Программа по живописи

Данная программа предназначена для студентов СПО специальности 071001, но может быть адаптированна для других творческих специальностей.программа разработана с соответствии с требованиями ФГОС, отредактирована в 2014 году. Программа формирует общие и профессиональные  компетенции, Программа предусматривает получение студентом таких знаний как: знание различных выразительных  живописных средств; использование  материалов и техник живописи; свойства живописных материалов, из возможности и методы п...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»













ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

живопись



Специальность 071001 Живопись

Вид Театрально-декорационная живопись













Омск 2013

Программа учебной дисциплины «Живопись» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 071001 Живопись (по видам), вид: театрально-декорационная живопись (углублённой подготовки)


Организация-разработчик:

бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Омской области «Омский областной колледж культуры и искусства»

Разработчик:

Сапожникова Марина Романовна, преподаватель





Одобрена предметно-цикловой комиссией БОУСПО

«Омский областной колледж культуры и искусства»

Протокол № 1 «29» августа 2014 года

Председатель ПЦК Комякова И.В.





СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 3

1.1. Область применения программы 4

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 071001 Живопись по виду Театрально-декорационная живопись. 4

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося - 1290 часов, в том числе: 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 5

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Живопись» 6

3. условия реализации программы дисциплины 23

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «живопись»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Живопись» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углублённой подготовки в соответствии с ФГОС СПО по специальности 071001 Живопись (по видам), вид: театрально-декорационная живопись.

Программа учебной дисциплины «Живопись» может быть использована в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования, в частности: программ профессиональной переподготовки педагогических работников с целью освоения нового вида профессиональной деятельности: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования при наличии высшего или среднего профессионального (педагогического) образования без предъявления требований к опыту педагогической деятельности.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 071001 Живопись по виду Театрально-декорационная живопись.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- изображать объекты предметного мира, пространство,
фигуру человека, средствами академической живописи;

- использовать основные изобразительные техники и
материалы;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- специфику выразительных средств различных видов
изобразительного искусства;

- разнообразные техники живописи и истории их развития, условия хранения произведений изобразительного искусства;

- свойства живописных материалов, их возможности и
эстетические качества;

- методы ведения живописных работ;

- художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося - 1290 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 516 часов;

дополнительной работы над завершением программного задания под руководством преподавателя - 516 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 258 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

1290

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

516

в том числе:


лекционные занятия

2

практические занятия

514

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

258

Дополнительная работа над завершением программного задания под руководством преподавателя

516

Итоговая аттестация в форме семестровых просмотров-экзаменов









2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Живопись»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень усвоения

Основные понятия дисциплины. Виды изобразительных искусств. Живопись - как вид изобразительного искусства. Значение живописи в жизнедеятельности человека. Материалы и принадлежности. Правила пользования живописными материалами. Организация рабочего места - дома и в колледже. Постановка мольберта, корпуса тела и правила держать инструменты( кисть, карандаш, мастихин)и различия работы с ними в зависимости от желаемого результата. Роль наброска, зарисовки и форэскиза. Обобщенное понятие образа и формы в изобразительном искусстве. Понятия о композиции. Виды и формы, и средства композиции.

1

1

Раздел 1. Натюрморт. Акварель.

63

Тема 1.1. Акварель. Особенности и возможности материала

Содержание учебного материала (рассредоточено)


Общие сведения об акварели. Сочетания цветов. Возможности материала. Техники работы с акварелью: отмывка, лессировка, «по-сырому», монотипия. Механическое смешение цветов, заливки и перетекания цвета в цвет.

1

Практические занятия.

6


  1. Упражнения на овладение техники работы акварелью

  2. Этюд натюрморта по-сырому

2

4

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд из 2-3 фруктов в различных техниках (2-3 шт.)

4

Тема 1.2. Тематический натюрморт из предметов четких и ясных по форме.

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Линейно-конструктивное построение натюрморта, определение границ натюрморта в листе. Форма предметов. Сложность формы. Перевод сложных форм в простые.. Передача воздушной перспективы при помощи линии (сквозной рисунок). Работа с цветом. Нахождение собственного цвета предметов. Передача объема с помощью света и тени. Рефлексы .

Практические занятия

8


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд из 2-3 фруктов в различных техниках (2-3 шт.).

4

Тема 1.3. Тематический натюрморт из предметов контрастных по цвету.

Содержание учебного материала (рассредоточено)





Работа с цветом. Нахождение собственного цвета предметов. Передача объема с помощью света и тени. Рефлексы .понятие контраста. Пограничный и единовременный контраст.


Практические занятия

8


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тональные отношения, передача объема

  4. Передача материальности

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд из 2-3 предметов на А4.

6

Тема 1.4

Тематический натюрморт из предметов быта на сближенные цветовые отношения ( в холодной гамме)

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Композиция. Законы композиции и компоновки, выбор формата исходя из конкретного натюрморта. Нахождение собственного цвета предметов. Передача объема с помощью света и тени..Понятие цветовых отношений. Сближенная цветовая гамма. Холодные цвета.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

4

4

Самостоятельная работа обучающихся.

  • Этюд из 2-3 предметов на А4..

6

Тема 1.5.

Тематический натюрморт из предметов быта на сближенные цветовые отношения ( в теплой гамме)

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Форма и конструкция драпировки, ее связь с предметом или предлагаемым обстоятельство. Типы складок драпировки. Передача материальности ткани. Теплые цвета.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

4

4

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд из 2-3 предметов на А4.

6

Тема 1.6. Зачетная постановка. Натюрморт из предметов быта, различных по материальности.

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Композиционный центр и приемы его выделения. Нахождение места предметов способом «оболочка» - объединение предметов в новую форму по вершинам предметов. Фактура и тон - неотъемлемые свойства рисунка предметов быта. Особенности зрительного восприятия натюрморта. Пространственные планы в натюрморте. Работа над драпировками на переднем, среднем и фоновом плане. Детализация и обобщение. Передача посредством фактуры штриха материальности предметов и ткани.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

4

4

Самостоятельная работа обучающихся.

  • Зарисовки групп предметов быта и драпировок.

6

Итоговая форма контроля - семестровый просмотр по дисциплине.

Раздел II.. Натюрморт в усложненных условиях

80

Тема 2.1

Натюрморт в контрастном освещении

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Понятие освещение: естественное и искусственное. Холодное и теплое освещение. Дневной свет. Изменение собственного цвета предмета в зависимости от освещения.


Практические занятия

12



  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

4

4

Самостоятельная работа обучающихся.

  • Натурные зарисовки растительных элементов (листья, ветки, плоды, цветы).А4

6

Тема 2.2. Натюрморт с зеркалом и свечой

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Построение отражения предметов в зеркале. Передача материальности предметов. Эффект горящей свечи, передача ореола свечения за счет использования различных приемов работы с материалом


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

4

4


Самостоятельная работа обучающихся.

  • Наброски предметов быта с драпировками.

6

Тема 2.3 Натюрморт из предметов быта (гризайль)

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Работа со сложной формой , передача фактуры предметов. Состаревание предметов. Гризайль -понятие, принципы восприятия предметов, игнорирование собственного цвета, работа с тоном предметов.


Практические занятия

8


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Наброски предметов быта с драпировками.

4

Тема 2.4. Разноуровневый натюрморт из предметов быта в цвете.

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Работа со сложной формой , передача фактуры предметов. Состаревание предметов. Плановость в натюрморте. Соразмерность предметов. Перспективное сокращение предметов в разноуровневом натюрморте


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

4

4

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Наброски предметов быта с драпировками.

6

Тема 2.5. Натюрморт с гипсовой розеткой. (гризайль)

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Античная классическая римская розетка, ее конструктивное строение. Трудности при выявлении сложных форм, линейно-конструктивное построение сложных форм через простые. Светотеневая проработка сложных форм. Гризайль -понятие, принципы восприятия предметов, игнорирование собственного цвета, работа с тоном предметов.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

4

4

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с гипсовым простым предметом А4 гризайль

6

Тема 2.6. Натюрморт с гипсовой розеткой. (цветовое решение).

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Построение объёмной формы, состоящей из сложных поверхностей. Геометрический и растительный орнамент. Симметрия и асимметрия. Геометрическая стилизация форма орнамента. Рельефность орнамента. Освещение орнамента. Передача цвета гипсовой розетки.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивный рисунок

  3. Светотеневая проработка.

  4. Детализация. Обобщение.

  5. Работа над фоном.

1

4

4

1

2

Самостоятельная работа обучающихся.

  • Этюд с гипсовым простым предметом А4 на контрасте

6

Тема 2.7.

Натюрморт из гипсовой вазы с рельефом и драпировкой. Итоговая постановка.

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Построение объёмной формы, состоящей из сложных поверхностей. Построение рисунка на цилиндрических и сферических поверхностях. Сетка, модуль. Древнегреческие вазы и рисунки на них. Распределение освещения в натюрморте.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  1. Линейно-конструктивное построение.

  2. Цветовые и тоновые отношения

  3. Передача материальности

2

2

4

4

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с гипсовым простым предметом А4 на контрасте

6

Итоговая форма контроля - семестровый просмотр по дисциплине.

Раздел III. Натюрморт. Гуашь

64


Тема

3.1. Несложный осенний натюрморт.

.

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Гуашь- основные техники и приемы работы с гуашью. Инструменты для работы с гуашью. Сочетание в работе красок на водной основе. Букет-работа над формой: От целого к частному. Детализация и анализ природной формы.


Практические занятия

8


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с гипсовым простым предметом А4 на контрасте

4

Тема 3.2

. Этюд ,,Осенние цветы,

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Методические особенности рисования букета. Значения выбранного направления освещения; повторение законов перспективы.


Практические занятия

8


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюды с цветами А4 (2-3)

4

Тема 3.3.

Белые цветы на тонированном темном фоне

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Особенности работы с белым цветом. Рефлексы и блики на белом. Передача глубины натюрморта за счет темного фона. Контраст цвета и тона(повторение)


Практические занятия

8


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с гипсовым простым предметом А4 на контрасте

4

Тема

3.4. Натюрморт с плодами в теплой гамме

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Передача материальности плодов. Повторение теории цвета: теплые цвета. Гармоничное сочетание цветов.


Практические занятия

8


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с гипсовым простым предметом А4 на контрасте

4

Тема

3.5 Натюрморт с плодами в холодной гамме


Содержание учебного материала (рассредоточено)



Передача материальности плодов. Повторение теории цвета: холодные цвета. Гармоничное сочетание цветов.


Практические занятия

8


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с гипсовым простым предметом А4 на контрасте

4

Тема 3.6

Натюрморт с гипсовым орнаментом в технике гризайль

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Гипсовая розетка, ее конструктивное строение. Трудности при выявлении сложных форм, линейно-конструктивное построение сложных форм через простые. Светотеневая проработка сложных форм. Гризайль -понятие, принципы восприятия предметов, игнорирование собственного цвета, работа с тоном предметов. (повторение)


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

4

4

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с гипсовым простым предметом А4 гризайль

6

Тема 3.7

Натюрморт с гипсовым орнаментом на светлом фоне

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Построение объёмной формы, состоящей из сложных поверхностей. Геометрический и растительный орнамент. Симметрия и асимметрия. Геометрическая стилизация форма орнамента. Рельефность орнамента. Освещение орнамента. Передача цвета гипсовой розетки. Отношение светлого предмета к светлому фону.


Практические занятия

8


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивный рисунок

  3. Светотеневая проработка.

  4. Детализация. Обобщение.

  5. Работа над фоном.

2

2

4

4

Самостоятельная работа обучающихся.

  • Этюд с гипсовым простым предметом А4 на контрасте

6

Итоговая форма контроля - семестровый просмотр-экзамен по дисциплине.

Раздел IV. Голова человека(гипсовая модель и работа с натуры)

80


Тема

4.1. Натюрморт в контрастном освещении

Содержание учебного материала (рассредоточено)


Повторение и закрепление знаний по значению освещения в натюрморте.


Практические занятия

8


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с использованием освещения А4 на контрасте

4

Тема

4.2. Натюрморт с зеркалом

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Повторение и закрепление знаний о передаче материальности предметов


Практические занятия

8


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с зеркалом и свечей А4 на контрасте

4

Тема

4.3. Натюрморт с гипсовой обрубовкой головы. Гризайль

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Методические особенности рисования головы человека. Каноны. Значения выбранного направления освещения; повторение законов перспективы и их значение при рисовании головы. Построение по принципу геометрических объемов. Рисунок учебной обрубовочной гипсовой модели головы человека - обрубовочный рисунок - подготовительный этап для рисования гипсовых голов и портрета человека.


Практические занятия

8


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с гипсовой головой А4 на контрасте

6

Тема 4.4

Натюрморт с гипсовой головой. Сближенная цветовая гамма

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Гармонические античные пропорции. Повторение и закрепление знаний по анатомическому строению мышечной системы лицевой части головы человека. Выявление пластических особенностей лицевой части головы. Основные мимические и жевательные мышцы. Связь головы с шеей. Статичность. Рисунок головы (гипсовой) в натуральную величину. Естественные пропорции и их значение для передачи портретного сходства..


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

4

4

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с гипсовой головой А4 без контраста

6

Тема 4.5

Натюрморт с гипсовой головой. Контрастные сочетания цветов

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Пропорции головы человека. Связь головы с шеей. Контраст.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

4

4

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с гипсовым простым предметом А4 на контрасте

6

Тема 4.6

Этюд гипсовой головы. Гризайль,

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Законы композиции. Пропорции «золотого сечения» Характерные черты живого человека отличающие его от канонических гипсовых голов. Гризайль (повторение)


Практические занятия

8


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности и особенности черт лица натурщика.

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с гипсовым простым предметом А4 на контрасте

4

Тема 4.7

Этюд гипсовой головы на спокойном фоне

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Шедевры в портретном искусстве. Композиции портрета характер и психология портретируемого. Значение типичных свойств человека при работе над конкретным портретом. Роль классической анатомии при рисовании с натуры. Опорные точки. Связь головы с шеей. Способы передачи материальности. Понятие сеанса.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

4

4

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с гипсовым простым предметом А4 на контрасте

6

Тема 4.8

Этюд головы натурщика на

Содержание учебного материала (рассредоточено)



. Роль классической анатомии при рисовании с натуры. Опорные точки. Связь головы с шеей. Способы передачи материальности. Понятие сеанса.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно-конструктивное построение.

  3. Цветовые и тоновые отношения

  4. Передача материальности

2

2

4

4

Самостоятельная работа обучающихся.

Этюд с гипсовым простым предметом А4 на контрасте

6

Итоговая форма контроля - семестровый просмотр по дисциплине.

Раздел V. Рисунок живой головы человека.

64


Тема 5.1.

Портрет натурщика с четко выраженным анатомическим и конструктивным строением на темной фоне.

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Шедевры в портретном искусстве. Композиции портрета характер и психология портретируемого. Значение типичных свойств человека при работе над конкретным портретом. Роль классической анатомии при рисовании с натуры. Опорные точки. Связь головы с шеей. Способы передачи материальности. Понятие сеанса.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно - конструктивное построение.

  3. Светотеневая проработка. Цветовое решение.

  4. Передача характера, детализация и обобщение.

1

4

5

2

Самостоятельная работа обучающихся.

  • Наброски на портретное сходство друга и товарища.

6

Тема 5.2.

Портрет натурщика(цы) пожилого возраста.


Содержание учебного материала (рассредоточено)



Отличительные особенности строения мужской и женской головы. Возрастные изменения пожилого человека: лицевой части костей и мышц, изменение мимики мышц, морщины.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно - конструктивное построение.

  3. Светотеневая проработка. Цветовой решение

  4. Передача характера и индивидуальных особенностей натуры (пожилого человека).

1

4

5

2

Самостоятельная работа обучающихся.

- Выполнение портретных зарисовок родителей, бабушек, дедушек.

  • Выполнение зарисовок с фотографий.

6

Тема 5.3.

Портрет натурщицы в головном уборе.


Содержание учебного материала (рассредоточено)



Особенности строения женских голов, плавность форм и линий. Рисование методом «сквозной рисунок» невидимых под головным убором частей головы натурщицы. Порода эмоции и характерных черт натуры. Опорные точки головы, мышцы лица.


Практические занятия

16


  1. Поиск композиции и компоновка в формате.

  2. Линейно - конструктивное построение.

  3. Светотеневая проработка. Цветовое решение.

  4. Передача характерных особенностей.

  5. Работа с фоном.

1

6

6

2

1

Самостоятельная работа обучающихся.

  • выполнение копий с изображением человека в головном уборе с работ известных мастеров.

8

Тема 5.4.

Рисунок головы натурщика с плечевым поясом.


Содержание учебного материала (рассредоточено)



Конструктивное построение головы.

Конструктивное построение плечевого пояса - ромбовидная наклонная площадка. Средняя линия площадки соединяет яремную ямку и седьмой шейный позвонок. Поперечная осевая линия плечевого пояса проходит через срединную линию, соединяет акромион лопаточной кости. Особое внимание на положение ключицы в пространстве.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции в эскизе и компоновке в формате.

  2. Линейно - конструктивное построение.

  3. Светотеневая проработка. Цветовое решение.

  4. Детализация и обобщение.

1

4

5

2

Самостоятельная работа обучающихся.

  • Рисуноки человека с плечевым поясом в упрощенной геометрической обрубовочной форме (из учебников Н.Ли и С.Краморова).

6

Тема 5.5. Кратковременные этюды головы человека с плечевым поясом

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Способы и приемы работы мягкими графическими материалами. Применение тонированных бумаг. Работа сепией, работа пастелью, работа соусом.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновки в формате.

  2. Тоновое и цветовое решение.

  3. Детализация и обобщение.

1

9

2

Самостоятельная работа обучающихся.

- Рисунки - портреты на А4.

6

Итоговая форма контроля - семестровый просмотр-экзамен по дисциплине.

Раздел VI. Портрет с руками. Полуфигура человека.

72

Тема 6.1.

Каноны, пропорции и схемы построения фигуры человека. Части тела человека.


Содержание учебного материала

1

1

Строение фигуры человека. Пропорции. Каноны, схемы, таблицы древних, Леонардо да Винчи, Дюрера, Сапожникова. Изменение пропорций с развитием человечества. Особенности и значение выполнения зарисовок. Закрепление знаний по анатомическому строению человеческой фигуры.


Самостоятельная работа обучающихся.

-этюды фигуры человека.

1

Тема 6.2.

Рисунок кистей рук натурщика.


Содержание учебного материала (рассредоточено)



Индивидуальные, возрастные, половые, эмоционально - социальные черты рук. Пропорции кисти.


Практические занятия

7


  1. Поиск композиционного решения.

  2. Линейно - конструктивное построение. Работа с формой цветом и светом

  3. проработка с передачей индивидуальных особенностей.

  4. Детализация и обобщение этюда.

1

2

3

1

Самостоятельная работа обучающихся.

- Выполнить рисунки кистей рук различных моделей.

4

Тема 6.3.

Этюд полуфигуры человека.


Содержание учебного материала (рассредоточено)



Строение скелета полуфигуры.

Анатомическое строение полуфигуры. Принцип и особенности движении частей полуфигуры. Название мышц и костей полуфигуры.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиционного решения.

  2. Линейно - конструктивное построение. Работа с формой цветом и светом

  3. проработка с передачей индивидуальных особенностей.

  4. Детализация и обобщение этюда..

1

4

5

2

Самостоятельная работа обучающихся.

  • Зарисовка обнаженного торса с работ известных художников и из учебников Н.Ли и С.Краморова.

6

Тема 6.3.

Этюд полуфигуры человека в головном уборе


Содержание учебного материала (рассредоточено)



Строение скелета полуфигуры.

Анатомическое строение полуфигуры. Принцип и особенности движении частей полуфигуры. Название мышц и костей полуфигуры.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиционного решения.

  2. Линейно - конструктивное построение. Работа с формой цветом и светом

  3. проработка с передачей индивидуальных особенностей.

  4. Детализация и обобщение этюда..

1

4

5

2

Самостоятельная работа обучающихся.

  • Зарисовка обнаженного торса с работ известных художников и из учебников Н.Ли и С.Краморова.

6

Тема 6.4.

Рисунки полуфигуры натурщика с кистями рук

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Повторение и закрепление знаний по анатомическому строению полуфигуры.



Практические занятия

20


  1. Поиск композиционного решения.

  2. Линейно - конструктивное построение. Работа с формой цветом и светом

  3. проработка с передачей индивидуальных особенностей.

  4. Детализация и обобщение этюда..

5

1

10

4

Самостоятельная работа обучающихся.

  • этюды полуфигуры с кистями рук(А4)

10

Тема 6.4.

Рисунки полуфигуры натурщика с кистями рук в движении или с предметом

Содержание учебного материала (рассредоточено)



Повторение и закрепление знаний по анатомическому строению полуфигуры..


Практические занятия

20


  1. Поиск композиционного решения.

  2. Линейно - конструктивное построение. Работа с формой цветом и светом

  3. проработка с передачей индивидуальных особенностей.

  4. Детализация и обобщение этюда..

1

4

5

2

Самостоятельная работа обучающихся.

  • Выполнение набросков полуфигуры человека в различных положениях.

6

Итоговая форма контроля - семестровый просмотр по дисциплине.

Раздел VII. Фигура человека.

64

Тема 7.1.

Этюд сидячей фигуры человека.

Содержание учебного материала (рассредоточено)


Анатомическое строение человека. Упор на одну ногу. Перенос тяжести. Направление плеч, ягодиц. Пропорциональные отношения целого и частей. Понятие «контрапост».


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции, и компоновка в формате.

  2. Линейно - конструктивное построение.

  3. Светотеневая проработка и работа с цветом.

  4. Детализация и обобщение.

  5. Передача материальности, работа с фоном.

1

4

4

2

1

Самостоятельная работа обучающихся.

  • этюды фигуры человека.

6

Тема 7.2.

Этюд фигуры человека в национальном костюме


Содержание учебного материала (рассредоточено)


Закрепление знаний по пластической анатомии. Особенности и значения выполнения набросков фигуры.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции, и компоновка в формате.

  2. Линейно - конструктивное построение.

  3. Светотеневая проработка и работа с цветом.

  4. Детализация и обобщение.

  5. Передача материальности, работа с фоном.

1

4

4

2

1

Самостоятельная работа обучающихся.

  • этюды фигуры человека.

6

Тема 7.3

Этюд стоящего натурщика с упором на одну ногу.


Содержание учебного материала (рассредоточено)


Особенности расположения частей тела при стойке фигуры с упором на одну ногу. Значение опорной ноги в поддержке тяжести тела. Линия центра тяжести. Важность выполнения предварительных набросков.


Практические занятия

16


  1. Выполнение краткосрочных набросков для поиска композиционного решения;

  2. Композиция в размере формата;

  3. Определение пропорций. Линейно - конструктивное построение;

  4. Лепка формы светотенью работа с цветом.

  5. Передача характера, работа с фоном, общение деталей.

2

1

6

6

1

Самостоятельная работа обучающихся.

  • Выполнение этюдов фигуры человека с упором на одну ногу (схематичных, силуэтных).

8

Тема. 7.5.

Этюд фигуры ребенка с

Содержание учебного материала (рассредоточено)


Связь натуры с плоскостью, на которой она сидит. Пропорциональные соотношения и анатомическое строение отдельных частей и фигуры в целом. Значение подчинения деталей целому.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции и компоновка в форме.

  2. Линейно - конструктивное построение.

  3. Анатомический анализ натуры и подчинение формы складок одежды особенностям строения человеческого тела.

  4. Светотеневая проработка. Работа с цветом

  5. Детализация и обобщение этюда.

1

4

1


4

2

Самостоятельная работа обучающихся.

  • выполнение этюдов фигуры человека разного возраста

6

Тема 7.6

Этюд лежащей фигуры в неглубоком пространстве Итоговая постановка.


Содержание учебного материала (рассредоточено)


Лежащая натурщица, пластичность ее форм, сложность ракурса и перспективных сокращений тела.. Особенности пропорционального сложения женской фигуры, ее анатомические особенности. Распределение освещения по лежащей фигуре.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции в эскизе и компоновке в формате.

  2. Работа над линейно-конструктивным рисунком;

  3. Выявление пластики женской фигуры посредством цветового и тонового пятна. Работа с цветом.

  4. Детализация и обобщение.

2

6

6


2

Самостоятельная работа обучающихся.

  • Зарисовки лежащей женской обнаженной фигуры с работ Рембрандта, Рубенса, Энгра, Мыльникова, Ренуара, Серова, А.Иванова (2 зарисовки на выбор студента).

6

Итоговая форма контроля - семестровый просмотр-экзамен по дисциплине.

Раздел VIII. Фигура человека в интерьере.

28

Тема 6.1.

Этюд одетой фигуры в интерьере.


Содержание учебного материала (рассредоточено)


Соотношение фигуры и пространства интерьера. Главное и второстепенное. Перспективное построение интерьера. Нахождение линии горизонта фигуры и пространства. Детализация и обобщение. Линейно - конструктивный анализ с учетом индивидуальности фигуры. Воздушная перспектива. Тоновой и цветовой контраст.


Практические занятия

12


  1. Поиск композиции интерьера и фигуры.

  2. Линейно - конструктивное построение рисунка.

  3. Светотеневая проработка фигуры.

  4. Передача воздушной перспективы. Работа с цветом и тоном.

  5. Детализация и обобщение.

1

4

5

1

1

Самостоятельная работа обучающихся.

  • Зарисовки с работ известных мастеров фигуры в интерьере (Репин, Серов и т.д.)

  • Наброски фигур в интерьере.

6

Тема 6.2. Тематическая двух фигурная постановка в интерьере.

Экзаменационная итоговая постановка.


Содержание учебного материала (рассредоточено)


Основы выбора натурщиков - их разнохарактерность (возраст, пластическое строение, положение фигур в пространстве). Возможность применения в живописи разнообразной техники и материалов исполнения. Устная словесная характеристика модели и описание замысла композиции. Идея, тема, сюжет.


Практические занятия

16


  1. Поиск композиционной идеи, компоновка в формате выбор графических средств.

  2. Нахождение места фигур в композиции методом построения «оболочка».

  3. Линейно - конструктивное построение фигур.

  4. Светотеневая проработка. Работа с цветом и формой.

  5. Детализация, уточнение характеров моделей и обобщение рисунка.

1


2

6

6

1

Самостоятельная работа обучающихся.

  • Наброски групп людей (сидящих, стоящих и лежащих) различными графическими материалами.

8

Итоговая форма контроля - семестровый просмотр по дисциплине.

Дополнительная работа над завершением программного задания под руководством преподавателя

516

Итого

1290




3. условия реализации программы дисциплины

3.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению дисциплины

Реализация программы дисциплины «Рисунок» требует наличия учебной мастерской для занятий рисунком.

Оборудование учебного кабинета:

- доска,

- проекционный экран,

- мольберты для рисования в положении «стоя» и «сидя» для каждого студента группы;

- планшеты формата А2 для каждого студента группы;

- натюрмортный фонд из предметов быта, разнообразных по характеру и масштабности;

-подиумы

- комплект драпировок;

- комплект гипсовых геометрических тел ( цилиндр, призмы, куб);

- комплект гипсовых орнаментов

- комплект гипсовых голов: череп, обрубовочная голова, «экорше», - софиты для освещения постановок и выявления формы изображаемых объектов.

Технические средства обучения: - ноутбук, проектор, электронные презентации, записи телепередач, учебные фильмы.

3.2 Информационное обеспечение дисциплины.

Основные источники:

  1. Джеки Баррас Свет в акварели- М.:Кристина, 2005-48с.

  2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2000..

  3. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: учебник. - М.: Эксмо, 2010. - 480 с.

  4. Стародуб К.И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 190 с., ил.

Дополнительные источники:

  1. Барчаи Енё. Анатомия для художников. - М., Эксмо, 2003. 344 с.

  2. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования головы человека. - М.: Эскимо, 2001.

  3. Гордон Л. Техника рисования фигуры человека в движении. - М.: Эскимо, 2001.

  4. Гордон Л. Техника рисования фигуры человека. - М.: Эскимо, 2000.

  5. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. - М.: Архитектура-С, 2005. - 224с.

  6. Ли, Н.Г. Голова человека: основы учебного академического рисунка. - М.: Эксмо, 2010. - 254с.

  7. Рид У. Фигура. - Мн., ООО «Попурри», 2000..

  8. Стейнер Питер. Базовый курс рисования. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 207 с., ил. - (Школа изобразительных искусств)

  9. Учебный рисунок в академии художеств. - М.: Изобразительное искусство, 1990.

Перечень Интернет-ресурсов

  1. Студия Егора Чернорукова - сайт для художников. chernorukov.ru/(обращение 11.11.2013)

  2. Живопись. Фотография. Дизайн - сайт для художников artageless.com/(обращение 11.11.2013)

  3. График - сайт для художников с иллюстративным содержанием. grafik.org.ru (обращение 11.11.2013)

  4. Академик - сборник словарей. dic.academic.ru/ (обращение 11.11.2013)

  5. Мастер класс по пластической анатомии Александра Рыжкина mexart.ru (обращение 11.11.2013)

  6. Рос.дизайн- сайт для художников . rosdesign.com/ (обращение 11.11.2013)

  7. Художественная культура в публикациях Александра Даниловича Алехина - сайт для художников. hudkultura.ru (обращение 11.11.2013)

3.3 Методические рекомендации преподавателям

Учебная дисциплина «Живопись» является ведущей дисциплиной в системе художественного образования студентов.

Изучение материала по дисциплине «Живопись» происходит в тесной связи с дисциплинами «Рисунок», «Композиция», «Перспектива», «Пластическая анатомия». Процесс обучения живописи проводится на основе глубокого изучения натуры, а также выполнения кратковременных зарисовок с натуры, по памяти, наблюдению и представлению. Студенты должны рисовать, логически обосновывая построение формы в пространстве, перспективное сокращение, размещение предметов на плоскости и в пространстве, а также передавать цвет и материальность предметов.

Дисциплина «Живопись» изучается в течение 8 семестров на всех курсах обучения. Занятия проходят в практической форме. Учебные задания постепенно усложняются: от рисования натюрморта, натюрморта с гипсовыми предметами до изображения фигуры человека в интерьере. Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися при выполнении каждого конкретного задания, должны развиваться во всех последующих.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися самостоятельных и творческих работ.

Экзамен - форма итоговой проверки знаний студентов по дисциплине «Живопись», результат экзамена всегда оценивается отметками. Итоговой формой контроля по дисциплине в каждом семестре является просмотр учебных работ. Экзаменационный просмотр оценивается по «пятибалльной» системе. В конце 4 курса задание «Тематическая двух фигурная постановка в интерьере» завершает курс изучения дисциплины. Данная работа является экзаменационной постановкой, и оценка за неё выносится в диплом. На экзамене суммируются все ранее поставленные задачи, а студенты показывают уровень подготовки в их решении. Экзаменационная работа также оценивается по «пятибалльной» системе. При проведении промежуточной и итоговой аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

Критерии оценивания выполненных работ по рисунку.

За выполненные работы выставляются оценки по 5-балльной шкале:

«Отлично» - 5

«Хорошо» - 4

«Удовлетворительно» - 3

«Не удовлетворительно» - 2 или 1.

Оценка подчитывается по пити категориям:

  1. Композиция, компоновка;

  2. Конструктивное построение;

  3. Цветопередача, передача текстуры;

  4. Светотеневая проработка;

  5. Работа с фоном, формой и обобщение.

Критерии оценок по итоговому экзаменационному просмотру:

Оценка «Отлично»

- студент получает при наличии всех аудиторных практических, самостоятельных домашних и творческих работ по общепрофессиональным дисциплинам: композиция, рисунок, живопись, выполненных на высоком уровне с использованием всех художественных выразительных и изобразительных средств и приёмов, которыми должны были овладеть студенты за этот период времени обучения.

Оценка «Хорошо»

- ставится педагогами при наличии всех аудиторных практических работ, недостаточном количестве самостоятельных и при отсутствии 2-3 домашних работ, а также, если большая часть работ имеет недоработку в композиционных или практических приёмах исполнения.

Оценка «Удовлетворительно»

- студент получает при неполном количестве, отсутствии 2-3 основных заданий по дисциплине, или полном отсутствии домашних работ;

- при наличии всех практических работ, но выполненных на слабом художественном уровне, с ошибками в композиции, линейно-конструктивном или цветовом решении; и, если студент подтверждает овладение техникой рисунка или письма в живописи.

Оценка «Неудовлетворительно»

- ставится при неявке студента без уважительной причины на итоговый просмотр;

- при наличии текущих оценок «неудовлетворительно» за выполнение аудиторных практических заданий, отмеченных в групповом журнале;

- если количество представленных работ составляет менее 25% от общего объёма заданий, без самостоятельных домашних работ;

- при низком уровне владения композиционными и техническими приёмами и навыками по дисциплинам за этот период обучения или при их отсутствии.








4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, средствами академического рисунка

- экспертная оценка при выполнении практической работы

- экспертная оценка на промежуточном просмотре по окончании изучения темы

- оценка участия в дискуссии при обсуждении работ на промежуточном просмотре

- экспертная оценка аудиторных и домашних работ

- экзамен

использовать основные изобразительные техники и материалы

-выполнение аудиторных, творческих и самостоятельных работ по изученной теме

Усвоенные знания:

специфика выразительных средств различных видов
изобразительного искусства;

- экспертная оценка при выполнении практической работы

- экспертная оценка аудиторных и домашних работ

разнообразных техник живописи и истории их развития, условий хранения произведений изобразительного искусства;

- экспертная оценка при выполнении практической работы

-- экспертная оценка аудиторных и домашних работ

свойств живописных материалов, их возможности и
эстетические качества;

- экспертная оценка аудиторных и домашних работ

- экспертная оценка при выполнении практической работы

методов ведения живописных работ;

- экспертная оценка при выполнении практической работы

художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя.

- экспертная оценка при выполнении практической работы


© 2010-2022