- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- «Игровые технологии в творческом развитии личности»
«Игровые технологии в творческом развитии личности»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Угаренкова Л.Т. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Игровые технологии в творческом развитии личности».
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующими ей логическими результатами, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно - познавательной направленностью.
Виды педагогических игр:
-
По характеру деятельности: имитационные, социальные, трудовые, интеллектуальные, рекреационные, управленческие, психологические и другие.
-
По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, тренинговые, воспитательные, диагностические, контролирующие, развивающие, творческие и др.
-
По предметной области: математические, музыкальные, театральные, литературные…
-
По игровой среде: без предметов, настольные, компьютерные, комнатные, уличные, телевизионные.
-
По виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
-
По характеру педагогического процесса:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные.
-
По характеру игровой методики: игры с готовыми правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу действий;
Технология проведения учебного занятия - игры состоит из следующих этапов:
-
Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).
-
Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
-
Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Игровые задания. (Анаграммы)
Вопросы и задания составляются с учетом знаний учащихся в каждом классе.
Такой вид игровых заданий как анаграммы позволяет развивать у учащихся логическое мышление, применяя полученные ранее теоретические знания.
Пример 1. Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получилось новое слово, относящееся к искусству.
-
КАРКАС - К---- (материал для рисования). (Краска)
-
ЗАМОК - М---- (слой краски, наложенный одним коротким, отрывистым движением кисти). (Мазок)
-
МОЛЬБА - А----- (сборник фотографий, репродукций). ( Альбом)
-
КОРОБКА - Б------ (стиль в европейском искусстве XVII - XVIIIвв.) (Барокко).
-
ЛИДА - Д--- (испанский художник XX в., представитель сюрреализма). (Дали Сальвадор).
-
ТРОС - Т--- (скульптурное изображения туловища человека). (Торс).
-
ТАЛАНТ - А----- (мужская статуя-опора). (Атлант)
-
КОЛ + ОКНО - К------ (зверек, хвостовой волос которого используют для изготовления художественных кистей). (Колонок).
-
ЭТАЖ + МИР - Э------ ( художественный музей). ( Эрмитаж)
-
РЕ + РОТ - Р---- (стиль в искусстве, воспроизводящий старину). (Ретро)
-
ЛЕВ + ТИНА -Л-- (российский пейзажист IXX в.). (Левитан).
Пример 2. Если в эти слова вставить фамилии художников, то слова восстановятся:
-
- - РБ (символ государства).
-
- - НИЙ (высшая творческая способность).
-
- - РОЙ (совершивший подвиг).
-
- - ТРЫ ( спортивные чулки).
-
- - РЦОГ (титул).
(Ге Николай Николаевич).
-
- - - - ТА (денежный знак).
-
ПОРТ - - - - (вид кошелька).
(Моне Клод)
Познавательные игры
Игра «Колорист». (Завершение темы «Цветоведение»)
Класс делится на три команды. Игра проводится в несколько туров, предполагающих определенные задания. На каждый тур предлагается определенное условие и время.
Тур 1. Задание: Найдите каждому понятию или предмету свой цвет - тот, который уже нашел народ и вставил в поговорки. Условие: отвечает каждый член команды по порядку, сразу после вопроса должен следовать ответ.
Тоска - … (Зеленая); Кровь - … (Голубая); Мухи - … (Белые); Лихорадка - … (Золотая); Волк - … (Серый); Лисица - … (Рыжая); Неблагодарность - … (Черная); Девица - … (Красная); Руки - … (Золотые); Юнец - … (Зеленый); Очки- … (Розовые)
* Какого цвета карточку показывает судья провинившемуся игроку в ходе футбольного матча? (Желтую.)
*Какой цвет в радуге соседствует с красным? (Оранжевый)
*Какого цвета автомобильные стоп-сигналы? (Красного)
*Из-за носа, какого цвета получил прозвище Джузеппе в сказке «Золотой ключик»? (Сизого)
*Лошадей, какого окраса называют вороными? (Черного)
Тур 2. Задание: Найди нужные краски.
Условие: работает вся команда. Время: Две секунды на обсуждение
*Какой цвет получится в результате смешивания синего и красного?
А. Коричневый
Б. Зеленый
В. Фиолетовый
Г. Голубой
*Какой цвет надо использовать при раскрашивании помидора?
А. Основной
Б. Холодный
В. Составной
*Какие цвета надо соединить, чтобы получить краску цвета волос Мальвины?
А. Красная
Б. Синяя
В. Зеленая
Г. Белая
*Какой цвет имеет краска «индиго»?
А. Желтый
Б. Синий
В. Красный
Г. Фиолетовый
*Какого цвета клен осенью?
А. Зеленый
Б. Жёлтый
В. Красный
Г. Коричневый
*Какие цвета надо соединить, чтобы получить краску для раскрашивания мультипликационного героя Шрека?
Игра «Искусствоведческие забавы». (Фрагмент)
Игра делится на два этапа, определяющие свое задание и свои условия.
Первый этап: «Зазеркалье в мире искусств».
В зазеркалье все слова во фразах - перевертыши; каждое слово заменено на омоним или просто другое слово. Просим детей опознать известные им картины по данным словесным представлениям.
*«Ужин на песке». («Завтрак на траве», Мане.)
*«Мальчик в кубе». («Девочка на шаре», Пикассо.)
*«Освобождение агитатора». («Арест пропагандиста», Репин.)
*«Петербургская улица». (Московский дворик, Поленов.)
*«Покладистый жених». («Разборчивая невеста», Федотов.)
*«Большаков в Кедрове». («Меншиков в Березове», Суриков.)
*«Заждались». («Не ждали», Репин.)
*«Хлюпики». («Богатыри», Васнецов.)
*«Белый круг». («Черный квадрат», Малевич.)
Второй этап: Верификатор.
Скажи в ответ слово «да» или «нет».
*Словом «Барокко» сначала называли жемчужину причудливой формы. (Да)
* Этюдник - это книжка с нотами этюдов. (Нет. Это ящик с принадлежностями для рисования и живописи.)
* Эпоха Ренессанса была перед эпохой Возрождения. (Нет. Это два названия одной и той же эпохи европейской культуры XIII - XVIвв.)
*Леонардо да Винчи был левшой. (Да.)
*Боттичелли - это не имя, а прозвище. (Да. Боттичелли означает «бочонок», а настоящее имя художника Алессандро Филипепи.)
*До XVIII века в Англии не было ни одного художника, писавшего жанровые картины или пейзажи. (Да. Писали в основном парадные портреты.)
* «Сердце короля», «Глаз времени», «Рубиновые губы» - это известные картины Сальвадора Дали. (Нет. Это ювелирные украшения, придуманные художником.)
*«Свой автопортрет Карл Брюллов написал всего за несколько часов. (Да.)
*Первая кисть Казимиру Малевичу была куплена в аптеке. (Да. Такой смазывали больное горло.)
*Третьяковская галерея в Москве названа в честь Владислава Третьяка, знаменитого хоккейного вратаря. ( Нет, в честь Павла Третьякова, основавшего её в 1856 году.)
Шуточные викторины (фрагмент)
1. Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок? (Мороз, Осень, Солнце).
2. Что художник вгоняет в краску? (Кисть).
3. Что, по мнению художников, маслом не испортишь? (Картину).
4. Художник с чувством юмора? (Карикатурист).
5. Врач произведений искусств? (Реставратор).
*Кто такой Живописец?
А. Человек, умеющий быстро писать, стенографист.
Б. Писатель, пишущий живые, веселые рассказы.
В.Художник.
Г. Очень быстро и много рисующий человек.
* Как заканчивается крылатая фраза: «Талантам надо помогать, бездарности . . .»?
А. И так при деле.
Б. Пробьются сами.
В. Поможет спонсор.
Г. И так не плохо.
*Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?
А. Точит карандаши.
Б. Сгущает краски.
В. Моет кисти.
Г. Ломает палитру.
*Кто изображен на знаменитой картине Васнецова?
А. Три богатыря.
Б. Три поросенка.
В. Три мушкетера.
Г. Три толстяка.
Викторина «Расширяем кругозор».(фрагмент)
* Шесть цветов радуги подразделяются на две группы: «теплые» и «холодные». Какой цвет входит в обе группы? (Зеленый).
* Без какого орудия труда не обойтись ни художникам, ни археологам? (Кисти).
* Назовите самый древний рисовальный материал? (Уголь).
*Какое слово хорошо знакомо не только художникам, но и музыкантам и шахматистам? (Этюд).
* Голландцы, немцы, англичане называют этот жанр «Тихая жизнь», французы и итальянцы говорят «Мертвая природа». Что это за жанр? (Натюрморт).
*Скажите по-французски «Покрытие лаком», если для вас это торжественное открытие выставки? (Вернисаж. Накануне открытия выставки картины покрывали лаком, от такого обычая происходит это название).
* Как на таитянском диалекте звучит слово «рисунок»? (Тату. Это слово первым из европейцев употребил в 1773 г. Капитан Джеймс Кук).
* Кто автор фразы: «Жизнь коротка, искусство вечно»?
А.Аристотель
Б.Нерон
В.Гиппократ
Г.Леонардо да Винчи
*Какой из этих цветов не относится к теплым?
А.Оранжевый
Б.Синий
В.Желтый
Г.Коричневый
*Каким бывает цвет?
А.Сытым
Б.Пересыщенным
В.Насыщенным
Г.Объевшимся
* Какой инструмент в истории изобразительных искусств самый молодой?
А. Уголь
Б.Кисть
В.Карандаш
Г.Фломастер
*Как называется художник, специализирующийся на изображении животных?
А.Баталист
Б.Анималист
В.Маринист
Г.Пейзажист
Игра «Восстанови радугу»
На доске выложены по порядку карточки, окрашенные в цвета радуги. Когда учащиеся закрывают глаза, учитель переставляет карточки. Учащиеся должны восстановить последовательность.
Игра «Кто быстрее?»
Учитель показывает две карточки, окрашенные в разные основные цвета. Учащиеся должны поднять карточку, окрашенную в составной цвет. Темп игры постепенно увеличивается.
Игры могут быть активными или пассивными, если на уроке применяются активные игры, это может вполне заменить динамическую паузу. Удачной игры!