- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок ИЗО по теме «Пейзаж – большой мир»
Урок ИЗО по теме «Пейзаж – большой мир»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пантелеева С.Г. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок ИЗО по теме «Пейзаж - большой мир»
Предметы: ИЗО и МХК
Учитель: Пантелеева С.Г.
Технология критического мышления и ИКТ
Цели урока:
-
Формирование знаний о пейзаже, как жанре в изобразительном искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника, поэта и их выражения в творческой деятельности.
-
Формирование навыков в работе в паре, умение выражать свое мнение, формирование бережного отношения к природе.
-
Знакомство с творчеством художника - пейзажиста И.И. Шишкина.
Оборудование урока.
Зрительный ряд: репродукции картин И.И.Шишкина, рисунки учащихся.
Материалы: формат А3, гуашь, кисти, и другие принадлежности к уроку.
Ход урока.
Организационный момент, приветствие, проверка готовности к уроку
Вызов. Пробуждение познавательного интереса к предмету.
Учитель.
В очаровании русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас неочарованных людей…
Вот так поэт Н.Заболоцкий в стихотворении "Вечер на Оке" задал тему нашему уроку. Ребята, какое новое слово вы услышали в этом стихотворении?
Предполагаемый ответ: пейзаж.
Учитель.
Как вы, ребята, думаете, в каком значении употребляется слово «пейзаж», какой смысл имеет это слово? Все значения запишите на листе. (Работа в парах).
Стадия вызова Задания для учащихся
Учитель.«Составление кластера». Тема кластера «Зимний пейзаж»- ученикам предлагаются правила:
- не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
- продолжать работу 2 - 3 мин.;
- выступление от пары: высказывают по 2 самых ярких, интересных смысла к теме кластера.
Учитель. «…Благодаря произведениям искусства - литературным, живописным - природа предстает всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому…»
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Учитель. Ребята, давайте послушаем еще стихотворение о природе.
Ученик читает стихотворение С.А. Есенина "Береза".
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Учитель. Какое замечательное стихотворение. Кто желает высказать свое отношение к услышанному стихотворению.
Ученики.
- В этом стихотворении С.А. Есенин воспевает березу в зимнее время года,
- Иллюстрацией к этому стихотворению может быть дом с заснеженной березой,
- Пейзаж предполагает изображение любого состояния природы, а также дома, дороги,
- Пейзаж - это природа, местность, и даже можно сказать Родина, т.к. наша страна не мыслима без берез.
Учитель. Все высказывания верны и я допишу смысл слова "пейзаж". (на доске)
ПЕЙЗАЖ -
природа,
Родина,
местность.
.
Пейзаж - это жанр, посвященный изображению природы. В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж
выделился в XVII в.
Стадия осмысления. Прием Инсерт .
Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:
«V» - галочкой отмечается то, что известно;
«-» - знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
«+» - знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
«?» - вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно. (Раздаю заготовки инсерта).
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки .На основе пометок каждый ученик составляет индивидуальную маркировочную таблицу, в которой колонки имеют названия: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал новое», «Вопросы
Знакомство с творчеством выдающегося художника И.И. Шишкина
Учитель. Красота природы, смена времен года, а каждое из них осень, зима, весна, лето - неповторимое, особенное, всегда были источником для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Одним из таких художников является И.И.Шишкин.
.
"И.И. Шишкин - художник народный. Всю свою он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный". В.В. Стасов.
С его именем связана история отечественного пейзажа 19 столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.
И.И. Шишкин родился в 1832 году в Елабуге - маленьком городке, расположенном на берегу реки Камы, в краю суровом и величественном. Впечатлительный и любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Он был небогатым купцом, человеком разносторонних знаний. Его увлекала техника, занимался археологией, историей. Интерес к старине, природе, чтению книг он прививал к сыну, поощряя любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. В Московском училище живописи сразу определилось влечение художника к пейзажу. Закончив училище, поступил в художественную академию в Петербурге. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Русский художник - автор замечательных пейзажей:
« Рожь», «Утро в сосновом бору»,
« Корабельная роща», «Лесные дали», « Дубовая роща», «Рубка леса» и др.
Рассмотрим репродукцию одного из пейзажей И. И.Шишкина. Придумайте свои названия к этому полотну. Совпадают ли они с авторскими?
Определите средства художественной выразительности, с помощью которых созданы эти образы природы ( композиция, колорит, фактура, рисунок)
• Объясните смысл высказывания французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».
•
На этой картине И. И. Шишкин изобразил сосну, занесенную снегом. Могучее дерево возвышается на краю крутого утеса. Художник не просто назвал ее "Сосна", а на "Севере диком", первой строчкой стихотворения М.Ю. Лермонтова.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае , где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Именно лермонтовскую поэтическую сосну, овеянную мыслями о "далеком крае, где солнца восход" и изобразил на своем полотне художник
Эта стадия позволяет ученику:
- осуществлять контакт с новой информацией;
- сопоставлять эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом
- акцентировать своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения обращать внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы
Учитель. Выяснив, что такое пейзаж, переходим к практическому выполнению работы.
Практические советы учителя.
- Определить линию горизонта, так как пейзаж - это небо и земля,
- Передний, дальний планы,
- Зависимость цвета от расстояния.
Звучит музыка.
Анализ работ
Работы вывешиваются на доске по видам:
Учитель предлагает детям прокомментировать рисунки.
Выступления учеников:
а). Пейзажи получились у всех разные. Здесь можно увидеть изображение зимней природы Обобщение учителем видов пейзажа.
- Изображение природы,
- Изображение местности (архитектурный пейзаж - городской, деревенский),
- Водный - марина.
.Подведение итога
Учитель: ребята, какой вывод можно сделать по теме сегодняшнего урока.
Ученик: пейзаж - это изображение природы, местности. Он может быть выполнен в любой технике.
Учитель: пейзаж - огромный мир, воспетый в лирике, прозе, музыке, на полотнах художников.
В одном картина не похожа ни на музыку, ни на литературное произведение. Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно. События в книге следует одно за другим. На картине все неподвижно, оно изображает только одно мгновение, достойное стоять на картине века.
Любите и берегите природу!
Домашнее задание
Подобрать иллюстрации на тему
Рефлексия- Ученикам предлагается закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .
2) Больше всего мне понравилось_________ .
3) Самым интересным сегодня на уроке было
4) Самым сложным для меня сегодня было
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял____________
7) Сегодня я научился_________
8) Сегодня я задумался_________
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду