ниже.

Способствовать творческой активности в каждом учащемся детской школы искусств одна из основных задач педагога.

Познавая историю, культуру мира, своей страны, своего народа, основываясь на полученных знаниях и художественных образцах, вдохновляясь, ребенок должен проявить сопричастность, само отклик и внести свою лепту в сфере искусства.

Вначале может быть повтор, копирование: как один из методов познания. А затем обязательно должно появиться что-то свое личное. Пусть хоть капельку, но по- своему.

Развитие творческого мышления мы начинаем в младшем школьном возрасте, потому что этот возраст является наиболее благоприятным для развития определенных психологических свойств личности, усвоения новых форм поведения и знаний.

Творческое мышление - это одна из форм познания окружающего мира, способ собственного самовыражения.

Саморазвитие, самотворчество, самостановление и самореализация закладывается в младшем школьном возрасте. Для ребенка знания становятся объектом творческого переосмысления, переработки, создания нового.



1 Понятие творчества

Рассмотрим само понятие творчества. Приведем несколько примеров осмысления этого феномена. Традиционно творчество определяют как высшую форму человеческой активности, направленную на преобразование действительности, на создание чего-то нового, ранее не бывшего.

При таком определении основным критерием творчества является новизна продукта деятельности. Это подтверждается определением в философском словаре, где понятие творчества трактуется как «процесс человеческой деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности», как способность человека создавать «новую реальность» из доставаемого в действительности материала.

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы, изучение современного состояния образовательной ситуации связанной с процессом обучения позволил определить наиболее четкие определения понятия «творчество».

Творчество как объяснительный принцип движения по «духовной вертикали» личностного роста занимает одно из ведущих мест
у Л.С. Выготского и В.П. Зинченко.

Творчество рассматривается как ситуативно не стимулированная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы
(Д.Б. Богоявленская).

Творчество - это прирожденное стремление человека совершенствовать самого себя и окружающий мир.

Творчество - это открытие, это прорыв из обыденного, стереотипного мышления в новые неизведанные области, способности отбросить стандартные решения и заменить другими, художественными идеями.

Творчество-это сложный психический акт, выражающийся в воплощении и воспроизведении в новой оригинальной форме данных, находящихся в сознании человека.

Творчество как особая чувствительность к «побочным продуктам» своей деятельности (Я. А. Понамарев), а также как процесс восхождения личности к «идеальному Я», как способу самораскрытия (А.Маслоу, К. Роджерс).

Добавим еще - творчество как способ самоутверждения, что особенно актуально в подростковом возрасте.



2 Методы, гарантирующие развитие творческих способностей

Чтобы воспитать человека нового мышления, находящимся в гармонии с окружающим миром, умеющего творчески применить любую информацию, обладающего умениями и навыками осмысленного художественного творчества, нестереотипного мыслящего, способного к самореализации и саморазвитию можно применять различные уже известные методики.

Неоспоримыми являются, например:

- объяснительно-иллюстративный, как самый экономный способ;

- частично-поисковый;

-эвристический;

-исследовательский.

Но особенно я хочу выделить продуктивный метод.
Метод, который гарантирует развитие творческих способностей и формирует качества творческой личности, такие как:

-умение видеть проблему и не бояться ее новизны;

-быстро ориентироваться в изменяющихся условиях;

-оригинальность продуктивного мышления;

-изобретательность;

-интуиция и т.п.

Этот метод хорошо подходит для работы с детьми подросткового возраста.

«…Подростку уже не достаточно одной деятельности творческого воображения. Его не удовлетворяет рисунок, сделанный, как-нибудь. Для воплощения творческого воображения обучаемого, ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения…» Л.С Выготский.

Для того, чтобы продуктивный метод работал, нужна проблема, которая как факт необходима для начала функционирования продуктивного метода.

Процесс познания раскладывается на четыре этапа:

1. Создание проблемной ситуации.

2. Анализ, формулировка проблемы, вычленение задач.

3. Решение задач путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки.

4. Проверка решения проблемы.

Каждый этап важен. Но последний этап через пересмотр решений дает возможность получение осмысленного опыта и знаний.

Обучение с помощью продуктивных методов принято называть -проблемным.

Повторим достоинство этого метода:

1.Учит мыслить логично, научно. творчески.

2. Учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний.

3.Учит преодолевать, встретившиеся трудности .

4.Делает учебный материал более доказательным.

5.Делает усвоение учебного материала более основательным и прочным.

6. Способствует превращению знаний в убеждения.

7.Вызывает положительное, эмоциональное отношение к учебе.

8.Формирует и развивает познавательные интересы.

9.Формирует творческую личность.

Вторым очень действенным методом для меня является обучение навыкам и умениям обращения с разнообразными художественными материалами и средствами в различных технологиях.

Об этом я писала в своей методической работе -
«Использование различных художественных материалов и приемов на занятиях ИЗО с детьми 4-5 лет в подготовительных классах художественного отделения ДШИ.»

В подростковом возрасте он не теряет своей актуальности, помогает поддерживать познавательный интерес, творческую активность, способствует выявлению личностных приоритетов.

Подросток выходит на достаточно высокий уровень создания образов. И теперь ему надо подсказать возможность использовать свои знания в форме творческого труда.

Это не только учебное задание по предмету «Основы графического дизайна», но изготовление рукотворных поздравительных открыток, графических листов, плакатов, стенгазет.

Составляющими продуктивного дивергентного мышления, лежащего в основе созидательного творчества, направленного на созидание нового, являются психические особенности памяти, фантазии, сообразительность, эмоциональность, комбинаторные способности.

Развивая навыки проектного мышления, мы учим детей работать различными художественными материалами, грамотно изображать свой замысел, уметь создавать оригинальные произведения. Уметь творчески применять знания мировой художественной культуры.

Мировая художественная культура всегда является источником творческих идей. Традиции и новаторство, прошлое и настоящее лежат в основе развития культуры, формирующей мировоззрение человека.

Синтезирование культурных пластов соединение стилей, течений, художественных приемов способствует полному творческому самовыражению.

Шедевры культуры это школа изобразительности, дающая образцы решения образов, выстраивание цветовых гармоний, применение контрастов, акцентов, условностей, символики, построения пространства.



3 Открытый урок «Буква-образ»

Урок «Буква-образ» - это вторая часть общей темы «Буква - шрифт». В первой части были изучены пути возникновения и формирования различных видов шрифта, сделана графическая композиция из букв различных гарнитур.

Было дано понятие письменности. Как и звуковая речь, это есть средство общения между людьми. Она является частью общей культуры данного народа и если смотреть шире - частью мировой культуры.

История мировой письменности знает четыре основных вида письма:

Первое - пиктографическое, так называемое картинное. Это письмо является самым древним. Оно представлено в виде наскальных рисунков первобытных людей.

Второе - идеографическое (иероглифическое). Это письмо ранней государственности (Египет, Китай). Знаки этого письма представляют собой, как правило, отдельные слова или даже целые понятия.

Третье - слоговое, то есть один письменный знак слог. Это письмо некоторых народов Индии, а в Японии оно применялось наряду с иероглифами.

Четвертое - буквенно-звуковое, или фонематическое письмо. Оно выражает фонематический состав языка. Фонемами обозначают отдельные звуки речи. Буквенно-звуковая система письма основа письма многих народов мира.

Знаки алфавита графически отличаются друг от друга и в своем простейшем, скелетном начертании представляют графемы. Понятие графемы - это неизменная форма букв, входящих в алфавит, без учета стилевых, гарнитурных и прочих формообразований.

Шрифтами одной гарнитуры являются шрифты одинаковые по рисунку.

Графематический состав буквенно-звукового алфавита греческого, латинского, славяно-русского и др. складывался в течение многих веков на основе того или иного языка, требований удобства написания и чтения.


Современные буквенно-звуковые алфавиты имеют двухвариантное графематическое выражение:
первый вариант, самый древний, - маюскульный - в виде прописных букв;

Второй вариант, более поздний, - минускульный - в виде строчных букв. Прямым предшественником нашего алфавита, как и латинского, является греческий алфавит.

Создателями славянской азбуки были братья Кирилл (Константин) и Мефодий, уроженцы города Салоники в Македонии. Славянский язык их был родным, воспитание и образование они получили греческое.

В этой азбуке впервые появилась четкая и ясная графика знаков, появились новые буквы, обозначавшие специфические звуки славянского языка (шипящие, свистящие и йотированные).

Буквы стояли в определенной последовательности и имели цифровое значение. Буквами кириллицы в течение многих веков обозначались простые и многозначные цифры. С помощью этой азбуки был сделан первый перевод Библии на славянский язык.

В палеографии, науке изучающей историю письменности, для анализа стилей письма применяется методика палеографического исследования. Такую методику следует назвать методом художественно-графического анализа. Поскольку она представляет определенный интерес и пользу для художника, изучающего шрифт. Применять такой метод можно при изучении не только исторических, но и современных латинских и русских рукописных шрифтов.

Метод художественно-графического анализа включает следующие элементы:

Первое - анализ графики букв и графических особенностей письма (то есть соотношение штрихов. наличие и форма засечек, различие по начертанию, пропорции, меж буквенный пробел, междустрочные расстояние, композиция на листе).

Второе - определение угла письма (положение орудия письма к строке).

Третье - определение дукта (дукт-последовательность и направление начертания основных и дополнительных штрихов букв).

Четвертое - орудие письма (различные перья и их заточка, кисти).

На основе этой методики мы можем просмотреть и проанализировать Римское капитальное квадратное письмо, готическое письмо, барокко-антиква, декоративное древнерусское письмо-вязь, гражданский петровский шрифт, египетский и другие современные шрифты.

Художнику-дизайнеру необходимо владеть разнообразием графики шрифтов, чувством пропорции, равновесие, ритма, цветовой гармонии, и другими средствами художественного выражения. Графическая выразительность слова достигается образностью шрифта, ритмическим строем и целостностью шрифтовой композиции.

На уроке «Буква-образ» мы продолжаем разговор о том, что происходит со шрифтом дальше. Изменяется ли он, обретает новые формы, или это законченный процесс? Первое что называют учащиеся, когда заходит речь о новых видах шрифта это «Граффити». Поэтому разговор на уроке начинается с рассказа о современном виде искусства граффити.

Рассказывает о нем приглашенный на занятие выпускник РУДПИ и НП, профессионально занимающийся этим видом творчества. Он рассказывает об истории возникновении граффити, основных формах, стилях изображения надписей. Динамики развития и трансформации букв. Показывает иллюстративный материал, рисует на доске примеры изображений букв в надписях, отвечает на вопросы. Учащимся предлагается определить грань «искусства» и «хулиганства» при исполнении граффити. Эта тема вызывает большой интерес у учеников, и они активно участвуют в обсуждении этой проблематики и приводят примеры. Затем главный художник книжного издательства рассказывает о развитии и возникновении новых форм шрифта в книгопечатании, компьютерных системах, подчеркивая историческую и художественную ценность уже сложившихся видов шрифтов, и выделяет такой элемент как буквица. Буквица - цветные или штриховые, расписные заглавные буквы с декором, или без, в виде растений, птиц и животных, а также сценами, описанными в произведении, выполняющая функцию украшения рукописного или печатного издания в начале книги. Буквица может являться не просто украшением, но и отображать тему работы. У главного художника издательства богатый опыт, так как он сам иллюстрирует книги и часто использует буквицы в оформлении. Он показывает свои работы. Рассказывает, почему появилась буквица, ее роль в рукописной и печатной книге, о художественном решении в разное время и у разных народов, подчеркивает важность законченности художественного образа. Учащимся предлагается рассмотреть иллюстративный материал и обсудить значение и трансформацию буквицы.

Обобщая дискуссию, преподаватель говорит, что буква как средства общения и передачи информации не теряет своей культурной и социальной значимости. Процесс графического и художественного развития буквы продолжается. Преподаватель приводит слова художника шрифта С.Б. Телингатера: «Образ, образность - это область человеческого мышления, возникшая в процессе познания объективного мира, в результате творческого использования им различных средств для передачи своей мысли другому человеку.Художественный образ в произведении искусства, в равной мере и в рисунке шрифта - результат всего творческого процесса, включая сюда процесс оформления образа в линиях, красках, в пластических формах, гармонических созвучиях: под образностью надо понимать те возможности шрифта, которые могут вызвать определенные ассоциации у зрителя. Ассоциации художественного, образного качества».

Цель нашего урока:

Создать букву образ, закомпоновав ее как живой сюжетный рисунок.

На этом уроке мы выполняем первичные эскизы, наброски, а на последующих уроках закончим задание.

Показываются работы учащихся предыдущих лет, работы современных художников графиков.

Учащиеся работают над первичными эскизами, используя графические материалы по выбору.

По окончании этого урока проводится индивидуальный просмотр, анализ, обсуждение художественного материала в оригинальном исполнении.

Делается общая оценка урока.

Занятия завершаются, учащиеся убирают рабочее место.

В результате прохождения этой темы у обучаемых как бы «раскрываются глаза» на такое с детства знакомое явление как буква и шрифт.



Заключение

Завершить свою работу я хочу словами Л. С. Выготского: «…следует указать на особую важность культивирования творчества в школьном возрасте. Все будущее человек постигает при помощи творческого воображения; ориентировка в будущем , поведение, опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения, и поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения школьника по линии подготовки его к будущему, поскольку развитие и упражнение его воображение являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели. Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим воображением, воплощающимся в настоящем».


Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»



Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»



Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»





Рис. 1 - Шрифтовые композиции. Первая часть темы

Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»



Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»



Рис. 2 - Ход урока

Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»

Рис. 3 - Задание урока - эскизы буквицы

Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»

Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»











Рис. 4 - Задание урока - эскизы буквицы

\Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»





















Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»























Рис. 5 - Завершающие работы по теме «Буква-образ»



Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»





Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»Методическая работа: Активизация творческого мышления, развития навыков самореализации обучаемого на уроке «Буква-образ»








Рис. 6 - Завершающие работы по теме «Буква-образ»




Список литературы:

1) Богоявленская Д.Б. «Психология творческих способностей» М. 2002г

2) Большаков М.В. «Декор и орнамент в книге» М. 1990г.

3) Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» СПб. 1997г.

4) Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М. 1996г.

5) Выготский Л.С. «Психология искусства» Р на Д. 1998г.

6) Владимиров Л.И. «Всеобщая история книги» М.1998г.

7) Добкин С.Ф.» Оформление книги. Редактору и автору. М. 1990г.

8) Дружинин В.Н. «Психология общих способностей» М.1996г.

9) Зинченко В.П. «Психологические основы педагогики» М. 2002г.

10) Игнатьев Е.И. «Психология изобразительной деятельности детей» М. 1961г.

11) Иоханнес Иттен «Искусство цвета» М. 2001г.

12) Иоханнес Иттен «Искусство формы» М.2008г.

13) «Книговедение. Энциклопедический словарь» М.1981г.

14) Кузин В.С. «Вопросы изобразительного творчества» М.1971г.

15) Маслоу А.Г. «Дальние пределы человеческой психики» СПб 1999г

16) Понамарев Я.А. «Психология творчества» М.1976г.

17) Пауль Клее «Педагогические эскизы» М.2005г.

18) Претте М., Капальдо А. «Творчество и выражение». М. 1981г.

19) Роджерс К. «Творчество как усиление себя» В.П. 1991г.

20) Смирнов С.И. «Шрифт и шрифтовой плакат» М. 1977г.

21) «Философский энциклопедический словарь» М. 1989г.

22) Черневич Е.В. «Язык графического дизайна» М.1975г.

23) Черневич Е.В. «Образный язык дизайн-графики» М. 1974г.

24) Шицгал А.Г. «Русский типографский шрифт» М. 1985г.





© 2010-2022