Методический разработка по декоративному искусству Леплю, клею, вырезаю

       Пояснительная записка Направленность программы- художественно- эстетическая.  В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми. Образовательное и воспитательное значение лепки и бумагопластики очень большое, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка и бумагопластика расширяют кругозор, способствуют формированию творческого отношения к окруж...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Образовательная программа по дополнительному образованию детей.

Основы декоративного творчества и оформительского искусства

«Рисую, леплю, вырезаю»















Автор: Пономарева Л.Н.,

педагог дополнительного образования

































Пояснительная записка

Направленность программы- художественно- эстетическая.

В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми.

Образовательное и воспитательное значение лепки и бумагопластики очень большое, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка и бумагопластика расширяют кругозор, способствуют формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой и бумагой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать.

Лепка и бумагопластика воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук, учит выражать свои чувства и мысли. Если мы хотим, чтобы ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, ему надо дать в руки пластилин, тесто, глину, бумагу или другие пластичные материалы.

Тесто и бумага - удивительно пластичные материалы ,не пачкают рук. Долго сохраняется. Но в то же время - хрупкие при небрежном обращении. В народе издавна отметили пластические свойства теста и бумаги, и создавали из них самые разные фигурки, которыми одаривали своих друзей к Новому году, Рождеству.

Новизна программы

В такой многонациональной стране как Россия ,особую актуальность приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения к истории, традициям своего народа и народов, населяющих нашу страну. Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством России способствует формированию национального самосознания, взаимопроникновению культур, воспитывает чувство взаимопонимания между народами, формирует этническую толерантность.

Актуальность программы

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:

-принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;

-принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);

-принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;

-принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;

-принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.

Цели программы:

воспитание интереса и любви к народному творчеству; формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и навыков путём обучения технологическим приёмам работы с солёным тестом и бумагопластикой ; вовлечение детей в активную творческую деятельность.

Задачи обучения:

-обучить основным приёмам и навыкам работы с солёным тестом и бумагой;

-познакомить с древними промыслами и современными видами декоративно-прикладного искусства России;

-воспитывать бережное отношение к народной культуре;

-развивать творческое мышление, способность создания и реализации образа;

-воспитывать уважительные отношения между членами коллектива посредством совместной творческой деятельности;

-воспитывать аккуратность, усидчивость.

Задачи первого года обучения

- освоить приёмы работы с бумагой и солёным тестом;

- изучить основные понятия, терминологию;

- овладеть технологией конструирования объёмных изделий из бумаги

и солёного теста.

Задачи второго года обучения

- познакомить с основными свойствами поделочных материалов;

-освоить особенности выполнения аппликации в смешанной технике;

-овладеть приемами тиснения, гофрирования, завивания бумаги;

- совершенствовать навыки, приемы моделирования объёмных игрушек на основе цилиндра и конуса из солёного теста;

- изучение принципов составления композиции при выполнении объемных игрушек-сувениров;

-выполнять работы по собственному эскизу, замыслу.

Формы и режим занятий.

Образовательная программа рассчитана на 2 года обучения для детей младшего школьного возраста 7 - 12 лет.

Оптимальное количество детей в группе 13-15 человек, так как при большем количестве воспитанников педагог не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком.

Режим занятий: 1 год обучения- 2 раза в неделю ,по 1 часу ( 76 часа в год)

2 год обучения -2 раза в неделю по 2 часа (152 часов в год)

Обучающиеся должны знать:

-правила техники безопасности при работе с солёным тестом и бумагой, пластмассовыми ножами, стеками и ножницами, клеем;

-правила работы с красками, кистями, клеем;

Обучающиеся должны уметь :

- делить тесто на части разными способами;

-выполнять базовые формы -соединять детали;

-аккуратно вырезать детали из теста и бумаги ;

Ожидаемые результаты:

1. Знание свойств солёного теста и бумаги, приёмов работы с ним и умение изготавливать из них изделия декоративно-прикладного творчества.

2. Знание народных промыслов , интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

3. Сформированность трудовых навыков, творческой инициативы, трудолюбия.

Критерии результативности:

- применение полученных знаний при изготовлении декоративных изделий;

- соблюдение технологии изготавливаемых изделий;

- отсутствие травм во время работы;

- переход от простых работ к более сложным;

- наличие высокого уровня самостоятельности.

Подведение итогов первого и второго года обучения

- конкурс на самую лучшую работу из солёного теста;

- конкурс на самую лучшую работу из бумаги;

- конкурс на самую интересную сказку;

В течение года проходят промежуточные выставки детских работ, персональные выставки обучающихся. Дети принимают участие, в выставках декоративно-прикладного творчества. А так же в итоговой выставке.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

  • Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);

  • Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);

  • Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

При организации работы коллектива используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ.



Учебно-тематический план

1-год обучения

ТЕМА

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Т.Б.,С.Г..

1


1

2

АППЛИКАЦИЯ из бумаги

2

36

38

2.1

Мозаичная аппликация. «Грибы в корзине».

2

5

7

2.2

Объёмная аппликация. «Букет цветов»


5

5

2.3

Сюжетная аппликация. «Рыбки в аквариуме».


5

5

2.4

«Бабочка и улитка»


5

5

2.5

. «Ноготки» с гладкими листочками


5

5

2.6

«Цветы с колосьями»


5

5

2.7

«С новым годом!»


5

5

3

ТЕСТОПЛАСТИКА

2

36

38

3.1

Техника безопасности и санитария и гигиена при работе с солёным тестом.

1


1

3.2

Как сделать солёное тесто, как лепить, как сушить?

(2 стакана муки , 1стакан соли , 125 мл воды,

1 ложку крема для рук.

Лепим поделки сразу на том месте

(на бумаге или доске),где она будет сохнуть.

Сушка фигурок осуществляется в духовке

при 80 градусов в течении часа .


1


1

3.3

«Корзина с цветами». Рисунок в цвете. Лепка. Сушка. Окрашивание. Сборка панно.


9

9

3.4

«Праздничный подсвечник». Рисунок в цвете. Лепка. Сушка. Окрашивание. Сборка панно


9

9

3.5

«Букет из роз».Рисунок в цвете. Лепка. Сушка. Окрашивание.

Сборка панно.


9

9

3.6

Животные. Рисунок в цвете. Лепка. Сушка. Окрашивание. Сборка панно


7

7

3.7

Организационные мероприятия, итоговые занятия.


2

2


Всего:


9

76

76

Содержание программы первого года обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности, санитария и гигиена при работе с бумагой, клеем ,ножницами. Правила поведения. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

2. Мозаичная аппликация из бумаги. Знакомство с приёмами работы, которые необходимо знать.

Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает : контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения), сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них. Оригинально будет смотреться мозаичная работа, выполненная из объемных элементов, сделанных из фантиков или бумажных салфеток катышков, комочков. Главное - подобрать нужное количество элементов по цвету.

2.1 Мозаичная аппликация «Грибы в корзине»

Практика: Рисование контура грибов в корзине. Из кусочков бумаги изготовление сплошной аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник, круг, овал.

2.2 Объёмная мозаичная аппликация «Букет цветов»

Практика: Рисование контура цветов в корзине. Сделать комочки из цветной бумаги для лепестков и листьев(цвет по выбору),приклеить на светлый фон.

2.3 Сюжетная аппликация. «Рыбки в аквариуме»

Практика: Рисование контура рыбок в аквариуме. Сделать комочки из цветной бумаги для рыбок, нарезать тонкие зелёные полоски для травки в аквариуме, приклеить на голубой фон картона.

2.4 «Бабочка и улитка»

Практика: Рисование контура бабочки и улитки. Бабочка вырезается овальной фигурой, крылья делаются из окрашенной салфетки. Улита вырезается из цветной бумаги мелкими кусочками. На светлом картоне рисуется веточка и на неё приклеивается бабочка и улитка.

2.5 «Ноготки с гладкими листочками»

Практика: Рисование контура цветов и листьев. Цветы ноготков выполняются из кусочков бумаги жёлтого цвета. Мозаику листьев можно сделать с просветами.

2.6 «Цветы с колосьями»

Практика. На белом картоне рисуется гуашью колосья. Сделать комочки из цветной бумаги для цветов. Лепестки и листья (цвет по выбору),приклеить на светлый фон с нарисованными колосьями.

2.7 «С новым годом!» Поздравительная открытка.

Практика: По шаблону вырезается ёлка из зелёного картона, приклеивается на открытку. Ёлка украшается новогодними украшениями сделанными из маленьких комочков окрашенной разными цветами, салфетки.

3.Тестопластиа.

Техника безопасности, санитария и гигиена. Работа с солёным тестом. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

3.1 Приёмы работы, которые необходимо знать. Учимся делить на части (откручиваем, отщипываем, разрезаем и надрезаем стекой, формуем с помощью формочек). Учимся придавать форму (раскатываем в ладонях и на столе, сплющиваем, вдавливаем, вытягиваем, сгибаем). Учимся соединять детали (прижимаем, примазываем, заглаживаем).

3.2 Как сделать солёное тесто, как лепить, как сушить?

Рецепт солёного теста:

- 2 стакана муки

- 1стакан соли

- примерно 125 мл воды

- желательно добавить 1 ложку крема для рук

Лепим поделки сразу на том месте (на бумаге или доске),где она будет сохнуть.

Сушка фигурок осуществляется в духовке при 80 градусов в течении часа .

Другой вариант- сушить поделки на батарее.

3.3 Корзина с цветами. Рассматривание иллюстраций цветов, определение базовых форм из которых они состоят. Рисование и лепка корзины с цветами. Сушка. Раскрашивание . Сборка панно.

3.4«Праздничный подсвечник» Рассматривание иллюстраций цветов, определение базовых форм из которых они состоят. Рисование и лепка корзины с цветами. Сушка. Раскрашивание . Сборка панно.

3.5 «Букет из роз» Рассматривание иллюстраций цветов, определение базовых форм из которых они состоят. Рисование и лепка корзины с цветами. Сушка. Раскрашивание . Сборка панно.

3.6 Животные. Рассматривание иллюстраций цветов, определение базовых форм из которых они состоят. Рисование и лепка корзины с цветами. Сушка. Раскрашивание . Сборка панно.

3.7 Организационные мероприятия, итоговые занятия.

Посещение музеев и выставок.

Подготовка к выставкам: оформление работ , создание экспозиции.

Участие в выставках и конкурсах по декоративно-прикладному искусству различного уровня:

внутренних, районных, окружных, городских, международных.



Учебно-тематический план

второй год обучения




КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ


ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО



1

ТЕСТОПЛАСТИКА

Вводное занятие. Техника безопасности ,санитария и гигиена при работе с солёным тестом.


1

74

76



1.1

Тестопластиа . Как сделать солёное тесто,

как лепить, как сушить?

(2 стакана муки , 1стакан соли , 125 мл воды,

1 ложку крема для рук.

Лепим поделки сразу на том месте

(на бумаге или доске),где она будет сохнуть.

Сушка фигурок осуществляется в духовке

при 80 градусов в течении часа .

Другой вариант- сушить поделки на батарее.

1



1.2

Ветка сирени. Рисунок в цвете .Лепка. Сушка Окрашивание. Сборка панно


18

18

1.3

Корзина с цветами. . Рисунок в цвете .Лепка. Сушка. Окрашивание. Сборка панно


18

18

1.4

Изготовление подарков. Рисунок в цвете .Лепка. Сушка. Окрашивание. Сборка панно


18

18

1.5

Лепка поздравительных цветов с птицами. . Рисунок в цвете .Лепка. Сушка. Окрашивание. Сборка панно


20

20

2

БУМАГОПЛАСТИКА

2

74

74

2.1

Техника безопасности и санитария и гигиена при работе с бумагой ,клеем, ножницами

1


1

2.2

Техника выполнения плотной катушки, спирали, ажурных элементов

1


1

2.3

Чудесные спирали.«Тюльпаны»Панно.


18

18

2.4

Чудесные спирали «Ландыши».Панно


18

18

2.5

Чудесные спирали «НЕЗАБУДКИ» Панно


18

18

2.6

Чудесные спирали. Мотивы Хохломы. «ЦВЕТЫ»


18

18

2.7

Организационные мероприятия, итоговые занятия.


2

2


ВСЕГО:



152



Содержание программы второго года обучения

1. Вводное занятие.

1.1 Техника безопасности, санитария и гигиена. Работа с солёным тестом. Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

Знакомство с приёмами работы, которые необходимо знать (откручиваем, отщипываем, разрезаем и надрезаем стекой, формуем с помощью формочек). Учимся придавать форму (раскатываем в ладонях и на столе, сплющиваем, вдавливаем, вытягиваем, сгибаем). Учимся соединять детали (прижимаем, примазываем, заглаживаем). Элементы цветоведения (7 цветов радуги, холодные, тёплые цвета).

1.2 Ветка сирени. Рассматривание иллюстраций цветов, определение базовых форм из которых они состоят. Рисование и лепка ветки сирени . Сушка. Раскрашивание . Сборка панно.

1.3 Корзина с цветами. Рассматривание иллюстраций цветов, определение базовых форм из которых они состоят. Рисование и лепка корзины с цветами. Сушка. Раскрашивание . Сборка панно.

1.4 Изготовление подарков. Украшения. Рассматривание репродукций и образцов работ. Знакомство с узорами и орнаментами. Изготовление шаблонов, лепка мелких элементов, сборка работы, раскрашивание, лакирование. Лепка броши, кулона, браслета, бус.

1.5 Лепка поздравительных цветов с птицами. Рассматривание иллюстраций цветов, птиц. Определение базовых форм из которых они состоят. Рисование и лепка поздравительных цветов и птиц. Сушка. Раскрашивание . Сборка панно.

2. Бумагопластика

2.1 Техника безопасности, санитария и гигиена при работе с бумагой, клеем ,ножницами. Правила поведения. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

2.2 Техника выполнения плотной катушки, спирали, ажурных элементов.

2.3 Чудесные спирали. «Тюльпаны»

В букете 9 тюльпанов. Для цветов использованы полоски бумаги шириной 0,3см. скрученные в форме удлинённой капли. Для листьев плотная бумага в тон стебля. Задний фон затонирован сухой пастелью. При сборки панно используется клей ПВА.

2.4 Чудесные спирали. «Ландыши»

5 белых цветочков состоят из 5 деталей каждый. Лепестки скручены из полоски бумаги шириной 0,3см. и придана форма «капельки» . Для листьев плотная, зелёная бумага в тон стебля. Задний фон затонирован сухой пастелью. При сборки панно используется клей ПВА.

2.5 Чудесные спирали. «Незабудки»

На жёлтом фоне расположены 5 цветов разных размеров синего цвета. Каждый из 5 цветов состоит из 7 лепестков в форме капли. Лепестки скручены из полоски бумаги шириной 0,3см.. Серединка- скрученная тугая спираль. Листья рифлёные разных размеров. При сборки панно используется клей ПВА.

2.6 Чудесные спирали. Мотивы Хохломы. «Цветы»

Букет состоит из 9 цветков красного и жёлтого цвета. Каждый из 9 цветов состоит из 5 лепестков в форме капли. Лепестки скручены из полоски бумаги шириной 0,7 см.. Серединка- скрученная тугая спираль. Листья рифлёные разных размеров. При сборки панно используется клей ПВА.

2.7 Организационные мероприятия, итоговые занятия.

Посещение музеев и выставок.

Подготовка к выставкам: оформление работ , создание экспозиции.

Участие в выставках и конкурсах по декоративно-прикладному искусству различного уровня:

внутренних, районных, окружных, городских, международных.

Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом занятий является практическое.

Программа является примерной и может носить вариативный характер. Приведённое в программе распределение часов на отдельные темы нужно рассматривать как примерное. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий детей, материальной обеспеченности. Но при этом должен решать основные задачи.

Условия реализации программы

Для обеспечения занятий необходимо:

-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 15 человек;

-общее освещение мастерской лучше обеспечивать люминесцентными лампами, которые наиболее близки к естественному освещению;

-при выполнении индивидуальных работ, к общему освещению рекомендуется дополнительное, - в виде настольных ламп на стойках, с металлическими колпаками, защищающими от прямого воздействия света;

-окна должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей (занавес, жалюзи);

-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;

-в мастерской нужна доска для демонстрации схем, чертежей, рисунков;

-расходные материалы: мука, соль, глина, краски (гуашь), карандаши, линейки, ластики, калька, рамки, ткань или бархатная бумага для фона панно, природные материалы (шишки, ветки, ракушки, семена растений), проволока, бусины, лак ПФ-283 или нитролаки НЦ, АК, скалка, валик, ситечко , чесноковыжималка, стеки;

- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков.

Литература

Книги и пособия , используемые педагогом:

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ:

Культура быта . - М.: «Просвещение» 1986.

Антипова М. А. Солёное тесто. Красивые вещи своими руками. - М.: Ростов

Хананова И. Н. Солёное тесто. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2006

Михайлова И. Лепим из солёного теста. - М.: «Эксмо», 2004

Кискальт И. Солёное тесто. - М.: Профиздат, 2007.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. - М.: «Просвещение», 2000.

Давыдова Г.Н. Бумагопластика цветочные мотивы. - Скрипторий 2007.

Романовская А. Л. Поделки из солёного теста. - М.: АСТ; 2006.







© 2010-2022