Методическая разработка урока изо в 5 классе «Мы рисуем Обвинскую прялку»

Данная разработка поможет учителям провести урок знакомства с Обвинской росписью Урала. Самым ярким явлением в народных росписях Прикамья стала Обвинская роспись. Ей украшали крестьяне из Обвинского поречья прялки, бондарную посуду, игрушки, конную упряжь. Яркие расписные прялки в большей коллекции находятся в Ильинском краеведческом музее; к началу 1982 года было 65 произведений (вместе с другими расписными предметами Обвинской росписи), а в последнее время по данным музея их насчитывается здес...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока изобразительного искусства.

5 КЛАСС

Тема: "Мы рисуем обвинскую прялку"

Цель: Развивать умения выразительно строить декоративную композицию прялки на основе стилизации форм растительного мира. Формировать художественные знания умения и навыки, передавать при изображении предмета пропорции и характер формы прялки.

Воспитывать у школьников любовь и интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству, к искусству родного края, бережное отношение к традициям своего народа.

Оборудование: Таблица "Рисование прялки", иллюстрации с образцами обвинских и северных прялок.

Словарная работа: кудель, мочки, мочесник, супрядки, прясницы, лопасть, яблоко, перехваты, пятка, донце, ножка.

Художественные материалы, альбомы.

Музыкальный ряд: Народные песни.

Подготовительная работа к уроку: Учащиеся делают зарисовки прялок своих бабушек для выставки к уроку. Приглашают на урок бабушку рассказать о труде пряхи, о прялке.

ПЛАН УРОКА:

1. Сообщение темы урока. 1 мин.

2. Беседа о прялках. 20 мин.

3. Объяснение учебного задания.
Подготовка к рисованию. 10 мин.

4. Самостоятельная работа учащихся -
выполнение эскиза росписи современной
обвинской прялки. 45 мин.

5. Выставка работ учащихся. 5 мин.

ХОД УРОКА.

Учащиеся подготовились к уроку: на столах альбомы, карандаш, гуашь.

Учитель:

Ребята, сегодня мы наш урок посвящаем обвинской прялке. Знакомимся с ее историей, особенностями композиции и выполняем эскиз росписи прялки в современном стиле.

Прялка - удивительный образец неразрывного соединения художественного творчества с трудом. Ни одно орудие труда не получило столь разнообразные формы и не украшалось с такой любовью, как прялка.

Прялке посвящалось много песен, сказаний, легенд.

А. С. Пушкин писал: "В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей.

Трещит лучинка перед ней ..."


Как это все происходило, расскажет нам бабушка. Горит свеча: бабушка в русском сарафане с прялкой ведёт рассказ. "Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: ее украшали росписью. Часто прялка была подарком. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Вот поэтому и сохранились наши старинные, обвинские прялки.

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ крестьянки. Отработанное льняное волокно - кудель - привязывалась к верхней части прялки лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленном на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала нить и сматывала на веретено. Веретена с напряденными нитями - мочками - пряхи складывали в специальную коробочку - мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, пели песни. Приходили туда и парни. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её за ножку (стояк) так, чтобы все видели ее расписной наряд.

Включается свет. Учитель благодарит бабушку за интересный рассказ. Ребята, как много незнакомых слов вы узнали из рассказа бабушки, давайте вместе их сейчас прочитаем ( словарная работа).

Учитель:

Да, ребята, если представить себе девушку с такой вот нарядной прялкой (берет прялку за ножку), то, наверное, немало на нее было брошено восхищенных глаз. И если мы сейчас посмотрим на нашу выставку, какие чудо прялки вы нарисовали, то у нас возникает гордость за нашу обвинскую роспись. В Ильинском краеведческом музее находится более 140 прялок. Самая ранняя датирована 1848 годом, поздняя - 1925 годом.

И здесь у нас в кабинете есть небольшая выставка обвинских прялок. Но ни одна из прялок не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой характер.

Откуда же такие красавицы?

Давайте попытаемся раскрыть историю обвинских прялок, послушаем, что об этом приготовили вы сами.

1 ученик:
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялок, свои предметы украшения.

Наши ранние обвинские прялки прослеживают связь с Севером. Расположение главных элементов композиции сближает ее с композициями разных прялок Вологодской и Архангельской областей: там - розетка, поставленная в основание лопасти, здесь цветок: там в центре лопасти - большой круг или пара розеток с крестообразной формой внутри, здесь крупная роза с двумя восьмилепестковыми цветами. В северных прялках - ровные ряды геометрической резьбы, поверхность, составленная из уходящих вглубь трехгранников: здесь иллюзорное пространство: там - строгая система, легко читаемая и органически связанная с материалом и вещью: здесь - легкость и изменчивость декораций, в которых сохранена традиционная композиция.

2 ученик:

Обвинские прялки точили в деревнях Зинки и Гуменцы Сретенского совета. Прялки здесь называли "пряхи", "прясницы" и старались раскрашивать.

Крестьяне так описывали старинные прялки: "черешки-то (ножки) точеные, поверху лопасти-кривульки, цветы всякие раскрашенные".

Роспись обвинских прялок была очень разнообразна: есть некоторая графичность в трактовке цветов, решение основных композиционных групп в виде цветка с веером лепестков и цветка с двумя расходящимися веточками, а также мотива растущего дерева, который является особенностью данной росписи.

Образ растущего дерева создается без участия распространенного приема изображения газона, откуда растет ствол. Ощущение роста возникает благодаря сильному движению внутри отдельных групп, ритмичному повтору замыкающих их полукружий и размещению групп, т.е. постепенному наслаиванию шапкообразных форм.

(Учащиеся сопровождают свой рассказ показом образцов).

3 ученик:

Фон прялок мог быть также разнообразным не только оранжевым, но и зеленым, голубым. Однако сохранялся обязательно цветовой и в меньшей степени тоновой контраст фона и орнамента. Чаще встречаются следующие соотношения: на оранжевом фоне голубые листья, дополняющим является желтый цвет.

При зеленом фоне в орнаменте преобладают красный: остальные цвета становятся подголосками, усиливающими или смягчающими основной цветовой контраст.

Учитель:

Ребята, а вот что было известно о ножках прялки. Они точеные - с перехватами и со временем их число более увеличились. А это важно потому, что при покупке прялки обязательно пересчитывали перехваты, приговаривая "пряха" - не пряха, немытая рубаха" или "пряха - не пряха, сусек - мешок". Если словом "пряха" заканчивался счет, то такую "пряху" брали безоговорочно, пологая, что на ней хорошо будет работать. Таким образом, на ножке должно было быть не менее пяти точеных колец и яблок.

Вы дома также пытались разобрать роспись прялок своих бабушек, понять композицию.

Давайте послушаем ваши выступления (2-3 ученика).

Учащиеся рассказывают о прялках своих бабушек по плану:

1. Кому прялка принадлежит .

2. Композиция: расположение и виды основных элементов.

3. Цветовое решение росписи.

4. Что мастер хотел выразить своим рисунком?

Учитель:

Вот, оказывается, о чем могут рассказывать наши обвинские прялки. Они несли в дом радость.

Давайте и мы с вами учиться дарить радость людям, чтобы светлее было на душе, когда они посмотрят на ваши прялки. Вам предлагается выполнить эскиз росписи прялки (лопасти), выбрать самостоятельно композицию из элементов растительного мира. При этом не забывайте в своих, работах решить следующие проблемы: особенности традиционной обвинской росписи прялок (композиция, цвет), закон симметрии и ритма.

Учитель:

Последовательность работы:

1). Определяют и закрашивают цветовой фон лопасти прялки.

2). Подбирают на палитре гармоническое сочетание цветов для росписи.
Например: холодные оттенки красной, синей, желтой краски; теплые оттенки коричневой, желтой, зеленой; сочетание теплых и холодных оттенков (теплых коричневых и зеленых цветов с холодными розовым и голубым).

3). По цветовому фону рисуют крупные и мелкие элементы узора, согласно подобранному на палитре гармоничному сочетанию цветов.

4). Завершают рисунок росписи с помощью черных или цветных "приписок".

Самостоятельная работа уч-ся:

Эскиз росписи лопасти прялки в альбомах.

В конце урока выставка эскизов и подведение итогов работы (беседа).


© 2010-2022