Разработка урока Китайская живопись

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Класс -11

Учитель: Ламзина Анна Сергеевна,

Г. Симферополь

Тема урока: Эстетический феномен китайской живописи. Жанры: портрет, пейзаж, каллиграфическое письмо. Символическая нагрузка цвета

Цели:

  • Познакомить учащихся с особенностями жанров китайской живописи, их философской нагрузкой и символикой;

  • научить классифицировать жанры китайского изобразительного искусства;

  • решать творческие, связанные с выявлением оригинальности, анализировать своеобразие национальных признаков изобразительного искусства Китая;

  • развивать зрительную память, сосредоточенность, внимание, умение обосновывать свою мысль, анализируя произведения искусства;

  • воспитывать духовность, уважительное отношение к памяткам древневосточной культуры.

Тип урока: комбинированный. Оборудование:

Техническое обеспечение: проектор, компьютер

Зрительный ряд: презентация ppt., фильм «калл и граф и чес кое письмо», мультфильм «Ода лету» на тему китайской живописи и каллиграфии, репродукции живописных произведений китайских мастеров, макет «Храма Неба».

Музыкальный ряд: фрагменты китайских музыкальных произведений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1 .Учащиеся разделены на 3 группы.

2. Оглашение темы и цели урока. Звучит китайская мелодия.

Учитель:

Нихао! (Здравствуйте).

Эпиграфом нашего урока станут слова современного музыкального критика Оксаны Григорец « Каждый народ, который не развивает свою культуру во всех измерениях обречен да духовное обнищание» (слайд)

А теперь прислушайтесь и предположите о культуре какого народа мы сегодня с вами поговорим?

Да, это действительно Китай!!!!

.

Прежде чем перейти к теме, урока я бы хотела знать, что вы ожидаете сегодня от нашего урока, перед вами песочные часы, где верх - это начало урока, а низ - это конец урока. Как вы думаете что мы сегодня с вами будем делать на уроке? ( раздаются стикеры ).

Что мы знаем о Китае ?

( если назвали… обо все очень много информации , кроме живописи…, и о ней мы сеогдня с вами и поговорим…

Слайд Тема урока

Искусство любого народа тесно связано с его историей, давайте вспомним из уроков истории и географии что вы знаете о китае?


  1. Актуализация опорных знаний.

Зарождение китайской культуры ученые относят к V-IV тысячелетию до н.э. На протяжении долгого времени в стране удивительным образом сохранилась преемственность и непрерывность культурных и исторических традиций. Китай внес большой и неоценимый вклад в историю мировой цивилизации. С давних времен китайцы уделяли большое внимание астрономии и математике, историческим наукам и географии, обогатил мир многочисленными научными открытиями и изобретениями. Во II тысячелетии до н.э. в этой стране возникла письменность, и с того времени на протяжении многих столетий культ грамотности определил особенности китайской культуры. Блистательное развитие получили философия и литература, живопись и архитектура, прикладное искусство и театр.

Для того что бы окунуться в мир Китайского искусства, вам было предложено разделиться на 3 команды и представить мини проэктную работу

-

IV. Изучение нового материала.

Учитель. Традиционная китайская живопись - гохуа - отразила национальные художественные традиции, которые сложились в Китае. Это картина-сувой на шелке или длинной ленте тонкой бумаги, наклеенной на шелковую ткань. Картина-сувой сохраняется в свернутом виде. Сувои были двух видов -горизонтальные и вертикальные. Первые рассматривались только на столе. Они представляли собой многометровые композиции: пейзажные или жанровые. Изображение в них воспринималось постепенно, по мере разворачивания. На вертикальных сувоях изображались пейзажи, цветы и птицы. Для рассматривания их помещали на стены, причем это не было их постоянным местом. Сувои разворачивались в праздники, их раскрывали для знатоков и ценителей для созерцания, в священнодействие. Источником возникновения китайских картин-сувой были фрески, росписи по шелку, картины на ширмах, которые появились еще до нашей эры. В традиционной китайской живописи выделяют основные жанры:

(Слайд 7)

- анималистический (Слайд 8)

- Шань-шуй - «горы и воды» (Слайд 9,10)

- Хуа-няо - «цветы и птицы» (Слайд 11,12)

- Жень-у-хуа - Портрет (вместе с сюжетно-бытовым жанром

- калиграфия

(Слайд 15 )

Учитель: Какое вид живописи кажется вам абсолютно уникальным?

Ученик. Каллиграфия.

Учитель. В подтверждении уникальности предлагаю посмотреть 2 мин. сюжет

Просмотр фильма о каллиграфии

Учитель: В арсенале китайского художника было немало

изобразительных мотивов - горы, сосны, камни, водные потоки и др. Но это были символы, которые в комбинации представляли собой пожелания.

Слайд

- Старые камни символизировали долголетие.

  • Бамбук - символ действительно благородного человека, который всегда находил в себе силы подняться и который вбирает мудрость жизни так же, как бамбук влагу.

  • Павлин - символ гордости, эмблема красоты и бессмертия.

  • Цветок пиона символизировал пышность и богатство.

  • Изображение дикой сливы в Китае очень популярно. Цветы с нежными белыми или розовыми лепестками персонифицировали солнечное начало, в жизни их связывали с мужским началом ЯНЬ, а ствол и ветви, полные соков

земли, выражали силу инь. Цветы сливы символизируют благородство, чистоту, стойкость, непоколебимость.

  • Орхидея нежна и утонченна, ассоциируется с нежностью ранней весны.

  • Хризантема - прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. .

  • Рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.

1 Зная китайские символы что бы вы нарисовали на картине своему любимому человеку.?

2. На гербе вашего рода какой китайский символ вы бы изобразили?

А теперь я предлагаю поиграть «Лото»

1 Китайская Стена

2 Павлин

3 Анималистический

4 Каллиграфия

Учитель: Я предлагаю мультфильмом «Ода лету» на тему китайской живописи и каллиграфии, режиссеров Рон Хуи, Тони и Раймонда Нео (США - Китай). Анимационный фильм, в котором оживает древняя китайская каллиграфическая картина. Под классическую китайскую мелодию звучит стихотворение, посвященное лету.

Видео

Оно переводится приблизительно так:

Живые тени танцуют среди зеленых деревьев в долгий день лета, Стрекозы и карпы играют радостно и весело, Вода струится /слегка/ колеблется, и лотос колышется, Источая нескончаемый аромат - напоминание о пути Лета.

Соответствует ли перевод вашему восприятию?

Мы поговорили сегодня об ис-стве и о творчистве я предлагаю вам проявить свое тв-во при помощи поэтического ис-во и написать сен-кан.

Сен-кан - это форма стихотворения, в котором нет рифмы , но очень важен ритм и эмоциональная окраска

Пример:

Искусство

Многогранное, прекрасное

Развивает, впечатляет, воспитывает

Я очень люблю искусство!!!

Музыка

А теперь пришло время вернуться к нашим Песочным часам и посмотреть, что нам удалось из того, что мы запланировали

Оценивание работы учащихся на уроке.

Цзай циень! (До встречи)


© 2010-2022