Рабочая программа по ИЗО по программе Неменского (9 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Образовательного стандарта основного общего образования по искусству; примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству; программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009; учебного плана МБОУ «Первомайская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

Программа разработана для учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Общая тема программы: «Дизайн и архитектура в жизни человека».

Этот учебный год посвящён художественному миру конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира. Учащиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.

В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура - это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе - своему облику и образу жизни. Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения.

В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- создание мультимедийных презентаций с использованием Интернет-ресурсов.

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Целями и задачами программы являются:

• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Программа рассчитана на 5 годичное обучение (140 ч.) в 9 классе предусмотрено на реализацию - 17 часов (0,5 часа в неделю).

Программа включает в себя два раздела:

  • Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

  • Человек в зеркале дизайна и архитектуры.






Содержание тем учебного курса


п/п

Тема раздела.

Содержание.

Количество часов.

1

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

Архитектура Руси 10-12веков. Храм - образ космоса. Русская архитектура 13-17 веков. Русские кремли.

2

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

3

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

Живое пространство города. Город, микрорайон. Улица.

2

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

1

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1

2

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома

1

Интерьер комнаты - портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

1

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.

1

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя - моделируешь мир.

1

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками истории, геометрии, технологии, литературы.

Итоговая аттестация - (контрольная работа в виде теста) проводится в конце учебного года.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Учебник:

Изобразительное искусство: учебник для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений/А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009.

Дополнительная литература:

  • Большая серия знаний. Чудеса света. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005

  • Большая серия знаний. Мифы народов мира. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005

  • Большой самоучитель рисования/ Пер.с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006

Электронные учебники:

  • Модерн М.: ООО «ДиректМедиа Паблишинг»,2003.

  • Электронная библиотека М.: ООО «ДиректМедиа Паблишинг»,2003.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися:

- ru.wikipedia.org/wiki

- artvek.ru/dekor07.html

- artprojekt.ru/libraru/rus18/st019. html

- dic.academic.ru/dik.nsf/bse/83575/

- ntrust.ru/public.cms/?eid=690551

- museum.ru/N31505

- franky-bou2.livejournal.com/191069.html

- ellada.spb.ru

- centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm

Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе.

Учащиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна;

- место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусства;

- единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

- тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

- конструировать объёмно-пространственные композиции;

- моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объёмов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и другими средствами изобразительного искусства;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные материалы: белая бумага и тонированная, картон, цветные плёнки, краски (гуашь, акварель), графические материалы (уголь, тушь, карандаш, мелки), материалы для работы в объёме (картон, бумага, пластилин, пенопласт, деревянные и другие заготовки).





Календарно-тематическое планирование

9 класс (18 часов)


№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Средства обучения

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

  1. раздел. «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека».

(12 часов)

1

Архитектура Руси 10-12 веков. Храм- образ космоса.

(урок-конференция)

Учебник

ИКТ

(компьютер, мультимедиа, презентация)

Иметь представления:

- об архитектуре Руси 10-13 в .;

- о крестово-купольном храме как образе космаса.

Уметь:

- применять практические навыки работы с художественными материалами.

Сделать доклад, презентацию «Русские кремли»

2

Русская архитектура 13-17 веков. Русские кремли.

Учебник

ИКТ

(компьютер, мультимедиа, презентация)

Знать:

- основные этапы развития архитектуры России 13-17 в.

- понятие «кремль» и его основные архитектурные постройки.

Уметь:

- применять практические навыки работы с художественными материалами.

- создавать творческие работы по собственному замыслу;

выступить публично (доклад, презентация)

Индивидуальный Доклад , презентация «Русские кремли»

Создать презентацию, написать доклад по теме

Часть 3

Гл. 2 стр.103-109

3

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Учебник

ИКТ

(компьютер, мультимедиа, презентация)

Знать:

- основные понятия «монументальные произведения», «фреска», «витраж», «мозаика», «панно».

Уметь:

- работать над эскизом монументального произведения (витраж);

- выполнять витражную розетку (бумажная пластика)»

- создавать творческие работы по собственному замыслу.

Индивидуальный 1.Выполнение эскиза стрельчатого окна

Часть 3

Гл. 2 стр. 91-101

Доклад «Стили архитектур»

4

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Учебник

ИКТ

(компьютер, мультимедиа, презентация)

Знать:

- основные понятия «монументальные произведения», «фреска», «витраж», «мозаика», «панно».

Уметь:

- работать над эскизом монументального произведения ( мозаика);

- создавать творческие работы по собственному замыслу.

Индивидуальный 1. 1.Выполнение эскиза стрельчатого окна

2.Силуэтная зарисовка знаменитых построек

Часть 3

Гл. 2 стр. 91-101

Доклад «Стили архитектур»

5

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Учебник

ИКТ

(компьютер, мультимедиа, презентация)

Знать:

- основные понятия «монументальные произведения», «фреска», «витраж», «мазаика», «панно».

Уметь:

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, панно, фреска);

- мозаику (по собственному эскизу), аппликацию;

- создавать творческие работы по собственному замыслу;

выступить публично (доклад, презентация)

Индивидуальный 1. 1.Выполнение работы в технике мозаика

Часть 3

Гл. 2 стр. 91-101

Доклад «Стили архитектур»

6

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Учебник

ИКТ

(компьютер, мультимедиа, презентация)

Знать:

- основные понятия «монументальные произведения», «фреска», «витраж», «мазаика», «панно».

Уметь:

- создавать творческие работы по собственному замыслу;

выступить публично (доклад, презентация)

Индивидуальный

Подобрать вырезки с видами города

Часть 3

Гл. 2 стр. 91-101

Доклад «Стили архитектур - Кубизм конструктивизм, модерн , хай-тек»

7

Город сегодня и завтра. Тенденция и перспектива развития архитектуры

Учебник

ИКТ

(компьютер, мультимедиа, презентация)

Уметь:

-использовать материалы для работы краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки), при выполнении творческих работ.

Индивидуальный Фантазийная зарисовка «Архитектура будущего»

8

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Виды монументальной живописи

Учебник

ИКТ

(компьютер, мультимедиа, презентация)

Уметь:

- использовать в макетных композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру;

- владеть навыками формирования, использования объемов

в дизайне и архитектуре;

- создавать творческие работы по собственному замыслу;

-использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин).

Виды монументальной живописи

Гл. 3 стр.111-115

9

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Виды монументальной живописи

Учебник

ИКТ

(компьютер, мультимедиа, презентация)

Уметь:

- использовать в макетных композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру;

- владеть навыками формирования, использования объемов

в дизайне и архитектуре;

- создавать творческие работы по собственному замыслу;

-использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин).

Фронтальный

Макетно-рельефное моделирование района

Виды монументальной живописи

Гл. 3 стр.111-115

10

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Учебник

ИКТ

(компьютер, мультимедиа, презентация)

Уметь:

- применять разнообразные материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки), при выполнении творческих работ;

-- создавать творческие работы по собственному замыслу;

Фронтальный

Создание проекта парка с городской мебелью

Гл.4 стр. 117-119

11

Дизайн - средство создания интерьера

Учебник

ИКТ

(компьютер, мультимедиа, презентация)

Уметь:

- создавать творческие работы по собственному замыслу;

- оформлять интерьера кабинета школы.

Индивидуальный Интерьер в технике аппликации

Презентация интерьер разных эпох

12

Природа и архитектура Организация архитектурно- ландшафтного пространства.

Учебник

ИКТ

(компьютер, мультимедиа, презентация)

Уметь:

- создавать творческие работы по собственному замыслу;

- применять разнообразные материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки), при выполнении творческих работ.

Фронтальный

Гл.5 стр. 126-131

2 раздел «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» (4 часа)

Цветовое решение макетной композиции

13

Мой дом - мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка дома.

Учебник

Уметь:

Применять разнообразные материалы краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки), при выполнении творческих работ;

- создавать творческие работы по собственному замыслу.

Индивидуальный Рисунок: частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору) компоновка интерьера дома.

Подобрать материал о дизайне жилого дома

Часть 4

Гл.1 стр. 139-142

14

Интерьер комнаты - портрет хозяина. Дизайн интерьера.

Учебник

Уметь:

- создавать творческие работы по собственному замыслу;

- оформлять интерьер своей комнаты.

Фронтальный

Гл.1стр. 143-146

Доклад, презентация «Мода и время»

15

Мода и культура. Дизайн одежды.

Учебник

ИКТ

(компьютер, мультимедиа, презентация)

Знать:

- о значении одежды и основных элементах костюма в разные эпохи;

Уметь:

- создавать творческие работы по собственному замыслу; - использовать материалы для работы краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки), при выполнении творческих работ;

- выступить публично (доклад, презентация)

.Индивидуальный Проект вечернего платья, костюма.

Гл. 2 стр. 155-161

16

Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.

Учебник

Знать:

- о значении одежды в современном мире.

Уметь:

- создавать творческие работы по собственному замыслу; - использовать материалы для работы краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, тушь, мелки), при выполнении творческих работ.

Индивидуальный Рисунок : одежда для дома или улицы (Комплект).

17

Административная контрольная работа

Тест





© 2010-2022