Урока по православной культуре по теме «Диалог культур»

Мой материал достаточно интересен. В нем дается сравнение нескольких культур, религий. Сравнивая Библию и Коран а также и исследуя главные тезисы других религий дети приходят к выводу, что во всех религиях звучит главная мысль: Относись к другому так., как хотел бы чтобы относились к тебе.К такому выводу ребята приходят посмотрев небольшую инсценировку. ИНСЦЕНИРОВКА: За импровизированным столом с пиалами с чаем сидят участники разговора: христианин, вавилонянин, египтянин, татарин..... После...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока № 32 ОРКСЭ

Учителя ОРКСЭ (Основы православной культуры) МБОУ «Лицей №1» г. Астрахани

Завольской Елены Аристарховны

Тема: Диалог культур. ( Межмодульные связи)

Урока по православной культуре по теме «Диалог культур»



Урока по православной культуре по теме «Диалог культур»

Хоть ты не невелика, но торг тебя прославил,
И дальних множество племён к тебе направил,
Снаружи ты пышна как Иерусалим,
Внутри же Вифлеем с тобой едва сравним,
Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит,
И, в Астрахань являясь, всяк в обе разом входит.
Он руку может здесь Европе протянуть,

И повернувшись, вновь на Азию взглянуть…,

На перепутье ты стоишь дорог

Восток и Запад, Запад и Восток. В центре базара,

Слайд 4.

Слово учителя:

среди торговых лавок стоит чайхана. Здесь ведут неторопливую беседу купцы из разных стран. Прислушаемся и мы к их неторопливому рассказу.

Слайд 5. ИНСЦЕНИРОВКА:

За импровизированным столом с пиалами с чаем сидят участники разговора: христианин, вавилонянин, египтянин, татарин.

Рассказ 1.
Татарин: А было это когда правил последний аравийский царь Джаблах ибн аль Айхам, он принял ислам, когда правил халиф Омар, его еще прозвали Справедливым. И вот царь Джаблах отправился в Медину (священный город Ислама, куда мусульмане совершают паломничество), сопровождаемый роскошной процессией. На голове у него была корона, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, шеи его лошадей обвивали золотые цепи. Когда он находился в Аль-Каабехе, какой - то человек наступил на полу его одежды. Джаблах рассердился и ударил его кулаком. Человек был бедным и слабым, и он пожаловался халифу Омару.
Халиф Омар спросил Джаблаха, действительно ли он ударил бедняка. Джаблах ответил, что это правда.» Что ж, - сказал халиф Омар- тогда сейчас докажи , что ты уважаешь его права!. «Как это возможно?- спросил изумленный Джаблах, - Я царь, а он всего лишь простолюдин». Омар ответил: «Ислам уравнивает всех людей. Один не может быть лучше другого, только если он лучше как мусульманин».
Той же ночью Джаблах и его свита тайно выехали из Медины в Константинополь, где он прожил остаток своей жизни чужестранцем, вдали от дома и подданных ( отказываясь от ислама).

Слайд 7. Вопросы учителя:
1. Почему мы должны относиться ко все людям одинаково, независимо от социального положения?

2. (Объясните суть) Почему халиф Омар требовал уважать право простолюдина, хотя он мог предвидеть, что царь Джаблах откажется от ислама?

3. Что сделал бы царь Джаблах если бы он был терпимым человеком?

4. Мог ли бедняк сделать что ни будь, кроме как обратиться с жалобой к халифу?

5. Могла ли ситуация разрешиться для всех справедливо? Каким образом?

Христианин: «Я думаю, что Джаблах правильно поступил, что уехал из Медины, и не принял ислам. Ведь у каждого человека есть право на выбор веры, а у каждой веры есть свой Бог и своя священная книга. Вот, например, у меня есть Библия, а у него _ Коран.

Учитель: Хорошо, хорошо уважаемые. Я согласна. Но, мне кажется, чтобы судить о вере и о священной книге другого народа, нужно, как минимум прочитать эту книгу.

Мусульманин: Хорошо. Я вам буду читать суры (отрывки ) из Корана, а вы попробуйте найти это в Библии.

Сура 2 Корова.
Тогда сказали Мы: О, Адам!
С супругою своей живи в Саду Эдема,
И где б вы там ни находились,
Вкушайте изобильные плоды себе в усладу.
Но к дереву сему не приближайтесь,
Иначе в зло и беззаконие впадете.»

Учитель: Ребята, есть ли такая история в Библии и чем она закончилась?
Мусульманин: Сура 5 Трапеза.
«О мой народ! - сказал Муса народу своему-Вступите на святую землю,
Что Богом предназначена для вас…
Но люди возроптали и Бог ответил: На сорок (долгих ) лет
Она запрещена им будет.
Блуждать им бесприютно на земле
Ты ж не скорби, Муса прочти им в истине рассказ
О двух сынах Адама
Ведь они оба Богу жертву принесли,
Но принята она была у одного, Отвергнута же у другого.
И тот другой сказал: «Уж верно я убью тебя»
Но (брат ответил)
От праведных лишь Бог берёт дары
И если ты протянешь свою руку на меня, чтобы убить,
Я на тебя своей руки, чтобы убить, не протяну.
Страшусь Бога, Господа миров!

Учитель: Ребята, мы прочитали еще один фрагмент из Корана, а в Библии есть ли такая история?
_ Ученики: Да, в Библии это рассказ о том как Моисей вывел свой народ из Египта.

Египтянин: Да и в истории Египта, в старинных папирусных свитках есть этот же рассказ. Вот посмотрите. ( фрагмент видеофильма «Моисей»)

Учитель: (обращаясь к мусульманину) Ну вот уважаемый, что же получается? Оказывается и в Египетских манускриптах описаны те же события, что и в Библии и Коране. И я тоже позволю себе прикоснуться к твоей священной книге, что я прочту?
Сура 5. Трапеза.
_ И скажет (в судный день) Аллах: «О, Иса, сын Мариам! Что ты людям говорил?»
- «Я говорил им только то, что Ты мне повелел ( им возвестить):
«Аллаху поклоняйтесь, что Един - и мой и ваш Господь1»

Сура 2. «Мы верим в Господа и откровения Его,
Что было нам ниспослано и Ибрахиму, и Исламу и Исхаку и Йакубу
И всем двенадцати израильским коленам;
И то, что Мусе Бог послал, И то, что даровал он Исе,
И что другим пророкам снизошло -
Меж ними мы не делаем различий!
Господь и ваш и наш - един!


Учитель: Ребята! А вы знаете кто такие Муса, Иса, Мухаммад?
Ответы учеников.
Учитель: - Если Бог един, то могут ли его пророки (посланцы) открывать разные истинные знания? Послушаем гостей:

Египтянин: египтянин писал свою книгу исповедь на папирусе, в которой он доказывал свою невиновность:

«Я не чинил зло людям
Я не твори дурного
Я не поднимал руку на слабого
Я не был причиной слез
Я не убивал
Я никому не причинил зла
Я никому не причинил страданий
Я чист, я чист, я чист.»

Вавилонянин: «А у нас в Вавилоне стоит Стелла Хаммурапи, на которой написаны законы для всех жителей Вавилона:
- Не убий
-Не укради
-Не прелюбодействуй
-Не произноси на другого ложного свидетельства.
И у нас тоже есть мифы о сотворении мира, и о потопе, и об Адаме и Еве…

Учитель: Какой же вывод мы можем сделать с вами, послушав рассказы наших замечательных гостей?
Предполагаемый ответ: И в Библии и в Коране записаны мифы многих народов древнего мира и это не только священные книги, но и величайшие памятники литературы и национальной культуры.
Учитель: Да. У каждого народа есть своя священная книга. И как мы сегодня убедились, во многих книгах описаны одни и тоже события. Как сказал Борис Пастернак: « Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково все вечное… Видимо и Коран, в не меньшей степени, чем Библию можно считать «ЗАПИСНОЙ ТЕТРАДЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
----- Каждый народ приходил к познанию истины своим путем, но так ли уж эти истины различны. Ведь (на свете) в мире существует очень много и религий и философских утверждений. Что бы понять это мы поиграем в игру.

Деловая игра:
Класс делится на группы, каждая из которых получит по одному высказыванию.
Задание: как бы вы сказали это своими словами? Как это высказывание может быть применено в поведении людей?
Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним как к себе, и верностью своему слову.»

Иудаизм: « Не делай ближнему того, от чего плохо тебе.»
Ислам: «И никто из нас не станет верующим, пока не полюбит своего брата как самого себя»
Христианство: «Во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
Конфуцианство: « Не делай другим того, чего бы не хотел бы от других»
Индуизм: «Не делай другому того, от чего больно тебе»
Джайнизм: «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам как относимся к самому себе»
Даосизм: «Считай успех соседа своим успехом, а потерю своего соседа своей потерей»
Зороастризм: « Только та натура хороша, которая не делает другой того, что не хорошо для нее самой»

Учитель: Подумайте, какой общий смысл содержится во всех этих высказываниях?
Предполагаемый ответ: Надо делать добро не причиняя зла другому.

Учитель: Вот видите ребята, какая бы ни была вера у человека - она принуждает только к добру и миру. Почему же сегодня так много горя на нашей планете, проливается кровь, что же приводит к войнам?

Предполагаемый ответ: ---К войнам приводит невежество, незнание культуры других народов.
Учитель: Да. Величайшая трагедия нашего и других периодов истории состоит в том, что религия, призванная помогать людям найти смысл жизни и ставящая перед собой нравственные ориентиры, была искажена и использовалась во зло для развязывания вражды и конфликтов, возбуждения ненависти.

__Чем же можно победить эту вражду и ненависть?

Предполагаемый ответ: __ Конечно изучением культуры разных народов, проживающих рядом с нами. В нашей Астрахани живут русские и татары, казахи и калмыки и много других народов более 80. И мы не хотим воевать друг против друга, а объединить нас может знание культуры и национальных традиций наших соседей.

Учитель: Молодцы. А я вам зачитаю слова замечательного русского художника Н.К. Рериха обращенные к Лиге Культуры, которую он основал:

«Во имя истинного мира. Во имя объединения культурных сил. Во имя сохранения творческих сокровищ человечества от темных сил разрушения. Во имя просвещения народного учреждается Всемирная Лига Культуры. Сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты. Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. Но человечество уже знает и панацею от этих бедствий. И эта панацея -КУЛЬТУРА. Там, где рука и мозг обессиливает, там непобедимо сердце, а сердце есть держава света, есть средоточие культуры…»

«Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающее понятие Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык.

Если вас спросят, в какой стране вы бы хотели бы жить? С достоинством можете ответить: «Мы хотели бы жить в стране великой культуры».

Учитель: Ваши лучшие помыслы чему вы принесете?

Ученики: Культуре.

Учитель: Чем вы обновите ваше сознание?

Ученики: Победным светом культуры.

Там где культура - там и мир».

Домашнее задание: Небольшое сочинение по теме: «История будущего, рассказывающая о том, как благодаря освоению культуры была побеждена «чума» нетерпимости.



© 2010-2022