• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Изобразительное искусство и методика его преподавания»

Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Изобразительное искусство и методика его преподавания»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Тетюшский государственный колледж гражданской защиты»





Методические указания для выполнения самостоятельной работы

по дисциплине «Изобразительное искусство и методика его преподавания»

для специальности

080709 Преподавание в начальных классах











Составитель: преподаватель М.В. Яшина













Тетюши, 2014



СОДЕРЖАНИЕ

Ведение………………………………………………………………………………..3

Цели, основные виды самостоятельной работы студентов ………………………5

Памятка для выполнения учебно-практических заданий …………………….......7

Самостоятельная работа № 1. Исторический обзор методов обучения рисованию. ……………………………………………………………………………………….11

Самостоятельная работа № 2. Содержание занятий по ИЗО.….. ………………..11

Самостоятельная работа № 3. Преподаватель как организатор и руководитель учебного процесса……. …………………………………………………………….12

Самостоятельная работа №4. Методика преподавания ИЗО в начальных классах. ……………………………………………………………………………………….13

Самостоятельная работа № 5. Методика преподавания ИЗО в 5 - 8 классах. ………………………………………………………………………….......14

Самостоятельная работа № 6. Методика работы над проектированием и моделированием объектов дизайна.............................................................................15

Самостоятельная работа № 7. Методика выполнения образы природы………….15 Самостоятельная работа № 8. Методика выполнения городецкой росписи……………………………………………………………………………....15

Самостоятельная работа № 9. Методика выполнения хохломской росписи……15 Самостоятельная работа № 10 Методика выполнение натюрморта в технике «Гризайль»…………………………………………………………………………….15

Самостоятельная работа № 11. Моя любимая сказка……………………………..15

Примерные темы курсовых работ…………………………………………………...16

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы………………………………………………………………………………….18

Примерный перечень вопросов к зачету…………………………………………….19

Библиографический список…………………………………………………...........23

Введение

Ведущей целью преподавания ИЗО является развитие у детей способности строить образы воображения, руководствуясь принципами красоты, что в содержании, методике и организации уроков обеспечивается органичным единством учения и творчества детей.

Деятельность учителя начальных классов многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика и практика, вдумчивого психолога - воспитателя, руководителя коллектива учащихся. Подготовка студентов к преподаванию уроков ИЗО составляет одну из существенных сторон его профессиональной подготовки. Для проведения уроков изобразительного искусства студенту необходимо практически освоить те навыки рисования, которым нужно будет научить детей, знать и уметь изображать доступных учащимся начальных классов. И, наконец, владеть методикой построения и проведения урока рисования.

Выполнение самостоятельной работы должно способствовать более полному усвоению программного материала.

Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине, рассчитаны на 17 часов.

В результате выполнения самостоятельной работы студент должен знать:

- специфику эстетического отношения к действительности, включая вопросы эстетического сознания, его влияния на профессиональную деятельность;

- место и роль искусства в жизни человека и общества, принципы, функции и морфологию искусства для использования в сфере профессиональной деятельности.

В результате выполнения самостоятельной работы студент должен иметь представление:

- различные подходы к организации обучения изобразительному искусству в истории развития педагогической науки и практики;

- психологические и дидактические основы предметно-практической деятельности и представлять ее роль в общем развитии личности студента;

- психологические особенности развития личности обучающих;

- основы художественного творчества;

- основы художественного конструирования;

- особенности различных программ по изобразительному искусству;

- предметное содержание курса «Изобразительное искусство» в начальных классах как средства развития творчески активной личности студента;

- методику организации внеклассной работы с младшими школьниками по рисованию и воспитанию;

-правила техники безопасности; уметь:

- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обучения и воспитания студентов;

- организовывать методически обоснованный педагогический процесс формирования знаний, умений и навыков по рисованию и воспитанию;

- развивать и активизировать интеллектуальную деятельность и индивидуальные способности студентов;

- пользоваться техническими средствами и компьютерными технологиями;

- разрабатывать структуру урока ИЗО;

- самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения для конкретных уроков ИЗО;

- определять степень и глубину освоения младшими школьниками программного материала, выявлять их индивидуальные особенности;

- отбирать оптимальные приемы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, активность, творческую самостоятельность, познавательный интерес учащихся;

- организовывать индивидуальную деятельность и творческое взаимодействие младших школьников на уроке, формировать у них навыки культурного поведения и гуманные взаимоотношения;

- анализировать содержание альтернативных (в том числе экспериментальных) программ и учебников, вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактический материал;

- анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности и вносит все необходимые коррективы;

- воплотить идею, творческий замысел собственной работы и работы детей;

- составлять различные композиции, учитывать композиции построения, оценивать образность и выразительность работы учащихся начальных классов;

- оценивать правильность изображения, грамотность передачи пропорций изображаемого предмета или композиции;

В результате выполнения самостоятельной работы студент должен

владеть навыками:

- всеми практическими умениями и технологиями;

- необходимыми навыками использования различных материалов и инструментов в творческих работах на уроках ИЗО;

- приемами активизации творческих способностей на уроках рисования;

- системой знаний об основных качествах творческого мышления и способах их диагностики у студентов;

-всевозможными практическими приемами художественной деятельности;
Выполнение заданий по самостоятельной работе должно формировать навыки работы с литературой, умение выбрать главное, самостоятельность в добывании знаний.

Цели, основные виды самостоятельной работы студентов

Цели самостоятельной внеаудиторной работы студентов

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;

- формирование профессиональных явлений;

- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;

- развитие самостоятельного мышления;

-формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.

Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов в высшей школе является важным видом учебной деятельности студентов. В современных условиях проблема организации самостоятельной работы студентов становится весьма актуальной, поскольку доля аудиторных занятий в общем объеме времени, отводимом для изучения дисциплин, все уменьшается. Личностно ориентированный подход при организации самостоятельной работы студентов предполагает создание условий, обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения. Исходя из этого, мы определяем самостоятельную работу как особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля обработки информации на основе интеграции его субъектного опыта с «культурными» образцами.

Самостоятельная работа как система имеет свою структуру. Целесообразно выделить следующие ее компоненты: мотивационный, организаторский, рефлексивный, исполнительны, контрольный. Каждый из компонентов предполагает определенный уровень знаний, умений, навыков и личностных качеств.

Приведенное деление условно, однако оно позволяет выявить необходимые психолого - педагогические условия подготовки студента к самостоятельной работе. Содержание изучаемых предметов, несомненно, откладывает свой отпечаток на специфику самостоятельной работы по каждому из них, но можно выделить и общие признаки.

- Развитие мотивации учебно - профессиональной деятельности, готовности к саморазвитию, самосовершенствованию.

- Формирование базовых понятий дисциплины, обеспечивающих целостность восприятия данной отрасли науки, движения в ходе учебной деятельности от общего к частному.

- Обучение приемам, облегчающим обработку информации (быстрочтение, умений конспектировать и т.д.).

- Обучение навыкам планирования своей деятельности.

Основные виды самостоятельной работы студентов

Первичное овладение знаниями (усвоение нового материала):

- чтение дополнительной литературы;

- составление плана текста, конспектирование прочитанного;

- выписки из текста;

- ознакомление с нормативными документами.

Закрепление и систематизация знаний:

- работа с конспектами лекций;

- изучение нормативных документов;

- ответы на контрольные вопросы;

- подготовка к выступлению на занятиях, а также рефераты и доклады.

Памятка для выполнения учебно-практических заданий

1. Изучить содержание задания.

2. Подобрать литературу для получения ответов на задания.

3. Составить план выполнения задания:

3.1. Выбрать вопросы для изучения.

3.2. Определить сроки выполнения задания.

3.3. Согласовать с преподавателями намеченный план или со студентами группы.

4. Выполнить составленный план.

5. Убедиться, что задание выполнено:

5.1. Оценить в полном ли объеме материал.

5.2. Обдумать собранную информацию, обобщите ее.

5.3. Выяснить дополнительные вопросы, возникшие в ходе выполнения задания.

5.4 Изложить результаты выполнения задания в соответствии с указанием преподавателя.

Критерий оценки знаний студентов по завершению изучения учебной дисциплины

Изучение учебной дисциплины «Изобразительное искусство и методика его преподавания» завершается зачетом.

Оценка знаний студентов на зачете проводится с учетом следующих показателей: полнота раскрытия содержания учебных вопросов экзаменационного билета, четкость суждений, глубина анализа учебной литературы, самостоятельность студента при выполнении обязательных практических и тестовых заданий, правильность ответов на дополнительные контрольные вопросы.

«Зачтено» предполагает ясное, аргументированное раскрытие основных понятий и положений вопросов экзаменационного билета, правильные ответы на дополнительные вопросы, а также своевременное выполнение практических заданий.

«Не зачтено» ставится при отрывочных знаниях по вопросам экзаменационного билета, неправильных ответах на дополнительные вопросы, неполной проработке практических заданий.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине

«Изобразительное искусство и методика его преподавания» (17.5 часов)

Тема

Количество часов

Вид работы

1

2

3

1

Исторический обзор методов обучения рисованию.

2

конспект

2

Содержание занятий по ИЗО.

2

Составление иллюстрированного календарного плана на учебный год.

3


Преподаватель как организатор и руководитель учебного процесса.

2

Составление плана конспекта урока по каждому виду занятий.
(Студент должен составить 4 конспекта урока по каждому виду учебной работы: рисованию с натуры, декоративному, творческому рисованию и беседе об искусстве, конспект должен содержать обоснование задач, раскрыть методику проведения урока).

4

Методика преподавания ИЗО в начальных классах.

2


Разработать нестандартный урок. Разработка урока в игровой форме для начальных классов. (Студент должен придумать игровую ситуацию для того, чтобы заинтересовать учащихся занятием. Проявить неординарный подход к традиционным видам занятий.)

5

Методика преподавания ИЗО в 5 - 8 классах.

2

Изготовление наглядного пособия по разработанной теме. (Каждое пособие сопровождается краткой объяснительной запиской, в которой даются методические указания, определение стадий и описание приемов демонстрации пособия в классе. Пособия выполняются на Ф - А3. (можно выполнить пространственную динамическую модель).

6

Методика работы над проектированием и моделированием объектов дизайна.

2

7

Методика выполнения образы природы

1.5

Выполнение пейзажа. Материал: формат А 3, гуашь, акварельные краски.

8

Методика выполнения городецкой росписи

1

Выполнение букета с мотивом «птица» или «конь», сюжетная роспись. На выбор.

9

Методика выполнения хохломской росписи

1

Материал: дощечки, гуашь.
Выполнение «Кудрина», «Под фон»

10

Методика выполнение натюрморта в технике «Гризайль»

1

«Рыжик». На выбор

11

«Моя любимая сказка».

1

Составление композиции лубочной картины на темы сказок, басен.
Материал: акварельные краски, формат А 3.

Итого17.5 часов

Самостоятельная работа № 1.

Тема: Исторический обзор методов обучения рисованию.
Цель: привить интерес к истории методов обучения ИЗО. Научить конспектировать из источников главное.
Описание технологии СРС: конспект.
Материал: Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов.
Срок выполнения: 2 часа.
Критерии оценки результатов СРС:
Оценка «2» - ставится за не выполнение задания.
Оценка «3» - ставится за не полный конспект.
Оценка «4» - ставится за полный конспект с незначительными недочетами.
Оценка «5» - за полный конспект.

Форма контроля: проверка конспекта.


Самостоятельная работа № 2.

Тема: Содержание занятий по ИЗО.

Цель: уметь составлять календарно-тематический план.
Описание технологии СРС: Составление иллюстрированного календарного плана на учебный год. Иллюстрированный план - это график, состоящий из 4-х строк (по количеству четвертей), разделенных на клетки соответственно количеству уроков, где условно изображаются планируемые занятия, указывается тема, количество часов.
Материал: Ф - А3
Срок выполнения: 2 часа.
Критерии оценки результатов СРС:
Оценка «2» - ставится за не выполнение задания.
Оценка «3» - ставится за правильные, но поверхностную работу.

Оценка «4» - ставится за правильные выполнение работы с незначительными ошибками.
Оценка «5» - за правильное выполнение работы, содержание, аккуратность практического выполнения.
Форма контроля: показ работы преподавателю.


Самостоятельная работа № 3

Тема: Преподаватель как организатор и руководитель учебного процесса.

Цель: Уметь составлять план-конспект урока по видам занятий.

Описание технологии СРС: Составление плана-конспекта урока по каждому виду занятий. (Студент должен составить 4 конспекта урока по каждому виду учебной работы: рисованию с натуры, декоративному, тематическому рисованию и беседе об искусстве, конспект должен содержать обоснование задач, раскрыть методику проведения урока)
Материал: Абрамова М.А. Путешествия в мир искусства. Александрова А.Г., Капустина Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Виноградов Г.Г.Изобразительное искусство в школе. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Кузин В.С., Яременко Е.О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Типовая программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-7 класс». Кузин В.С. Типовая программа «Изобразительное искусство» 1-3 класс».

Срок выполнения: 2 часа.
Критерии оценки результатов СРС:
Оценка «2» - ставится за не выполнение задания.
Оценка «3» - ставится за правильную, но поверхностную работу.
Оценка «4» - ставится за правильные выполнение работы с незначительными ошибками.
Оценка «5» - за правильное выполнение содержания работы, соблюдение структуры плана.
Форма контроля: проверка планов-конспектов.


Самостоятельная работа № 4.

Тема: Методика преподавания ИЗО в начальных классах.

Цель: знать особенности методики преподавания ИЗО в начальной школе.

Описание технологии СРС: разработать нестандартный урок. Разработка урока в игровой форме для начальных классов. (Студент должен придумать игровую ситуацию для того, чтобы заинтересовать учащихся занятием. Проявить неординарный подход к традиционным видам занятий.)
Материал: Абрамова М.А. Путешествия в мир искусства. Александрова А.Г., Капустина Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Виноградов Г.Г. Изобразительное искусство в школе. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.
Срок выполнения: 2 часа.
Критерии оценки результатов СРС:
Оценка «2» - ставится за не выполнение задания.
Оценка «3» - ставится за правильную, но поверхностную работу.
Оценка «4» - ставится за правильное выполнение работы с незначительными ошибками.
Оценка «5» - за правильное выполнение содержания работы, соблюдение структуры плана.

Форма контроля: проверка планов-конспектов.


Самостоятельная работа № 5.

Тема: Методика преподавания ИЗО в 5 - 8 классах.

Цель: Знать особенности методики преподавания ИЗО в 5 - 8 классах. Уметь изготовлять наглядные пособия, демонстрировать пособия в классе.
Описание технологии СРС: Изготовление наглядного пособия по разработанной теме. (Каждое пособие сопровождается краткой объяснительной запиской, в которой даются методические указания, определение стадий и описание приемов демонстрации пособия в классе. Пособия выполняются в классе. Пособия выполняются на Ф - А3. Можно выполнять пространственную динамическую модель)
Материал: Абрамова М.А. Путешествия в мир искусства. Александрова А.Г., Капустина Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Виноградов Г.Г. Изобразительное искусство в школе. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.

Срок выполнения: 2 часа.
Критерии оценки результатов СРС:
Оценка «2» - ставится за не выполнение задания.
Оценка «3» - ставится за правильную, но поверхностную работу.
Оценка «4» - ставится за правильное выполнение работы с незначительными ошибками.
Оценка «5» - за правильное выполнение практического задания. Эстетичность.
Форма контроля: показ работы преподавателю.


Самостоятельная работа № 6.

Тема: Методика работы над проектированием и моделированием области дизайна.
Цель: Уметь выполнять проектную работу.
Описание технологии СРС: Спроектируйте и сделайте макет автобусной остановки (объемный макет автобусной остановки в формате Ф - А5 выполняется из бумаги)
Материал: Ф -А5, клей, ножницы, карандаш, резинка, линейка, циркуль.
Срок выполнения: 2 часа.
Критерии оценки результатов:
Оценка «2» - ставится за невыполнение или не соответствие цели задания.
Оценка «3» - ставится за неаккуратность, неправильную компоновку на формате, за не разнообразие идей.
Оценка «4» - ставится за правильную компоновку, за разнообразие идей, за незначительные недостатки.
Оценка «5» - ставится за правильную компоновку, построение, применение различных дизайнерских приемов, достижение цели данного задания.
Форма контроля: показ работы преподавателю.


Самостоятельная работа № 7.

Тема: Методика выполнения образы природы
Материал: формат А 3, гуашь, акварельные краски.

Самостоятельная работа № 8.

Тема: Методика выполнения городецкой росписи
Выполнение букета с мотивом «птица» или «конь», сюжетная роспись. На выбор.
Материал: дощечки, гуашь.


Самостоятельная работа № 9.

Тема: Методика выполнения хохломской росписи.
Выполнение «Кудрина», «Под фон», «Рыжик». На выбор.

Самостоятельная работа № 10

Тема: Методика выполнение натюрморта в технике «Гризайль»

Материал: гуашь (белый, черный), формат А 3.
Самостоятельная работа № 11.

Тема: «Моя любимая сказка»

Составление композиции лубочной картины на темы сказок, басен.
Материал: акварельные краски, формат А 3.



Примерные темы курсовых работ.

Общие закономерности процесса восприятия и изобразительная деятельность

Особенности зрительной памяти и представлений у детей

Особенности изобразительного языка художника

Воображение в художественном творчестве

Чувства и изобразительная деятельность

Психологическая характеристика художественных способностей

Особенности художественного мышления

Развитие памяти и представления у детей на уроках изобразительного искусства

Методика обучения дизайну в начальной школе

Обзор методической литературы по изобразительному искусству

Подготовка учителя изобразительного искусства к проведению уроку.

Составление словаря по изобразительному искусству для учащихся начального класса.

Составление словаря по изобразительному искусству для учащихся 5 - 7 классов.

Разработка динамических наглядных пособий по теме «Перспектива»

Разработка наглядных пособий по декоративно-прикладному искусству в _ классе

Разработка нестандартного урока в _ классе по изобразительному искусству

Организация внеклассных занятий по изобразительному искусству в начальной школе.

Межпредметные связи на уроках изобразительного искусства.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Активизация мыслительной деятельности на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Роль самостоятельной работы младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Особенности организации уроков изобразительного искусства в первом классе начальной школы.

Хохломская роспись на уроках декоративного рисования в начальных классах.

Методика выполнения Полхов-Майданской росписи на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Народная дымковская игрушка на уроках декоративного рисования в начальных классах.

Городецкая роспись на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Народное декоративно-прикладное искусство в развитии творчества младших школьников.

Гжельская роспись на уроках декоративного рисования в начальных классах.

Роль наглядности в развитии учебных способностей на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Изучение народных промыслов на уроках декоративного рисования в начальных классах.

Выполнение декоративных росписей на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
Вопросы:

1. Цели и задачи обучения школьников изобразительной деятельности.

2.Классификация и характеристика методов обучения изобразительному искусству.

3. Игра в системе обучения изобразительной деятельности.

5. Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности.

6. Рисование сюжетное. Рисование декоративное.

7. Рисование предметное.

8. Лепка (особенности лепки).

9. Планирование учебной работы по ИЗО в младших классах (виды планирования, подробно с поурочным планированием).

10. Содержания и методика проведения уроков рисования с натуры.

11. Содержание и методика проведения тематического рисования.

12. Содержания и методика проведения уроков декоративного рисования.

13. Содержания и методика проведения уроков-бесед об изобразительном искусстве.

14. Использование различных рисовальных материалов в начальных классах на уроках изобразительного искусства.

15. Оборудование учебного процесса по ИЗО в школе (наглядные пособия, ТСО, оборудование общего характера).

16. Содержание программы по изобразительному искусству Б. Неменского. Отличие программы Б. Неменского от программы Т. Шпикаловой.

17. Анализ и критерии оценки детских работ в 1-4 классах.

18. Народное искусство на уроках декоративного рисования в 1-4 классах.

Примерный перечень вопросов к зачету.

1. Виды изобразительного искусства.

2. Жанры изобразительного искусства.
3. Жанры по сюжетам.

4. Перспектива. Воздушная и линейная перспектива.

5. Основные элементы перспективы.

6. Картинная и предметная плоскость.

7. Светотень. Градация светотени (с рисунком).

8. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основные, составные, дополнительные цвета.

9. Хроматические и ахроматические цвета.

10. Основные характеристики цвета.

11. Закон цветового контраста.

12. Методы исполнения штриховки. Виды штриховки.

13. Общая последовательность выполнения рисунка-натюрморта.

14. Понятие о пропорциях.

15. Понятие симметрии и ассиметрии.

16. Композиция.

17. Способ соединения красок «воздушным мазком».

18. Мозаичный способ соединения красок.

19. Лессировочное соединение красок.

20. Механическое соединение красок.

21. Техника «Гризайль».

22. Вклад ученых в методику преподавания изобразительного искусства.

23. Основы преподавания изобразительного искусства в начальных классах.

24. Содержание и методика проведения уроков рисования с натуры.

25. Содержание и методика проведения уроков рисования на темы.

26. Содержание и методика проведения уроков декоративного рисования.

27. Содержание и методика проведения бесед об изобразительном искусстве.

28. Структура урока изобразительного искусства. Типы уроков ИЗО в начальных классах.


Список используемой литературы

  1. Абрамова М.А. Путешествия в мир искусства. Якутск: Нац. кн. из-во «Бичик», 1995 - 80 с., ил.

  2. Александрова А.Г., Капустина Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2005. - 62 с.

  3. Алпатов М.В. Искусство. Книга для чтения. Живопись. Скульптура, гррафика, архитектура. М., Проев., 1995.

  4. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М. 1990.

  5. Боголюбов Н.С. Лепка занятий в школьном кружке. 1990.

  6. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М. 1997.

  7. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях, М., 1996.

  8. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе. М.: Просвещение, 1990 - 175 с.

  9. Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. М.2006.

  10. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. М.. 2006.

  11. Вопросы изобразительного искусства. Сборник5.-М.. 1997.

  12. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л., 1996.

  13. Дьяков Л.В. Дымковские глиняные, расписные. «Художник РСФСР», 1998.

  14. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М. 1995.

  15. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл.(1-3)/ Под ред. Б.М. Неменского.-М.,1997

  16. Иванов Е.П. Русский народный лубок. - М., Л., 1993.

  17. Изобразительное искусство. Основы народного и прикладного искусства: альбомы с методическими рекомендациями. - М., 1995.

  18. История русского и советского искусства. Учебное пособие для вузов. - М.,1992.

  19. Казаков Т.Г. Изобразительная деятельность младших школьников. М. 1990.

  20. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1998 - 336 с., ил.

  21. Кузин В.С., Яременко Е.О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа. М.: Дрофа, 2001 - 224 с.

  22. Кузин В.С. Типовая программа «Изобразительное искусство. 1-3 класс».

  23. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1-2 классы. М. 1995.

  24. Кузин B.C. Методика преподавания ИЗО в начальных классах. М. 1990.

  25. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М. 1990.

  26. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. М. 1990.

  27. Кильчевская Е.В. От изобразительности к орнаменту. М. - 1993.

  28. Комарова Т.С. Условия методика развития детского творчества. - М.,1994

  29. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд. - М., 1996.

  30. Неменский Б.М. Типовая программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-7 класс».

  31. Михина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1991.

  32. Михнюк Н.С. Рисунок и методика его преподавания. М. 1991.

  33. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебные материалы по методике преподавания. - М., 2002.

  34. Пеленков А.И. Обучение младших школьников изобразительному искусству (учебно - методическое пособие для студентов). - М., 2000.

  35. Пурик Э.Э. Изобразительное искусство 1-2 классы. Уфа 2002.

  36. Пучков А.С, Трислев А.В. Методики работы над натюрмортом. М. 1992.

  37. Рыжкова П.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М. 1990.

  38. Рыжкова П.Е. Изобразительное искусство в школе. М. 1990.

  39. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 3е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000 - 256 с.

  40. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед.вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 1999 - 368 с., 12 л. ил.

  41. Соболев Н.Н. Русский орнамент. - М.,1990.

  42. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.
    М. 1991.

  43. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. М. 1990.

  44. Хализова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду.- М., 1994.

24


© 2010-2022