- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Содержание и планирование занятий кружка ИЗО
Содержание и планирование занятий кружка ИЗО
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шарапова О.П. |
Дата | 23.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование занятий кружка ИЗО.
Содержание и планирование занятий по изобразительному
искусству (68 часов)
Возраст: 4-6 классы.
Вид деятельности
№ занятия
Тема занятия
Содержание (материала)
1
2
3
4
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в
художественную форму
Работа на плоскости
1
2
Вводная беседа: рисунок, живопись, композиция, скульптура. Построение шахматной доски из 16 квадратов
Рисунок - основа языка всех видов изобразительного искусства. Штриховка, тон.
3
Зарисовки каркасных геометрических тел.
Пропорции. Передача характерных особенностей предмета.
4
Рисование с натуры куба, шара.
Линия горизонта. Знакомство с перспективой, пропорциями предмета. Академический штрих.
5
Рисование с натуры цилиндра, конуса, призмы.
Построение геометрического тела. Сквозное решение. Тональный масштаб, лепка формы светотеневыми отношениями.
6
Рисунок натюрморта из одного простого предмета (яблоко).
Предмет ниже линии горизонта. Лепка формы светотенью, передача окрашенных предметов, фон.
7
Рисунок
натюрморта из двух простых предметов (кувшин и груша).
Компоновка. Применение тона как средства передачи материальности предметов и пространства между ними.
8
Краткосрочные рисунки чучела небольшой птицы с гладким оперением
(ворона, чайка, утка).
Отдельно зарисовать голову, лапку. Переход к рисованию окрашенных тел. Моделирование формы тоном.
Цельность изображения.
9
Рисунок простой гипсовой розетки на сером фоне.
Строгая последовательность в работе над рисунком, ведение работы «от общего к частному».
10
Рисунок натюрморта (чайник, кружка, лимон) на светлом фоне.
Передача конструкции, формы, пропорций предметов, признаков «живой» формы, умение самостоятельно упрощать предметы до геометрических форм.
1
2
3
4
Работа в объеме и пространстве
1
Беседа «Мир красок».
Цвет в живописи. Свойства цвета: светлота, яркость, насыщенность.
2
Постановка из одного предмета -яблока на темном фоне.
Передача освещения одним цветом (техника «гризайль»).
3
Натюрморт: груша на нейтральном фоне.
Композиция натюрморта. Передача цветом объема.
4
Краткосрочные этюды фруктов и овощей.
Приемы работы в технике «а-ля прима», «по-сырому».
5
Постановка из двух предметов: графин и яблоко на холодном фоне.
Цветовой рефлекс, освещение, цветовые отношения.
6
Постановка из двух предметов более сложной формы на цветном фоне: чайник и кружка.
Передача цветом планов и уходящих плоскостей. Знакомство с произведениями К. Коровина «Натюрморт», П. Сезанна «Фрукты».
7
Натюрморт из трех предметов из
различных материалов (глина, дерево, металл и т.д.).
Передача цветом формы, материальности предметов.
Работа «от общего к частному». Натюрморты В. Ван Гога, А. Матисса и т.д.
8
Драпировка. Выполнение этюда с натуры.
Передача цветом и светом объема складок.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в пластическую форму
1
2
3
4
Работа в объеме и материале
1
Лепка рельефа листьев на плинте
Создание эскизов рельефа (стилизация). Выполнение в материале. Украшение формы декоративными элементами.
2
Натюрморт из одного предмета -яблоко.
Лепка с натуры, передача пропорций, объема.
3
«Играющее животное»
Зарисовки по памяти. Лепка фигуры в движении. Передача пластики.
4
«Спортсмен»
Выполнение набросков, зарисовок по памяти. Лепка в материале. Передача пропорций тела человека.
5
«Портрет моего друга»
Зарисовки с натуры. Передача в объеме индивидуальных черт модели.
Развитие фантазии и воображения
1
2
3
4
Работа в объеме и пространстве
1
Жанры
изобразительного искусства (сюжетная картина, портрет, пейзаж). Композиция
Замысел и сюжет произведения. Сюжетный центр- главная часть композиции. Выявление сюжетного центра: масштабность, равновесие, свет. Прием изоляции, симметрии и асимметрии.
2
Иллюстрация. « Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина
Выражение в произведении искусства типических черт жизни. Разработка эскизов костюмов, предметов быта, эскизов вышивок, росписи посуды.
3
Композиция на тему «Праздники в моем городе»
Композиционные приемы для взаимосвязи элементов картины (фигур, предметов, архитектурных деталей, пейзажа и т.д.). Передача характерных особенностей предметов с учетом пропорций и конструкций, масштаба деталей, выразительности изображения, отражение настроения в картине.
4
«На автобусной остановке»
Расположение основных элементов картины по отношению к формату и друг другу. Уровень горизонта, приемами добиться уравновешенности, движения (плавное, ритмичное и стремительное, бурное)
5
Формат и размер картинной плоскости. Иллюстрация к сказкам Д. Н. Кугультинова
Знакомство с происхождением народного искусства, выявление его зависимости от культурных традиций, национальных особенностей. Произведения мастеров декоративно-прикладного искусства.
6
«Интересный урок», «Друзья»
Колорит картины. Особенности в трактовке цвета, света, формы и пространства. Пятно главного «цветового удара», соотношение основных масс светлого и темного. Освещение в композиции, пространственное расположение изображаемых объектов.
7
Композиция «13 лет, 13 дней...», «Горькие воспоминания»
Идея картины, ее тема, сюжет, эскизы.
Основной замысел через живописно- пластические, композиционные средства (движения, ритм, цвет, форма и пространство).
8
«Веселая зима», «Зимние игры»
Поиски мотива (в пейзаже). Выделить типичное для передачи состояния природы и раскрытия темы. Знакомство с произведениями В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»
9
Пейзаж «Весна в нашем крае», «Мой край родной», «После дождя». Типизация и обобщение явлений окружающей жизни
Пространство, освещение, расположение элементов пейзажа. Высокий и низкий горизонт. Композиция, общий колорит, цветовые соотношения.
10
Портрет «Моя мама», «Сестра», «Ээщ»
Композиция портрета. Передача индивидуальной характеристики натуры (формы головы, частей лица, прически, одежды). Цветовой и тональный контраст. Знакомство с произведениями Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», К.П. Брюллова «Автопортрет», портреты Рокотова Ф.С., Рокчинского
Г.О., Ольдаева К.М.
11
Иллюстрирование
литературных
произведений
Работа с литературными произведениями. Установление взаимосвязи содержания художественного произведения и иллюстрации. Создание композиции. Насыщение самостоятельных творческих работ художественными образами.
12
«Гражданская война», «подвиг героя в ВОВ» и др.
Беседа. Отображение в изобразительном искусстве, литературе, поэзии исторических событий Родины. Эскизы. Рисование по представлению на обозначенные исторические темы (живопись или графика).
1
2
3
4
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
1
2
3
4
1
Экскурсия в мастерскую художника
Развитие представлений об этапах работы над картиной или скульптурой: наброски, эскизы, композиция.
2
Экскурсия в музей или выставочный зал
Знакомство с жанрами изобразительного искусства: натюрмортом, пейзажем, портретом.
3
Экскурсия по городу
Знакомство с памятниками архитектуры. Уникальность и красота архитектурных памятников. Понятие «архитектурный ансамбль».
4
Знакомство с крупными музеями России
Изучение культурно-исторических памятников и истории их возникновения.
Перечень используемой литературы:
-
Неменский Б.М. «Мудрость красоты». Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1987г.
-
Школа изобразительного искусства(в 12 томах).
-
Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 кл./Под ред. Б. М. Неменского. -М.: Просвещение. 1995г.
-
Изобразительное искусство 1-9кл./Под ред. B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Т.Я. Шпикаловой.-М.: Просвещение. 1994г.
-
Ростовцев Н.Н. «История методов обучения рисованию: русская и советская школы рисунка».-М.: Просвещение. 1982г.
-
Шорохов «Композиция»
-
Авсиян О.А. «Натура и рисование по представлению».-М.: Изобразительное искусство. 1985г.
-
«Энциклопедия юного художника»
-
Серия «Русские живописцы 19 века».-Л.: «Художник РСФСР». 1982г.
-
«Джангар». Калмыцкий народный эпос.
-
Сычев Д. В. Хальмг улсин эр дм».
-
«Калмыцкое изобразительное искусство». Тематический цикл лекций. 1990г.
13. Батырева С.Г. «Образная память предков»-Э.:Джангар. 2004г.