Декоративно-прикладное искусство. Витраж (9 класс)

Цель урока: приобретение учащимися теоретических знаний о видах декоративно-прикладного искусства и постижение практических приемов работы с материалом. Задачи: Образовательная: ·  знакомство с многообразием материалов и техник современного ДПИ; ·  знакомство с витражным искусством; ·  изучение техники выполнения эскиза (имитации) витража; Развивающая: ·  развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности. ·  развитие графических навыков ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Декоративно-прикладное искусство

Открытый урок по искусству в 9 классе

Подготовил: учитель технологии МБОУ СОШ п. Новониколаевский Ли Бэла Моисеевна

Декоративно-прикладное искусство. Витраж (9 класс)

Декоративно-прикладное искусство. Витраж (9 класс)Декоративно-прикладное искусство. Витраж (9 класс)

Цель урока: приобретение учащимися теоретических знаний о видах декоративно-прикладного искусства и постижение практических приемов работы с материалом.

Задачи:

Образовательная:

· знакомство с многообразием материалов и техник современного ДПИ;

· знакомство с витражным искусством;

· изучение техники выполнения эскиза (имитации) витража;

Развивающая:

· развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности.

· развитие графических навыков и образного мышления;

· развитие зрительной памяти и воображения;

· развитие фантазии, стилизация формы при умении создавать художественный образ;

· накопление практических навыков и развитие творческого отношения к работе;

· закрепление навыков художественного оформления работ.

Воспитательная:

· формирование эмоционально - ценностного отношения к предметам художественной культуры.

· воспитывать уважение и интерес к различным видам декоративного искусства.

· формирование художественной грамотности учащихся при выборе цветовой гаммы (колорита);

· формирование навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности в работе.

Оборудование для учителя:

Презентация «Декоративно - прикладное искусство»

Мультимедийный проектор, компьютер

Оборудование для учащихся:

Картон, цветная бумага (пленка), тушь черная, клей, ножницы, канцелярский нож.


Ход урока.

Учитель: Добрый день друзья, я рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие на восток, где была создана художественная роспись ткани, познакомимся с художниками, которые могут моделировать и изменять художественную среду, создавая картины в технике коллажа и узнаем об искусстве витража. Но вначале мы поговорим о декоративно - прикладном искусстве.

Что такое декоративно - прикладное искусство? Зачем оно людям? Как осуществляется связь времен в этой области искусства?

Актуализация знаний о видах искусства в ходе беседы (варианты ответов учащихся).

- «Что такое искусство?»

Слово искусство в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела.

В специфическом значении - это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, отражающий действительность.

Мир искусства широк и разнообразен. Тема сегодняшнего урока «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека».

- А что значит декоративное искусство?

Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту, дать ей особое звучание, оформить ее.

Учитель: Правильно. Мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и на улице, и дома. Среди этого многообразия есть предметы, которых удостоил особым вниманием художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. В сочетании слов декоративно-прикладное искусство, главное слово декор, что значит, украшение, имеет несомненное отличие, от других видов изоискусства.

- Что делают мастера-художники?

Художник - прикладник, создавая свой художественный образ, прежде всего, знает художественные особенности материала, с которым он работает. Единичные авторские художественные произведения, в которых проявлена творческая индивидуальность, предназначаются не только для выставочного показа и являются произведениями декоративного искусства. Они приходят в наш дом. Поиски нового языка, нового стиля в декоративно прикладном искусстве, как и в других видах искусства, не замыкаются в традиционных рамках.

- Декоративно - прикладное искусство может быть молодым и современным?

Конечно, язык современного ДПИ богат и разнообразен, его материалы: пластмасса, стекло, нитки, даже бытовой мусор, который можно преобразить. Оно будет существовать до тех пор, пока будет существовать потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности, где любой предмет стакан, и ложка, и стол, ткань, ваза, и книга и так до последнего предмета будет значителен и интересен по мысли и по форме.

Учитель: Итак, мы поняли, что декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют творческое развитие человека и его культуры? Художник в своеобразии и условности образного языка данного искусства осознает окружающий мир и может его преобразовать.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Проверка Д/З: Вашим домашним заданием было найти материал и рассказать о таких видах ДПИ как батик и коллаж.

Выступления учащихся:

1 ученик: Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Батик - это искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

Когда появились ткани, основы этого метода - нанесение рисунка расплавленным воском - стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным на ткань, не пропускает через себя краситель, т. е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей - способ «батик».Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.

2 ученик: Узелковый батик - это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

Холодный батик. На ткань, от руки, с помощью стеклянной трубочки наносится холодный резервирующий состав по контуру рисунка. Затем даётся время подсохнуть резерву и работа расписывается анилиновыми красителями разного цвета. В холодном батике резервирующий состав не удаляется.

3 ученик: Горячий батик. Силуэты контура рисунка, а также пятна обводятся, нанося горячий резервирующий состав. Резерв наносится тонкой жёсткой кисточкой. После нанесения резерва работа пропитывается и мгновенно высыхает. Затем наносится краска, от светлого к тёмному, в несколько слоёв, высушивая каждый. Техника росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями. Для художника очень важен выбор ткани - хлопчатобумажная, шелковая, выбор красителей - анилиновые краски, акриловые, краски зависят от типа ткани, они хорошо растекаются по ткани, смешиваясь друг с другом.

4 ученик: Коллаж (от фр. сollage - «наклеивание») технический прием в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Коллаж в изобразительное искусство был введен кубистами, футуристами и дадаистами, практиковавшими приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, кусков ткани и т. д.

Жорж Брак - французский художник, основатель кубизма. Первым стал пользоваться техникой вырезки из газет, « Я скомпоновал в графику 3 куска обоев для получения контрастного эффекта». 1912 год. Пикассо сразу же подхватил новшество и интерпретировал его по-своему.

«Коллаж - это игра, игра со смыслом, праздник случая, когда здесь и сейчас встречаются».

В 1912 году В. Матвейс сформулировал два основных принципа нового искусства: принцип случайного и принцип свободного творчества. Игра с формой, построение произведения по принципу свободной или случайной организации художественных элементов создали условия для расцвета коллажа.

В начале появления нового вида искусства художники разграничивали два момента: papiers colles - бумажные наклейки на бумажной основе (аппликации) и collage - живописное полотно с включенными в него реальными предметами. Сегодня оба понятия объединились, и определение «коллаж» применяется для любых работ на плоскости с включением «чужих» материалов. Газеты и обои, цветная бумага и кружева, шелк и береста, фольга и стеклярус, куски зеркала и древесины, металлические пластины и веревки - все пошло в ход. Предметы не столько изображаются, сколько непосредственно включаются в картину. Вклеиваются, вшиваются, пришиваются, привариваются. Коллаж дал возможность соединить реальность и воображение, поэтому особое пристрастие к этой технике питали художники, причастные к дадаизму и различным версиям интернационального конструктивизма и сюрреализма.

Учитель: Где можно встретить изделия из батика. Там, где мы встречаемся с бытовыми предметами - может получиться роскошный тюль, для оформления окна, палантин, платок, пояс, зонтик, сумочка. Великолепно будут выглядеть декоративные подушки, покрывала, из прочных тканей можно сделать шторы, абажуры, и конечно одежду.

И еще один вид ДПИ, который мы сегодня с вами разберем - это ВИТРАЖ.

Витраж (лат. Vitrum - стекло) - разновидность декоративного искусства, основным материалом является стекло или иной прозрачный материал.

Витраж - стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют.

Художественный витраж, старинная разновидность монументального искусства (наряду с фреской и мозаикой), - картины из цветного стекла, пропускающего свет. Их вставляют в оконные проемы, превращают в подсвеченные декоративные панно, монтируют в дверные полотна, решетки. Витражами украшают световые фонари потолков, створки ширм, столешницы, а еще абажуры ламп, ведь цветное стекло оживает только тогда, когда его пронизывает свет.

Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен. Как долговечно и его стекло.

Практическое задание. Создание эскиза витража с помощью картона и цветной бумаги (пленки).

Учитель: Сначала повторим то, о чем мы сегодня говорили на уроке и попробуем дать ответы на следующие вопросы:

1. Что такое ДПИ?

2. С какими видами ДПИ мы с вами познакомились на уроке?

3. Для чего используют витраж современные архитекторы?

Методическая разработка к практическому заданию.

Как и любой другой художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Изготавливался эскиз по пожеланиям заказчика, потом обязательно предоставлялся ему на осмотр и одобрение. Если композиция и цветовое решение устраивало заказчика, то художник-витражист переходил к главной части работы.

Мы попробуем сделать бумажную имитацию витража.

Она выполняется в определенной последовательности (таблица):

· 1 этап - выбор формата и составление эскиза композиции;

· 2 этап - корректировка эскиза, обводка толщиной до 5мм;

· 3 этап - соединение изображения с рамкой, зачернение;

· 4 этап - вырезание ножницами белых мест («сетка»);

· 5 этап - подклейка цветной бумаги;

· 6 этап - оформление работы на листе бумаги.

Просмотр мастер-класс изготовления витража «Рыбка».

I. Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции

II. Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ.

Важно избегать мелких элементов в рисунке, так как их невозможно аккуратно вырезать и подклеить. После уточнения рисунка его необходимо обвести контуром толщиной до 5мм.

III. Работа с эскизом.

1. Просмотр и показ получившихся рисунков

2. Оформление эскизов. Для того чтобы наш витраж можно было представить на выставке, а также для длительного хранения, необходимо с обратной стороны подклеить плотную бумагу (ватман или картон). Вспомнить с уроков технологии в начальных классах правила оформления художественных работ в паспарту.

IY. Домашнее задание. Закончить работу с эскизом.









© 2010-2022