Рабочая программа Искусство 8 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» для 8 класса разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по искусству (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897).

  • Основной образовательной программой МБОУ СОШ №21 г. Брянска;

  • Учебным планом МБОУ СОШ №21 г. Брянска;

Рабочая программа по предмету «Искусство» для 8 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской / Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» 3-е издание, доработанное, Москва, Просвещение, 2010 год.

Цели учебного курса:

Содержание программы дает возможности реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

  • формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование учений и навыков художественного самообразования.

Специфика программы.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. - становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания - выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/ антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).

Творческие задания (CD-ROM) нацелены на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию и оценку, обобщение и систематизацию знаний в области искусства, усвоение основных понятий и категорий курса «Искусство». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8-9 классов:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

  • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого(усвоение опыта поколений) в наши дни;

  • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.











Корректировка программы

(изменения, внесенные в программу и их обоснование)

В связи с тем, что в 8 классе авторская программа Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство» 8 класс рассчитана на 36 учебных часов, а базисный учебный план предполагает 35 учебных недель (1час в неделю), в календарно - тематическом планировании в 5 разделе выделено на 1 час меньше на тему - Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

п/п


Раздел

Кол-во часов по авторской программе

Кол- во

часов по рабочей программе

1

Искусство в жизни современного человека

3

3

2

Искусство открывает новые грани мира

7

7

3

Искусство как универсальный способ общения

7

7

4

Красота в искусстве и жизни

11

11

5

Прекрасное пробуждает доброе

8

7

Итого:

36

35

Учебно - методический комплект:


  1. Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Искусство. 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2009.

  2. Программы общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской / Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» 3-е издание, доработанное, Москва, Просвещение, 2010 год.

Программа рассчитана на 35 часов в год - 1 час в неделю.
















Формы контроля

Для установления уровня освоения определенного раздела (отдельной темы) программы (качества знаний обучающихся):

  • устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);

  • зачет, в т. ч. дифференцированный, по заданной теме;

  • письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, составление тематических словариков, кроссвордов, подготовка реферата);

  • творческие (индивидуальные и коллективные) работы, проекты.











Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Изучение предметной области "Искусство" должно обеспечить:

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Предметные результаты изучения предметной области "Искусство" должны отражать:

Изобразительное искусство:

1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Музыка:

1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

































Содержание курса

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников. Особенности познания мира в искусстве XX- XXI веков.

Примерный художественный материал

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

Художественно-творческая деятельность учащихся

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 11 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал

Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.

Изобразительное искусство. Монументальная скульптура Древней Греции, произведения Микеланджело, О. Родена, памятники Саласпилса (Латвия) и др. Живопись П. Корина, Рафаэля, А. Венецианова, К. Петрова-Водкина, А.Дейнеки, И. Левитана, М. Нестерова, В. Тропинина, О. Кипренского; скульптуры С. Коненкова, рисунки А. Пушкина, фотографии музыкантов-исполнителей, художников, артистов и т.п. Сказочные образы (по выбору учителя).

Музыка. Произведения Л. Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича. Вокальная и инструментальная музыка (К. В. Глюк, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.). Музыкальные сказки (Н. Римский-Корсаков). Песни И. Дунаевского, А. Пахмутовой, Д. Тухманова, Б. Окуджавы, А. Розенбаума, Ю. Кима и др.

Литература. Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии (А. Пушкин, М. Пришвин, К. Паустовский - по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. «Золушка» - сказка Ш. Перро, пьеса Е. Шварца, фильм Н. Кошеверова, М. Шапиро, балет С. Прокофьева. Кинофильмы «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Чучело» Р. Быкова и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).




Учебно - тематический план

п/п



Тема (раздел)

Кол-во

часов



Знания, умения, формируемые в данной теме

1

Искусство в жизни современного человека

3

Представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества.

Наблюдать (воспринимать) произведение искусства, смысл художественного образа.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.

Записывать (рассказывать) свои впечатления от посещения театра, музея, выставки, концерта, просмотра телевизионных передач и кинофильмов, полюбившихся художественных произведений.

Соотносить характер зву-чащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.

Воспринимать художественные произведения разных видов искусства. Выражать свое отношение к ним.

понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.

Различать виды, стили и жанры искусства. Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

Характеризовать многообразие форм художественного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства.

Различать основные жанры народной и профессиональной музыки.

2

Искусство открывает новые грани мира

7

Наблюдать жизненные явления.

Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки.

Устанавливать ассоциативные связи между литературными, звуковыми и зрительными образами-представлениями.

Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам, и др.; художественные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира.

Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи».

Составлять музыкально - литературные композиции.

Подготавливать беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.

Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живописных).

Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений.

Оценивать их художественную значимость.

Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.

Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.

Собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».

Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства (живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением).

Установить ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами-представлениями живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением. Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, изобразительный и др.

Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов и жанров искусства в историко-культурной ретроспективе.

Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства.

3

Искусство как универсальный способ общения

7

Понимать роль искусства в жизни человека и общества. Использовать коммуникативные свойства искусства.

Воспринимать произведения разных видов искусства. Анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой.

Прочитывать информацию, заключенную в памятниках культуры.

Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения.

Интерпретировать содержание (смысл, худо-жественную информацию) шедевров мирового искусства с позиций их эстетической и нравствен-ной ценности.

Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения.

Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники своего края (города, поселка и др.).

Готовить рассказ о значимых культурно - исторических объектах своего края.

Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности.

Знакомиться с творческими достижениями их лауреатов.

Проявлять творческую активность при создании своего варианта афиш конкурса или фестиваля, при разработке вопросов интервью с победителями

Участвовать в разных видах художественно-исполнительской деятельности. Понимать ее коммуникативное значение.

Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, раличных национальностей и культур, в воспитании толерантности.

Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же поэтического текста и др.). Выявлять стилистические особенности художественного перевода.

Понимать специфику художественно-образной информации в отличие от научной, повседневной и др.

Раскрывать смысл художественного образа различных видов искусства как выразителя эпохального, национального, индивидуального стиля.

Различать знаки и символы искусства и интерпретировать их.

Разрабатывать сценарий народного праздника (по выбору учащихся).

Использовать его знаки и символы.

Участвовать в разработке совместного художественно-исследовательского проекта.

Знать / понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.).

Участвовать в компьютерной презентации на тему образов - символов в искусстве.

Анализировать синтетический характер кинообраза, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.

Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.

4

Красота в искусстве и жизни

11

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства.

Объяснять их отличие друг от друга.

Понимать общее и особенное в произведении изобра-зительного искусства, литературы и музыкального искусства.

Выбирать и использовать различные художественные мате-риалы для передачи собственного художественного замысла.

Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы.

Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Создавать музыкальную композицию на заданную тему с использованием ИКТ (клавишный синтезатор, компьютер и др.).

Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения).

Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества.

Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.

Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений. Раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.

Различать жанры искусства и их роль в жизни человека. Понимать значения символов культуры.

Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведений.

Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.

Знать специфические особенности языка.

5

Прекрасное пробуждает доброе

7

Размышлять о произведениях искусства, выявляя важные, значимые жизненные проблемы.

Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально - значимые темы.

Составлять программы концертов (классической музыки, авторской песни, современных композиций и др.). Участвовать в их презентации перед младшими школьниками, раскрывая нравственно-эстетические, гражданственно-патриотические идеалы и ценности общества.

Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта. Определять свою роль (участие) в проекте. Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности. Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проекта.

Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Осуществлять презентацию проекта в рамках класса, школы, района, города.































Календарно - тематическое планирование

Изобразительное искусство в жизни человека




Название раздела (количество часов)



урока



Тема урока



Кол-во

часов

Дата

проведения

урока









план

факт

Искусство в жизни современного человека - 3 ч.

1

Искусство вокруг нас.

1





2

Художественный образ - стиль - язык.

1





3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1





Искусство открывает новые грани мира - 7 ч.

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись.

1





5

Зримая музыка.

1





6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1





7

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

1





8

Как начиналась галерея.

1





9

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1





10

Портрет композитора в литературе и кино.

1





Искусство как универсальный способ общения

- 7 ч.

11

Мир в зеркале искусства.

1





12

Роль искусства в сближении народов. Искусство

художественного перевода - искусство общения.

1





13

Как происходит передача сообщения в искусстве?

1





14

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1





15

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1





16

Символы в жизни и ----искусстве.

1





17

Музыкально-поэтическая символика огня.

1





Красота в искусстве и жизни - 11 ч.

18

Что есть красота.

1





19

Откровенье вечной красоты.

1





20

Застывшая музыка.

1





21

Есть ли у красоты свои законы.

1





22

Есть ли у красоты свои законы.

1





23

Есть ли у красоты свои законы.

1





24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

1





25

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

1





26

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1





27

Как соотносятся красота и польза.

1





28

Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.

1





Прекрасное пробуждает доброе - 7 ч.

29

Преобразующая сила искусства.

1





30

Преобразующая сила искусства.

1





31

Преобразующая сила искусства.

1





32

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1





33

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1





34

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1





35

Защита исследовательского проекта.

1





Итого:



35 ч.














Критерии оценки:


Критерии оценки устных ответов

Пятибальная система оценки основывается на общедидактических критериях.

Отметка"5" ставится, если учащийся:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма изученного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с графиками, схемами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка "4" ставится, если учащийся:

1. показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в опредленной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Отметка "3" ставится, если учащийся:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Отметка "2" ставится, если учащийся:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

не делает выводов и обобщений.

не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка "1" ставится, если учащийся:

1. не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. полностью не усвоил материал.

Оценка за тест


«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

«1» - нет ответа ни на одно из заданий.




Критерии и система оценки творческой работы

Творческая работа определяется по следующим критериям: нестандартность, своеобразие, оригинальность манеры исполнения, образность, преобладание субъективно насыщенных эмоций. Работу можно считать творческой при наличии следующих признаков:

  1. Содержание: оригинальное, неожиданное, непосредственное и наивное, отражающее глубины переживания ребенка.

  2. Использование специфических особенностей языка различных видов искусства: композиции, формы, ритма, тона, интенсивности… Многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, особый творческий почерк, колорит, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.

  3. Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.

Отметка"5" ставится, если:

в работе присутствуют все перечисленные признаки - это нестандартная творческая работа; она соответствует эталону, определенному заранее в результате обсуждения, показывает глубокое и полное знание и понимание изученного; работа планировалась и выполнялась учащимся самостоятельно.

Отметка"4" ставится, если:

имеются небольшие отклонения от рекомендаций (владение техникой, аккуратность работы); работа планировалась и выполнялась с несущественной помощью учителя.

Отметка"3" ставится, если:

Работа выполнена с отклонениями от рекомендаций (при отсутствии одного или более признаков работа теряет свою творческую ценность). Планирование и выполнение только с помощью учителя.

Более низкая оценка не выставляется. Работа подлежит переделке или доработке.


Критерии и система оценки исследовательского проекта


Оценивание исследовательского проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее в результате обсуждения при подготовке к итоговой аттестации (защите).

В оценке результата исследовательского проекта учитывается:

  • Участие в проектировании (исследовании): активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности.

  • Выполнение исследовательского проекта, объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели.

  • Корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов.

  • Эстетика оформления исследовательского проекта.

Из этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Отметка"5" ставится, если:

исследовательский проект соответствует эталону, определенному заранее в результате обсуждения, показывает глубокое и полное знание и понимание представляемого исследования. Работа планировалась учащимся самостоятельно, решались задачи исследовательского характера.

Отметка"4" ставится, если:

исследовательский проект имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи исследовательского характера.

Отметка"3" ставится, если:

исследовательский проект выполнен с отклонениями от рекомендаций. Планирование и выполнение проекта только с помощью учителя, ситуационный интерес к выполнению проекта.

Более низкая оценка за исследовательский проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.
























Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения учебного курса «искусство» учащиеся должны

знать/понимать:

• значимость искусства, его место и роль в жизни человека; уважать культуру другого народа; воспринимать явления художественной культуры разных народов, осознавать место в ней отечественного искусства;

• эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений искусства,

• основных закономерностей искусства; специфику художественного образа, особенности средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

уметь:

• описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства;

• использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• структурировать изученный материал, полученный из разных источников, в том числе в Интернете; применять информационно-коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной проектной художественной деятельности;

• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры;

• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.










© 2010-2022