- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа по ИЗО для 5-8 классов
Программа по ИЗО для 5-8 классов
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мизгирева Т.А. |
Дата | 02.09.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Токарёвская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании Зам. директора Директор
методического объединения по УВР МОУ Токарёвской СОШ № 2
учителей _______ /Л.В. Попова/ __________ /С.Н. Устинова/
эстетического цикла
Протокол № ______
от «___»сентября 2010г. «___» сентября 2010г. «___» сентября 2010г.
Руководитель МО
__________ / Т.А.Мизгирёва/
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 5-8 классов
Составитель: учитель
изобразительного искусства
МОУ Токаревской СОШ № 2
Мизгирева Татьяна Александровна
2010-2011 учебный год
Пояснительная записка
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.
Структура рабочей программы по изобразительному искусству
Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству содержит следующие разделы:
-
пояснительную записку, в которой определяются цели обучения изобразительному искусству в основной школе, раскрываются особенности содержания эстетического образования на этой ступени, описывается место предметов эстетического цикла в Базисном учебном плане;
-
содержание курса, включающего перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;
-
календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика рабочей программы по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерных программ Минобрнауки РФ, «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» (авторы Б.М.Неменский, 2004) с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.
Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.
Основные цели и задачи
Цель данной рабочей программой - развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности.
Задачи:
-
гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;
-
развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
-
знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-
подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Эти задачи решаются с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:
• в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:
• в познавательной сфере:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- различать изученные виды пластических искусств;
- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Методические особенности изучения предмета
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:
-
возникновение и виды пластических искусств;
-
язык и жанры изобразительного искусства;
-
художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;
-
связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Основными видами учебной деятельности учащихся являются:
-
восприятие произведений пластических искусств;
-
практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.
Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлены из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5-7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).
Формы организации образовательного процесса
Коллективные, групповые, индивидуальные. Обучение ведется в форме лекционно-семинарских и практических занятий.
Технологии обучения
В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как информационно-коммуникационные, личностно-ориентированное обучение, элементы проектной деятельности. В 5-6 классах преобладает интенсивное изучение материала и широко используются приёмы активизации учебной деятельности школьников, связанные с игровыми и занимательными моментами.
Механизмы формирования ключевых компетенций
В ходе освоения содержания художественного образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-
в освоении содержания и образного языка разных видов декоративно-прикладного искусства;
-
единства восприятия и практической деятельности;
-
художественно-образного мышления;
-
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Виды и формы контроля
Виды контроля: текущий, тематический, промежуточный, итоговый (мониторинги образовательной деятельности по результатам года).
Формы контроля: фронтальный опрос, разноуровневые тесты, в том числе с компьютерной поддержкой, практическая работа, теоретические зачеты, итоговая творческая работа.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие курс . Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние две компоненты представлены отдельно по каждому из разделов, содержания.
Нормативные документы
-
Базисный учебный план.
-
Федеральный компонент государственного стандарта.
-
Примерные программы на основе ГОС.
-
Федеральный перечень учебников.
-
Требования к оснащению образовательного процесса.
Учебно-методический комплект
Настоящая программа ориентирована на использование учебно- методических и дополнительных пособий:
-
Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Под редакцией Б.М.Неменского. Москва, «Просвещение», 2010
-
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Искусство в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского. - М. «Просвещение», 2009
-
Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. 7-8 классы. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского. - М. «Просвещение».2010
Учебно-тематический план
5 класс
№ п/п
Темы, разделы
Практические работы
Количество часов
контроль
пр.раб/ тест
1
Декоративно-прикладное искусство и человек
1
0/1
2
Древние корни народного искусства
8
7/2
3
Связь времен в народном искусстве
16
5/2
4
Декор - человек, общество, время
8
3/2
5
Декоративное искусство в современном мире
2
1/0
В результате освоения программы 5 класса обучающийся должен :
знать/понимать
-
основные виды изобразительных (пластических) искусств
-
жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, анималистический жанр;
-
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
-
выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и их основные произведения.
-
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
-
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
-
узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
восприятия и оценки произведений искусства;
-
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн костюма).
6 класс
№ п/п
Темы, разделы
Количество часов
контроль
пр.раб/ тест
1
Виды изобразительного искусства
9
9/3
2
Мир наших вещей. Натюрморт
8
7/1
3
Вглядываясь в человека. Портрет
10
7/2
4
Человек и пространство. Пейзаж.
8
6/1
В результате освоения программы в 6 классе ученик должен:
знать/понимать
-
основные виды изобразительных (пластических) искусств
-
жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр;
-
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
-
выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне) и их основные произведения;
-
наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);
-
значение изобразительного искусства в художественной культуре.
уметь
-
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
-
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
восприятия и оценки произведений искусства;
-
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
7 класс
№ п/п
Темы, разделы
Количество часов
контроль
пр.раб/ тест
1
Художник-дизайн-архитектура
10
9/1
2
Графический дизайн
12
7/3
3
Художественный язык конструктивных искусств
13
10/1
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 7 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать
-
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
-
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
-
выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
-
наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);
-
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
-
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные
-
и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
-
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
восприятия и оценки произведений искусства;
-
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера);
-
реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале;
-
применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
-
Декоративно-прикладное искусство и человек
Понятие ДПИ. Значение ДПИ в жизни человека. Образный язык. Символическое значение цвета.
Основные требования к учащимся:
Знать:
-
значение декоративно-прикладного искусства современном мире;
-
понятия народного искусства, классического искусства, современного профессионального искусства, художественные средства.
Уметь:
-
читать образный язык ДПИ.
-
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве. Архитектура русской деревни. Интерьер. Предметы народного быта. Народная вышивка, костюм, обряды.
Основные требования к учащимся:
Знать:
-
изображения и значения древних символов;
-
названия архитектурных элементов древнерусской избы;
-
конструкцию и декор предметов народного быта;
-
названия элементов русского народного костюма, в т.ч Тамбовской губернии;
-
символическое значение обрядовых праздников русского народа.
Уметь:
-
выполнять эскизы и макеты костюма, изделий с вышивкой, декоративного украшения предметов крестьянского быта;
-
пользоваться разными материалами (художественными, графическими, скульптурными) для передачи различной фактуры.
-
Связь времен в народном искусстве
Народная игрушка. Искусство росписи по дереву, металлу, керамике. Искусство Гжели, Городца, Хохломы, Жостова.
Основные требования к учащимся:
Знать:
-
значение древних образов в современных игрушках;
-
конструктивные, декоративные, изобразительные особенности гжельской росписи;
-
конструктивные, декоративные, изобразительные особенности городецкой росписи;
-
конструктивные, декоративные, изобразительные особенности хохломской росписи;
-
конструктивные, декоративные, изобразительные особенности жостовской росписи;
-
конструктивные, декоративные, изобразительные особенности работы по дереву, лубу, бересте;
Уметь:
-
выполнять основные элементы росписи каждого направления;
-
составлять композицию росписи предметов.
-
Декор - человек, общество, время
Декор. Значение декоративного искусства в жизни человека на всем историческом периоде развития. Геральдика.
Основные требования к учащимся:
Знать:
-
роль ДПИ в жизни человека и общества;
-
отличительные особенности искусства Древнего Египта, Древнего Китая, Западной Европы 17 века;
-
правила выполнения геральдических символов.
Уметь:
-
выполнять эскизы на тему древних образов древнеегипетского искусства;
-
работать над коллективным изображением;
-
выполнять гербы и эмблемы.
-
Декоративное искусство в современном мире
Современное декоративное искусство. Выставочное искусство.
Основные требования к учащимся:
Знать:
-
отличие выставочных изделий от изделий массового производства;
-
свойства материалов используемых для изделий ДПИ.
Уметь:
-
выбирать материалы в соответствии с формой и назначением предмета ДПИ;
-
выполнять творческие работы из различных материалов (бумага, картон, соленое тесто, мочало;
-
выполнять макет витража.
6 класс
1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Основы рисунка. Линия, пятно. Ритм. Основы цветоведения. Скульптура. Основы языка изображения.
Основные требования к учащимся:
Знать:
-
виды пространственных искусств;
-
виды изобразительных искусств;
-
выразительные возможности линии, пятна, цвета;
-
основы цветоведения;
-
основные цвета;
-
способы получения составных цветов;
-
понятия: тон и тональные отношения; цвет и цветовые отношения; цветовой контраст;
-
виды скульптурных произведений.
Уметь:
-
выполнять работы в холодных и теплых тонах;
-
работать в технике «гризайль»;
-
выполнять живописные работы по воображению и памяти;
-
выполнять скульптурные изображения с помощью различных материалов (пластилин, глина, бумага, картонные блоки).
2. Мир наших вещей. Натюрморт
Предметный мир. Натюрморт. Понятие формы. Линейная перспектива. Светотень.
Основные требования к учащимся:
Знать:
-
роль фантазии в жизни человека;
-
понятие: натюрморт;
-
понятие композиционного центра;
-
выразительные возможности натюрморта;
-
авторов и произведения мирового искусства, выполненные в жанре натюрморта;
Уметь:
-
выполнять построение простых геометрических форм;
-
выполнять изображение объема на плоскости с помощью светотени;
-
выполнять натюрморт различными техниками (аппликация, эстамп, монотипия).
3. Портрет
Образ человека в искусстве. Правила изображения головы человека. Портрет в скульптуре. Графический и живописный портрет. Портрет в изобразительном искусстве.
Основные требования к учащимся:
Знать:
-
понятие: портрет; парадный портрет; лирический камерный портрет;
-
творчество великих русских и зарубежных художников- портретистов и скульпторов прошлого и настоящего;
-
основные пропорции головы человека;
-
образные возможности освещения в портрете;
-
роль цвета в портрете
Уметь:
-
выполнять портрет в технике аппликации;
-
скульптурный портрет;
-
графический портретный рисунок (автопортрет);
4. Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве. Воздушная перспектива. Пейзаж в русской живописи, графике. Язык и смысл изобразительного искусства
Основные требования к учащимся:
Знать:
-
жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, исторический и бытовой жанры;
-
понятие: пейзажные мотивы;
-
творчество великих русских и зарубежных художников- пейзажистов;
-
правила построения линейной и воздушной перспективы.
Уметь:
-
выполнять работы по законам перспективы;
-
пользоваться «сеткой Альберти» для исследования перспективных сокращений;
-
выполнять пейзажи по различным мотивам;
-
выполнять пейзаж в различных техниках (граттаж, монотипия).
7 класс
-
Художник - дизайн - архитектура
Искусство композиции. Основы композиции: гармония, контраст и выразительность. Прямые линии. Цвет в композиции. Свободные формы.
Основные требования к учащимся:
Знать:
-
основы композиции;
-
композиционные законы симметрии, ассиметрии и динамического равновесия;
-
понятия: движение, статика, ритм;
-
выразительные возможности линии, пятна, цвета;
Уметь:
-
организовывать композицию на основе прямых линий;
-
создавать монохромные и цветовые композиции;
-
сочетать в композиции линии и тоновые пятна
-
с помощью выразительных средств в абстрактной композиции передать состояние или ощущение.
-
Вещь в городе и дома
Буква- строка - текст Искусство шрифта. Композиционные основы в графическом дизайне. Формы графического дизайна
Основные требования к учащимся:
Знать:
-
отличия и графические особенности шрифтов;
-
композиционные законы макетирования;
-
образный элемент композиции;
-
формы графического дизайна.
Уметь:
-
создавать композицию с буквой - композиционной доминантой;
-
выполнять изобразительно-композиционное превращение буквы в строку;
-
выполнять графическое макетирование эскиза плаката, открытки, журнала;
-
.коллективное проектирование книги.
-
Художественный язык конструктивных искусств
Объект и пространство. Конструкция: часть и целое. Красота и целесообразность. Цвет в архитектуре и дизайне.
Основные требования к учащимся:
Знать:
-
художественный язык конструктивных искусств;
-
понятия: объект и пространство;
-
законы макетирования: соразмерность и пропорциональность;
-
законы композиционной организации пространства;
-
понятия: фронтальная композиция, глубинная композиция, модуль, форма;
-
важнейшие архитектурные элементы здания;
-
роль и значение материала в конструкции;
-
роль цвета в формотворчестве.
Уметь:
-
выполнять объемно-пространственный макет;
-
проектировать объемно-пространственный объект из важнейших элементов здания;
-
соединять различные объемы;
-
выполнять схематические зарисовки;
-
создавать образно-тематические иллюстрации;
-
работать в группах над единым проектом.
Литература и средства обучения
-
Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Под редакцией Б.М.Неменского. Москва, «Просвещение», 2010
-
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Искусство в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского. - М. «Просвещение», 2009
-
Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. 7-8 классы. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского. - М. «Просвещение».2010
-
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Методическое пособие.
-
Павлова О.В. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты. Издательство «Учитель». Волгоград.2009
-
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс
-
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 6 класс
-
Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск 7 класс
-
aqq-project.ru/- блог по живописи
-
artdrawing.ru/tree.html - видеоуроки по рисунку
-
rutube.ru/tracks/2268694.html - музей современного искусства
-
video.mail.ru/mail/ekaterina.sisyulina.59/359/376.html - история скульптуры
-
video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html -народное искусство
Календарно-тематическое планирование 5 класс | |||||||||||
№п/п | план | 5а | 5б | № | Раздел. Тема | Кол-во час | д/з | Форма контроля. Практические работы | ИКТ обеспечение | ||
1 | 6.09 |
|
| 1 | Введение. Декоративно-прикладное искусство и человек | 1 | стр 3-9 | Опрос |
| ||
|
|
|
| Гл. | 1. Древние корни народного искусства | 8ч |
|
|
| ||
2 | 14.09 |
|
| 1. | Древние образы в народном искусстве | 1 | стр.12-19 | ПР1 Рисунок на тему древних образов в узорах, тест | КП ДПИ | ||
3 | 21.09 |
|
| 2 | Убранство русской избы | 1 | стр.20-29 | ПР2 Дом по мотивам древнерусской избы |
| ||
4 | 28.09 |
|
| 3 | Внутренний мир русской избы | 1 | стр.30-35 | ПР3 .Убранство русской избы. Живопись. | КП Изба | ||
5 | 5.10 |
|
| 4 | Конструкция и декор предметов народного быта | 1 | стр.36-43 | ПР4.Эскиз декоративного украшения предмета крестьянского быта |
| ||
6 | 12.10 |
|
| 5 | Русская народная вышивка | 1 | стр.44-49 | ПР5.Эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки |
| ||
7 | 19.10 |
|
| 6 | Народный праздничный костюм | 1 | стр.50-55 | ПР6. Эскиз праздничного костюма | КП Русский сарафан | ||
8 | 26.10 |
|
| 7 | Народный костюм. Макетирование | 1 | стр.55-59 | ПР7.Макет-игрушка со съемными деталями костюма |
| ||
9 | 9.11 |
|
| 8 | Народные праздничные обряды | 1 | стр.60-64 | ПР8. Традиционны народный праздник |
| ||
|
|
|
| Гл | 2. Связь времен в народном искусстве | 16ч |
|
|
| ||
10 | 16.11 |
|
| 1 | Древние образы в современных народных игрушках. Филимоновская игрушка | 1 | стр66-68 | опрос | КП
| ||
11 | 23.11 |
|
| 2 | Каргапольская глиняная игрушка | 1 | стр.70 | опрос |
| ||
12 | 30.11 |
|
| 3 | Дымковская игрушка | 1 | стр.71-75 | ПР9. Расписная игрушка из глины или пластилина |
| ||
13 | 7.12 |
|
| 4 | Искусство Гжели. Цветовая гамма | 1 | стр.76-80 | ПР10. Упражнения в рос-писи |
| ||
14 | 14.12 |
|
| 5 | Искусство Гжели. Техника «мазок с тенями». | 1 | стр.76-80 | ПР11. Роспись посуды |
| ||
15 | 21.12 |
|
| 6 | Искусство Гжели. Линия | 1 | стр.80-81 | ПР11. Роспись посуды (продолжение) |
| ||
16 | 28.12 |
|
| 7 | Искусство Гжели. Роспись посуды | 1 | стр.81-85 | ПР11. Роспись посуды (продолжение) |
| ||
17 | 18.01 |
|
| 8 | Городецкая роспись. | 1 | стр.81-85 | тест |
| ||
18 | 25.01 |
|
| 9 | Замалевок в городецкой росписи | 1 | стр.84 | ПР12. Эскиз росписи в технике Городца |
| ||
19 | 1.02 |
|
| 10 | Оживка в городецкой росписи | 1 | стр.84 | тренировочное упражнение |
| ||
20 | 8.02 |
|
| 11 | Роспись деревянных изделий | 1 | стр. 85 | ПР13. Роспись деревянной заготовки |
| ||
21 | 15.02 |
|
| 12 | Хохлома. | 1 | стр.86 | опрос |
| ||
22 | 22.02 |
|
| 13 | Роспись «под листок» | 1 | стр.88 | ПР14. Травный орнамент |
| ||
23 | 29.02 |
|
| 14 | Прием «под фон» | 1 | стр. 89 | ПР15. Роспись-кудрина
|
| ||
24 | 7.03 |
|
| 15 | Жостово. Роспись по металлу | 1 | стр.92-95 | ПР 16. Роспись макета подноса |
| ||
25 | 14.03 |
|
| 16 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | 1 | стр.96-103 | ПР17. Эскиз предмета северного народного промысла |
| ||
|
|
|
| Гл |
| 8ч |
|
|
| ||
26 | 21.03 |
|
| 1 | Зачем людям украшения | 1 | стр.106 | ПР18. Рисование по воображению |
| ||
27 | 4.04 |
|
| 2 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 1 | стр.108-110 | ПР19. Эскиз-импровизация «Алебастровая ваза» |
| ||
28 | 11.04 |
|
| 3 | Система декоративной символики. | 1 | стр.111-112 | ПР19. Эскиз-импровизация «Алебастровая ваза» |
| ||
29 | 18.04 |
|
| 4 | Украшения Древнего Египта | 1 | стр.113-117 | ПР20. Эскиз украшения в стиле древнеегипетского искусства. |
| ||
30 | 25.04 |
|
| 5 | Одежда «говорит» о человеке | 1 | стр.118-133 | ПР21. Коллективная работа «Бал во дворце» |
| ||
31 | 2.05 |
|
| 6 | Декоративная отделка костюма | 1 | стр.118-133 | ПР22. Украшение деталей костюма |
| ||
32 | 9.05 |
|
| 7 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 1 | стр.134-139 | ПР23. Мой герб | КП Гербы | ||
33 | 16.05 |
|
| 8 | Создание герба | 1 | стр.134-139 | ПР24. Эмблема по выбору |
| ||
|
|
|
| Гл | Декоративное искусство в современном мире | 2ч |
|
|
| ||
34 | 23.05 |
|
| 1 | Современное выставочное искусство | 1 | стр.142-167 | ПР25. Изделие ДПИ |
| ||
35 | 30.05 |
|
| 2 | Роль декоративного искусства | 1 |
|
|
| ||
|
|
|
|
| итого | 35 |
| 25 |
|
Календарно-тематическое планирование 6класс
№
п/п
6а
№
Раздел. Тема
Кол-во час
д/з
Форма контроля.
Практические работы
ИКТ
Гл.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
9ч
9/3
1
1.09
1
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
1
стр-4-13
Опрос. Тест.
2
8.09
2
Художественные материалы
1
стр 14-23
ПР1 Возможности материалов
3
12.09
3
Рисунок - основа изобразительного творчества
1
стр 24- 29
ПР2 Графические зарисовки с натуры
КП
4
19.09
4
Линии и ее выразительные возможности. Ритм линий
1
стр 30-33
ПР3Выразительные возможности линии ПР4 Ритм линий
5
26.09
5
Пятно как средство выражения. Ритм пятен
1
стр 34-37
ПР5 Работа кистью «от пятна»
КП
6
3.10
6
Цвет. Основы цветоведения.
1
стр 38-42
Тест.ПР6 Цветовая шкала ПР7 «Солнечный город»
КП
7
10.10
7
Цвет в произведениях живописи.
1
стр 43-47
Тест. ПР8 Осенний букет
КП
8
17.10
8
Объемные изображения в скульптуре
1
стр 48-51
Опрос. ПР9 Лепка. конструирование
9
24.10
9
Основы языка изображения.
1
стр 52-53
Тест.
КП
Гл.
Мир наших вещей. Натюрморт
8ч
7/1
10
7.11
1
Реальность и фантазия в творчестве художника
1
Стр.56-57
Опрос
11
14.11
2
Изображение предметного мира - натюрморт.
1
Стр.58-61
ПР10 Натюрморт в технике аппликации
12
21.11
3
Понятие формы.
1
Стр 62-63
Опрос. ПР11 Разбивка формы на геометрические фигуры.
13
28.11
4
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
1
Стр. 64-67
ПР12 Натюрморт из геометрических тел. Построение
14
5.12
5
Освещение. Свет и тень.
1
Стр 68-73
ПР13 Натюрморт из геометрических тел. Светотень
КП
15
12.12
6
Натюрморт в графике
1
Стр 76-77
ПР14 Гравюра
КП
16
19.12
7
Цвет в натюрморте.
1
Стр78-85
ПР15 Натюрморт в технике монотипии
КП
17
26.12
8
Выразительные возможности натюрморта Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка.
1
Стр86-87
ПР16 Характер и натюрморт. Тест
Гл.
Портрет
10ч
7/2
18
16.01
1
Образ человека - главная тема в искусстве
1
Стр 90-101
Тест
19
23.01
2
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
1
Стр 102-105
ПР17 Портрет в технике апликации
КП 8портретов
20
30.01
3
Изображение головы человека в пространстве
1
Стр.106-107
ПР18 Зарисовка головы
КП
21
6.02
4
Портрет в скульптуре
2
Стр108-110
ПР18 Скульптурный портрет
КП
22
13.02
5
23
20.02
6
Графический портретный рисунок
1
Стр 111-115
ПР19 Портрет друга
КП
24
27.02
7
Сатирические образы человека
1
Стр116-119
ПР20 Шарж
КП
25
5.03
8
Образные возможности освещения в портрете
1
Стр 120-121
ПР21 Два портрета
26
12.03
9
Роль цвета в портрете
1
Стр122-125
ПР22 Живописный портрет
27
19.03
10
Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве ХХ века
1
Стр130-135
Письменный опрос
Гл.
Человек и пространство. Пейзаж
8
6/1
28
2.04
1
Жанры в изобразительном искусстве
1
Стр138-141
Опрос
29
9.04
2
Изображение пространства
1
Стр 142-145
ПР23 «Сетка Альберти»
30
16.04
3
Правила построения перспективы. воздушная перспектива
1
Стр 146-147
ПР 24. Изображение пространства в перспективе
31
23.04
4
Пейзаж - большой мир
1
Стр148-151
ПР25 Романтический пейзаж
32
7.05
5
Пейзаж настроения. Природа и художник
1
Стр152-155
ПР26 Утренний пейзаж
33
14.05
6
Пейзаж в русской живописи
1
Стр156-163
ПР27Весенний пейзаж
34
21.05
7
Пейзаж в графике .
1
Стр164-171
ПР28 Графическая работа «Весенний пейзаж»
35
28.05
8
Городской пейзаж
1
Пленер
Итого
35
28
Календарно-тематическое планирование 7класс
№
п/п
7а
№
Раздел. Тема
Кол-во час
д/з
Форма контроля.
Практические работы
ИКТ
Гл.
Художник - дизайн - архитектура
10
9/1
1
7.09
1
Конструктивные искусства. Архитектура и дизайн.
1
стр-7-11
Опрос. Тест.
2
14.09
2
Основы композиции в конструктивных искусствах.
1
стр11-12
Опрос.
3
21.09
3
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. Симметрия.
1
Стр 13-16
ПР1 Зрительное равновесие масс
4
28.09
4
Прямые линии и организация пространства. Фронтальные и глубинные композиции
1
Стр 21-22
ПР4 Прямые линии - элемент организации пространства
Работа на компьютере
5
5.10
5
Ассиметрия и динамическое равновесие.
1
Стр.13-16
ПР2 Динамическое равновесие в композиции
Работа на компьютере
6
12.10
6
Цветовое пространство
1
Стр 23-24
ПР7 Композиция цветового пространства
7
19.10
7
Движение и статика. Ритм.
1
Стр18-20
ПР3 Гармония сгущенности и разреженности форм
Работа на компьютере
8
26.10
8
Цвет - элемент композиционного творчества
1
Стр 23-24
ПР 5 Акцентирующая роль цвета
ПР6 Ритмическая организация пространства цветовыми элементами
КП
Работа на компьютере
9
9.11
9
Свободные формы. Линии
1
Стр 25-27
ПР8 Абстрактные формы в искусстве
10
16.11
10
Свободные формы. Тоновые пятна
1
Стр25-27
ПР9 Художественный язык отвлеченных форм
Гл.
Вещь в городе и дома
12
7/3
11
23.11
1
Буква-строка-текст
1
Стр 29-31
Тест
12
30.11
2
Искусство шрифта
1
Стр 29-31
ПР10 Буква изобразительный элемент композиции
Работа на компьютере
13
7.12
3
Строка.
1
Стр 29-31
ПР11 Изобразительно-композиционное превращение линии в строку
14
14.12
4
Буква как знак
1
Стр 29-31
ПР12 Буква как знак
15
21.12
5
Композиционные основы макетирования
1
Стр33-34
Опрос
16
28.12
6
Плакат
1
Стр34-35
ПР13 Макетирование эскиза плаката
17
18.01
7
Рисунок и фотография
1
Стр36-37
ПР14 Изображение - образный элемент композиции
18
25.01
8
Открытки
1
Стр37-39
ПР15 Макетирование открытки
19
1.02
9
Многообразие форм графического дизайна
1
Стр41
Тест
20
8.02
10
Книга как синтетическое искусство
1
Стр 42-45
Исследовательская работа
21
15.02
11
Дизайн книги и журнала
1
Стр 42-45
Тест
22
22.02
12
Деловая игра «Коллективное проектирование книги (журнала)»
1
Стр 42-45
ПР16 Создание макета
Гл.
Художественный язык конструктивных искусств
13
10/1
23
29.02
1
Объект и пространство.
1
Стр46-47
ПР17 Создание объемно-пространственного макета
24
7.03
2
Соразмерность и пропорциональность
1
Стр48-50
ПР18 Создание объемно-пространственной композиции
25
14.03
3
Объемно-пространственная композиция
1
Стр 51-53
ПР19 Создание ритмически сбалансированной композиции
26
21.03
4
Композиционная организация пространства
1
Стр54-57
ПР20 Композиционная взаимосвязь объектов в макете
27
4.04
5
Здание как сочетание различных объемов.
1
Стр58-60
ПР21 Разнообразие форм объекта и их композиционное усложнение
28
11.04
6
Понятие модуля
1
Стр61-64
ПР22 Модуль как основа эстетической ценности в конструкции
29
18.04
7
Соединение объемных форм в единое архитектурное сооружение
1
Стр 58-64
ПР23 Соединение объемных форм в единое архитектурное сооружение
30
25.04
8
Важнейшие архитектурные элементы здания
1
Стр65-67
Опрос
31
2.05
9
Работа над макетом
1
Стр68-69
ПР24 Проектирование объемно-пространственного объекта
32
9.05
10
Вещь как сочетание объемов и образ времени
1
Стр71-75
Тест. ПР25 Схематическая зарисовка
33
16.05
11
Форма и материал
1
Стр71-75
ПР26 Создание образно-тематической инсталяции
34
23.05
12
Роль и значение материала в конструкции
1
Стр76-81
ПР27 Проект «Сочинение вещи»
35
30.05
13
Роль цвета в формотворчестве
1
итого
35
27
19