- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Занятие клуба по теме «Пейзаж»
Занятие клуба по теме «Пейзаж»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Васильева Н.В. |
Дата | 09.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Пейзаж
3-4 класс
Цели:
-
Дать учащимся багаж знаний о жанре изобразительного искусства - пейзаж.
-
Познакомить учащихся с творчеством русских художников передать их отношение к природе и Родине.
Задачи: формировать понятие значение художника патриота и гражданина
Обучающие:
-
Продолжим знакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира природы . Ознакомимся с видами пейзажа. Посмотрим замечательный фильм о природе города Риддер. Проведём беседу по картине. И.И.Левитан "Золотая осень". Поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Научимся рисовать сложный пейзаж используя законы изображения, этапы.
-
изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;
-
учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день;
-
передавать красками яркие цветовые состояния природы;
-
показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.
Развивающие:
-
развивать творческое воображение, знания, умения, навыки при работе красками.
Воспитывающие:
-
воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; Воспитывать умение изображать пейзаж
Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная работа.
Зрительный ряд: В. Левитана «Осенний пейзаж» .Шишкин. «В сосновом бору».Природа города Риддер
Музыкальный ряд: музыка «Звуки природы»
Оборудование: телевизор, видео- магнитофон, репродукции художников . Для учащихся: Простые карандаши, резинка стирательная, альбом ,Краски -гуашь, акварель, тряпочка, кисти, палитра
План занятия
1.Организационный момент.
2.Повторение изученного материала.
3.Сообщение темы
4.Практическая часть.
5.Физкультминутка.
6.Проверка знаний 7. Практическая часть. 8.Закрепление материала.
9.Подведение итога.
10.Вывод-обобщение.
Ход занятия
1. Организационный момент - приветствие, проверка посещаемости, - проверка готовности к занятию- организация рабочего места.
Эмоциональный настрой детей
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
2.Повторение изученного материала. Учащиеся делятся на 2 команды 1 команда собирает из перепутанных букв слово пейзаж.2 команда собирает слово природа( файлы приклеены на доске- слова вставляются в файлы). Ребята вы собрали 2 ключевых слова . которые вам помогут вспомнить тему прошлого занятия. Так что же означает слово пейзаж?
Пейзаж - от французского, слова обозначает «природа». А в изобразительном искусстве так называют жанр, посвященный воспроизведению естественной или преображенной человеком природы.. В пейзаже важным моментом являются изобразительный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы «героем» произведения. Отдельные же фигуры людей или животных, а так же небольшие сюжетные сцены в пейзажной композиции существенной роли не играют, и являются лишь средством дополнения и оживления пейзажа, придания ему большей жизненной правды. Это картина на которой изображены поле, река, море или город, деревня, железная дорога.
Вопрос. У каждого из вас есть любимое время года? Чем привлекает вас осенний, зимний, весенний, летний пейзаж ?(ответы детей)
Осенний пейзаж - всегда привлекает своим настроением поздней яркой красоты окружающей природы.
Зимний пейзаж - особая тема в творчестве мастеров пейзажа. Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет снег.
Весенний пейзаж - привлекает своей легкостью, свежестью красок, ощущением молодости.
Летний пейзаж - красив силой и красотой цветущих красок окружающего мира. Путь творца -художника, начинается с художественного восприятия. В своих произведениях художники не только изображают " природу", а стремятся запечатлеть свои чувства, переживания, свое отношение к природе.
Вопрос: Что такое настроение? (это состояние души) Как можно передать настроение в изображении пейзажа?(использовать яркие цвета, светлые, звонкие,которые радуют зрителя, изобразить солнечный день ;или наоборот за счёт цвета передать свою грусть, тоску -изображая пасмурную погоду).
Какое может быть настроение? (плохое, хорошее)
3. Сообщение темы занятия. Виды пейзажа
Сельский пейзаж.- изображение сельской местности, деревни.
Местный пейзаж- изображение пейзажа той местности глее ты живешь (Казахстана)
Городской пейзаж. - пейзажа с изображением зданий, архитектурных сооружений, памятников .
Пейзаж «дикой» природы.
«Марина» или морской пейзаж.
Декоративный пейзаж- пейзаж с элементами украшения
Просмотр фильма о природе города Риддер. Комментарии.(Во время просмотра я вам прочитаю замечательное стихотворение .)
Стихотворение «Пейзаж» А.Майков.
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеёю
Идёшь - и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зелёный;
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист;
Осинник жёлтый бьет тревогу;
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу...
Идёшь, как будто по водам, -
Нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят...
Ребята попробуйте определить вид пейзажа увиденного из фильма.
Беседа о творчестве И.И. Шишкина
Сосновые леса наметили основную тему картин художника Шишкина - тему русской природы. Художника справедливо называли «богатырем русского леса», через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту
Беседа по картине. И.И.Левитан "Золотая осень".
Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слыхал имени художника Исаака Ильича Левитана, блестящего мастера пейзажа. Он обладал особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. В каждом уголке природы он умел найти что-то заветное, сокровенное. Для Левитана природа - второе "я". Он говорил: "Вот что нужно пейзажисту - понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет; какое это великое счастье". Его пейзажи - это пейзажи-настроения, в которых остро выражено личное чувство. Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные. Перед вами одна из известнейших работ И.И.Левитана "Золотая осень". Это пейзаж - настроение, в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, знакомого всем.
- Перечислите оттенки, которыми художник написал осенние листья, траву, воду, небо?- Бывали ли вы в лесу или в парке в такую погоду?
Композиция в пейзаже
Композиция- организация элементов(природы) в рисунке.
Виды композиции: закрытая, открытая , динамичная, статичная, симметричная, асимметричная.
4.Практическая работа: работа по карточкам. (Рисунок на доске-объяснение) Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
-
контроль организации рабочего места,
-
контроль правильности выполнения приемов работы,
-
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,
-
контроль объема и качества выполнения работы.
Во время практической работы для фона включить музыкальное произведение.
5.Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клен.
6.Проверка знаний . Деление учащихся на команды .(название команды «Берёза». «Тополь»). В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает природу жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя на природе. 1. ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса - не губи, нет леса - ... (посади).
2. КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/
3. ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/
4. КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна /
5. САМОЕ СЛАДКОЕ ДЕРЕВО? /Липа/
6. КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/
7. ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/
8. ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/
9. С ПРИЛЕТОМ КАКИХ ПТИЦ СЧИТАЕМ МЫ НАЧАЛО ВЕСНЫ? /Грачей/
10. КТО МЕНЯЕТ ШУБУ ДВА РАЗА В ГОД? /Лиса, белка, заяц/
11. ЧТО ТЕРЯЕТ ЛОСЬ КАЖДУЮ ЗИМУ? /Рога/
12. КАКОЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ? /Медведь/
13. КУДА ЗАЙЦУ БЕЖАТЬ УДОБНЕЕ, С ГОРЫ ИЛИ В ГОРУ И ПОЧЕМУ? /У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катиться кубарем/
14. САМЫЙ ЧИСТОПЛОТНЫЙ ЗВЕРЁК? /Барсук/
15. КАК УЗНАТЬ О ПРИБЛИЖЕНИИ ДОЖДЯ, НАБЛЮДАЯ ЗА МУРАВЕЙНИКОМ? /Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы/
16. КТО ОХРАНЯЕТ ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ ОТ ВРЕДНЫХ МУХ? /Стрекозы/
17. КАКОЕ ДЕРЕВО ВЕСНОЙ ДЯТЛА ПОИТ? /Берёза/
18. РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/
7 . Практическая работа: «Загадки»-нарисуй отгадку
Загадки о природе, явлениях природы .
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
-
контроль организации рабочего места,
-
контроль правильности выполнения приемов работы,
-
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,
-
контроль объема и качества выполнения работы.
8.Закрепление материала.Что нового узнали?Что было сложным? Что не составляло труда?
9.Подведение итога.
10.Вывод-обобщение