• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Технологическая карта урока по изобразительному искусству Тема: «Шесть шляп или параллельное мышление»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству Тема: «Шесть шляп или параллельное мышление»

Данная работа является технологической картой по уроку изобразительного искусства, разработанная для учащихся начальной школы. Тема работы: " Шесть шляп или параллельное мышление".Автор метода – французский психолог Эдвар де Боно, 80гг.ХХв.Применяется этот метод при проведении любой дискуссиикак удобный способ управлять мышлением и переключать его.Один из инструментов развития творческого мышления.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Глебовская средняя общеобразовательная школа









Технологическая карта урока по изобразительному искусству

Тема: «Шесть шляп или параллельное мышление»

Класс - 3









Учитель: Феоктистова Н.Б.






2015 г

Поселок Глебовский

Истринского муниципального района



Шесть шляп



Тема урока: «Изучение произведений изобразительного искусства».

Данный урок построен с применением методики

« Шесть шляп».

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.

Цель: - Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в

процессе изучения произведений изобразительного искусства.

- Создание комфортной среды общения, развитие способностей,

творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Задачи:

Образовательная - Обогащение мировосприятия.

(обучающая) - Развитие творческого нестандартного подхода к реа-

лизации задания.

- Ознакомление с основными понятиями произведений

изобразительного искусства.

- Обогащение словаря ребенка специальными терми-

нами ( художественная галлерея, картина, холст, масло,

композиция,позы т.п.)

- Формирование умения следовать устным инструкциям.

Развивающая - Развитие памяти, внимания, художественного вкуса.

творческих способностей, фантазии, логического и прос-

транственного воображения.

- Развитие умения мыслить, рассуждать, высказывать

свою точку зрения, выражать свое отношение к окру-

жающему миру, делать выводы.

Воспитательная - Воспитывать интерес к искусству, в т.ч. к произведениям

изобразительного искусства.

- Способствовать созданию игровых ситуаций.

- Расширять коммуникативные способности.

- Мотивировать к учебной деятельности.

УУД - универсальные учебные действия:

Личностные - Самостоятельно определять и объяснять свои чувства

и ощущения , возникающие в результате созерцания,

рассуждения, обсуждения.

- Положительно относиться к учению.

- Понимать одноклассников, принимать помощь взрос-

лого и сверстников.

- Чувствовать уверенность в себе, верить в свои силы.

- Под контролем учителя выполнять предлагаемые

задания.

Метапредметные:

Регулятивные - Принимать цель деятельности на уроке.

- Проговаривать свое предположение (версию).

- Вместе с учителем давать эмоциональную оценку

деятельности класса и урока.

- Выполнять практическую работу по предложенному

учителем плану.

Познавательные - Наблюдать связи человека с природой, предметным

миром.

- Находить ответы на вопросы, используя жизненный

опыт и информацию, полученную на уроках.

- Перерабатывать полученную информацию.

- Делать выводы в результате совместной работы в

группе или классе.

- Сравнивать, делать простейшие обобщения, группиро-

вать предметы и их образы.

Коммуникативные - Слушать и слышать учителя и одноклассников,

совместно обсуждать предложенную или выявленную

проблему.

Ход урока

1 этап - Активация умственной деятельности:

- Мы с вами уже побывали в Третьяковской галлереи. ( видеопре-

зентация). Познакомились с произведениями искусства:

- картина

- скульптура

- икона.

2 этап - Мотивация перехода к новому материалу:

- Сегодня поговорим о таком произведении искусства, как картина.

Познакомимся с отдельно взятом произведением - картиной

Федора Решетникова « Опять двойка» 1952г. (демонстрация кар-

тины на проекторе).

3 этап - Демонстрация:

- А теперь пофантазируем вместе с художниками мультфильма

« Опять двойка».

- Демонстрация на проекторе отрывка советского мультфильма

(1957г.) « Опять двойка или новые приключения специального

корреспондента Мурзилки».

- Мурзилка получает задание - узнать, за что мальчик получил

двойку. Отправляется в Третьяковскую галлерею, находит картину.

- Сам отрывок - диалог мальчика и Мурзилки.

4 этап - Постановка учебных задач:

- А вот теперь поиграем: разделимся на группы по 4-5 человек.

Каждая группа получает свою цветную шляпу:

Работаем по методу «Шесть шляп мышления».

Я с этим методом познакомилась на курсах повышения квалифи-

кации «Инновационные образовательные технологии препода-

вания предметов образовательной области «Искусство» и лите-

ратуры» Филиной Татьяны Викторовны.

Автор метода - французский психолог Эдвар де Боно, 80гг.ХХв.

Применяется этот метод при проведении любой дискуссии

как удобный способ управлять мышлением и переключать его.

Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода: Научить людей, в т.ч. детей, понимать особенности своего

мышления, контролировать свой образ мыслей, эффективно

использовать процесс мышления при решении проблем.

Суть метода: «Шесть шляп мышления» - простой и практический способ,

позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности,

связанные с практическим мышлением:

- эмоции,

- беспомощность,

- путаница.

Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или

режимов, каждому из которых отвечает метафорическая

цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать

каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мыш-

ления становится более сфокусированным и устойчивым.

План действий: 1. Пройти обучение принципам и применению метода, что

позволяет запомнить правила, научиться использовать и

сознательно применять их на практике.

2. Использовать определенные режимы мышления для

осознания, контроля и приспособления образа мышления

при решении конкретных задач.

3. Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только

называя «шляпу», чтобы просто обозначить свое мышле-

ние, мы принимаем на себя определенную роль, на ко-

торую эта шляпа указывает.

Особенности

метода : В полиграфии есть нечто подобное, когда основные цвета

наносятся на бумагу каждый отдельно, но на выходе полу-

чается цветная печать. Метод шести шляп - это применение

того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять

внимание разным аспектам мышления по одному за раз.

В результате сочетание этих различных аспектов дает мышле-

ние в полном объеме, поскольку шесть метафорических шляп

разных цветов представляют каждый из основных типов

мышления.

Правила

использования

шляп: - Надевая шляпу мышления, мы примеряем на себя роль,

на которую эта шляпа указывает.

- Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа

мышления.

- При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное

переключение мышления.

- Для обозначения своего мнения, достаточно просто назвать

шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предпо-

лагается использовать.

Шесть шляп мышления:

Белая шляпа - Белый цвет - чистый лист бумаги. В этом режиме мы

сосредоточены на той информации, которой располагаем

или которая необходима для принятия решения: только

факты и цифры.

Красная шляпа - Красный цвет - огонь. Красная шляпа связана с эмоциями,

интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не надо ни

чего обосновывать. Ваши чувства - это данность, и красная

шляпа дает возможность эту данность изложить.

Желтая шляпа - Желтый цвет - солнце, оптимизм. Под желтой шляпой мы

стараемся найти достоинства и преимущества предложе-

ния, перспективы и возможные выигрыши, выявить

скрытые ресурсы.

Черная шляпа - Черный цвет - мантия судьи, осторожность. Черная шляпа -

это режим критики и оценки, она указывает на недостатки

и риски и говорит, почему что то может не получиться.

Зеленая шляпа - Зеленый цвет - растения, рост, энергия, жизнь.

Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей,

нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Синяя шляпа - Используется в начале либо в конце обсуждений, чтобы

поставить задачу мышления либо решить, чего мы хотим

достичь в результате. Это режим наблюдения за самим

процессом мышления и управления им (формулировка

целей, подведение итогов).

Достоинства метода: - наглядность, простота освоения и применения.

- умение видеть ситуацию и решение с нескольких

точек зрения.

- позволяет отстранить свое эго от мышления.

Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесто-

ронним.

Итак, каждая группа учащихся получила свою цветную шляпу:

Белая - факты

Черная - проблемы, трудности, предостережения

Желтая - позитив

Красная - эмоции

Зеленая - творческие предложения.

- Разберем картину в свете предлагаемых обстоятельств

( предположим, что мальчик получил двойку по географии за то,

что не знает где расположен экватор) и в цвете наших шляп.

5 этап - Самостоятельная работа в группах:

- Обсуждение проблемы в цвете своей шляпы и выводы.

6 этап - Каждая группа высказывает свое мнение:

Белая - мальчик получил двойку

- мальчик уверен, что получил двойку несправедливо

- мама мальчика и вся семья расстроены.

Черная - мальчик рискует замерзнуть, утонуть, заблудиться,

быть съеденым белым медведем и т.п. (опасности)

- он уверен в своей правоте, поэтому

- не собирается исправлять двойку и, как следствие,

- обвинение окружающих

- не прислушивается к другому мнению.

Желтая - мальчик - фантазер, мечтатель

- мечтает путешествовать

- знает, что на экваторе тепло, что гольфстрим - это

теплое течение

- любознательный, живой ум.

Красная - мальчик - обида, упрямство, бравада, обвинение

(опущенные плечи-подавлен ,с виноватым выражением

на лице, не реагирует на собаку, но «ершится»)

мать - горечь и усталость (опущенные руки, сидит, не

стоит, под тяжестью впечатлений)

сестра - укор (голова опущена на бок, опрятная, видимо

отличница).

мл.брат -весел и беззаботен, играет ( на велосипеде),

глядя на старших, учится, делает выводы

собака - поддерживает, как самое преданное существо.

Зеленая - используя природную любознательность мальчика,

заставить задуматься о Северном Полюсе, задавать

наводящие вопросы о климате, ландшафте, флоре и

фауне, заставить изменить свое мнение.

- Самый лучший вариант - вариант Мурзилки:

прогуляться на Северный Полюс, увидеть и почувст-

вовать все самому, сделать выводы.

7 этап - Обобщение. Философский взгляд. Делает учитель.

Синяя - Мы с вами выслушали различные точки зрения

(5 цветов - 5 взглядов на проблему). Теперь можем

посмотреть на ситуацию сверху и увидеть всю картину

полностью.

Итак,

- мальчик получил двойку

- он обижен

- его подстерегают опасности

- но, используя его мечтательность и любознательность,

- можно помочь ему сделать правильные выводы.

- Мы предположили, что мальчик получил двойку по

географии. Но мы можем пофантазировать: двойка

могла быть по литературе, по математике и т.д.

Ученик, получив двойку и, не сделав правильные выво-

ды, опять получает двойку (т.к. не усвоил материал), т.е.

не успевает. Не успеть - НЕ УСПЕШНЫЙ! Чтобы быть

УСПЕШНЫМ - надо успевать, т.е. хорошо учиться.

- Мы с вами разобрали какие приемы и краски использо-

вал художник, какие позы, чтобы выразить чувства

героев, их эмоции, настроения.

- Мы пофантазировали - в одном запечатленном моменте

увидели целую историю.

- Мы выделили суть (белая шляпа)

- Мы предостерегли героя (черная шляпа)

- Мы похвалили его (желтая шляпа)

- Мы описали всю палитру его эмоций (красная шляпа)

- Мы предложили пути решения проблемы (зеленая шл.)

- Мы сделали выводы (синяя шляпа).

Задачи выполнены.

Цель достигнута.


Источники: Метод «Шесть шляп мышления»

producm.ru/methods-of-searching-for-new-ideasproducm.ru/methods-of-searching-for-new-ideas


© 2010-2022