- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по ИЗО по программе Неменского (9 класс)
Рабочая программа по ИЗО по программе Неменского (9 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Росщупкина Е.Н. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Образовательного стандарта основного общего образования по искусству; примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству; программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009; учебного плана МБОУ «Первомайская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
Программа разработана для учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Общая тема программы: «Дизайн и архитектура в жизни человека».
Этот учебный год посвящён художественному миру конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира. Учащиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.
В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура - это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе - своему облику и образу жизни. Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- создание мультимедийных презентаций с использованием Интернет-ресурсов.
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Целями и задачами программы являются:
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Программа рассчитана на 5 годичное обучение (140 ч.) в 9 классе предусмотрено на реализацию - 17 часов (0,5 часа в неделю).
Программа включает в себя два раздела:
-
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
-
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Содержание тем учебного курса
№
п/п
Тема раздела.
Содержание.
Количество часов.
1
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
Архитектура Руси 10-12веков. Храм - образ космоса. Русская архитектура 13-17 веков. Русские кремли.
2
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
3
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
1
Живое пространство города. Город, микрорайон. Улица.
2
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
1
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
1
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
1
2
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома
1
Интерьер комнаты - портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.
1
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
1
Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.
1
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя - моделируешь мир.
1
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками истории, геометрии, технологии, литературы.
Итоговая аттестация - (контрольная работа в виде теста) проводится в конце учебного года.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Учебник:
Изобразительное искусство: учебник для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений/А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная литература:
-
Большая серия знаний. Чудеса света. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005
-
Большая серия знаний. Мифы народов мира. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005
-
Большой самоучитель рисования/ Пер.с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006
Электронные учебники:
-
Модерн М.: ООО «ДиректМедиа Паблишинг»,2003.
-
Электронная библиотека М.: ООО «ДиректМедиа Паблишинг»,2003.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися:
- ru.wikipedia.org/wiki
- artvek.ru/dekor07.html
- artprojekt.ru/libraru/rus18/st019. html
- dic.academic.ru/dik.nsf/bse/83575/
- ntrust.ru/public.cms/?eid=690551
- museum.ru/N31505
- franky-bou2.livejournal.com/191069.html
- ellada.spb.ru
- centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm
Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе.
Учащиеся должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна;
- место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства;
- единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- конструировать объёмно-пространственные композиции;
- моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и другими средствами изобразительного искусства;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы: белая бумага и тонированная, картон, цветные плёнки, краски (гуашь, акварель), графические материалы (уголь, тушь, карандаш, мелки), материалы для работы в объёме (картон, бумага, пластилин, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
Календарно-тематическое планирование
9 класс (18 часов)
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
Средства обучения
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Домашнее задание
-
раздел. «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека».
(12 часов)
1
Архитектура Руси 10-12 веков. Храм- образ космоса.
(урок-конференция)
Учебник
ИКТ
(компьютер, мультимедиа, презентация)
Иметь представления:
- об архитектуре Руси 10-13 в .;
- о крестово-купольном храме как образе космаса.
Уметь:
- применять практические навыки работы с художественными материалами.
Сделать доклад, презентацию «Русские кремли»
2
Русская архитектура 13-17 веков. Русские кремли.
Учебник
ИКТ
(компьютер, мультимедиа, презентация)
Знать:
- основные этапы развития архитектуры России 13-17 в.
- понятие «кремль» и его основные архитектурные постройки.
Уметь:
- применять практические навыки работы с художественными материалами.
- создавать творческие работы по собственному замыслу;
выступить публично (доклад, презентация)
Индивидуальный Доклад , презентация «Русские кремли»
Создать презентацию, написать доклад по теме
Часть 3
Гл. 2 стр.103-109
3
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
Учебник
ИКТ
(компьютер, мультимедиа, презентация)
Знать:
- основные понятия «монументальные произведения», «фреска», «витраж», «мозаика», «панно».
Уметь:
- работать над эскизом монументального произведения (витраж);
- выполнять витражную розетку (бумажная пластика)»
- создавать творческие работы по собственному замыслу.
Индивидуальный 1.Выполнение эскиза стрельчатого окна
Часть 3
Гл. 2 стр. 91-101
Доклад «Стили архитектур»
4
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
Учебник
ИКТ
(компьютер, мультимедиа, презентация)
Знать:
- основные понятия «монументальные произведения», «фреска», «витраж», «мозаика», «панно».
Уметь:
- работать над эскизом монументального произведения ( мозаика);
- создавать творческие работы по собственному замыслу.
Индивидуальный 1. 1.Выполнение эскиза стрельчатого окна
2.Силуэтная зарисовка знаменитых построек
Часть 3
Гл. 2 стр. 91-101
Доклад «Стили архитектур»
5
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
Учебник
ИКТ
(компьютер, мультимедиа, презентация)
Знать:
- основные понятия «монументальные произведения», «фреска», «витраж», «мазаика», «панно».
Уметь:
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, панно, фреска);
- мозаику (по собственному эскизу), аппликацию;
- создавать творческие работы по собственному замыслу;
выступить публично (доклад, презентация)
Индивидуальный 1. 1.Выполнение работы в технике мозаика
Часть 3
Гл. 2 стр. 91-101
Доклад «Стили архитектур»
6
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
Учебник
ИКТ
(компьютер, мультимедиа, презентация)
Знать:
- основные понятия «монументальные произведения», «фреска», «витраж», «мазаика», «панно».
Уметь:
- создавать творческие работы по собственному замыслу;
выступить публично (доклад, презентация)
Индивидуальный
Подобрать вырезки с видами города
Часть 3
Гл. 2 стр. 91-101
Доклад «Стили архитектур - Кубизм конструктивизм, модерн , хай-тек»
7
Город сегодня и завтра. Тенденция и перспектива развития архитектуры
Учебник
ИКТ
(компьютер, мультимедиа, презентация)
Уметь:
-использовать материалы для работы краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки), при выполнении творческих работ.
Индивидуальный Фантазийная зарисовка «Архитектура будущего»
8
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Виды монументальной живописи
Учебник
ИКТ
(компьютер, мультимедиа, презентация)
Уметь:
- использовать в макетных композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру;
- владеть навыками формирования, использования объемов
в дизайне и архитектуре;
- создавать творческие работы по собственному замыслу;
-использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин).
Виды монументальной живописи
Гл. 3 стр.111-115
9
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Виды монументальной живописи
Учебник
ИКТ
(компьютер, мультимедиа, презентация)
Уметь:
- использовать в макетных композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру;
- владеть навыками формирования, использования объемов
в дизайне и архитектуре;
- создавать творческие работы по собственному замыслу;
-использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин).
Фронтальный
Макетно-рельефное моделирование района
Виды монументальной живописи
Гл. 3 стр.111-115
10
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
Учебник
ИКТ
(компьютер, мультимедиа, презентация)
Уметь:
- применять разнообразные материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки), при выполнении творческих работ;
-- создавать творческие работы по собственному замыслу;
Фронтальный
Создание проекта парка с городской мебелью
Гл.4 стр. 117-119
11
Дизайн - средство создания интерьера
Учебник
ИКТ
(компьютер, мультимедиа, презентация)
Уметь:
- создавать творческие работы по собственному замыслу;
- оформлять интерьера кабинета школы.
Индивидуальный Интерьер в технике аппликации
Презентация интерьер разных эпох
12
Природа и архитектура Организация архитектурно- ландшафтного пространства.
Учебник
ИКТ
(компьютер, мультимедиа, презентация)
Уметь:
- создавать творческие работы по собственному замыслу;
- применять разнообразные материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки), при выполнении творческих работ.
Фронтальный
Гл.5 стр. 126-131
2 раздел «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» (4 часа)
Цветовое решение макетной композиции
13
Мой дом - мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка дома.
Учебник
Уметь:
Применять разнообразные материалы краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки), при выполнении творческих работ;
- создавать творческие работы по собственному замыслу.
Индивидуальный Рисунок: частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору) компоновка интерьера дома.
Подобрать материал о дизайне жилого дома
Часть 4
Гл.1 стр. 139-142
14
Интерьер комнаты - портрет хозяина. Дизайн интерьера.
Учебник
Уметь:
- создавать творческие работы по собственному замыслу;
- оформлять интерьер своей комнаты.
Фронтальный
Гл.1стр. 143-146
Доклад, презентация «Мода и время»
15
Мода и культура. Дизайн одежды.
Учебник
ИКТ
(компьютер, мультимедиа, презентация)
Знать:
- о значении одежды и основных элементах костюма в разные эпохи;
Уметь:
- создавать творческие работы по собственному замыслу; - использовать материалы для работы краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки), при выполнении творческих работ;
- выступить публично (доклад, презентация)
.Индивидуальный Проект вечернего платья, костюма.
Гл. 2 стр. 155-161
16
Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.
Учебник
Знать:
- о значении одежды в современном мире.
Уметь:
- создавать творческие работы по собственному замыслу; - использовать материалы для работы краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки), при выполнении творческих работ.
Индивидуальный Рисунок : одежда для дома или улицы (Комплект).
17
Административная контрольная работа
Тест