Культурологические аспекты в системе лицейского образования

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Любимкина О.Б.

учитель МХК

Культурологические аспекты в системе лицейского образования


На современном этапе развития образования одной из основных миссий школы является формирование человека культуры. В Алтайском краевом педагогическом лицее деятельность педагогического коллектива направлена на формирование социально-культурной среды, способствующей воспитанию личности творческой, социально-активной, способной к быстрой адаптации и самореализации в постоянно меняющемся мире.

В наш лицей ученики приходят в десятый класс из сельских школ. Процесс социализации старшеклассников в новых социо-культурных условиях предполагает глубокую внутреннюю и внешнюю перестройку личности, корректировку отношений, ценностей, целей. У лицеистов, приехавших за знаниями для ВУЗа, уже есть свое представление о законах, по которым развивается мир. Базовой потребности нравственного совершенствования у многих нет, зато есть искаженные представления о норме поведения. Это тормозит реализацию педагогических целей и задач, а также стимулирование развития личности.

Больше всего мы сталкиваемся с бескультурьем в области отношений. Пошлость, грубость, посредственность сегодня очень часто становятся нормой отношений. Не создавать благоприятную почву для этого в лицее - задача сверхважная и трудновыполнимая. Учитель, встающий на защиту этических и культурных норм, выглядит в глазах подростка «несовершенным разрушителем, одетым в мундир культуры».

Многолетние наблюдения позволяют утверждать, что чем шире мы будем использовать саму ткань Культуры для воспитательного процесса, тем больше гарантий для изменения отношения к ее проявлениям. Наша воспитательная ситуация усугубляется еще и тем, что в свои 15-17 лет учащиеся впервые соприкасаются с разнообразными источниками Культуры: с театром, музеем, концертами симфонической музыки, с балетом или оперой. А ведь будущий учитель не просто созерцатель Культуры. Он - транслятор ее в своей профессиональной деятельности. Выпускник современного лицея мыслится как человек Культуры: творческая личность с развитым чувством нового, стремлением к преобразованию себя и окружающей действительности.

Мы понимаем, что «человеку, чтобы выжить, необходимо всю жизнь учиться, постоянно заниматься самообразованием» (Н.А. Рубакин), лицейское образование не только подготовка к жизни, а сама жизнь.

Для решения столь важных для формирования личности задач в лицее создано достаточно условий. Главное из них - большое количество предметов и кружков эстетического цикла. Направлять идеальное движение поступка в духовной сфере школьника необходимо не только на уроках. Результативность этой работы в ее непрерывности и нерегламентированности.

Основой развивающей и воспитывающей действенности урока МХК являются такие понятия как «сопереживание», «сомыслие», «содействие». В нашем городе есть масса возможностей получения школьниками опыта сопереживания произведениям искусства: музеи, выставочные залы, художественные галереи, посещение которых удовлетворит интерес к любому напрвлению в изобразительном искусстве. Тайна творчества всегда интересна школьнику. У лицеистов есть возможность наблюдать этот процесс непосредственно в мастерских известных сибирских художников. Уащиеся не просто рассматривают картины, но и общаются с мастерами, которые находят возможным демонстрировать святая святых - создание произведения. Большое впечатление на старшеклассников производят поездки на экскурсию в Новосибирский художественный музей с посещением Театра Оперы и Балета.

На специально отведенных уроках школьники, приехавшие со всего края, учатся любить и уважать свою малую родину, ценить ее неповторимость, находить возможность помогать ее возрождению.

На уроках музыки лицеисты учатся не только развивать свои вокальные способности, но изучают историю музыкальной культуры, обсуждают проблемы современного музыкального искусства.

Все уроки выстроены на следующих принципах:

1 принцип природосообразности, который предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов.

2 принцип личностно-ориентированного обучения, предполагающего развитие творческого потенциала учащихся, творческого стиля мышления и деятельности.

Общекультурная подготовка представляется основой образованности в том смысле, что она может помочь не допускать той предрасположенности к догматическому мышлению, которое обычно формируется на базе узкой специализации при адаптации восприятия учащихся к ограниченному кругу рассматриваемых явлений.

В лицее сближаются методы и организационные формы школьного и вузовского образования, вследствии этого происходит траняфомация традиционной классно-урочной системы (лекции, конференции, инновационные игры). Принципиальная установка лицея - на развитие творческого начала в обучении, творческой активности старшеклассников, утверждается проблемно-диалоговое обучение.

Лицей имеет тесные научно-методические связи с вузами, научными учреждениями, ведет исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность. Лицей формирует информационную культуру учащихся, обеспечивает их компьютерную грамотность.

Неотъемлемым компонентом учебного процесса является учебно-исследовательская работа лицеистов, являющаяся формой вузовского образования.Таким образом, лицей обеспечивает учащимся формирование информационной и методологической культуры, творческого стиля мышления и деятельности.

Идя вслед за культурологической концепцией известного педагога Щурковой Н. Е. мы уверены, что «педагог может содействовать процессу рождения образа жизни, а значит, воспроизведению образа жизни, достойной Человека»


© 2010-2022