Формирование ключевых компетенций на уроках ИЗО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование ключевых компетенций на уроках ИЗО.


Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционных понятий ЗУН.

Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самостоятельность, волевые качества.

«Компетентность» - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Типология образовательных компетенций

  1. ключевые - определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые являются универсальными;

  2. межпредметные - относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

  3. предметные - формирующиеся в рамках конкретных учебных предметов

Какой же набор действий позволяет нам судить о сформированности ключевых компетенций? Можно выделить следующие действия:

Изучать:

  • уметь извлекать пользу из опыта;

  • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

  • организовывать собственные приёмы обучения;

  • уметь решать проблемы;

  • самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

  • запрашивать различные базы данных;

  • опрашивать окружение;

  • получать информацию;

  • уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

  • организовывать связи прошлых и настоящих событий;

  • критически относиться к тому или иному явлению;

  • умение противостоять трудностям;

  • занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;

  • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой;

  • уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

  • уметь работать и сотрудничать в группе;

  • принимать решения;

  • улаживать разногласия и конфликты;

  • уметь договариваться;

  • уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

  • включаться в проект;

  • нести ответственность за порученное дело;

  • войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;

  • доказать солидарность с коллективом;

  • уметь организовать свою работу;

  • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

  • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

  • доказать гибкость к изменениям;

  • стойкость перед трудностями.

Чем более полно представлен набор умений индивида в соответствии с предложенным списком, тем увереннее можно заключить, что у него сформированы ключевые компетенции.

Компетентностный подход на уроках ИЗО заключается прежде всего в формировании системы универсальных ЗУН-ов, который осуществляется через личностно-ориентированный подход к учащимся и приоритетное направление в работе, а именно, практико-прикладное, т. е. ученик должен знать как выполнить работу и как в дальнейшем практически использовать либо это знание, либо результат.

Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт российских реформ показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости,творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.

Рассмотрим как формируются ключевые компетенции на уроках изобразительного искусства.


Формирование ключевых компетенций на уроках ИЗО

Компетенция

Характеристика компетенции

Формирование компетенции

Учителем

Учеником

Коммуникативная

Поведение в обществе, этикет, национальные традиции.

Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях.

Сообщения по выбранной теме, использование знаний в рисунке при выполнении творческой работы.

Например, цикл уроков в разделе «Каждый народ художник», в которой ученик узнаёт особенности национальной культуры народа (поведение, обычаи, особенности общения и т. д.) и отображение их в художественных произведениях.

Работа в группах.

Руководство во время работ и практических занятиях в группах.

Распределение обязанностей в группах, оценка друг друга и самооценка, приобретение навыка коллективного творчества.

Например, в 6 классе в теме «Конструирование и понятие формы. Замок зимы», когда этапу выполнения коллективной композиции предшествует индивидуальная работа и работа в группах.

Социокультурная

Применение на практике и в жизни ЗУНов: Приобретение навыков художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимания особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества. Применять основы

конструирования.



Профориентационная работа, связь с учебными учреждениями художественного профиля.

Обучение основам конструирования, моделирования, умению читать технологические карты.

Контроль и помощь во время практических занятий.

Отработка полученных навыков на практических занятиях.

Например,

в 3 классе главная идея программы «От родного порога - в мир культуры Земли».

В разделах «Художник и зрелище», «Художник и музей», даётся понимание места и роли изобразительного искусства в синтетических искусствах ( кино, театр, телевидение).

Профориентационная работа - разработка курса «Оформительская графика. Неизвестное в известном».

Ценностно - смысловая

Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.

ПОЛУЧИТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ В ПОСТРОЕНИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЙ СБОР ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬГОГО МАТЕРИАЛА, ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ И ПОИСКИ СПОСОБА ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ.

Помощь при выборе темы проекта, творческой работы и при его создании.

Исследовательская

деятельность при создании проекта, индивидуально и в группах.

Например, в 1 классе в теме «Зимние узоры. Платье Зимы» (показ), В 6 классе в теме «Знакомство со шрифтами» (показ), в 9 классе в теме

« Геральдика, герб семьи» (показ).

Информационная

Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира.

Выработка навыков работы со справочной литературой.

Умение пользоваться компьютерными технологиями, справочной литературой - поиск информации для подготовки сообщений проектов (по заданию учителя и по собственной инициативе).

Культуроведческая и природоведческая

Знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов.

Использование краевого компонента в образовании.

Поисковая деятельность, выполнение эскизов национальных костюмов и т.п.

Например, в 5 классе в разделе «Для чего нужны украшения?», тема «Одежда». Рассматривается знаковая роль одежды (положение в обществе) и национальный костюм.

Учебно - познавательная

Межпредметная связь: география, биология - в материаловедении (знакомство с различными видами волокон и их происхождением); черчение, математика - при расчётах и построении чертежей; русский язык, литература -оформление сообщений и творческих проектов; технология - при выполнении эскизов изделий, музыка - как эмоциональный фон и как мотив творческой деятельности учащихся.

Инструктаж по выполнению и построению чертежей конструкций, ознакомление с видами волокон, типами и видами бумаги, правилами и особенностями работы с ними. Использование демонстрационного материала.

Умение пользоваться технологической картой, оформление сообщений и творческих проектов. Выполнение эскизов изделия, исследовательская работа по выбору художественных материалов и техники для задуманного или предложенного для работы.

Пример технологической карты «Этапы рисования. Бабочка».

(показ)

Здоровье- сберегающие

Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи, воспитание экологической культуры.

Инструктаж по технике безопасности.

Воспитание экологической культуры, проведение физкультминуток.

Соблюдение норм экологического поведения, охраны здоровья - своего и окружающих, Соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности на уроках ИЗО.

Например, в 7 классе в разделе «Сюжет и содержание» в теме «Защита окружающей среды».

Формирование компетенций невозможно без положительной мотивации обучения, поэтому важнейшей задачей для учителя является создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по ИЗО, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания художественно-эстетического образования.

Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.

Показателем развития ключевых компетенций на уроках ИЗО является стабильный уровень качества знания, ежегодные победители и призёры проводимых в районе и в области конкурсов.

Хочу отметить, сейчас учителя ИЗО, как и представители остального педагогического сообщества, активно обсуждают: развитие каких ключевых компетенций должно стать приоритетным на уроке.

Я считаю, на уроках ИЗО, как на любом уроке творчества, нужно и есть все возможности формировать ключевые компетенции в целом, не отделяя их друг от друга и, тем более, не определяя их значимость в учебном процессе; другой вопрос, если в силу определённых причин (местность - культурный центр, промысловый, художественных предпочтений учителя, его достижений в художественной деятельности) учитель будет больше работать в выбранном им определённом направлении.











© 2010-2022