Программа по ИЗО для 5-8 классов

В данном материале представлены учебные курсы по ИЗО для учащихся 5, 6, 7 и 8 классов, которые разработаны в форме рабочих программ, которые включают в себя следующие обязательные разделы: 1. пояснительную записку. В данном разделе дети знакомятся с целями изучения такого предмета как «Изобразительное искусство», а также находят ответ на то, какое место занимает ИЗО в системе обучения; 2. содержание рабочей программы. В данном разделе представлены темы, с которыми учащиеся будут знакомится на уроках ИЗО; 3. календарное тематическое планирование. В данном разделе представлены темы и даты проведения уроков на соответствующие темы.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Токарёвская средняя общеобразовательная школа № 2



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании Зам. директора Директор

методического объединения по УВР МОУ Токарёвской СОШ № 2

учителей _______ /Л.В. Попова/ __________ /С.Н. Устинова/

эстетического цикла

Протокол № ______

от «___»сентября 2010г. «___» сентября 2010г. «___» сентября 2010г.


Руководитель МО

__________ / Т.А.Мизгирёва/




Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 5-8 классов






Составитель: учитель

изобразительного искусства

МОУ Токаревской СОШ № 2

Мизгирева Татьяна Александровна






2010-2011 учебный год


Пояснительная записка

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художест­венно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искус­ству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образо­вания и воспитания, а также многолетними традициями оте­чественной педагогики.

Структура рабочей программы по изобразительному искусству

Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку, в которой определяются цели обучения изобразительному искусству в основной школе, раскрываются особенности содержания эстетического образования на этой ступени, описывается место предметов эстетического цикла в Базисном учебном плане;

  • содержание курса, включающего перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;

  • календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика рабочей программы по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству раз­работана на основе примерных программ Минобрнауки РФ, «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» (авторы Б.М.Неменский, 2004) с учетом логики учебного процесса общего средне­го образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отно­шения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстро­ена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.

Изучение изобразительного искусства в основной шко­ле направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмо­ционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-цен­ностных отношений, эстетического восприятия мира и ху­дожественно-творческой деятельности должны обрести но­вое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразитель­ного искусства, понимания роли искусства в жизни обще­ства.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литера­тура). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основ­ного и дополнительного образования через обращение к ре­ализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием ху­дожественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультиме­дийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

Основные цели и задачи

Цель данной рабочей программой - развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыра­жения личности.

Задачи:

  • гармонизация эмоционального, духовного и интел­лектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;

  • развитие способностей к художественно-творческо­му познанию мира и себя в этом мире;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной тра­ектории.

Эти задачи решаются с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения.

Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.

Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:

• в ценностно-ориентационной сфере:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- принятие мультикультурной картины современного мира;

• в трудовой сфере:

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образо­вательной траектории;

• в познавательной сфере:

- умение познавать мир через образы и формы изобра­зительного искусства.

Результаты изучения изобразитель­ного искусства в основной школе проявляются:

• в развитии художественно-образного, эстетического ти­па мышления, формировании целостного восприятия мира;

• в развитии фантазии, воображения, художественной ин­туиции, памяти;

• в формировании критического мышления, в способнос­ти аргументировать свою точку зрения по отношению к раз­личным произведениям изобразительного искусства;

• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

В области предметных результатов общеобразователь­ное учреждение предоставляет ученику возможность на сту­пени основного общего образования научиться:

• в познавательной сфере:

- познавать мир через визуальный художественный об­раз, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

- осваивать основы изобразительной грамоты, особеннос­ти образно-выразительного языка разных видов изобразитель­ного искусства, художественных средств выразительности;

- приобретать практические навыки и умения в изобра­зительной деятельности;

- различать изученные виды пластических искусств;

- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) худо­жественного образа произведений пластических искусств;

- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терми­нологию, давать определения изученных понятий;

• в ценностно-ориентационной сфере:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искус­ства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

- уважать культуру других народов; осваивать эмоцио­нально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духов­но-нравственный потенциал, аккумулированный в произведе­ниях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

• в коммуникативной сфере:

-ориентироваться в социально-эстетических и информа­ционных коммуникациях;

- организовывать диалоговые формы общения с произ­ведениями искусства;

• в эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интел­лектуального восприятия на материале пластических искусств;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- проявлять устойчивый интерес к искусству, художест­венным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

• в трудовой сфере:

- применять различные выразительные средства, художест­венные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Методические особенности изучения предмета

Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:

  • возникновение и виды пластических искусств;

  • язык и жанры изобразительного ис­кусства;

  • художественный образ и художественно-выразитель­ные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;

  • связь времен в искусстве на приме­ре эволюции художественных образов.

Основными видами учебной деятельности учащихся яв­ляются:

  • восприятие произведений пластических искусств;

  • практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.

Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлены из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных уч­реждений общего образования.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изу­чать в 5-7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 ча­сов в каждом классе).

Формы организации образовательного процесса

Коллективные, групповые, индивидуальные. Обучение ведется в форме лекционно-семинарских и практических занятий.

Технологии обучения

В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как информационно-коммуникационные, личностно-ориентированное обучение, элементы проектной деятельности. В 5-6 классах преобладает интенсивное изучение материала и широко используются приёмы активизации учебной деятельности школьников, связанные с игровыми и занимательными моментами.

Механизмы формирования ключевых компетенций

В ходе освоения содержания художественного образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • в освоении содержания и образного языка разных видов декоративно-прикладного искусства;

  • единства восприятия и практической деятельности;

  • художественно-образного мышления;

  • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

  • самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Виды и формы контроля

Виды контроля: текущий, тематический, промежуточный, итоговый (мониторинги образовательной деятельности по результатам года).

Формы контроля: фронтальный опрос, разноуровневые тесты, в том числе с компьютерной поддержкой, практическая работа, теоретические зачеты, итоговая творческая работа.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие курс . Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние две компоненты представлены отдельно по каждому из разделов, содержания.

Нормативные документы

  • Базисный учебный план.

  • Федеральный компонент государственного стандарта.

  • Примерные программы на основе ГОС.

  • Федеральный перечень учебников.

  • Требования к оснащению образовательного процесса.

Учебно-методический комплект

Настоящая программа ориентирована на использование учебно- методических и дополнительных пособий:

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Под редакцией Б.М.Неменского. Москва, «Просвещение», 2010

  2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Искусство в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского. - М. «Просвещение», 2009

  3. Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. 7-8 классы. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского. - М. «Просвещение».2010










Учебно-тематический план

5 класс

№ п/п

Темы, разделы

Практические работы

Количество часов

контроль

пр.раб/ тест

1

Декоративно-прикладное искусство и человек

1


0/1

2

Древние корни народного искусства

8


7/2

3

Связь времен в народном искусстве

16

5/2

4

Декор - человек, общество, время

8

3/2

5

Декоративное искусство в современном мире

2

1/0

В результате освоения программы 5 класса обучающийся должен :

знать/понимать

  • основные виды изобразительных (пластических) искусств

  • жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, анималистический жанр;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и их основные произведения.

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн костюма).







6 класс

№ п/п

Темы, разделы

Количество часов

контроль

пр.раб/ тест

1

Виды изобразительного искусства

9

9/3

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8

7/1

3

Вглядываясь в человека. Портрет

10

7/2

4

Человек и пространство. Пейзаж.

8

6/1

В результате освоения программы в 6 классе ученик должен:

знать/понимать

  • основные виды изобразительных (пластических) искусств

  • жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне) и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре.

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

7 класс

№ п/п

Темы, разделы

Количество часов

контроль

пр.раб/ тест

1

Художник-дизайн-архитектура

10

9/1

2

Графический дизайн

12

7/3

3

Художественный язык конструктивных искусств

13

10/1



Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 7 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные

  • и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера);

  • реализовывать свой творческий потенциал, осущес­твлять самоопределение и самореализацию личности на эсте­тическом (художественно-образном) материале;

  • применять различные художественные материалы, ис­пользовать выразительные средства искусства в своем твор­честве как в традиционных, так и в инновационных (инфор­мационных) технологиях



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

  1. Декоративно-прикладное искусство и человек

Понятие ДПИ. Значение ДПИ в жизни человека. Образный язык. Символическое значение цвета.

Основные требования к учащимся:

Знать:

  • значение декоративно-прикладного искусства современном мире;

  • понятия народного искусства, классического искусства, современного профессионального искусства, художественные средства.

Уметь:

  • читать образный язык ДПИ.



  1. Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве. Архитектура русской деревни. Интерьер. Предметы народного быта. Народная вышивка, костюм, обряды.

Основные требования к учащимся:

Знать:

  • изображения и значения древних символов;

  • названия архитектурных элементов древнерусской избы;

  • конструкцию и декор предметов народного быта;

  • названия элементов русского народного костюма, в т.ч Тамбовской губернии;

  • символическое значение обрядовых праздников русского народа.

Уметь:

  • выполнять эскизы и макеты костюма, изделий с вышивкой, декоративного украшения предметов крестьянского быта;

  • пользоваться разными материалами (художественными, графическими, скульптурными) для передачи различной фактуры.



  1. Связь времен в народном искусстве

Народная игрушка. Искусство росписи по дереву, металлу, керамике. Искусство Гжели, Городца, Хохломы, Жостова.

Основные требования к учащимся:

Знать:

  • значение древних образов в современных игрушках;

  • конструктивные, декоративные, изобразительные особенности гжельской росписи;

  • конструктивные, декоративные, изобразительные особенности городецкой росписи;

  • конструктивные, декоративные, изобразительные особенности хохломской росписи;

  • конструктивные, декоративные, изобразительные особенности жостовской росписи;

  • конструктивные, декоративные, изобразительные особенности работы по дереву, лубу, бересте;

Уметь:

  • выполнять основные элементы росписи каждого направления;

  • составлять композицию росписи предметов.



  1. Декор - человек, общество, время

Декор. Значение декоративного искусства в жизни человека на всем историческом периоде развития. Геральдика.

Основные требования к учащимся:

Знать:

  • роль ДПИ в жизни человека и общества;

  • отличительные особенности искусства Древнего Египта, Древнего Китая, Западной Европы 17 века;

  • правила выполнения геральдических символов.

Уметь:

  • выполнять эскизы на тему древних образов древнеегипетского искусства;

  • работать над коллективным изображением;

  • выполнять гербы и эмблемы.



  1. Декоративное искусство в современном мире

Современное декоративное искусство. Выставочное искусство.

Основные требования к учащимся:

Знать:

  • отличие выставочных изделий от изделий массового производства;

  • свойства материалов используемых для изделий ДПИ.

Уметь:

  • выбирать материалы в соответствии с формой и назначением предмета ДПИ;

  • выполнять творческие работы из различных материалов (бумага, картон, соленое тесто, мочало;

  • выполнять макет витража.

6 класс

1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Пространственные искусства. Основы рисунка. Линия, пятно. Ритм. Основы цветоведения. Скульптура. Основы языка изображения.

Основные требования к учащимся:

Знать:

  • виды пространственных искусств;

  • виды изобразительных искусств;

  • выразительные возможности линии, пятна, цвета;

  • основы цветоведения;

  • основные цвета;

  • способы получения составных цветов;

  • понятия: тон и тональные отношения; цвет и цветовые отношения; цветовой контраст;

  • виды скульптурных произведений.

Уметь:

  • выполнять работы в холодных и теплых тонах;

  • работать в технике «гризайль»;

  • выполнять живописные работы по воображению и памяти;

  • выполнять скульптурные изображения с помощью различных материалов (пластилин, глина, бумага, картонные блоки).

2. Мир наших вещей. Натюрморт

Предметный мир. Натюрморт. Понятие формы. Линейная перспектива. Светотень.

Основные требования к учащимся:

Знать:

  • роль фантазии в жизни человека;

  • понятие: натюрморт;

  • понятие композиционного центра;

  • выразительные возможности натюрморта;

  • авторов и произведения мирового искусства, выполненные в жанре натюрморта;

Уметь:

  • выполнять построение простых геометрических форм;

  • выполнять изображение объема на плоскости с помощью светотени;

  • выполнять натюрморт различными техниками (аппликация, эстамп, монотипия).

3. Портрет

Образ человека в искусстве. Правила изображения головы человека. Портрет в скульптуре. Графический и живописный портрет. Портрет в изобразительном искусстве.

Основные требования к учащимся:

Знать:

  • понятие: портрет; парадный портрет; лирический камерный портрет;

  • творчество великих русских и зарубежных художников- портретистов и скульпторов прошлого и настоящего;

  • основные пропорции головы человека;

  • образные возможности освещения в портрете;

  • роль цвета в портрете

Уметь:

  • выполнять портрет в технике аппликации;

  • скульптурный портрет;

  • графический портретный рисунок (автопортрет);

4. Человек и пространство. Пейзаж

Жанры в изобразительном искусстве. Воздушная перспектива. Пейзаж в русской живописи, графике. Язык и смысл изобразительного искусства

Основные требования к учащимся:

Знать:

  • жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, исторический и бытовой жанры;

  • понятие: пейзажные мотивы;

  • творчество великих русских и зарубежных художников- пейзажистов;

  • правила построения линейной и воздушной перспективы.

Уметь:

  • выполнять работы по законам перспективы;

  • пользоваться «сеткой Альберти» для исследования перспективных сокращений;

  • выполнять пейзажи по различным мотивам;

  • выполнять пейзаж в различных техниках (граттаж, монотипия).

7 класс

  1. Художник - дизайн - архитектура

Искусство композиции. Основы композиции: гармония, контраст и выразительность. Прямые линии. Цвет в композиции. Свободные формы.

Основные требования к учащимся:

Знать:

  • основы композиции;

  • композиционные законы симметрии, ассиметрии и динамического равновесия;

  • понятия: движение, статика, ритм;

  • выразительные возможности линии, пятна, цвета;

Уметь:

  • организовывать композицию на основе прямых линий;

  • создавать монохромные и цветовые композиции;

  • сочетать в композиции линии и тоновые пятна

  • с помощью выразительных средств в абстрактной композиции передать состояние или ощущение.

  1. Вещь в городе и дома

Буква- строка - текст Искусство шрифта. Композиционные основы в графическом дизайне. Формы графического дизайна

Основные требования к учащимся:

Знать:

  • отличия и графические особенности шрифтов;

  • композиционные законы макетирования;

  • образный элемент композиции;

  • формы графического дизайна.

Уметь:

  • создавать композицию с буквой - композиционной доминантой;

  • выполнять изобразительно-композиционное превращение буквы в строку;

  • выполнять графическое макетирование эскиза плаката, открытки, журнала;

  • .коллективное проектирование книги.



  1. Художественный язык конструктивных искусств

Объект и пространство. Конструкция: часть и целое. Красота и целесообразность. Цвет в архитектуре и дизайне.

Основные требования к учащимся:

Знать:

  • художественный язык конструктивных искусств;

  • понятия: объект и пространство;

  • законы макетирования: соразмерность и пропорциональность;

  • законы композиционной организации пространства;

  • понятия: фронтальная композиция, глубинная композиция, модуль, форма;

  • важнейшие архитектурные элементы здания;

  • роль и значение материала в конструкции;

  • роль цвета в формотворчестве.

Уметь:

  • выполнять объемно-пространственный макет;

  • проектировать объемно-пространственный объект из важнейших элементов здания;

  • соединять различные объемы;

  • выполнять схематические зарисовки;

  • создавать образно-тематические иллюстрации;

  • работать в группах над единым проектом.





Литература и средства обучения

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Под редакцией Б.М.Неменского. Москва, «Просвещение», 2010

  2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Искусство в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского. - М. «Просвещение», 2009

  3. Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. 7-8 классы. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского. - М. «Просвещение».2010

  4. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Методическое пособие.

  5. Павлова О.В. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты. Издательство «Учитель». Волгоград.2009

  6. Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс

  7. Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 6 класс

  8. Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск 7 класс

  9. aqq-project.ru/- блог по живописи

  10. artdrawing.ru/tree.html - видеоуроки по рисунку

  11. rutube.ru/tracks/2268694.html - музей современного искусства

  12. video.mail.ru/mail/ekaterina.sisyulina.59/359/376.html - история скульптуры

  13. video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html -народное искусство

































Календарно-тематическое планирование 5 класс
№п/п
план
Раздел. Тема
Кол-во час
д/з
Форма контроля. Практические работы
ИКТ обеспечение

1

6.09



1

Введение. Декоративно-прикладное искусство и человек

1

стр 3-9

Опрос






Гл.

1. Древние корни народного искусства




2

14.09



1.

Древние образы в народном искусстве

1

стр.12-19

ПР1 Рисунок на тему древних образов в узорах, тест

КП ДПИ

3

21.09



2

Убранство русской избы

1

стр.20-29

ПР2 Дом по мотивам древнерусской избы


4

28.09



3

Внутренний мир русской избы

1

стр.30-35

ПР3 .Убранство русской избы. Живопись.

КП

Изба

5

5.10



4

Конструкция и декор предметов народного быта

1

стр.36-43

ПР4.Эскиз декоративного украшения предмета крестьянского быта


6

12.10



5

Русская народная вышивка

1

стр.44-49

ПР5.Эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки


7

19.10



6

Народный праздничный костюм

1

стр.50-55

ПР6. Эскиз праздничного костюма

КП Русский сарафан

8

26.10



7

Народный костюм. Макетирование

1

стр.55-59

ПР7.Макет-игрушка со съемными деталями костюма


9

9.11



8

Народные праздничные обряды

1

стр.60-64

ПР8. Традиционны народный праздник






Гл

2. Связь времен в народном искусстве

16ч




10

16.11



1

Древние образы в современных народных игрушках. Филимоновская игрушка

1

стр66-68

опрос

КП


11

23.11



2

Каргапольская глиняная игрушка

1

стр.70

опрос


12

30.11



3

Дымковская игрушка

1

стр.71-75

ПР9. Расписная игрушка из глины или пластилина


13

7.12



4

Искусство Гжели. Цветовая гамма

1

стр.76-80

ПР10. Упражнения в рос-писи


14

14.12



5

Искусство Гжели. Техника «мазок с тенями».

1

стр.76-80

ПР11. Роспись посуды


15

21.12



6

Искусство Гжели. Линия

1

стр.80-81

ПР11. Роспись посуды (продолжение)


16

28.12



7

Искусство Гжели. Роспись посуды

1

стр.81-85

ПР11. Роспись посуды (продолжение)


17

18.01



8

Городецкая роспись.

1

стр.81-85

тест


18

25.01



9

Замалевок в городецкой росписи

1

стр.84

ПР12. Эскиз росписи в технике Городца


19

1.02



10

Оживка в городецкой росписи

1

стр.84

тренировочное упражнение


20

8.02



11

Роспись деревянных изделий

1

стр. 85

ПР13. Роспись деревянной заготовки


21

15.02



12

Хохлома.

1

стр.86

опрос


22

22.02



13

Роспись «под листок»

1

стр.88

ПР14. Травный орнамент


23

29.02



14

Прием «под фон»

1

стр. 89

ПР15. Роспись-кудрина



24

7.03



15

Жостово. Роспись по металлу

1

стр.92-95

ПР 16. Роспись макета подноса


25

14.03



16

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

стр.96-103

ПР17. Эскиз предмета северного народного промысла






Гл

  1. Декор - человек, общество, время




26

21.03



1

Зачем людям украшения

1

стр.106

ПР18. Рисование по воображению


27

4.04



2

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

стр.108-110

ПР19. Эскиз-импровизация «Алебастровая ваза»


28

11.04



3

Система декоративной символики.

1

стр.111-112

ПР19. Эскиз-импровизация «Алебастровая ваза»


29

18.04



4

Украшения Древнего Египта

1

стр.113-117

ПР20. Эскиз украшения в стиле древнеегипетского искусства.


30

25.04



5

Одежда «говорит» о человеке

1

стр.118-133

ПР21. Коллективная работа «Бал во дворце»


31

2.05



6

Декоративная отделка костюма

1

стр.118-133

ПР22. Украшение деталей костюма


32

9.05



7

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

1

стр.134-139

ПР23. Мой герб

КП Гербы

33

16.05



8

Создание герба

1

стр.134-139

ПР24. Эмблема по выбору






Гл

Декоративное искусство в современном мире




34

23.05



1

Современное выставочное искусство

1

стр.142-167

ПР25. Изделие ДПИ


35

30.05



2

Роль декоративного искусства

1









итого

35


25


Календарно-тематическое планирование 6класс

п/п
Раздел. Тема
Кол-во час
д/з
Форма контроля.
Практические работы
ИКТ




Гл.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка


9/3


1

1.09


1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

1

стр-4-13

Опрос. Тест.



2

8.09


2

Художественные материалы

1

стр 14-23

ПР1 Возможности материалов


3

12.09


3

Рисунок - основа изобразительного творчества

1

стр 24- 29

ПР2 Графические зарисовки с натуры

КП

4

19.09


4

Линии и ее выразительные возможности. Ритм линий

1

стр 30-33

ПР3Выразительные возможности линии ПР4 Ритм линий


5

26.09


5

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

1

стр 34-37

ПР5 Работа кистью «от пятна»

КП


6

3.10


6

Цвет. Основы цветоведения.

1

стр 38-42

Тест.ПР6 Цветовая шкала ПР7 «Солнечный город»

КП

7

10.10


7

Цвет в произведениях живописи.

1

стр 43-47

Тест. ПР8 Осенний букет

КП

8

17.10


8

Объемные изображения в скульптуре

1

стр 48-51

Опрос. ПР9 Лепка. конструирование


9

24.10


9

Основы языка изображения.

1

стр 52-53

Тест.

КП




Гл.

Мир наших вещей. Натюрморт


7/1


10

7.11


1

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

Стр.56-57

Опрос


11

14.11


2

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

Стр.58-61

ПР10 Натюрморт в технике аппликации


12

21.11


3

Понятие формы.

1

Стр 62-63

Опрос. ПР11 Разбивка формы на геометрические фигуры.


13

28.11


4

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

Стр. 64-67

ПР12 Натюрморт из геометрических тел. Построение


14

5.12


5

Освещение. Свет и тень.

1

Стр 68-73

ПР13 Натюрморт из геометрических тел. Светотень

КП

15

12.12


6

Натюрморт в графике

1

Стр 76-77

ПР14 Гравюра

КП

16

19.12


7

Цвет в натюрморте.

1

Стр78-85

ПР15 Натюрморт в технике монотипии

КП

17

26.12


8

Выразительные возможности натюрморта Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка.

1

Стр86-87

ПР16 Характер и натюрморт. Тест





Гл.

Портрет

10ч


7/2


18

16.01


1

Образ человека - главная тема в искусстве

1

Стр 90-101

Тест


19

23.01


2

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

1

Стр 102-105

ПР17 Портрет в технике апликации

КП 8портретов

20

30.01


3

Изображение головы человека в пространстве

1

Стр.106-107

ПР18 Зарисовка головы

КП


21

6.02


4

Портрет в скульптуре

2

Стр108-110

ПР18 Скульптурный портрет

КП

22

13.02


5

23

20.02


6

Графический портретный рисунок

1

Стр 111-115

ПР19 Портрет друга

КП

24

27.02


7

Сатирические образы человека

1

Стр116-119

ПР20 Шарж

КП

25

5.03


8

Образные возможности освещения в портрете

1

Стр 120-121

ПР21 Два портрета


26

12.03


9

Роль цвета в портрете

1

Стр122-125

ПР22 Живописный портрет


27

19.03


10

Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве ХХ века

1

Стр130-135

Письменный опрос





Гл.

Человек и пространство. Пейзаж

8


6/1


28

2.04


1

Жанры в изобразительном искусстве

1

Стр138-141

Опрос


29

9.04


2

Изображение пространства

1

Стр 142-145

ПР23 «Сетка Альберти»


30

16.04


3

Правила построения перспективы. воздушная перспектива

1

Стр 146-147

ПР 24. Изображение пространства в перспективе


31

23.04


4

Пейзаж - большой мир

1

Стр148-151

ПР25 Романтический пейзаж


32

7.05


5

Пейзаж настроения. Природа и художник

1

Стр152-155

ПР26 Утренний пейзаж


33

14.05


6

Пейзаж в русской живописи

1

Стр156-163

ПР27Весенний пейзаж


34

21.05


7

Пейзаж в графике .

1

Стр164-171

ПР28 Графическая работа «Весенний пейзаж»


35

28.05


8

Городской пейзаж

1


Пленер






Итого

35


28






Календарно-тематическое планирование 7класс

п/п
Раздел. Тема
Кол-во час
д/з
Форма контроля.
Практические работы
ИКТ




Гл.

Художник - дизайн - архитектура

10


9/1


1

7.09


1

Конструктивные искусства. Архитектура и дизайн.

1

стр-7-11

Опрос. Тест.



2

14.09


2

Основы композиции в конструктивных искусствах.

1

стр11-12

Опрос.


3

21.09


3

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. Симметрия.

1

Стр 13-16

ПР1 Зрительное равновесие масс



4

28.09


4

Прямые линии и организация пространства. Фронтальные и глубинные композиции

1

Стр 21-22

ПР4 Прямые линии - элемент организации пространства

Работа на компьютере

5

5.10


5

Ассиметрия и динамическое равновесие.

1

Стр.13-16

ПР2 Динамическое равновесие в композиции

Работа на компьютере

6

12.10


6

Цветовое пространство

1

Стр 23-24

ПР7 Композиция цветового пространства


7

19.10


7

Движение и статика. Ритм.

1

Стр18-20

ПР3 Гармония сгущенности и разреженности форм

Работа на компьютере

8

26.10


8

Цвет - элемент композиционного творчества

1

Стр 23-24

ПР 5 Акцентирующая роль цвета

ПР6 Ритмическая организация пространства цветовыми элементами

КП

Работа на компьютере

9

9.11


9

Свободные формы. Линии

1

Стр 25-27

ПР8 Абстрактные формы в искусстве


10

16.11


10

Свободные формы. Тоновые пятна

1

Стр25-27

ПР9 Художественный язык отвлеченных форм





Гл.

Вещь в городе и дома

12


7/3


11

23.11


1

Буква-строка-текст

1

Стр 29-31

Тест


12

30.11


2

Искусство шрифта

1

Стр 29-31

ПР10 Буква изобразительный элемент композиции

Работа на компьютере

13

7.12


3

Строка.

1

Стр 29-31

ПР11 Изобразительно-композиционное превращение линии в строку


14

14.12


4

Буква как знак

1

Стр 29-31

ПР12 Буква как знак


15

21.12


5

Композиционные основы макетирования

1

Стр33-34

Опрос


16

28.12


6

Плакат

1

Стр34-35

ПР13 Макетирование эскиза плаката


17

18.01


7

Рисунок и фотография

1

Стр36-37

ПР14 Изображение - образный элемент композиции


18

25.01


8

Открытки

1

Стр37-39

ПР15 Макетирование открытки


19

1.02


9

Многообразие форм графического дизайна

1

Стр41

Тест


20

8.02


10

Книга как синтетическое искусство

1

Стр 42-45

Исследовательская работа


21

15.02


11

Дизайн книги и журнала

1

Стр 42-45

Тест


22

22.02


12

Деловая игра «Коллективное проектирование книги (журнала)»

1

Стр 42-45

ПР16 Создание макета





Гл.

Художественный язык конструктивных искусств

13


10/1


23

29.02


1

Объект и пространство.

1

Стр46-47

ПР17 Создание объемно-пространственного макета


24

7.03


2

Соразмерность и пропорциональность

1

Стр48-50

ПР18 Создание объемно-пространственной композиции


25

14.03


3

Объемно-пространственная композиция

1

Стр 51-53

ПР19 Создание ритмически сбалансированной композиции


26

21.03


4

Композиционная организация пространства

1

Стр54-57

ПР20 Композиционная взаимосвязь объектов в макете


27

4.04


5

Здание как сочетание различных объемов.

1

Стр58-60

ПР21 Разнообразие форм объекта и их композиционное усложнение


28

11.04


6

Понятие модуля

1

Стр61-64

ПР22 Модуль как основа эстетической ценности в конструкции


29

18.04


7

Соединение объемных форм в единое архитектурное сооружение

1

Стр 58-64

ПР23 Соединение объемных форм в единое архитектурное сооружение


30

25.04


8

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

Стр65-67

Опрос


31

2.05


9

Работа над макетом

1

Стр68-69

ПР24 Проектирование объемно-пространственного объекта


32

9.05


10

Вещь как сочетание объемов и образ времени

1

Стр71-75

Тест. ПР25 Схематическая зарисовка


33

16.05


11

Форма и материал

1

Стр71-75

ПР26 Создание образно-тематической инсталяции


34

23.05


12

Роль и значение материала в конструкции

1

Стр76-81

ПР27 Проект «Сочинение вещи»


35

30.05


13

Роль цвета в формотворчестве

1








итого

35


27






19


© 2010-2022