«Игровые технологии в творческом развитии личности»

Игровые технологии позволяют проводить нестандартные, интересные и увлекательные не только уроки, но и мероприятия. Подобные формы уроков проводят обычно в конце четверти или года, когда пройден весь материал по искусствоведению. Эти уроки основаны на теоретических знаниях учащихся, полученных в течение года. Игры позволяют в интересной, увлекательной форме проверить знания учащихся, касающиеся истории искусств. Игры могут быть активными или пассивными, если на уроке применяются активные игры, э...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Игровые технологии в творческом развитии личности».

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующими ей логическими результатами, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно - познавательной направленностью.

Виды педагогических игр:

  • По характеру деятельности: имитационные, социальные, трудовые, интеллектуальные, рекреационные, управленческие, психологические и другие.

  • По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, тренинговые, воспитательные, диагностические, контролирующие, развивающие, творческие и др.

  • По предметной области: математические, музыкальные, театральные, литературные…

  • По игровой среде: без предметов, настольные, компьютерные, комнатные, уличные, телевизионные.

  • По виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

  • По характеру педагогического процесса:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные.

  • По характеру игровой методики: игры с готовыми правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу действий;

Технология проведения учебного занятия - игры состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).

  2. Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

  3. Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Игровые задания. (Анаграммы)

Вопросы и задания составляются с учетом знаний учащихся в каждом классе.

Такой вид игровых заданий как анаграммы позволяет развивать у учащихся логическое мышление, применяя полученные ранее теоретические знания.

Пример 1. Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получилось новое слово, относящееся к искусству.

  • КАРКАС - К---- (материал для рисования). (Краска)

  • ЗАМОК - М---- (слой краски, наложенный одним коротким, отрывистым движением кисти). (Мазок)

  • МОЛЬБА - А----- (сборник фотографий, репродукций). ( Альбом)

  • КОРОБКА - Б------ (стиль в европейском искусстве XVII - XVIIIвв.) (Барокко).

  • ЛИДА - Д--- (испанский художник XX в., представитель сюрреализма). (Дали Сальвадор).

  • ТРОС - Т--- (скульптурное изображения туловища человека). (Торс).

  • ТАЛАНТ - А----- (мужская статуя-опора). (Атлант)

  • КОЛ + ОКНО - К------ (зверек, хвостовой волос которого используют для изготовления художественных кистей). (Колонок).

  • ЭТАЖ + МИР - Э------ ( художественный музей). ( Эрмитаж)

  • РЕ + РОТ - Р---- (стиль в искусстве, воспроизводящий старину). (Ретро)

  • ЛЕВ + ТИНА -Л-- (российский пейзажист IXX в.). (Левитан).

Пример 2. Если в эти слова вставить фамилии художников, то слова восстановятся:

  • - - РБ (символ государства).

  • - - НИЙ (высшая творческая способность).

  • - - РОЙ (совершивший подвиг).

  • - - ТРЫ ( спортивные чулки).

  • - - РЦОГ (титул).

(Ге Николай Николаевич).

  • - - - - ТА (денежный знак).

  • ПОРТ - - - - (вид кошелька).

(Моне Клод)

Познавательные игры

Игра «Колорист». (Завершение темы «Цветоведение»)

Класс делится на три команды. Игра проводится в несколько туров, предполагающих определенные задания. На каждый тур предлагается определенное условие и время.

Тур 1. Задание: Найдите каждому понятию или предмету свой цвет - тот, который уже нашел народ и вставил в поговорки. Условие: отвечает каждый член команды по порядку, сразу после вопроса должен следовать ответ.

Тоска - … (Зеленая); Кровь - … (Голубая); Мухи - … (Белые); Лихорадка - … (Золотая); Волк - … (Серый); Лисица - … (Рыжая); Неблагодарность - … (Черная); Девица - … (Красная); Руки - … (Золотые); Юнец - … (Зеленый); Очки- … (Розовые)

* Какого цвета карточку показывает судья провинившемуся игроку в ходе футбольного матча? (Желтую.)

*Какой цвет в радуге соседствует с красным? (Оранжевый)

*Какого цвета автомобильные стоп-сигналы? (Красного)

*Из-за носа, какого цвета получил прозвище Джузеппе в сказке «Золотой ключик»? (Сизого)

*Лошадей, какого окраса называют вороными? (Черного)

Тур 2. Задание: Найди нужные краски.

Условие: работает вся команда. Время: Две секунды на обсуждение

*Какой цвет получится в результате смешивания синего и красного?

А. Коричневый

Б. Зеленый

В. Фиолетовый

Г. Голубой

*Какой цвет надо использовать при раскрашивании помидора?

А. Основной

Б. Холодный

В. Составной

*Какие цвета надо соединить, чтобы получить краску цвета волос Мальвины?

А. Красная

Б. Синяя

В. Зеленая

Г. Белая

*Какой цвет имеет краска «индиго»?

А. Желтый

Б. Синий

В. Красный

Г. Фиолетовый

*Какого цвета клен осенью?

А. Зеленый

Б. Жёлтый

В. Красный

Г. Коричневый

*Какие цвета надо соединить, чтобы получить краску для раскрашивания мультипликационного героя Шрека?

Игра «Искусствоведческие забавы». (Фрагмент)

Игра делится на два этапа, определяющие свое задание и свои условия.

Первый этап: «Зазеркалье в мире искусств».

В зазеркалье все слова во фразах - перевертыши; каждое слово заменено на омоним или просто другое слово. Просим детей опознать известные им картины по данным словесным представлениям.

*«Ужин на песке». («Завтрак на траве», Мане.)

*«Мальчик в кубе». («Девочка на шаре», Пикассо.)

*«Освобождение агитатора». («Арест пропагандиста», Репин.)

*«Петербургская улица». (Московский дворик, Поленов.)

*«Покладистый жених». («Разборчивая невеста», Федотов.)

*«Большаков в Кедрове». («Меншиков в Березове», Суриков.)

*«Заждались». («Не ждали», Репин.)

*«Хлюпики». («Богатыри», Васнецов.)

*«Белый круг». («Черный квадрат», Малевич.)

Второй этап: Верификатор.

Скажи в ответ слово «да» или «нет».

*Словом «Барокко» сначала называли жемчужину причудливой формы. (Да)

* Этюдник - это книжка с нотами этюдов. (Нет. Это ящик с принадлежностями для рисования и живописи.)

* Эпоха Ренессанса была перед эпохой Возрождения. (Нет. Это два названия одной и той же эпохи европейской культуры XIII - XVIвв.)

*Леонардо да Винчи был левшой. (Да.)

*Боттичелли - это не имя, а прозвище. (Да. Боттичелли означает «бочонок», а настоящее имя художника Алессандро Филипепи.)

*До XVIII века в Англии не было ни одного художника, писавшего жанровые картины или пейзажи. (Да. Писали в основном парадные портреты.)

* «Сердце короля», «Глаз времени», «Рубиновые губы» - это известные картины Сальвадора Дали. (Нет. Это ювелирные украшения, придуманные художником.)

*«Свой автопортрет Карл Брюллов написал всего за несколько часов. (Да.)

*Первая кисть Казимиру Малевичу была куплена в аптеке. (Да. Такой смазывали больное горло.)

*Третьяковская галерея в Москве названа в честь Владислава Третьяка, знаменитого хоккейного вратаря. ( Нет, в честь Павла Третьякова, основавшего её в 1856 году.)

Шуточные викторины (фрагмент)

1. Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок? (Мороз, Осень, Солнце).

2. Что художник вгоняет в краску? (Кисть).

3. Что, по мнению художников, маслом не испортишь? (Картину).

4. Художник с чувством юмора? (Карикатурист).

5. Врач произведений искусств? (Реставратор).

*Кто такой Живописец?

А. Человек, умеющий быстро писать, стенографист.

Б. Писатель, пишущий живые, веселые рассказы.

В.Художник.

Г. Очень быстро и много рисующий человек.

* Как заканчивается крылатая фраза: «Талантам надо помогать, бездарности . . .»?

А. И так при деле.

Б. Пробьются сами.

В. Поможет спонсор.

Г. И так не плохо.

*Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?

А. Точит карандаши.

Б. Сгущает краски.

В. Моет кисти.

Г. Ломает палитру.

*Кто изображен на знаменитой картине Васнецова?

А. Три богатыря.

Б. Три поросенка.

В. Три мушкетера.

Г. Три толстяка.

Викторина «Расширяем кругозор».(фрагмент)

* Шесть цветов радуги подразделяются на две группы: «теплые» и «холодные». Какой цвет входит в обе группы? (Зеленый).

* Без какого орудия труда не обойтись ни художникам, ни археологам? (Кисти).

* Назовите самый древний рисовальный материал? (Уголь).

*Какое слово хорошо знакомо не только художникам, но и музыкантам и шахматистам? (Этюд).

* Голландцы, немцы, англичане называют этот жанр «Тихая жизнь», французы и итальянцы говорят «Мертвая природа». Что это за жанр? (Натюрморт).

*Скажите по-французски «Покрытие лаком», если для вас это торжественное открытие выставки? (Вернисаж. Накануне открытия выставки картины покрывали лаком, от такого обычая происходит это название).

* Как на таитянском диалекте звучит слово «рисунок»? (Тату. Это слово первым из европейцев употребил в 1773 г. Капитан Джеймс Кук).

* Кто автор фразы: «Жизнь коротка, искусство вечно»?

А.Аристотель

Б.Нерон

В.Гиппократ

Г.Леонардо да Винчи

*Какой из этих цветов не относится к теплым?

А.Оранжевый

Б.Синий

В.Желтый

Г.Коричневый

*Каким бывает цвет?

А.Сытым

Б.Пересыщенным

В.Насыщенным

Г.Объевшимся

* Какой инструмент в истории изобразительных искусств самый молодой?

А. Уголь

Б.Кисть

В.Карандаш

Г.Фломастер

*Как называется художник, специализирующийся на изображении животных?

А.Баталист

Б.Анималист

В.Маринист

Г.Пейзажист

Игра «Восстанови радугу»

На доске выложены по порядку карточки, окрашенные в цвета радуги. Когда учащиеся закрывают глаза, учитель переставляет карточки. Учащиеся должны восстановить последовательность.

Игра «Кто быстрее?»

Учитель показывает две карточки, окрашенные в разные основные цвета. Учащиеся должны поднять карточку, окрашенную в составной цвет. Темп игры постепенно увеличивается.

Игры могут быть активными или пассивными, если на уроке применяются активные игры, это может вполне заменить динамическую паузу. Удачной игры!

© 2010-2022