• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Технологическая карта урока ИЗО 6 класс Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве

Технологическая карта урока ИЗО 6 класс Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

6

Тема урока № 19

Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве.

Вид творческой работы

Зарисовки по представлению и описанию фигуры русского воина или рыцаря в доспехах.


Тип урока

Комбинированный

Цели и задачи

  • Создать условия для восприятия учащимися костюма средневекового воина как памятника высочайшему мастерству обработки металла, свидетелю военных походов и сражений;

  • организовать деятельность учащихся по выполнению зарисовок по представлению воинских костюмов и рисунков щитов на экране монитора;

  • способствовать формированию интереса к декоративно-прикладному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • воспитывать любовь к Родине, её истории, чувство гражданина и патриота своей страны;

  • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний.

УУД

Личностные:

  1. Развивать нравственно-эстетического осознание через освоение эстетического образа человека в разные исторические эпохи, образа защитника Отечества в искусстве.

Познавательные:


  1. Работа с информацией;

  2. развитие художественного мышления учащихся;

  3. развитие способности эмоционально откликаться и оценивать образы мира, красоту ратного подвига защитников Отечества в жизни и искусстве.

Регулятивные:

  1. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  3. осуществлять самооценку.

Коммуникативные:


  1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Оборудование

1. Учебник стр. 106-117

2. Презентации

Материалы: бумага (белая, чёрная или цветная), тушь или гуашь, восковые мелки, простой карандаш.

Основные понятия, изучаемые на уроке



Организационная структура урока


№ п/
п


Структурные элементы

урока

(этапы урока)



Деятельность учителя


Деятельность ученика

УУД

1

Орг. момент

Установление готовности обучающихся к уроку.

Подготовка к работе

Коммуникативные УУД

2

Актуализация

субъективного опыта

В верхней части доски написана тема урока.

С левой стороны эпиграф:

«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости …» А.С. Пушкин.

В центре выставка картин художников

Справа на магнитной доске таблица с изображением рыцарей.

Нижняя часть всей доски остаётся чистой, чтобы иметь возможность сделать необходимые графические пояснения и в конце урока оформить выставку работ учащихся.

Вопросы:

1. Что использовали и строили русичи для защиты земель от врагов?

(Оборонительные сооружения, крепости, рвы, использовали леса, озёра, реки, холмы.)

2. Что из себя представляла Белгородская крепость?

( Белгородская крепость была сооружена около правого берега Северного Донца, на Белой горе.

«Основная часть крепости - рубленый город, или Кремль, который имел форму четырёхугольника размером 230х230 метров. Он был обнесён высокой деревянной стеной с башнями, с которых хорошо обозревалась местность. И башни, и стены имели бойницы для пушек и были хорошо приспособлены для ведения оборонительного боя. Перед стеной с внешней стороны шёл глубокий ров. Кремль с севера, запада и юга полукругом охватывали два пояса оборонительных сооружений. На случай осады крепость имела тайник - вырубленный в мелу подземный ход к реке»).

3. Сколько башен в стенах Московского Кремля?

(20)

4. Какая башня стала символом нашей Родины?

(Спасская).

5. Какое название получили сооружения Х-ХП вв. в Западной Европе?

(Романские).

А ХШ-ХV в.в.?

(Готические)

Защита Отечества всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека. Во все времена для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны.

О, Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя? . . .

В А. Жуковский.

«Быть человеком - значит быть патриотом»,- так ставили вопрос лучшие люди Земли в прошлом и настоящем.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

3

Постановка учебной задачи

Ребята, тема нашего урока сегодня: «Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря».

На уроках истории в первом полугодии вы изучили историю средних веков, где говорили и о рыцарстве: их замках, снаряжении, походах. Сегодня на уроке вы посмотрите, каким было военное облачение русского воина средневековья, поймёте, что костюм средневекового воина - это памятник высочайшего мастерства обработки металла, он свидетель военных походов и сражений. Его носили люди, имя которым было «Защитник Отечества». Постарайтесь найти сходное и особенное (различное) в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси».

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопрос.

4

Восприятие и осмысление нового материала

Учитель. Не только стены защищали наших предков от врагов.

Народ помнит своих легендарных героев-стражей, храбрых воинов, защищавших Родину от иноземцев. Из поколения в поколение передавались заветы русского воинства. Летописцы, писатели, поэты, музыканты и художники, рассказывали и рассказывают нам о необыкновенной самоотверженности и смелости русских солдат.

Говоря сегодня о военном облачении русского воина, постарайтесь понять, что это не только рассказ о доспехах, но и повествование о прекрасной и удивительной истории России, её замечательных, доблестных воинах, подвигах и походах, совершённых во славу русского оружия.

Сообщение 3-х учащихся «Сквозь века».

1-й ученик. Художник Виктор Михайлович Васнецов, написавший картину «Богатыри», говорил: «Без музыки я не написал бы ни одной своей картины. Все они были задуманы и написаны под впечатлением музыки»

(Звучит фрагмент «Богатырской симфонии» Бородина).

2-й ученик. А и сильны могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь - не шатается!

И века простоит - не шелохнется.

3-й ученик. Посмотрим мы на картины известные,

Поговорим мы про дела старые,

Чтобы добрые люди послушали,

Чтобы молодцы призадумались,

Что века не меркнет слава русская!

Что лучше того дня нету,

Чем родную землю от врагов защищать!

Как живые, сидят воины-богатыри на могучих конях, торжественные, величавые. Силой, отвагой, мудростью, ненавистью к врагам наделяет народ богатырей. В картине Виктор Михайлович Васнецов выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми, одетыми во всё самое лучшее, самое надёжное и богатое. Картина вызывает чувство гордости за русский народ.

1-й ученик. О, поле Куликово - стон Руси!

Его неумирающие звоны

Ты, Русь, в скорбящем сердце не гаси!

После 140-летнего татаро-монгольского ига русские люди решились на схватку с Ордой. Картины (показывает) А. Бубнова «Утро на Куликовом поле» и М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» показывают утро 8 сентября 1380 года на приречной луговине - Куликовом поле.

Бубнов изобразил дружину перед битвой.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей.

Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая - Челубей. Потрясая копьём, он громовым голосом вызывал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Александр Пересвет. С копьями наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, присев на задние ноги, а оба воина насмерть пронзили друг друга.

2-й ученик. И отступая перед князем,

Бросая копья и щиты

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные кресты.

Образ князя - Александра Невского, запечатлён во многих произведениях искусства: в живописи, скульптуре, музыке, кино. Мы видим А. Невского на работах Павла Корина. Под боевым стягом русских воинов стоит он на берегу реки Волхов у стен Новгородской Софии. Закованный в латы, спокойный и сильный, зорко всматривается вдаль, откуда должен появиться враг. Крепко сжимает он в руках меч, на его волевом лице - готовность во чтобы то ни стало отстоять рубежи родной земли. Он как бы говорит: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».

Беседа о рыцарях.

Из истории вы знаете, что рыцари были очень хорошо вооружены. Александр Невский повёл сражение так, что крестоносцы оказались в западне. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством. Получилось так, что снаряжение погубило их. Давайте вспомним, каким было снаряжение рыцаря.

Блиц-опрос.

(На доске рисунки рыцарей)

Вопросы: 1. Что защищало тело рыцаря?

(Кольчуга с капюшоном, позднее - латы).

2. Чем закрывали рыцари ноги и руки?

(Металлическими чулками и перчатками).

3. Что надевал рыцарь на голову?

(Железный шлем с подвижным забралом).

4. Чем был вооружён рыцарь?

(Меч или копьё).

5. Что можно было увидеть на щите рыцаря?

(Герб и девиз рыцаря).

6. Что надевал юноша сразу после посвящения его в рыцари?

(Шпоры).

Просмотр презентации

Давайте посмотрим, каким было вооружение русского воина средневековья. Вы постарайтесь сравнить снаряжение, найти сходное и различное в костюме рыцаря и русского воина.

(Просмотр презентации «Оружие и доспехи Руси Х-Х1V веков»).

Виртуальная экскурсия в оружейную палату

Мы посмотрели рисунки, а сейчас совершим путешествие в оружейную палату, где вы увидите фотографии доспехов, сохранившихся с далёких времён.

(Просмотр презентации «Путешествие в Оружейную палату»).

Ребята, послушав сообщения ребят, можно сказать, что костюм - свидетель военных походов и сражений. Посмотрев снаряжения и доспехи, побывав в Оружейной палате можно сделать вывод, что костюм - памятник высочайшего мастерства оружейников, кузнецов.



Рассматривают иллюстрации в учебнике, смотрят слайды презентации.

Отвечают на вопросы

Рассматриватьпроизведения русских и западноевропейских художников, изделия народных мастеров России и Западной Европы, посвящённые теме героического эпоса и исторического прошлого периода Средневековья.

Определять своими словами самое главное в них.

Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия этих произведений.

























Участвовать в обсуждении своеобразия образов воинов-защитников родной земли, созданных в произведениях разных видов изобразительного искусства РоссииXII-XXвв. и образа рыцаря в искусстве Западной Европы XIII-XVIвв. Особенности изображения воина в религиозном и светском искусстве.



Рассматривать боевое снаряжение русского воина и западноевропейского рыцаря

5

Постановка творческой задачи


Стр.115 А сейчас я предлагаю вам побыть оружейниками, одеть наших рыцарей и воинов для поединка (рисунок мужской фигуры выполнен дома).


6

Объяснение задания

До начала творческой работы стр.115

Советы мастера стр.116

Планировать и организовывать действия в соответствии с целью.

Освоение специфики художественного изображения

7

Практическое

выполнение задания

Зарисовки по представлению воинских костюмов

Выполнять творческое задание согласно условиям.

Выполнять зарисовки по представлению и описанию фигуры русского воина или рыцаря в доспехах.

8

Подведение итогов

Выставка работ учащихся на доске.

Вопросы:

1. Каким был труд мастеров, изготовлявших доспехи?

(Труд требовал большого мастерства и отлаженной технологии изготовления).

2. Как вы понимаете слова: «Костюм - это свидетель военных походов и сражений?»

(Славные деяния наших предков никогда не приобрели бы для нас наглядности и убедительности, если бы не сведения об их снаряжении).

3. В чём отличие снаряжение воина и рыцаря?

(В их снаряжении очень много общего, отличное можно увидеть в оружии, на щите рыцаря обязательно изображали герб и девиз, рыцари были со шпорами).

О русских воинах живёт добрая память, как о самых мужественных, бесстрашных, честных, преданных Отечеству, верных в дружбе.

Правилами чести настоящего рыцарства было: искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать слабых и обиженных.

Как видите, в этом тоже много общего и наверное поэтому честного, великодушного, благородного и храброго человека у нас называют рыцарем.

Обсуждают творческие работы одноклассников и дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

9

Домашнее задание

Стр. 106-117

Действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций.



© 2010-2022