Конструкт занятия «Мир растений»

Пояснительная записка. Автор: Полушина Юлия Николаевна, педагог дополнительного образования, МБОУДОД Центр детского творчества им. Н.М. Авакумова Асбестовского городского округа, детское объединение «Батик». Актуальность работы, новизна В   традиционном,  веками  выверенном,  народном  обучении  декоративно – прикладному   искусству  -  от  старшего  к  младшему,  от  простого  к  сложному – есть  свои  творческие  принципы,  формы  и  методы,  выработанные  и  отшлифованные  тысячелетиями. Деко...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Автор: Полушина Юлия Николаевна, педагог дополнительного образования,

МБОУДОД Центр детского творчества им. Н.М. Авакумова Асбестовского городского округа, детское объединение «Батик».

Актуальность работы, новизна

В традиционном, веками выверенном, народном обучении декоративно - прикладному искусству - от старшего к младшему, от простого к сложному - есть свои творческие принципы, формы и методы, выработанные и отшлифованные тысячелетиями. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие форм, материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детей. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей всё радостно и красиво. И там и здесь жизнь в мажорных тонах. Предлагаемое мною занятие - одно из педагогических условий развития детского творчества. Дети познают красоту и нравственный смысл образа художественной вещи в русском народном искусстве. На занятии ребёнка ожидает открытие одной из тайн орнаментального искусства, а рисунки народного мастера помогают ему постигать добрые символы красоты родной земли.

Практическая направленность заданий связана с первыми шагами по обучению элементарным элементам хохломского орнамента. Главное внимание уделяется мотивам травного орнамента. Это древний вид росписи - символ вечно обновляющихся сил природы, гимн торжества жизни и света на земле. Дети выполняют элементы травного орнамента, рисуют ягодки кистью и печаткой- "тычком". Основная цель моей работы - приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. Знакомство с произведениями искусства Хохломы дает возможность знакомить детей с новыми для них явлениями в истории своего народа, природе, быту. В то же время изобразительное искусство обогащает представление об известных предметах. Занятие будет полезно педагогам дополнительного образования художественной направленности, воспитателям.

Цель занятия:

Формирование у обучающихся навыков создания образа волшебных трав по мотивам хохломской росписи.

Задачи занятия:

-воспитывать бережное отношение к природе, искусству, интереса к русской волшебной сказке, культуре своего народа;

-обучать навыкам работы гуашью, элементам хохломской росписи;

-развивать фантазию и воображение, рефлексию.

Предполагаемый результат по формированию универсальных учебных действий:

Личностные: восхищаться красотой родной природы и творчеством народных мастеров, осознать потребность в общении с русской волшебной сказкой и природой, развивать духовную и эмоциональную сферы, развивать фантазию и воображение, способность к созданию нового художественного образа.

Метапредметные: учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, размышлять об изображении реальном и волшебном.

Предметные: развивать навыки работы гуашью, создавать образы волшебных трав и аленького цветочка на основе реальных трав и цветов, мотивов хохломской росписи.

Возраст участников, условия проведения.

Занятие было апробировано в Центре детского творчества на группе 1.2.2. первого года обучения, по программе «Природа и художник»,1 тематический блок « Мир природы. Образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве», возраст детей 7-8 лет. Детей этого возраста привлекают яркие и крупные предметы и поэтому знакомить детей с хохломской росписью в этом возрасте можно в игровой форме, при помощи игровых ситуаций и игровых упражнений. Для того чтобы изобразительная деятельность на моих занятиях проходила наиболее эффективно я придерживаюсь основных принципов и условий стимулирования детского творчества. На занятиях создаю благоприятные психологические условия. Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний. Обязательно использую игровые приёмы, сказочных образов. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество. Обеспечиваю ребенку условия индивидуального развития творчества. Сотрудничество в коллективе детей строится на основе интереса детей друг к другу и совместной деятельности. Совместные действия создают необходимые условия для творческого развития детей.


Конструкт занятия «Мир растений»

Цель занятия:

Формирование у обучающихся навыков создания образа волшебных трав по мотивам хохломской росписи.

Задачи занятия:

-воспитывать бережное отношение к природе, искусству, интереса к русской волшебной сказке, культуре своего народа;

-обучать навыкам работы гуашью, элементам хохломской росписи;

-развивать фантазию и воображение, рефлексию.

Предполагаемый результат по формированию универсальных учебных действий:

Личностные: восхищаться красотой родной природы и творчеством народных мастеров, осознать потребность в общении с русской волшебной сказкой и природой, развивать духовную и эмоциональную сферы, развивать фантазию и воображение, способность к созданию нового художественного образа.

Метапредметные: учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, размышлять об изображении реальном и волшебном.

Предметные: развивать навыки работы гуашью, создавать образы волшебных трав и аленького цветочка на основе реальных трав и цветов, мотивов хохломской росписи.

Наглядный и дидактический материалы:

Индивидуальный: нет

Общий: презентация работ художников:

«Сёстры-травы» Алексей Остапенко, «Степная трава» Игорь Панов, « Уголок заросшего сада. Сныть-трава» Иван Шишкин, «Голос травы» Юрий Камышный, «Добрые травы» Николай Рерих, «Сон трава»
Алексей Крюковский, «Сон-трава» Алина Степанюк и др., примеров трав и цветов в природе и народной росписи, хохломских цветов и травки.

ИКТ-оборудование:

Индивидуальное: нет

Общее: компьютер

Художественные материалы: гуашь, лист бумаги А4 , кисти синтетика №3, тряпочки.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Результаты каждого этапа (выводы по этапам)

Формируемые УУД

1.Орга-низа-цион-ный этап

1-2 мин

Использование активных форм, игровых приемов.

Приветствие

Игра (на внимание)

Проверка готовности к уроку, организации рабочего места, отсутствующих

Подготовка рабочего места

Концентрация внимания (игра)

Класс готов к уроку, все материалы имеются, отсутствует 2 обучающихся по болезни.

Личностные УУД Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости

2. Ак-туализация и мотива-ция

2-3 мин

Актуализация знаний, введение в тему занятия.

1.Вводная беседа

Создание проблемы: Цветет ли папоротник?

Существует ли аленький цветочек?

Цветок папоротника наделён магическим свойством. По древнему поверью славян, сорвавший цветок папоротника в ночь на Ивана Купалу обретет счастье, сможет понимать язык животных. Но на самом деле растения эти никогда не цветут, поэтому магического цветка папоротника просто не бывает в природе.

Что же делать?

ЦВЕТ ПАПОРОТНИКА (отрывок - Приложение 1)

- Целебные растения настоящие знахари собирают, когда

над растением появляется свечение - «когда появляется цвет», а не цветок. Древние

так и говорили: «Цвет папоротника». Это значит, над местом появления будущего

плода любого растения появилось свечение. А значит у растений тоже есть душа.

Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе занятия.

-Чему мы должны сегодня научиться?

- Вам понятна тема и цели?

-Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?)

Отвечают на вопросы:

Да, нет, не знаю…

-Аленький цветочек

есть в сказках..

Он же волшебный.

Даже если мы его не увидим, мы можем его вообразить, придумать…






-Мы должны научиться изображать волшебные травы, аленький цветочек

-Да…

-Смотреть, слушать, представлять новые образы волшебных цветов и трав, чтобы нарисовать их ….

Удивить удалось, через проблемную ситуацию, подвела обучающихся к теме занятия, практически все включились в деятельность по принятию цели.

обучающиеся активно отвечали на вопросы.

Коммуникативные УУД Учатся владеть диалогической и монологической речью, формулируют свое мнение.

Личностные УУД Эмоциональное «погружение» в тему.

Познавательные УУД Умение выслушать, погружаться в проблему.

.

3. Изу-чение и закреп-ление первич-ных знаний

5-7 мин

2.Использование информационно-коммуникативных технологий.

Просмотр презентации 1, полилог по ходу презентации:

Цветут ли волшебные растения?

Как изображают травы художники?

Какой характер имеют волшебные травы?

О каких травах, цветах говорится в русских волшебных сказках?

Как выглядит аленький цветочек?

Как изображают волшебные цветы и травы хохломские мастера?

Открывайте краски, берите кисточки, все готовы делать упражнения?

-Цветут, но не все, у них есть свечение, если волшебные - то цветут.

-Красивые, радостные, веселые…

-Травы добрые, умеют говорить, могут помогать людям, лечить их…

Аленький цветочек,

Одолень-трава, Перунов-цвет,

Плакун-трава….

Алый, красивый, нет краше на всем свете…

С любовью, очень красиво, красным, оранжевым, желтым и зеленым цветом…

Да…

Презентацию смотрели с интересом, переполняли чувства, несколько раз говорили о своих впечатлениях от увиденного летом на даче, в лесу (потеряли время).

Подобрали очень красивые слова об аленьком цветочке - божественный, чудесный, ласковый…

Регулятивное УУД Умение соотносить изученное с подлежащим изучению

4. Отра-ботка навыков

8-10 мин

1. Просмотр презентации на ПК№2 «Элементы хохломской росписи»

2. Выполнение упражнений по рисованию элементов росписи:

-«осочки»;
-«травинки»;
-«капельки»;
-«усики;
-«завитки»;
-«кустик»;
-«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (ушные палочки); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью.

3.Какие элементы используют народные мастера?

Выполнение упражнений, отработка элементов росписи, помощь затрудняющимся

(кисточка должна поесть и попить)



- травинки, капельки…


С упражнениями справились хорошо, 2 обучающихся берут мало воды (не получается мазок, размешала краску, показывала своей рукой. По ходу урока нашли новый прием, травка засветилась.

Регулятивные УУД умеют составлять план работы

Коммуникативные УУД обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, формируют свое мнение,обращаются за помощью.

5. При-менение новых знаний

20 мин

1.Представление образа: Закройте глаза и представьте образ аленького цветка: «И вдруг видит купец, на пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать… И возговорил купец голосом радостным: «Вот Аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая». Представьте, какой цветочек и травы вы нашли в лесу, будете рисовать.

2.Практическая работа.

Во время практической работы - целевые обходы:

1)контроль организации рабочего места;

2)контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Перенесение зрительных образов в новый художественный образ (анализ впечатлений и синтез как создание нового образа).

Работают самостоятельно.

Провал с ушными палочками - стали тыкать ими без меры, пришлось остановиться и показать правило треугольника. У некоторых получилось мало травки, многие забыли про листочки.

Личностные УУД адекватно могут оценить результат собственной деятельности.

Регулятивные УУД умеют анализировать собственную деятельность.

6. Реф-лексия

5 мин

Итог занятия.

1. Общая оценка работы занятия

Какие цветы Вы нарисовали?

Чему Вы научились? Понравился урок? (смайлики)

Что понравилось?

В чем затруднялись?

Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени)

2. Выставка работ обучающихся.

Какая работа понравилась и почему?

3. Уборка рабочих мест.

Заключительное слово. В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному, передать характеры трав и цветов.

Домашнее задание:

Наблюдать за природой, как она себя украшает, подумать, что означают строки поэта Степана Щипачева:

«…Цветок своей не видит красоты.
И сладко знать, идешь ли ты лесами,
Спускаешься ли горною тропой:
Твоими ненасытными глазами
Природа восхищается собой».

Аленькие, волшебные, красивые, добрые…

Рисовать травку….

Да, нет…

Получилось красиво

Не получалась травка, не успел…

Нарисовать поздравление, подарить маме…

Понравилась эта, т.к. красивый цветок, много травки…

Наводят порядок.


Записывают в дневники-тетрадки.

занятие достигло цели. Итог подвели, результаты увидели, они понравились всем - смайлики радостные, все чему-то да научились.

Понравилось рисовать на темном фоне, делать тычки, рисовать цветы.

Последний вопрос задала не к месту, 5 человек захотели подарить работы маме. Очень понравилась работа , цветок действительно получился волшебный, даже про душу растений вспомнили.

- расстроилась (капнули с кисти на работу) - исправили.

Коммуникативные УУД умение участвовать в коллективном обсуждении, вступать в диалог, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками

Регулятивные УУД умение объективно оценить результат деятельности.







Приложение 1.

ЦВЕТ ПАПОРОТНИКА

Спросила как-то Светлана у Белозера про то, когда лучше всего собирать целебные растения.

- Когда они расцветают - тогда и собирать нужно?

- Многие, в том числе и так называемые «целители», считают, что целебные (не лечебные!) растения необходимо собирать когда они цветут. Конечно, можно собирать и в это время, можно собирать и тогда, когда растения не цветут. НО тогда они не будут иметь полной своей целебной силы.

- Когда их тогда лучше всего собирать?

- Целебные растения настоящие знахари, настоящие целители собирают, когда над растением появляется свечение - «когда появляется цвет», а не цветок. Древние так и говорили: «Цвет папоротника». Это значит, над местом появления будущего плода любого растения появилось свечение.

- И долго так светится растение?

- Это свечение, похожее на небольшой шарик, появляется на несколько часов или даже минут в году. И время появления цвета у каждого растения свое, оно зависит от положения планеты - «хозяйки» этого растения.

- Если знаешь время, то можно и срывать сразу растение?

- Не так все просто. Для того, чтобы взять (не сорвать!) цвет растения, необходимо знать: с какой стороны к нему нужно подойти (с севера, востока, юга, запада);

какой рукой его брать (правой, левой или сразу двумя); каким инструментом пользоваться (стальным, медным, серебряным, золотым, костяным, каменным или деревянным); если срезать, то как (слева направо, справа - налево, сверху - вниз, снизу - вверх, от себя или к себе); какие при этом говорить слова (то есть задать лечебной силе цвета нужную программу).

- Сколько всего надо знать, чтобы сорвать, знаю - не сорвать, а взять всего один цвет

- Кроме всего этого, необходимо суметь защититься от влияния разных существ Темноты, которые охраняют этот цвет и его силу.

- Кто же все это знает?

- Настоящие знахари, настоящие целители, которые передают свои знания и умения из поколения в поколение своим детям, внукам. Поэтому они и не перевелись, и не переведутся на Руси.


Приложение 2.

Самоанализ занятия
педагог Полушина Юлия Николаевна

1.Характеристика группы.
Занятие проведено в группе 1 года обучения. В группе 18 обучающихся 7-8 лет. Отсутствовало 2 обучающихся по болезни (Терещенко Катя, Пятыгин Артем)

Дети занимаются 1 год, группа сильная, много творческих детей, хорошо подготовленных к восприятию предлагаемого материала, проявляющих интерес к предмету. В кабинете комфортная психологическая обстановка.
2.Цельзанятия:
Формирование у обучающихся навыков создания образа волшебных трав по мотивам хохломской росписи.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные: восхищаться красотой родной природы и творчеством народных мастеров, осознать потребность в общении с русской волшебной сказкой и природой, развивать духовную и эмоциональную сферы, развивать фантазию и воображение, способность к созданию нового художественного образа.
Метапредметные: учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, размышлять об изображении реальном и волшебном.
Предметные: развивать навыки работы гуашью, создавать образы волшебных трав и аленького цветочка на основе реальных трав и цветов, мотивов хохломской росписи.

Замысел занятия:

Содержанием материала является: знакомство с миром русской волшебной сказки как основы формирования способности к развитию зрительных представлений, образами волшебных трав и цветов, а также простейшими элементами хохломской росписи с целью создания нового художественного образа. Основная идея занятия в развитии духовной и эмоциональной сферы через одушевление природы, осознание ее роли как помощника человека как в мире сказки, так и в реальной жизни.
В ходе занятия использовались следующие методы обучения и формы познавательной деятельности педагога: игра на внимание, беседа, демонстрация презентаций и обсуждение их содержания, показ приемов работы - элементов хохломской росписи, тренинг по представлению образа аленького цветочка, выполнение практической работы , рефлексия и выставка работ . (работы были объединены в коллективную и участвовали в городской выставке «Подарок маме», где заняли 2 место)
Практическая работа практически не требовала индивидуальной помощи педагога.
Тип занятия - Занятие комплексного использования знаний
Развитие художественного вкуса осуществлялось путем демонстрации репродукций работ художников И. Шишкина, Н.Рериха, Ю.Камышного и др., а также работ хохломских мастеров.
Развитие воображения и фантазии осуществлялось путем создание обучающимися своего образа аленького цветочка и волшебных трав.

3.Главным этапом занятия стало выполнения практического задания. Предшествующие этапы занятия хорошо мотивировали детей на самостоятельную творческую работу.

4.Наиболее успешным этапом занятия я считаю практическую работу, которая помогла выявить творческие способности каждого ребенка.

5.Успешность достижения цели занятия была определена сложившимся микроклиматом взаимного доверия с обучающимися, увлеченностью детей содержанием материала. Ребята быстро через игру на внимание включились в занятие, с интересом смотрели презентацию и активно отвечали на вопросы, подобрали очень красивые слова об аленьком цветочке - божественный, чудесный, ласковый…
6. Поставленные задачи мною были выполнены. Занятие достигло цели. Итог подвели, результаты увидели, они понравились всем - смайлики радостные, все чему-то да научились. Детские работы выполнены успешно. Понравилось рисовать , делать тычки, рисовать цветы. Очень понравилась всем работа Мякинина Васи и Никитиной Миланы, цветок действительно получился волшебный, даже про душу растений вспомнили.
Обучающиеся с восхищением наблюдали образы родной природы, их отражение в живописи и декоративно-прикладном искусстве, с интересом работали над созданием новых художественных образов.
Однако не все полностью продумали композицию, увлеклись тычками. У некоторых получилось мало травки, многие забыли про листочки.
7. На занятии сложилась атмосфера сотрудничества между мной и детьми. На итоговом этапе обучающиеся развивали умение оценивать результаты художественно-творческой деятельности собственной и одногруппников.
8.Результативность: организована коллективная работа и выставлена на городскую выставку изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Подарок маме» (2 место), а также использовалась мной в оформлении сцены к конкурсу «Куделька»



Приложение 3.

Коллективная работа детей


© 2010-2022