Методическая разработка урока по теме «Объём – основа языка скульптуры»

Цель урока: ознакомить учеников с типами и жанрами скульптур, а также со средствами художественной выразительности. Задачи: поддерживать формирование умений в процессе лепки и создания художественных образов из пластического материала; Зрительный ряд: Сильнее смерти, видеокассета «Виды изобразительного искусства», иллюстрации с изображением пропорций фигуры человека, карточки поэтапного выполнения скульптуры человека.Материалы к уроку: пластилин, алюминиевая проволока 40-50 см, подставка для бу...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по теме «Объём – основа языка скульптуры»Методическая разработка урока по теме «Объём – основа языка скульптуры»Методическая разработка урока по теме «Объём – основа языка скульптуры»Методическая разработка урока по теме «Объём – основа языка скульптуры»6 класс

Тема: «Объём - основа языка скульптуры» (2 часа)

Цель урока: познакомить учащихся с видами и жанрами скульптуры, средствами художественной выразительности.

Задачи:

  • способствовать формированию навыков в технике лепки и создании художественного образа в пластическом материале;

Зрительный ряд: В. Мухина. Рабочий и колхозница, Н.А. Силис. Дон Кихот, С.Эрьзя. Женская голова, Древний Рим. Портрет мальчика, А.М. Опекушин. Памятник Пушкину, Давид, Ф.Д. Фивейский. Сильнее смерти, видеокассета «Виды изобразительного искусства», иллюстрации с изображением пропорций фигуры человека, карточки поэтапного выполнения скульптуры человека.

Материалы к уроку: пластилин, алюминиевая проволока 40-50 см, подставка для будущей скульптуры, стеки, влажные салфетки.

Задание: лепка из пластилина фигуры человека с передачей различных состояний: устремлённости, спокойствия, напряжения, настороженности, тревоги и т.д.

Ход урока.

Учитель: ребята, в течение этой четверти мы изучаем виды изобразительного искусства. С каким видом ИЗО мы уже хорошо знакомы? ( С графикой)

Что же такое графика? (Графика - это один из видов изобразительного искусства, основным изобразительным средством которого является линия и светотень, а роль цвета ограничена и условна.)

Назовите основные выразительные средства графики. (Линия, штрих, тон)

(На доске размещены репродукции различных видов ИЗО, нужно найти репродукции, где изображена графика).

Сегодня мы подробнее поговорим ещё об одном виде ИЗО - скульптуре, о видах скульптуры и её образном языке.

Ребята, а что же такое скульптура? (Объёмные изображения человека или животного)

(Учитель показывает скульптурные изображения человека и животного и дети сами должны дать определение)

Из какого материала можно выполнить скульптуру? (Из дерева, глины, металла, камня, льда и др.)

Скульптура - один из древних видов искусства. Самые первые скульптуры - фигурки людей или животных - первобытные мастера лепили из глины, выдалбливали из камня, вырезали из дерева или костей животных.

У народов Древнего Египта, Древнего Востока, Древней Америки были гигантские изваяния богов, людей и животных.

Давайте посмотрим небольшой видеосюжет о том, как скульптор работает в своей мастерской с такими материалами как глина и камень.

Ребята, вы посмотрели видеосюжет, и кто же придумал слово «скульптура»? (Придумали древние римляне).

А, что означает слово «скульптура» в переводе с латинского языка? («Скулпо» означает на латыни «вырезаю», «высекаю»).

( Новые термины, встречающиеся на уроке вывешиваются на доске и записываются детьми в альбомах).

Древние славяне называли это искусство ваянием.

Ваяние - способ работы, когда скульптор высекает или вырезает своё произведение из твёрдого материала (мрамора, гранита, дерева) и при этом удаляется всё лишнее.

А произведения, выполненные этим способом - изваянием.

Лепкой - изделия из мягких, пластических материалов (глины, пластилина).

Виды скульптуры.

Круглая Рельеф

(Учитель показывает скульптурные изображения круглой и рельефной скульптуры, дети сами должны дать определение)

Ребята, как вы понимаете, что значит круглая скульптура? Приведите примеры, где расположена круглая скульптура у нас в городе? (Скульптуру, которую можно обойти и рассмотреть со всех сторон).

А, что значит рельеф? Приведите примеры, где расположена рельефная скульптура у нас в городе? (Выпуклое изображение на плоскости и такую скульптуру можно рассмотреть с одной стороны).

Рельеф

Барельеф Горельеф

Барельеф - если фигура выступает над плоскостью меньше, чем наполовину своей толщины.

Горельеф - если фигура выступает над плоскостью больше, чем наполовину своего объёма.

По масштабным размерам скульптуру подразделяют

  • Монументальная скульптура;

  • Станковая скульптура;

  • Скульптура малых форм.

Монументальная скульптура - отличается крупными формами и размерами, потому что размещается на улицах и площадях, в парках. Это прежде всего памятники или монументы, поставленные в честь какого - нибудь выдающегося человека или знаменитого события, с тем чтобы сохранить память о нём на долгие годы.

Ребята, а в нашем городе, где можно увидеть монументальную скульптуру?

Станковая скульптура - выполняется на специальном скульптурном станке. Это фигуры высотой от 0,5 до 2 -3 метров, предназначены для оформления помещений, музеев, выставочных залов.

Скульптура малых форм (или мелкая пластика) - это статуэтки и игрушки из различных материалов: среди которых стекло и фарфор, керамика и камень, чугун и бронза, мрамор и дерево. Место мелкой пластики на столе, на шкафу, на подоконнике.

Ребята, а кто является главным объектом для скульптора? (Человек)

Главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощён в различных формах. (Репродукции вывешиваются на доске или на слайде).

Голова человека - обычно портрет конкретного человека или обобщённый художественный образ.

Бюст - изображение человека по грудь.

Статуя - изображение человека в полный рост.

Скульптурная группа - изображение нескольких фигур.

Современные скульпторы прославляют великие дела и героизм людей, изображают простого человека, выражая его характер, чувства, переживания, красоту духовную и физическую.

Технология изготовления скульптуры сложная и многоэтапная. Скульптор вырезает или высекает своё произведение из твёрдого материала путём удаления лишней массы.

Другой процесс создания скульптуры - за счёт прибавления пластической массы.

Скульпторы создают также свои произведения с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в твёрдое.

Глину, дерево скульптор использует, если создаёт более мягкий пластический образ.

Камень, металл, бетон - если необходимо создать твёрдый, порывистый резкий характер.

Основные средства выразительности скульптуры - объём, пластика, фактура материала, пропорции.

Пропорции - соотношение отдельных частей к целому. (Показывается таблица с изображением пропорций человеческого тела, анализируются основные пропорции).

Практическая работа.

  1. Изготовление каркаса из проволоки и укрепление его на подставке. (Повторить с детьми ТБ при работе с проволокой).

  2. Показ видеофильма « Пошаговая лепка из пластилина фигуры человека за счёт прибавления пластической массы». Затем лепка детьми фигуры человека.

Закрепление материала:

(Часть детей работают по карточкам, определяя виды скульптур).

Часть отвечают на вопросы учителя.

  1. В каком виде ИЗО мы работали на уроке? (Скульптура)

  2. Как вы понимаете слова «скульптура», «пластика», «ваяние»?

  3. Какие виды скульптуры существуют?

  4. С какими материалами работает скульптор, и на какие две группы их можно разделить?

  5. Назовите основные выразительные средства скульптуры? (Объём, пластика, фактура материала, пропорции.)





© 2010-2022