- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Технологическая карта урока по изобразительному искусству Тема: «Шесть шляп или параллельное мышление»
Технологическая карта урока по изобразительному искусству Тема: «Шесть шляп или параллельное мышление»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Феоктистова Н.Б. |
Дата | 15.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
12
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Глебовская средняя общеобразовательная школа
Технологическая карта урока по изобразительному искусству
Тема: «Шесть шляп или параллельное мышление»
Класс - 3
Учитель: Феоктистова Н.Б.
2015 г
Поселок Глебовский
Истринского муниципального района
Шесть шляп
Тема урока: «Изучение произведений изобразительного искусства».
Данный урок построен с применением методики
« Шесть шляп».
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Цель: - Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в
процессе изучения произведений изобразительного искусства.
- Создание комфортной среды общения, развитие способностей,
творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Задачи:
Образовательная - Обогащение мировосприятия.
(обучающая) - Развитие творческого нестандартного подхода к реа-
лизации задания.
- Ознакомление с основными понятиями произведений
изобразительного искусства.
- Обогащение словаря ребенка специальными терми-
нами ( художественная галлерея, картина, холст, масло,
композиция,позы т.п.)
- Формирование умения следовать устным инструкциям.
Развивающая - Развитие памяти, внимания, художественного вкуса.
творческих способностей, фантазии, логического и прос-
транственного воображения.
- Развитие умения мыслить, рассуждать, высказывать
свою точку зрения, выражать свое отношение к окру-
жающему миру, делать выводы.
Воспитательная - Воспитывать интерес к искусству, в т.ч. к произведениям
изобразительного искусства.
- Способствовать созданию игровых ситуаций.
- Расширять коммуникативные способности.
- Мотивировать к учебной деятельности.
УУД - универсальные учебные действия:
Личностные - Самостоятельно определять и объяснять свои чувства
и ощущения , возникающие в результате созерцания,
рассуждения, обсуждения.
- Положительно относиться к учению.
- Понимать одноклассников, принимать помощь взрос-
лого и сверстников.
- Чувствовать уверенность в себе, верить в свои силы.
- Под контролем учителя выполнять предлагаемые
задания.
Метапредметные:
Регулятивные - Принимать цель деятельности на уроке.
- Проговаривать свое предположение (версию).
- Вместе с учителем давать эмоциональную оценку
деятельности класса и урока.
- Выполнять практическую работу по предложенному
учителем плану.
Познавательные - Наблюдать связи человека с природой, предметным
миром.
- Находить ответы на вопросы, используя жизненный
опыт и информацию, полученную на уроках.
- Перерабатывать полученную информацию.
- Делать выводы в результате совместной работы в
группе или классе.
- Сравнивать, делать простейшие обобщения, группиро-
вать предметы и их образы.
Коммуникативные - Слушать и слышать учителя и одноклассников,
совместно обсуждать предложенную или выявленную
проблему.
Ход урока
1 этап - Активация умственной деятельности:
- Мы с вами уже побывали в Третьяковской галлереи. ( видеопре-
зентация). Познакомились с произведениями искусства:
- картина
- скульптура
- икона.
2 этап - Мотивация перехода к новому материалу:
- Сегодня поговорим о таком произведении искусства, как картина.
Познакомимся с отдельно взятом произведением - картиной
Федора Решетникова « Опять двойка» 1952г. (демонстрация кар-
тины на проекторе).
3 этап - Демонстрация:
- А теперь пофантазируем вместе с художниками мультфильма
« Опять двойка».
- Демонстрация на проекторе отрывка советского мультфильма
(1957г.) « Опять двойка или новые приключения специального
корреспондента Мурзилки».
- Мурзилка получает задание - узнать, за что мальчик получил
двойку. Отправляется в Третьяковскую галлерею, находит картину.
- Сам отрывок - диалог мальчика и Мурзилки.
4 этап - Постановка учебных задач:
- А вот теперь поиграем: разделимся на группы по 4-5 человек.
Каждая группа получает свою цветную шляпу:
Работаем по методу «Шесть шляп мышления».
Я с этим методом познакомилась на курсах повышения квалифи-
кации «Инновационные образовательные технологии препода-
вания предметов образовательной области «Искусство» и лите-
ратуры» Филиной Татьяны Викторовны.
Автор метода - французский психолог Эдвар де Боно, 80гг.ХХв.
Применяется этот метод при проведении любой дискуссии
как удобный способ управлять мышлением и переключать его.
Один из инструментов развития творческого мышления.
Цель метода: Научить людей, в т.ч. детей, понимать особенности своего
мышления, контролировать свой образ мыслей, эффективно
использовать процесс мышления при решении проблем.
Суть метода: «Шесть шляп мышления» - простой и практический способ,
позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности,
связанные с практическим мышлением:
- эмоции,
- беспомощность,
- путаница.
Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или
режимов, каждому из которых отвечает метафорическая
цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать
каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мыш-
ления становится более сфокусированным и устойчивым.
План действий: 1. Пройти обучение принципам и применению метода, что
позволяет запомнить правила, научиться использовать и
сознательно применять их на практике.
2. Использовать определенные режимы мышления для
осознания, контроля и приспособления образа мышления
при решении конкретных задач.
3. Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только
называя «шляпу», чтобы просто обозначить свое мышле-
ние, мы принимаем на себя определенную роль, на ко-
торую эта шляпа указывает.
Особенности
метода : В полиграфии есть нечто подобное, когда основные цвета
наносятся на бумагу каждый отдельно, но на выходе полу-
чается цветная печать. Метод шести шляп - это применение
того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять
внимание разным аспектам мышления по одному за раз.
В результате сочетание этих различных аспектов дает мышле-
ние в полном объеме, поскольку шесть метафорических шляп
разных цветов представляют каждый из основных типов
мышления.
Правила
использования
шляп: - Надевая шляпу мышления, мы примеряем на себя роль,
на которую эта шляпа указывает.
- Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа
мышления.
- При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное
переключение мышления.
- Для обозначения своего мнения, достаточно просто назвать
шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предпо-
лагается использовать.
Шесть шляп мышления:
Белая шляпа - Белый цвет - чистый лист бумаги. В этом режиме мы
сосредоточены на той информации, которой располагаем
или которая необходима для принятия решения: только
факты и цифры.
Красная шляпа - Красный цвет - огонь. Красная шляпа связана с эмоциями,
интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не надо ни
чего обосновывать. Ваши чувства - это данность, и красная
шляпа дает возможность эту данность изложить.
Желтая шляпа - Желтый цвет - солнце, оптимизм. Под желтой шляпой мы
стараемся найти достоинства и преимущества предложе-
ния, перспективы и возможные выигрыши, выявить
скрытые ресурсы.
Черная шляпа - Черный цвет - мантия судьи, осторожность. Черная шляпа -
это режим критики и оценки, она указывает на недостатки
и риски и говорит, почему что то может не получиться.
Зеленая шляпа - Зеленый цвет - растения, рост, энергия, жизнь.
Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей,
нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Синяя шляпа - Используется в начале либо в конце обсуждений, чтобы
поставить задачу мышления либо решить, чего мы хотим
достичь в результате. Это режим наблюдения за самим
процессом мышления и управления им (формулировка
целей, подведение итогов).
Достоинства метода: - наглядность, простота освоения и применения.
- умение видеть ситуацию и решение с нескольких
точек зрения.
- позволяет отстранить свое эго от мышления.
Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесто-
ронним.
Итак, каждая группа учащихся получила свою цветную шляпу:
Белая - факты
Черная - проблемы, трудности, предостережения
Желтая - позитив
Красная - эмоции
Зеленая - творческие предложения.
- Разберем картину в свете предлагаемых обстоятельств
( предположим, что мальчик получил двойку по географии за то,
что не знает где расположен экватор) и в цвете наших шляп.
5 этап - Самостоятельная работа в группах:
- Обсуждение проблемы в цвете своей шляпы и выводы.
6 этап - Каждая группа высказывает свое мнение:
Белая - мальчик получил двойку
- мальчик уверен, что получил двойку несправедливо
- мама мальчика и вся семья расстроены.
Черная - мальчик рискует замерзнуть, утонуть, заблудиться,
быть съеденым белым медведем и т.п. (опасности)
- он уверен в своей правоте, поэтому
- не собирается исправлять двойку и, как следствие,
- обвинение окружающих
- не прислушивается к другому мнению.
Желтая - мальчик - фантазер, мечтатель
- мечтает путешествовать
- знает, что на экваторе тепло, что гольфстрим - это
теплое течение
- любознательный, живой ум.
Красная - мальчик - обида, упрямство, бравада, обвинение
(опущенные плечи-подавлен ,с виноватым выражением
на лице, не реагирует на собаку, но «ершится»)
мать - горечь и усталость (опущенные руки, сидит, не
стоит, под тяжестью впечатлений)
сестра - укор (голова опущена на бок, опрятная, видимо
отличница).
мл.брат -весел и беззаботен, играет ( на велосипеде),
глядя на старших, учится, делает выводы
собака - поддерживает, как самое преданное существо.
Зеленая - используя природную любознательность мальчика,
заставить задуматься о Северном Полюсе, задавать
наводящие вопросы о климате, ландшафте, флоре и
фауне, заставить изменить свое мнение.
- Самый лучший вариант - вариант Мурзилки:
прогуляться на Северный Полюс, увидеть и почувст-
вовать все самому, сделать выводы.
7 этап - Обобщение. Философский взгляд. Делает учитель.
Синяя - Мы с вами выслушали различные точки зрения
(5 цветов - 5 взглядов на проблему). Теперь можем
посмотреть на ситуацию сверху и увидеть всю картину
полностью.
Итак,
- мальчик получил двойку
- он обижен
- его подстерегают опасности
- но, используя его мечтательность и любознательность,
- можно помочь ему сделать правильные выводы.
- Мы предположили, что мальчик получил двойку по
географии. Но мы можем пофантазировать: двойка
могла быть по литературе, по математике и т.д.
Ученик, получив двойку и, не сделав правильные выво-
ды, опять получает двойку (т.к. не усвоил материал), т.е.
не успевает. Не успеть - НЕ УСПЕШНЫЙ! Чтобы быть
УСПЕШНЫМ - надо успевать, т.е. хорошо учиться.
- Мы с вами разобрали какие приемы и краски использо-
вал художник, какие позы, чтобы выразить чувства
героев, их эмоции, настроения.
- Мы пофантазировали - в одном запечатленном моменте
увидели целую историю.
- Мы выделили суть (белая шляпа)
- Мы предостерегли героя (черная шляпа)
- Мы похвалили его (желтая шляпа)
- Мы описали всю палитру его эмоций (красная шляпа)
- Мы предложили пути решения проблемы (зеленая шл.)
- Мы сделали выводы (синяя шляпа).
Задачи выполнены.
Цель достигнута.
Источники: Метод «Шесть шляп мышления»
producm.ru/methods-of-searching-for-new-ideasproducm.ru/methods-of-searching-for-new-ideas