- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Разработка урока Китайская живопись
Разработка урока Китайская живопись
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ламзина А.С. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс -11
Учитель: Ламзина Анна Сергеевна,
Г. Симферополь
Тема урока: Эстетический феномен китайской живописи. Жанры: портрет, пейзаж, каллиграфическое письмо. Символическая нагрузка цвета
Цели:
-
Познакомить учащихся с особенностями жанров китайской живописи, их философской нагрузкой и символикой;
-
научить классифицировать жанры китайского изобразительного искусства;
-
решать творческие, связанные с выявлением оригинальности, анализировать своеобразие национальных признаков изобразительного искусства Китая;
-
развивать зрительную память, сосредоточенность, внимание, умение обосновывать свою мысль, анализируя произведения искусства;
-
воспитывать духовность, уважительное отношение к памяткам древневосточной культуры.
Тип урока: комбинированный. Оборудование:
Техническое обеспечение: проектор, компьютер
Зрительный ряд: презентация ppt., фильм «калл и граф и чес кое письмо», мультфильм «Ода лету» на тему китайской живописи и каллиграфии, репродукции живописных произведений китайских мастеров, макет «Храма Неба».
Музыкальный ряд: фрагменты китайских музыкальных произведений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1 .Учащиеся разделены на 3 группы.
2. Оглашение темы и цели урока. Звучит китайская мелодия.
Учитель:
Нихао! (Здравствуйте).
Эпиграфом нашего урока станут слова современного музыкального критика Оксаны Григорец « Каждый народ, который не развивает свою культуру во всех измерениях обречен да духовное обнищание» (слайд)
А теперь прислушайтесь и предположите о культуре какого народа мы сегодня с вами поговорим?
Да, это действительно Китай!!!!
.
Прежде чем перейти к теме, урока я бы хотела знать, что вы ожидаете сегодня от нашего урока, перед вами песочные часы, где верх - это начало урока, а низ - это конец урока. Как вы думаете что мы сегодня с вами будем делать на уроке? ( раздаются стикеры ).
Что мы знаем о Китае ?
( если назвали… обо все очень много информации , кроме живописи…, и о ней мы сеогдня с вами и поговорим…
Слайд Тема урока
Искусство любого народа тесно связано с его историей, давайте вспомним из уроков истории и географии что вы знаете о китае?
-
Актуализация опорных знаний.
Зарождение китайской культуры ученые относят к V-IV тысячелетию до н.э. На протяжении долгого времени в стране удивительным образом сохранилась преемственность и непрерывность культурных и исторических традиций. Китай внес большой и неоценимый вклад в историю мировой цивилизации. С давних времен китайцы уделяли большое внимание астрономии и математике, историческим наукам и географии, обогатил мир многочисленными научными открытиями и изобретениями. Во II тысячелетии до н.э. в этой стране возникла письменность, и с того времени на протяжении многих столетий культ грамотности определил особенности китайской культуры. Блистательное развитие получили философия и литература, живопись и архитектура, прикладное искусство и театр.
Для того что бы окунуться в мир Китайского искусства, вам было предложено разделиться на 3 команды и представить мини проэктную работу
-
IV. Изучение нового материала.
Учитель. Традиционная китайская живопись - гохуа - отразила национальные художественные традиции, которые сложились в Китае. Это картина-сувой на шелке или длинной ленте тонкой бумаги, наклеенной на шелковую ткань. Картина-сувой сохраняется в свернутом виде. Сувои были двух видов -горизонтальные и вертикальные. Первые рассматривались только на столе. Они представляли собой многометровые композиции: пейзажные или жанровые. Изображение в них воспринималось постепенно, по мере разворачивания. На вертикальных сувоях изображались пейзажи, цветы и птицы. Для рассматривания их помещали на стены, причем это не было их постоянным местом. Сувои разворачивались в праздники, их раскрывали для знатоков и ценителей для созерцания, в священнодействие. Источником возникновения китайских картин-сувой были фрески, росписи по шелку, картины на ширмах, которые появились еще до нашей эры. В традиционной китайской живописи выделяют основные жанры:
(Слайд 7)
- анималистический (Слайд 8)
- Шань-шуй - «горы и воды» (Слайд 9,10)
- Хуа-няо - «цветы и птицы» (Слайд 11,12)
- Жень-у-хуа - Портрет (вместе с сюжетно-бытовым жанром
- калиграфия
(Слайд 15 )
Учитель: Какое вид живописи кажется вам абсолютно уникальным?
Ученик. Каллиграфия.
Учитель. В подтверждении уникальности предлагаю посмотреть 2 мин. сюжет
Просмотр фильма о каллиграфии
Учитель: В арсенале китайского художника было немало
изобразительных мотивов - горы, сосны, камни, водные потоки и др. Но это были символы, которые в комбинации представляли собой пожелания.
Слайд
- Старые камни символизировали долголетие.
-
Бамбук - символ действительно благородного человека, который всегда находил в себе силы подняться и который вбирает мудрость жизни так же, как бамбук влагу.
-
Павлин - символ гордости, эмблема красоты и бессмертия.
-
Цветок пиона символизировал пышность и богатство.
-
Изображение дикой сливы в Китае очень популярно. Цветы с нежными белыми или розовыми лепестками персонифицировали солнечное начало, в жизни их связывали с мужским началом ЯНЬ, а ствол и ветви, полные соков
земли, выражали силу инь. Цветы сливы символизируют благородство, чистоту, стойкость, непоколебимость.
-
Орхидея нежна и утонченна, ассоциируется с нежностью ранней весны.
-
Хризантема - прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. .
-
Рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.
1 Зная китайские символы что бы вы нарисовали на картине своему любимому человеку.?
2. На гербе вашего рода какой китайский символ вы бы изобразили?
А теперь я предлагаю поиграть «Лото»
1 Китайская Стена
2 Павлин
3 Анималистический
4 Каллиграфия
Учитель: Я предлагаю мультфильмом «Ода лету» на тему китайской живописи и каллиграфии, режиссеров Рон Хуи, Тони и Раймонда Нео (США - Китай). Анимационный фильм, в котором оживает древняя китайская каллиграфическая картина. Под классическую китайскую мелодию звучит стихотворение, посвященное лету.
Видео
Оно переводится приблизительно так:
Живые тени танцуют среди зеленых деревьев в долгий день лета, Стрекозы и карпы играют радостно и весело, Вода струится /слегка/ колеблется, и лотос колышется, Источая нескончаемый аромат - напоминание о пути Лета.
Соответствует ли перевод вашему восприятию?
Мы поговорили сегодня об ис-стве и о творчистве я предлагаю вам проявить свое тв-во при помощи поэтического ис-во и написать сен-кан.
Сен-кан - это форма стихотворения, в котором нет рифмы , но очень важен ритм и эмоциональная окраска
Пример:
Искусство
Многогранное, прекрасное
Развивает, впечатляет, воспитывает
Я очень люблю искусство!!!
Музыка
А теперь пришло время вернуться к нашим Песочным часам и посмотреть, что нам удалось из того, что мы запланировали
Оценивание работы учащихся на уроке.
Цзай циень! (До встречи)