- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Статья на тем: ФГОС в условиях новой образовательной политики на уроках изобразительного искусства
Статья на тем: ФГОС в условиях новой образовательной политики на уроках изобразительного искусства
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 7 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Синякова Л.Н. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья на тему: «ФГОС в условиях новой образовательной политики на уроках изобразительного искусства»
Автор: учитель изобразительного искусства Синякова Л.Н.
(МОУ Лицей №10 имени Д.И. Менделеева г. Клин, Московская обл.)
План статьи
1 Условия реализации ФГОС.
2. Планируемые результаты в условиях реформы.
3. Что такое УУД.
В условиях модернизации образования возникает необходимость постоянно повышать свою квалификацию. Главный принцип построения новой структуры урока искусства - отказ от авторитарно- догматического, переход к гуманно-демократической модели, в которой личность ученика - это не объект, а субъект образовательного процесса. Он включает:
а) приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего развития как самоценного объекта;
б) учет возраста и условий жизни ребенка и детского коллектива;
в) учет индивидуальных личностных качеств, способности к саморазвитию и самообразованию в данной художественно-эстетической сфере деятельности.
Цель статьи - развитие профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС.
Задачи статьи:
1. Ознакомиться с требованиями ФГОС;
2. Изучить понятия: «компетентность», «планируемые результаты».
-
Условия реализации ФГОС
В условиях современного развития общества актуальным является моральное, духовно-нравственное и культурное развитие школьников, что нашло свое отражение в Федеральных государственных стандартах «второго поколения» (ФГОС). Художественное образование является эффективным средством всестороннего и гармоничного развития личности. Согласно ФГОС в основе обучения лежит системно-действенный подход. Он обеспечивается организацией образовательного процесса согласно индивидуальным и возрастным психолого-педагогическим особенностям школьников. Проектируя урок изобразительного искусства в основной школе, следует учесть особенности подросткового возраста:
- развитие личности, формирование системы личностных ценностей (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.);
- «чувство взрослости», которое проявляется в потребности ощущения равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых (В .В. Давыдов, В. П. Зинченко, И. С. Кон);
- «поиск друга» (Д .Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев).
Выделенные возрастные особенности указывают на оптимальное расположение ученика среднего звена к творческой деятельности. Присущее подростку фантазирование, стремление экспериментировать, самоопределение и критичность являются важными условиями творческого процесса.
Ключевые категории ФГОС «второго поколения» определяют понятие «фундаментальное ядро содержания образования»: базовые национальные ценности; основные элементы научного знания, универсальные учебные действия (УУД).
Базовые национальные ценности на уроках «Изобразительного искусства» формируются в процессе изучения истории пространственных искусств и мирового наследия живописи, скульптуры, архитектуры и других видов изобразительного искусства.
Основные элементы научного знания на уроках «изобразительного искусства» - это основыизобразительной грамоты, понятия о художественных категориях (вид, жанр, стиль), выразительные средства (линия, пятно, композиция, ритм и др.), художественный образ, художник - творец, зритель - созерцатель.
-
Планируемые результаты в условиях реформы
Стандартом установлены требования к результатам освоения обучающимися
основного общего образования: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты освоения образовательной программы по изобразительному искусству (5-7 класс) отражаются в знании культуры своего народа и человечества, усвоении национальных и мировых и культурных ценностей, развитии чувства прекрасного через освоение художественного наследия народов России, мира, а также в процессе непосредственной творческой деятельности.
Метапредметные результаты в процессе изучения «Изобразительного искусства» выражаются в умении самостоятельно определять творческие цели и задачи; в развитии мотивов и интересов творческой деятельности; в формировании оценки, самооценки, критического мышления; в развитии умений анализировать, ассоциировать, абстрагировать, выявлять главное и второстепенное; в развитии умения работать в творческих группах, выражать свои мысли посредством изобразительного искусства; в умении использовать информационные технологии.
В основной школе изобразительное искусство направлено на приобретение предметных результатов:
- формирование у школьников интереса к предмету;
- формирование уважения к культуре Росси и мира;
- развитие понимания значимости искусства для человека;
- развитие эмоционально-образного восприятия предметов искусства, действительности;
- развитие творческого мышления и воображения;
- накопление эмоционально-чувственного опыта;
- развитие эстетической отзывчивости и потребности;
- развитие творческих способностей в процессе художественно-творческой деятельности.
2 . ФГОС основного общего образования предусматривает развитие универсальных учебных действий (УУД) в преемственности с начальной и старшей школой. УУД - это умение учиться, т.е. способность к саморазвитию, к самосовершенствованию путем активного присвоения нового социального опыта. УУД - это совокупность способов, действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. На уроках изобразительного искусства основного звена УУД положены в основу содержания урока, приемов, методов, форм обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей обучающихся. Изобразительная деятельность влияет не только на развитие творческих способностей, но и на развитие познавательной сферы ребёнка т.к. является специфическим образным познанием действительности и как всякая познавательная деятельность имеет значение для умственного развития детей. А также влияет на развитие универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.
В блок личностных УУД входят: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования; нравственно-этическое оценивание. Применительно к художественному образованию и воспитанию личностные УУД проявляются в осознании жизненного смысла художественных образов, творчества художников, восприятие зрителя, выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества, также усвоение социальных функций изобразительного искусства в жизни человека и общества. Особое значение уроки искусства имеют для развития нравственности.
В блоке универсальных действий познавательной направленности различают:
а) общеучебные, (включая знаково-символические),
б) логические (специально-предметные действия определяются содержанием конкретной учебной дисциплины) и
в) действия постановки и решения проблем.
В общеучебные УУД входят:
а) самостоятельное выделение и формирование познавательной цели (осознание значимости пространственно-временных видов искусств и смысла предметов изобразительного искусства;
б) поиск и выделение необходимой информации в окружающей среде, поиск информации в учебнике, средствах массовой информации, сетях Интернет;
в) применение метода информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
г) умение работать с графическими планшетами, создавать учебные презентации, видеоролики, виртуальные путешествия, виртуальные музеи;
д) знаково-символические действия, включая моделирование;
е) умение структурировать знания;
ж) умение осознано и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме: размышление об искусстве, художественном произведении в форме монолога или диалога с учителем, сверстниками;
з) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
и) создание художественных образов согласно поставленной цели (например, выполнить автопортрет), что предусматривает решение определенных задач: подбор материала, техники, стиля, выразительных средств, колорита и др.)
к) рефлексия способов и условий действия (индивидуальная оценка восприятия и выполнения художественного произведения);
л) контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
м) извлечение необходимой информации из увиденного (умение смотреть и видеть, извлечение необходимой информации из окружающей среды и предметов искусства различных видов, стилей и жанров);
н) определение основной и второстепенной художественной информации, свободная ориентация и восприятие художественных текстов, фактов, биографий, выделение главного;
о) понимание и адекватная оценка средств массовой информации (например, прессы, телепередач об истории искусств, современном искусстве).
Выделяют следующие универсальные логические действия:
а) анализ произведений искусств и продуктов художественно-творческой деятельности обучающихся;
б) синтез как составление целостной композиции из частей, элементов отдельных художественных образов;
в) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации художественных произведений с использованием метода «сходства и различия»
по Б.В.Астафьеву (например, сравнение по стилю, жанру, колориту и др.);
г) подведение под понятия (например, композиция и композиционный центр);
д) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений (выделение особенностей языка живописи), доказательство (принадлежности произведения к тому или иному жанру, стилю по определенным признакам), выдвижение гипотез и их обоснование (осознание характерных особенностей творчества того или иного художника в контексте эпохи, происходящих исторических событий).
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Таким образом, развитие познавательных УУД на уроках изобразительного искусства формируется на базе практических навыков, основанных на знаниях теории искусства.
Результат любой деятельности, в том числе и художественно-творческой, зависит от рациональной организации этой деятельности, в том числе и от уровня сформированности регулятивных УУД.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности. В нее входят:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата ( например поэтапное выполнение рисунка), составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результатов и уровня усвоения, его временных характеристик(в процессе понимания содержания сюжетных композиций)
- контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (сопоставление с натурой, выявление особенностей в трактовке эскизов и оригинала композиции)
- коррекция - внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта (коррекция продукта художественно-творческой деятельности с целью достижения сходства с оригиналом или с натурой);
- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия произведения искусства на чувства и мысли ученика);
- саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии при выполнении художественно-творческих заданий и восприятии произведений искусства, способность к волевому усилию, к преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе создания художественного образа.
Уроки изобразительного искусства важную роль играют в развитии коммуникативных УУД. Коммуникативность - одна из функций искусства. Применительно к основной школе развитие коммуникативных УУД удовлетворяет возрастные психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста. В этом возрасте, как известно, ведущий вид деятельности - общение.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей (художника, зрителя), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при разработке, подготовке проектно-исследовательских работ, творческих заданий в контексте урока, занятия, внеурочного мероприятия. На уроках изобразительного искусства под коммуникативными действиями понимают умение обучающихся выражать свои мысли с помощью выразительных средств изобразительного искусства и способность к сотрудничеству с учителем, соседом по парте и в группах.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий на уроках изобразительного искусства осуществляется параллельно, дополняя друг друга и доминируя в зависимости от темы урока, способствуя общему развитию ребенка.