Рабочая программа по ИЗО 5 класс ФГОС В. С. Кузин

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка;……………………………………………………….2

  2. Общая характеристика учебного предмета;……………………………… …2

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане;…………………... ...7

  4. Личностные, предметные, и метапредметные результаты освоения

учебного предмета; …………………….………………………….. …….. ….7

  1. Содержание курса;…………………………………………………………. ….9

  2. Тематическое планирование; ……………………………………………….. 10

  3. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности;………………………………………………………………. …13

  4. Планируемые образовательные результаты освоения курса изобразительного искусства;………………………………………………….14


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования разработана на основе авторской программы С.П.Ломова «Изобразительное искусство» Москва «Дрофа» 2013 и ориентирована на учебник С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Кармазиной «Изобразительное искусство».5 кл.М.: 2014г в 2 частях.


Цель: содействовать приобщению к национальному и мировому культурному наследию, формированию у обучающихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, реализации творческого потенциала для успешной социализации личности ребенка средствами изобразительного искусства.

Задачи реализации программы:

  • знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;

  • формирование представлений о выразительных средст­вах живописи, графики, декоративно- прикладного искусст­ва, скульптуры, дизайна, архитектуры;

  • овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, раз­нообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • развитие наглядно-образного, ассоциативного и логи­ческого мышления, пространственных представлений, худо­жественных и творческих способностей, интуиции, фанта­зии, эмоционально-эстетического восприятия действитель­ности;

  • воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональ­ной России и других стран.


  1. Общая характеристика учебного предмета.

Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников.

В основу программы положены:

- единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся 5 класса;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного художественного образования, отвечая требованиям сегодняшнего дня, претерпели существенные изменения. Так, например, раздел «Декоративная работа» включает в себя основы дизайна. В программе также отражено использование информационно-коммуникационных технологий для усиления визуальной и творческой составляющей обучения изобразительному искусству.

С целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом сезонных особенностей и интересов учащихся.

Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик. В ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, акрил, темпера, гуашь, сангина или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка и др.

5 КЛАСС (35 ч)

Рисование с натуры (8 ч)

Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностей наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.

Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Приемы работы различными графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений сред-ствами художественной выразительности.

Примерные задания по живописи:

изображение посуды, утвари, предметов крестьянского обихода, наброски и этюды растений, животных, людей.

Примерные задания по рисунку:

изображение предметов быта, геометрических тел, гипсового орнамента, интерьера комнаты с мебелью, игрушечных машин, наброски и зарисовки фигур человека, птиц, зверей.

Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч)

Рисование по памяти и представлению отдельных предметов, растений, животных, людей, интерьера комнаты, пейзажа.

Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.

Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок, загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.

Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Особенности симметричной и асимметричной композиции. Передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения (статика и динамика в композиции). Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета. Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции.

Примерные задания по композиции:

а) рисование на темы: «Русские богатыри», «Русский народный праздник Масленица», «Ледовое побоище», «Бородинское сражение», «Курская дуга», «Подвиг разведчика», «Битва под Сталинградом», «9 Мая - День Победы», «Уборка хлеба», «Зимние развлечения», «Дети во дворе», «Рыбаки на берегу», «Я делаю зарядку», «Юные футболисты», «На детской площадке», «Не нарушайте правила дорожного движения», «В зоопарке», «В лес за грибами», «Поливаемогород», «Новогодний карнавал», «Русский танец», «Школьный хор» и др.;

б) иллюстрирование произведений устного народного творчества: русские народные загадки, сказки «Царевна-ля-гушка», «Иван-царевич и Серый волк», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», «Никита Кожемяка», «Сказка про Илью Муромца»; былины «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула», «Три богатыря» (сборник былинных сказов); «Калевала» (карело-финский эпос), «Нарты» (эпос народов Северного Кавказа); «В триде-вятом царстве-государстве», «Иван-богатырь» (чувашская сказка) и др.;

в) иллюстрирование произведений классиков русской литературы: А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы), П. П. Ершов «Конек-горбунок».

Примерные задания по живописи и рисунку: рисование по памяти и представлению транспорта, растений, животных, людей, интерьера комнаты; изображение пейзажа, передающего настроение: «Пейзаж с озером», «Морская гавань», «Роща в тумане», «В горах», «Летом в деревне», «Гроза в поле», «Осенний день», «Тихий вечер», «Ледоход», «Прилет птиц», «Ива (береза, вишня) цветет».

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 ч)

Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения. Эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира.

Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Северная Двина и Мезень. Керамика Гжели, Скопина, Опошни. Дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки. Русская матрешка: история возникновения и современные промыслы. Сюжетно-декоративная народная роспись прялок как образец русского народного искусства. Декоративная композиция на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Произведения художников современного декоративно-прикладного искусства.

Виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн. Эскизное решение интерьеров школьных помещений (юбилей школы, праздники, памятные даты) как одно из направлений проектной графики. Художественное конструирование предметов оформления детского парка (фигурки для фонтанов в детском парке, предметы деревянной «сказочной» мебели).

Примерные задания по декоративно-прикладному и народному искусству:

а) выполнение эскиза и роспись бытового изделия - фи-гурные, «волшебные» сосуды; сосуд-зверь, сосуд-птица (воз-можны варианты на основе синтеза художественных приемовустного и изобразительного народного творчества); пред-меты деревянной «сказочной» мебели;

б) выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки;

в) выполнение эскиза пятиместной матрешки по мотивам русских народных сказок.

Примерные задания по художественному конструированию и дизайну:

а) выполнение эскиза декоративного панно (для праздничной сцены актового зала школы, украшения школьного интерьера) на темы «Русские богатыри», «Сказочный город», «Слава героям Отечества» и т. п.;

б) выполнение эскизов фигур для фонтанов в детском парке.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5 ч)

Понятие слова «музей». История возникновения ху-дожественных музеев. Художественные музеи мира: Лувр, Метрополитен-музей; музеи России: Оружейная палата, Кунсткамера, Эрмитаж, Государственная Третьяковская га-лерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Примерные темы бесед:

- ведущие художественные музеи России и мира;

- героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства;

- Великая Отечественная война в произведениях художников;

- мирный труд людей в изобразительном искусстве; - образ праздника в произведениях художников;

- виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн;

- жанры изобразительного искусства: исторический, батальный, бытовой;

- русская сказка в произведениях художников; - художественный язык народного искусства; - самобытность древнерусской архитектуры; - искусство народов России;

- роль дизайна в организации предметнопространственной среды.

Характеристика основных видов занятий

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя выполнение как длительных заданий, рассчитанных на 1-2 урока, так и кратковременных, которые выполняются в течение 7-15 минут (наброски и зарисовки).

Рисунки с натуры выполняются различными художественными материалами - простым карандашом, акварельными или гуашевыми красками. В отдельных заданиях применяется уголь, сангина, соус. Обычно такие задания предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

На уроках рисования с натуры в 5-9 классах необходимо развивать художественные умения и навыки, сформированные в начальной школе, углублять основы знаний в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства. Учащиеся продолжают изучать элементарные закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения.

Рисование на темы, по памяти и представлению - это содание композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотной конструктивной передачи объема, пространственного положения, соблюдения пропорций, освещенности, цвета предметов. Важное значение при-обретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки, определять общее и типическое в художественном образе.

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн на уроках изобразительного искусства предусматривают изготовление учащимися творческих декоративных композиций, составление эскизов оформительских работ, эскизов полиграфической продукции, эскизов костюмов. Знакомство с элементарными основами проектной графики вводит учащихся в современный мир дизайна. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета является важным основанием выполнения эскизов.

Во время практических работ важно использовать самые разнообразные художественные материалы и технику: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, аппликация и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны напоказе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес и любовь к искусству, расширяют представления об окружающем мире.

Школьники учатся понимать содержание картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

Занятия обогащаются использованием современных информационных технологий, компьютерных мультимедийных программ, видеофильмов, экскурсиями в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.

Ознакомление детей с русским искусством, обучение их на основе русской реалистической художественной школы должно вестись в тесной связи с местными национальными особенностями изобразительного искусства, с традициями народных художественных ремесел, т. е. учитывать региональный компонент, без которого обучение искусству будет оторвано от реальной жизни. Также важно знакомить школьников и с творчеством выдающихся мастеров зарубежного искусства.

Главное, чтобы школьники осознали место отечественного изобразительного искусства в общей мировой художественной культуре, огромный вклад русских художников, национальных художников Российской Федерации в мировую сокровищницу общечеловеческих культурных ценностей. В то же время учащиеся должны иметь представление и о разнообразии художественных культур, о различных тенденциях развития мирового и отечественного искусства.

Проектная деятельность учащихся

Реализовать творческие и исследовательские способности учащихся, повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности позволяет метод проектов. Проектная деятельность стимулирует интерес школьников как к индивидуальным, так и коллективным формам работы. В структуру учебного проекта входят следующие компоненты:

- анализ актуальности проводимой работы; - выбор цели, формулирование задач;

- выбор средств и методов для реализации целей и задач; - планирование, определение последовательности и сро-

ков работы;

- проведение проектных работ;

- оформление и представление результатов.

Создание проекта направлено на получение определенного продукта. Примером продукта проектных работ, создаваемых на занятияхизобразительного искусства в школе, могут быть разработка и изготовление декоративных или дизайнерских изделий или разработка компьютерных учебных пособий (мультимедийные презентации и т. п.). В то же время проектная деятельность учащихся ориентирована не только на получение продукта предметных результатов деятельности, но и в первую очередь на личностное развитие школьников. Представление результатов проектной деятельности формирует у учащихся такие универсальные учебные действия, как умение структурировать материал, обсуждать, объяснять, доказывать, планировать выступление, вести диалог, и многие другие.


  1. Место курса в учебном плане

В учебном плане основного общего образования на изучение изобразительного искусства в 5-7 классах отводится 105 ч (по 35 ч в каждом классе), в 8-9 классах - 34 ч (по 17 ч в каждом классе).

Учебно-тематический план:

Виды занятий

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов по учебному плану

Рисование с натуры

8

8

Рисование на темы, по памяти и представлению

12

12

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

10

9

Беседы по изобразительному искусству и красоте вокруг нас

5

5

Итого

35

34


  1. Планируемые образовательные результаты освоения курса изобразительного искусства в 5 классе:


Личностные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

- основы гражданской идентичности - чувство гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира;

- мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;

- ориентация на образец поведения «хорошего ученика», на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты


Коммуникативные УУД


-умение использовать полученную информацию;

-планирование учебного сотрудничества: работа в группе, в паре;

-умение вести диалог;

-принимать мнение партнера;

-аргументация своей позиции;

-умение представить результат практической работы в группе;

Познавательные УУД


- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- умение соблюдать последовательность выполнения изображения;

- умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения;

- умение проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

- умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.

Регулятивные УУД


- умение определять проблему;

-постановка цели;

-применение технологий;

-умение предвидеть возможные результаты своей деятельности;

-самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

-оценка собственного продвижения;

Предметные результаты


К концу учебного года обучающиеся должны знать:

- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;

- композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

- основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

- особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок;

- основные виды декоративно-прикладного искусства и дизайна;

- ведущие художественные музеи России и мира;

- памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.


Формы контроля знаний, умений, навыков

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Формы текущего контроля:

  • викторины;

  • кроссворды;

  • отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;

  • проекты.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки.

Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, индивидуальный итоговый проект.

Формы, методы и средства обучения

Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик.

1. Объяснительно-иллюстративный

2. Частично-поисковый

3. Исследовательский метод

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формы учебных занятий: практическое занятие, индивидуальные проектные работы, презентации.

Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия.

Программой предусмотрены основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

5. Содержание курса

5 класс (35 ч)

Рисование с натуры (8 ч)

Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностей наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.

Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Приемы работы различными графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами художественной выразительности.

Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч)

Рисование по памяти и представлению отдельных предметов, растений, животных, людей, интерьера комнаты, пейзажа.

Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.

Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок, загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.

Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Особенности симметричной и асимметричной композиции. Передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения (статика и динамика в композиции). Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета. Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции.

Декоративная работа, аппликация, художественное конструирование и дизайн (9ч)

Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения. Эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира.

Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Северная Двина и Мезень. Керамика Гжели, Скопина, Опошни. Дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки. Русская матрешка: история возникновения и современные промыслы. Сюжетно-декоративная народная роспись прялок как образец русского народного искусства. Декоративная композиция на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Произведения художников современного декоративно-прикладного искусства.

Виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5 ч)

Понятие слова «музей». История возникновения художественных музеев. Художественные музеи мира: Лувр, Метрополитен-музей; музеи России: Оружейная палата, Кунсткамера, Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.



6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс 35 часов


Тематическое планирование


Содержание курса.


Количество часов


Характеристика деятельности обучающихся

5 класс

Живопись

Примерные задания

Упражнения с цветом (акварель).

Натюрморт с букетом цветов -рисование с натуры (акварель). Натюрморт из предметов крестьянского обихода - рисование с натуры (акварель).

Пейзаж, передающий настроение, - рисование по представлению (акварель). Серия этюдов из простых предметов быта - рисование с натуры (гуашь). Наброски и этюды в различных живописных техниках: растения, животные, люди - рисование с натуры или по представлению

Цвет как средство выразительности живописного образа. Свойства цвета. Собственный цвет предмета. Свет и цвет. Цветовой контраст. Цветовые отношения.

Живописные материалы: акварель и гуашь, их отличия, особенности работы. Живописный натюрморт. Использование цвета как важнейшего средства художественной выразительности в пейзаже. Различные живописные техники, применяемые в этюдах и набросках

6

Иметь представление о свойствах цвета, законах цветоведения.

Использовать различные приемы работы акварелью, гуашью

и другими живописными материалами.

Видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в изображениях. Анализировать цвет изображаемых предметов, сравнивать цветовые оттенки. Писать с натуры, по памяти и представлению отдельные предметы и натюрморты.

Передавать доступными живописными средствами в изображении цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего. Передавать цветом объем и пространство.

Выбирать и использовать различные живописные материалы для изображения растений, животных, фигуры человека

Рисунок

Примерные задания

Наброски животных - рисование с натуры, по памяти и представлению (любые графические материалы). Пейзаж, передающий перспективу, - рисование с натуры или по памяти и представлению (карандаш). Геометрические тела - рисование с натуры (карандаш). Рисунок автомобиля - рисование по памяти и представлению (карандаш и другие художественные материалы). Гипсовый орнамент - рисование с натуры (карандаш).

Натюрморт с вазой - рисование с натуры (карандаш). Интерьер комнаты - рисование с натуры или по памяти и представлению ( карандаш)

Наброски и зарисовки в различных графических техниках: растения, животные, люди - рисование с натуры или по представлению.

Рисунок как основа любого вида-

изображения. Графика. Основные изобразительные средства графики: линия, пятно. Приемы работы различными графическими материалами. Разнообразные виды печатной графики: офорт, ксилография, линогравюра, литография. Поэтапное выполнение рисунка. Анализ геометрической формы предметов. Конструктивное построение изображения. Передача объема (свет, тень, блик, рефлекс). Изображение с натуры отдельных

предметов и их групп (натюрморт)

с передачей конструктивных построений объемных форм. Изображение пространства улицы, интерьера комнаты. Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных

8

Иметь представление об особенностях конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностях наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени.

Овладевать приемами работы различными графическими материалами.

Рисовать с натуры, по памяти и представлению отдельные предметы и натюрморты.

Передавать доступными графическими средствами в рисунке строение и перспективные изменения предметов, объем и освещение.

Изображать графическими материалами растения, животных, фигуру человека с натуры, по памяти и представлению.

Сравнивать свой графический рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.

Соблюдать последовательность выполнения графического изображения

Композиция

Примерные задания

Композиция «Трудовые будни близких людей» - рисование на тему. Композиция «Дети во дворе» («Летом в деревне», «Я делаю зарядку», «Юные футболисты», «На детской площадке» и др.) - рисование на тему. Композиция «Русские богатыри» («Ледовое побоище», «Бородинское сражение», «Курская Дуга», «Подвиг разведчика» и др.) - рисование на тему. Композиция «Русский народный праздник Масленица» - рисование на тему.

Иллюстрирование сказок (П. П. Ершов «Конек-горбунок», русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый волк» и др.)

Понятие «композиция» в изобразительном искусстве. Особенности и этапы работы над тематической композицией. Основные законы и закономерности тематической композиции. Жанр изобразительного искусства - тема картины. Жанры: исторический, батальный и бытовой. Темы исторического прошлого нашей Родины. Героизм в произведениях художников. Темы современной жизни. Тема труда в произведениях художников. Образ праздника в картинах художников.

Иллюстрирование литературных произведений

6

Иметь представление об отличительных признаках видов и жанров изобразительного искусства.

Проводить простейший анализ содержания художественных

произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя.

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства.

Образно воспринимать изобразительное искусство и окружающую действительность.

Знать законы и закономерности, приемы и художественные средства композиции.

Создавать средствами композиции эмоционально выразительные образы

Архитектура. Скульптура

Примерные задания

Любимое животное - лепка (пластилин, глина).

Волшебные фигурки для фонтанов в детском парке - лепка (пластилин, глина)

Самобытность древнерусской архитектуры. Изба, ее основные элементы: сруб, кровля, крыльцо. Декор избы. Архитектура древнего мира: египетские пирамиды, греческие храмы, римские постройки. Классицизм в архитектуре. Архитектурные направления: готика, барокко и др. Скульптура как летопись истории. Монументальная скульптура и архитектурная среда. Садово-парковая скульптура

2

Иметь представление об особенностях и самобытном характере древнерусской архитектуры и архитектуры древнего мира.

Различать архитектурные стили и направления.

Овладевать образным языком скульптуры.

Создавать творческие работы в лепке.

Наблюдать, описывать и интерпретировать произведения

архитектуры, скульптуры

Декоративно-прикладное искусство и народное искусство, дизайн

Примерные задания

Эскиз хохломской росписи (гуашь).

Эскиз пятиместной матрешки по мотивам русских народных сказок (гуашь).

Эскиз сосуда по мотивам скопинских мастеров - лепка (пластилин, глина). Народная игрушка по мотивам каргопольской игрушки - лепка (пластилин, глина).

Эскиз оформления интерьера школьного помещения к юбилею школы, празднику, памятной дате (гуашь)

Виды декоративно-прикладного искусства. Художественный язык декоративного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Народное искусство. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Северная Двина и Мезень. Русская матрешка: история возникновения и современные промыслы. Керамика: игрушки и посуда. Дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки. Скопинская керамика. Роль дизайна в организации предметно-пространственной среды. Виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн

8

Знать различные народные промыслы, их отличительные признаки.

Иметь представление о народном и декоративно-прикладном

искусстве родного края, региона.

Иметь представление о законах и закономерностях декоративной композиции.

Уметь самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни.

Иметь представление о видах современного дизайна.

Знать основные направления проектной графики и дизайна

Беседы об изобразительном искусстве

Примерные темы

Художественные музеи мира:

-Лувр (Париж, Франция);

-Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США).

Музеи России:

-Оружейная палата;

-Эрмитаж;

- Государственная Третьяковская галерея;

-Государственный Русский музей и др.

Греческое происхождение слова «музей». История возникновения художественных музеев. Художественные музеи мира: Лувр,

Метрополитен-музей; музеи России: Оружейная палата, Кунсткамера, Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

4

Знать ведущие художественные музеи России и мира.

Проводить простейший анализ содержания художественных

произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя


Рабочая программа по ИЗО 5 класс ФГОС В.С. КузинРабочая программа по ИЗО 5 класс ФГОС В.С. КузинРабочая программа по ИЗО 5 класс ФГОС В.С. КузинРабочая программа по ИЗО 5 класс ФГОС В.С. Кузин7. Перечень учебно-методического обеспечения


С. П. Ломов, С.Е.Игнатьев и др. «Искусство.Изобразительное искусство» 5-9 классы: программа для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2013 год. ;

Ломов С. П., Игнатьев С. Е. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 частях

Ломов С. П. и др. Изобразительное искусство. Методическое пособие

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Компьютер, проектор

Методический фонд

  • Репродукции картин художников.

  • Муляжи для рисования

  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

  • Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).

  • Методические пособия для учащихся:

  • 1.Учебник для 5 класса «Изобразительное искусство», ч. 1, С.П.Ломов, С.Е.Игнатье. - М.: «Дрофа», 2014 г.;

  • 2.Учебник для 5 класса «Изобразительное искусство», ч. 2, С.П.Ломов. - М.: «Дрофа», 2014 г.

  • Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  • 1. Изобразительное искусство. 58 класс: Управление позновательной деятельностью учащихся.М.В. СластниковН.В. Усова - Волгоград: «Учитель», 2013г

  • 2. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина . Авт.-сост. С.Б. Дроздова - Волгоград: «Учитель», 2006

  • 3. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина. Авт.-сост. О.В. Павлова - Волгоград: «Учитель», 2008

  • 4. Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина. Авт.-сост. Т.В. Андриенко - Волгоград: «Учитель», 2006

  • 5. Изобразительное искусство. Проверочные и контрольные тесты. 5-8 классы. Авт.-сост. О.В. Свиридова. .-Волгоград: »Учитель», 2008

  • 6. Изобразительное искусство. Опыт творческой деятельности учащихся. Конспекты уроков. 1-8 классы. Авт.-сост. З.А. Степанчук и др. .-Волгоград: »Учитель», 2009 г.

  • 7. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2006.

  • 8. Развернутое тематическое планирование. Изобразительное искуство. 1-8 классы. По программе В.С. Кузина. Авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова.- Волгоград: »Учитель», 2012 г.

  • Интернет-ресурсы:

  • газета «1 сентября».

  • http:viku.rdf.ru.

  • http:rusedu.ru.

  • school-collection.edu.ru/

  • center.fio.ru

  • int-edu.ni



8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Обучающиеся должны уметь:


- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;

- изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);

- использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;

- самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных.

Контроль и оценка планируемых образовательных результатов

Стартовый -1

Текущий контроль - после каждого раздела или темы.

Рубежный контроль -4

Заключительный контроль -1

Критерии и нормы оценок по изобразительному искусству

Самостоятельность

«5»-«4»- работа выполнена самостоятельно (без помощи учителя, выбрана композиция, определены размеры, пропорции, форма, пространственное расположение, цвет изображаемых объектов, последовательность выполнения рисунка);

«3»- несамостоятельно (весь ход работы выполнен с помощью учителя).

Выразительность рисунка

«5»-«4» - выразительная передача изображаемого (удачный, наиболее отвечающий теме сюжет, пространственное расположение предмета, выбранный формат, оригинальная компоновка, четко выделено использование в композиции контрастов цвета, света, тени, ритма, динамики, гармоничное сочетание цветов, яркости, звучности цвета, гибких, изящных линий);

«3» - невыразительная передача изображаемого в рисунке (рисунок очень мелкий, сдвинут, неудачная компоновка, отсутствует композиционное единство между элементами сюжета, не используется линия симметрии, ритм, динамика, линия рисунка отличается однообразием, отсутствует гармоническое сочетание цветов, оттенков.

Способ выполнения рисунка

«5»-«4»-правильный (эффективный) способ выполнения рисунка - от общего к частному, от частного снова к общему, выполнение предварительного эскиза, использование схемы, линий построения рисунка.

«3»- неправильный способ выполнения рисунка - рисование ведется отдельными частями, деталями, линий построения рисунка.

«5»-«4» - ярко выраженное эмоционально-эстетическое отношение, проявляющееся в стремлении аккуратно и красиво выполнить рисунок, во внимательном наблюдении и изображении натуры, всех элементов композиции, учащийся с увлечением работает над созданием композиции, неоднократно отставляет свой рисунок и любуется им;

«3»- отсутствие эмоционально-эстетического отношения, проявляющееся в пассивности наблюдения и изображения, поисках композиции, в неаккуратном выполнении рисунка, в отсутствии интереса к работе.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы: оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы, аккуратность.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

15

© 2010-2022