• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».                                                                 Дидро (1713 - 1784) Внимательно изучив высказывания  великих мастеров в области искусства, слова, философии,  физиологии, начинающему учителю изобразительного искусства,  понятно,   графика – азбука  начинающего    художника.   Вместе со своими учениками  познаем, шаг за шагом графическую  грамоту, интересно, но и трудно на первых этапах.  
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования





Институт общего образования



Кафедра культурологического образования



Дипломная работа на тему:

Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе



Разработчик:

Ленкова Нина Григорьевна,

учитель изобразительного искусства

ГБОУ СОШ № 414, Красносельский район



Руководитель:

Марина Галина Алексеевна,

преподаватель кафедры

культурологического

образования СПбАППО

Санкт-Петербург

2013



Содержание

№ раздела страницы



  1. Введение 3

  2. Основные понятия 7

  3. Историческая справка 11

Глава 3.1 Историческая справка. Графика. 11

Глава 3.2 Историческая справка. Гравюра.

Глава 3.3. Историческая справка. Граттаж. 22

  1. Конспекты уроков. 26

  2. Библиография. 44

  3. Приложения 46

  4. Словарь. 47

  5. Электронное пособие (диск)

«Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства; механизм изображения следует развивать от ранних лет, чтобы карандаш бегал по воле мысли…»

К. Брюллов

Раздел 1 Введение

Почему мною выбрана тема «Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе»?

«Те, кто влюбляется в практику без науки, подобны кормчим, выходящим в плавание без руля или компаса, ибо они никогда не могут быть уверены, куда идут. Практика всегда должна быть построена на хорошей теории, и без неё ничто не может быть сделано хорошо…»

Леонардо да Винчи

Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки".

Микеланджело Буанарроти (1475-1564)

«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как читать и писать,
превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».
Дидро (1713 - 1784)

Рисунок крайне поучительный предмет исследования.

Бехтерев В.М.

Внимательно изучив высказывания великих мастеров в области искусства, слова, философии, физиологии, начинающему учителю изобразительного искусства, понятно, графика - азбука начинающего художника.

Вместе со своими учениками познаем, шаг за шагом графическую грамоту, интересно, но и трудно на первых этапах.

Какого результата ожидать? Безусловно, ученики должны превосходить своего учителя. Но прежде увлечь, повести в безбрежный мир искусства, раскрыть секреты работы. Часто слышу вопрос: «А как нарисовать, чтобы…»? «А что сегодня будем делать?» «А я сегодня подготовил сообщение»! Любого учителя это радует! Но это первый этап, а дальше кропотливый труд и радость познания.

Наши учителя и воспитатели очень талантливы. Существует много интересных разработок в области «Формирование языка графики», начиная с дошкольного обучения.

Творчество - постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики. Без знаний особенностей изобразительной деятельности младших школьников нельзя грамотно выстроить программу их обучения и развития творческих способностей. «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский).

В 5 классе знакомятся с разными видами графического искусства.

(Библиография: стр. учебника 6 - 11)

Учителями изобразительного искусства накоплен немалый опыт в формировании графического языка. / Приложения:1-8 /

В тематическом планировании для знакомства с графикой я выбрала два вида техники графического изображения: граттаж и гравюра.

Почему? В наш век компьютерной графики эта техника такая же редкая как некоторые виды росписи. Но именно в этой технике создано немало шедевров изобразительного искусства. Например, гравюры Альбрехта Дюрера «Меланхолия», «Святой Иероним», «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Носорог».

Поэтому предлагаю свои варианты уроков:

  • «Графика. Граттаж» 2 часа

  • «Графика. Гравюра на картоне по аппликации» 2 часа

Цель дипломной работы:

«Создание комплекса методического материала».

Задачи:

  • Аналитическое исследование, обобщение материала

  • Создание методических разработок в помощь начинающему учителю

Актуальность.

  1. Художественно-творческий аспект.

  • Обучающиеся знакомятся с мировым наследием искусства;

  • изучают язык графики;

  • развивают творческие способности;

  • развивают пространственное воображение.


  1. Физиологический аспект.

  • Развитие моторики, что способствует развитию мозга;

  • снятие напряжения (уроки релаксации);

  • концентрация внимания, сосредоточенности.

Методы изучения разнообразны, так как, кроме практических навыков, ученики изучают теорию данного вопроса.

Объяснительно-иллюстративный

Метод направлен на усвоение знаний:

  • беседа,

  • показ способов действия,

  • объяснение, анализ,

  • демонстрация разнообразного наглядного, в том числе и с помощью технических средств материала. Знакомство с произведениями искусства и мастерами их создавших.

Репродуктивный

Метод направлен на формирование навыков и умений:

  • многократно воспроизводить действия (выполнение упражнений)

  • наблюдение, обследование

  • рисование по образцу

  • практическая деятельность

Метод проблемного обучения

  • стимулирует школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений,

  • помогает освоить способы научного познания (формирование замысла работы, сбор информации). Подготовка сообщений, поездки в музеи, экскурсии, чтение литературы.


Раздел 2 Глава 2.1

Основные понятия

ГРА́ФИКА (греч. graphike, от grapho - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель.

Графика в зависимости от назначения и содержания делится на:

  • станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок);

  • подготовительную графику, включающую набросок, эскиз, зарисовки;

  • книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий),

  • прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы и плакат).

Работы станковой графики представляют собой рисунки, которые имеют самостоятельное значение, печатную графику. Их часто можно встретить на выставках. Такого рода графические полотна легко переносятся и могут предназначаться как для выставки, так и для декорирования интерьеров общественных и жилых помещений.

Газетно - журнальная графика построена на связи с текстом, при этом выдерживается единый стиль в рамках одного издания.

Специфичными подвидами графики являются лубок (народная картинка) - в станковой графике, карикатура (изображение, создающее комический эффект путем объединения реального и фантастического) - в газетно - журнальной графике.

Лубок - особый жанр графики, характерен для многих стран, но именно в России носил сатирический и общественно значимый характер.

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

«Мыши кота погребают» - народная аллегория на похороны Петра I

Одной из самых известных областей графики является книжная графика. В старинных написанных от руки книгах рисунки также выполнялись вручную. И назывались они миниатюрами. Книжная графика является составной частью не только издательского дела, но частью культуры в целом. Художник, занимающийся оформлением книг, выбирает формат издаваемой книги, шрифт, размещение текста и всевозможного иллюстрирующего содержание книги материала. А особенно значима роль художников-иллюстраторов книг, создающих внешнее оформление издания (обложку, суперобложку) и такие элементы внутреннего оформления, как авантитул, шмуцтитул, титульный лист, иллюстрации.

Прикладная графика представлена открытками, календарями, конвертами к дискам и проч. Этикетки на упаковках различных товаров - это тоже отражение прикладной или промышленной графики.

Плакат - самостоятельная область графики. Именно плакатное искусство живо откликается на определенные события в жизни страны, города и т.п. (концерты, олимпиады, выставки, конкурсы и др.).

Выделяют плакаты:

  • рекламные

  • политические

  • экологические

  • спортивные

  • сатирические

  • театрально-зрелищные

  • просветительские

Неизвестный художник 1902г

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

Плакат 1919 Смерть мировому империализму. Художник Моор

Современным и относительно новым видом графики является компьютерная графика, где композиции строятся из объемных элементов, сложно пересекающихся линий, пятен цвета, узоров.

Выразительные средства графики - контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение.

Стилистические средства графики разнообразны. От беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов и до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых.

Графика может быть представлена в различных жанрах. Это и портрет, и пейзаж, и натюрморт, и батальный жанр и т.д.

Искусство графики обладает поистине ничем не ограниченные изобразительные возможности для образного изображения мира. Искусство графики весьма разнообразно: от рисунка пером и штрихового офорта до коллажа, силуэта, аппликации, красочного плаката, цветной литографии, пастели и акварели.

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классеМария Зельдис

Раздел 3 Глава 3.1

Историческая справка. Графика.

История графики как вида искусств насчитывает уже несколько тысяч лет. Графика - самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого общества - в эпоху неолита и в бронзовом веке. В наскальных изображениях и античной вазописи изображались линии и силуэты, являющиеся одним из самых древних видов графических работ рисунком. Ещё до того, как древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках. Такие изображения сохранились на предметах быта, на оружии. Рисунки эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но долгое время служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность.

Так, с помощью различных изображений первобытный человек излагал свою мысль. В криптограммах (рисунках) содержались определённые понятия и повествования. Постепенно, с развитием речи, такие рисунки стали обозначать не только фразы, но отдельные слоги, звуки. Начертание их менялось, пока не приняло вид знакомых нам букв. Длительное время графические изображения почти не имели самостоятельного значения и являлись украшением тех или иных предметов.

С появлением письменности, графика применятся в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения и разъяснения текста. Да и само создание шрифтов - большое искусство. Достаточно посмотреть, например, на древнеславянские рукописи, чтобы понять, что над ними трудились настоящие художники. Искусство рукописи, или каллиграфии, получило необычайно широкое развитие в Китае.

Современное определение каллиграфии звучит так - «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере»

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

Каллиграфия получила развитие в разных странах и сегодня можно ознакомиться с этим видом изобразительного искусства. Существуют музеи, школы, курсы каллиграфии. Считается, что через искусство каллиграфии можно познать себя, изменить свой характер, раскрыть свой творческий потенциал, открыть новый способ самовыражения, выработать стрессоустойчивость.

Способов размножения графических изображений человек долгое время не знал, и все произведения создавались в единственном экземпляре. Огромный вклад в развитие графики внесли Альберт Дюрер, Франсиско Гойя, Гюстав Доре, Китагава Утамаро, Хиросиге Андо, Хокусай Кацусика. Поэтому так важно знать культуру графики, ее выразительные средства и способы их использования в целях сохранения древних традиций, а так же для создания художественного шедевра, аналогов которого нет в мире.

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

Автопортрет А. Дюрера, 9 лет

На сегодняшний день графика является универсальным видом изобразительного искусства, использующимся при оформлении полиграфической продукции, наружной рекламы, а также изображения на одежде и рисунки мультипликационных фильмов.

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе Билибин. Сказки. 1903 год

Раздел 3 Глава 3.2

Историческая справка. Гравюра.

Гравюра (от франц. gravure),

  • печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой нанесён рисунок.

  • Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки "досок" и печатания с них оттисков.

Нередко к гравюре относят и литографию ("плоская гравюра"), создание которой не связано с процессами гравирования.

Средства художественной выразительности гравюры: контурная линия, штрих, пятно, тон. Иногда, цвет применяется в характерных для графики целях - для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и других печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведения прикладного назначения и т.д. Специфические особенности гравюры - её тиражность (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков), а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твёрдых материалах.

Первые произведения печатной графики - гравюра, появилась в Китае. Возникновение гравюры связано с ремёслами, где применялись процессы гравировки: ксилография - с резьбой, в том числе на досках для набойки; резцовая гравюра - с ювелирным делом; офорт - с украшением оружия.

Бумага - материал для оттисков - появилась в начале н. э. в Китае (где гравюры упоминается с VI-VII вв., а первая датированная гравюры относится к 868), в Европе - в средние века. Общественный интерес к гравюре с её тиражностью проявился в Европе в начале эпохи Возрождения - с ростом самосознания личности, с расширившейся потребностью в распространении и индивидуальном восприятии идей. Первые в Европе гравюры (религиозного содержания), выполненные в технике ксилографии, появились в XIV-XV вв. Выпуклыми гравюрами на металле во Франции в средние века часто иллюстрировались часословы.

Немецкие и французские гравюры XV в. отличались декоративностью, контрастами чёрного и белого, подчёркнутыми контурами, готической ломкостью штриха. К концу XV в. два направления книжной гравюры сложились в Италии: во Флоренции значительную роль играл интерес к орнаменту, а в Венеции и Вероне тяготели к чёткости линий, трёхмерности пространства и пластической монументальности фигур.

Резцовая гравюра возникла в 1440-х гг. в Южной Германии или Швейцарии (так называемый Мастер игральных карт). В XV в. немецкие анонимные мастера и М. Шонгауэр использовали тонкую параллельную штриховку, нежную моделирующую светотень. В Италии А. Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную и перекрёстную штриховку, добиваясь объёмности, скульптурности форм, героической монументальности образов. А. Дюрер завершил искания мастеров поздней готики и Возрождения, сочетая характерную для немецкой гравюры виртуозную тонкость штриха с присущей итальянцам пластической активностью образов, наполненных глубоким философским смыслом. В эпоху Реформации гравюра послужила средством социальной борьбы ("летучие листки") в Германии и Нидерландах.

В X1X веке появляются новые техники, такие как литография, хромолитография. Затем фото - механическая печать в журналах и газетах и современная печать с цифровых носителей. Гравюра очень необычный вид графического искусства. Существует несколько разных техник исполнения.

Ксилография - древнейшая техника гравирования по дереву

(ксило др.греч. ξύλον - дерево). Художник берет доску и на ней специальным резцом штихелем, делает различные углубления - изображает сюжет. Вырезанное изображение покрывается краской или тушью, прикладывается к листу бумаги и под сильным прессом на специальной машине с большим колесом, прокатывается. В результате получается отпечаток или оттиск на бумаге.

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

Гравюра по дереву

«Большая волна в Канагаве» - это первая гравюра знаменитого художника Кацусики Хокусая из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» 1832 год

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе Томаса Бьюика, Ксилография. 1847

History of British Birds

Литография - отпечаток с камня. Краска переносится с гладкой поверхности на бумагу под прессом.

Хромолитография - используется несколько камней (печатных форм) и несколько цветов. Для нанесения каждого цвета применяется разная печатная форма.

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

Хромолитография - Художник Альфред Муха (ударение на а)

Линогравюра - гравирование на линолеуме. На линолеуме вырезается изображение, заполняется одним или несколькими цветами и делается оттиск.

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

Линолеум материал мягкий, поэтому есть возможность проводить различные гибкие линии.

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углублённая гравюры. В выпуклой гравюре все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) углубляются на 2-5 мм. Рисунок, таким образом, возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага, на которую переходит изображение.

К выпуклой гравюре относится гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), а также применявшаяся до конца XV в. рельефная гравюра на металле (пластины из меди, латуни, олова или свинца обрабатывались штихелем).

Гравюра на металле в зависимости от способа обработки (гравирования и травления) при нанесении рисунка, подразделяется на виды: гравюра резцом на меди, стали, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др.

В углублённой гравюре рисунок механическими или химическими (протравливание кислотой) средствами углубляется в металлической пластине (из меди, латуни, цинка, железа, стали); краска набивается тампонами в углубления, и доска, покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка.

Чёткую, чисто линейную структуру имеет резцовая гравюра (прорезание штихелем линий в поверхности металла), причём направлением и пересечением линий, их меняющейся толщиной выразительно передаётся пластика изображаемого предмета.

Техника резцовая гравюра на меди уникальна, сложна и трудоемка. «Эта техника пришла с А.Дюрером и ушла с ним. Этот художник экстраординарий» - сказал о нём современный художник

Дмитрий Плавинский (1937- 2012)

(лекция «Мост над бездной», Паола Волкова).

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

А . Дюрер, «Меланхолия» 1514 год,

резцовая гравюра, медь. А. Дюрер, «Лавка Св. Иеронима»

Офорт - гравюра на металле. Основой для оттиска является медная пластина.

Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывается рисунок гравюры тончайшие линии и тени и цветовые переходы. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в открытых от лака областях. После травления остальной лак снимается с пластины. Перед печатью на пластину наносится краска, а затем гладкая поверхность печатной формы очищается от неё, в результате чего краска задерживается только в протравленных углублениях. При печати эта краска из углублённых печатающих элементов переносится на бумагу. Все линии, нарисованные художником, становятся более выразительными. В этой технике работали многие из известных мастеров. Таким образом, офорт является разновидностью глубокой печати.

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

Франсиско Гойя. Гравюра. «Сон разума рождает чудовищ» 1797 год

Металл, офорт , Нац. Библиотека Испании, Мадрид

Свободная живописная игра линий в офорте (процарапывание рисунка гравировальной иглой в покрывающем доску кислотоупорном лаке с последующим травлением доски) и гравюре "сухой иглой" (процарапывание рисунка иглой прямо на доске) позволяет выразить движение, тонкие световоздушные и эмоциональные нюансы.



Раздел 3 Глава 3.3.

Историческая справка. Граттаж.

Граттаж (франц. grattage, от gratter - скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Эту технику ещё называют "граффито".

Техника граттажа стала пользоваться огромной популярностью среди художников-графиков в первой половине XX столетия

В России Г. под названием граттографии впервые использовал

М. В. Добужинским в работах 1920-х ( БСЭ. 1969-1978). Его также применял литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад».

Граттаж и в настоящее время остается по-своему уникальным и выразительным средством рисования. Изображение создается в результате удаления (соскабливания) линий и пятен с основы черного цвета или участков черной краски, нанесенной на белый картон. Картон изготавливается промышленным способом и обладает гладкой поверхностью на меловой основе, которая стимулирует образование очень ярких белых тонов.

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классеДипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классеГеннадий Щукин

Многослойный граттаж. Это изобретение Геннадия Щукина. Картон покрывается несколькими слоями разной по тону краски, а нужный тон можно получить, управляя глубиной процарапывания. Завершающие (чаще темные) штрихи выполняются кистевой техникой.

Граттаж - разновидность техники сграффито. Сграффито (от итальянского "sgraffiato" - процарапанный) - это монументальный декор в виде настенной одноцветной или полицветной "процарапанной" росписи. Техника сграффито заключается в следующем: на стену последовательно накладывают один или несколько слоев штукатурки разного цвета. Когда материал высохнет, внешний слой процарапывают или полностью удаляют участками на глубину до необходимого известкового слоя, создавая тем самым задуманный рисунок и цвет. Для этой работы используют различные скребки и резцы. Первые сграффито появились в XIII веке. После долгого забвения сграффито вновь обретает популярность в ХIХ-ХХ веке. Этот вид декора в основном применяется в интерьерах. Присущие технике сграффито четкость и силуэтность рисунка, а также отсутствие полутонов и цветовых переходов - наиболее полноценно воплощаются в орнаментальных композициях.

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

Прага. Итальянские мастера. Сграффито. Фото Ленковой Н.Г.

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

Прага. Итальянские мастера. Сграффито. Фото Ленковой Н.Г.

Мнения художников относительно того, что такое граттаж, расходятся. Некоторые считают, что граттаж - это типичный вид гравюры. Ведь если считать гравюрой любое изображение, которое сделали путем нанесения штрихов и без помощи красок, то граттаж будет типичной гравюрой, точно так же, как и любой рисунок карандашом. Но есть мнения, что техника граттаж - это лишь имитация гравюры. Ведь если считать гравюрой рисунок, нанесенный на твердую поверхность, то граттаж действительно будет лишь имитацией гравюры.

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

Раздел 4 Глава 4.1

Конспекты уроков № 1,2

В тематическом планировании данные уроки в разделе

«Конструирование, дизайн. Графика» так, как совмещает аппликацию с гравюрой. С термином графика учащиеся знакомы (урок «Рыжий кот», графика, рисунок)

Тема: графика - вид изобразительного искусства.

«Гравюра на картоне по аппликации» ( 2 часа)

Урок № 1

Цель: познакомить с техникой выполнения гравюры

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения гравюры;

  • известными художниками, работавшими в этой технике;

  • эстетика выполнения работ мастерами;

  • развитие пространственного мышления в создании творческой работы;

  • разработка композиции в технике гравюры на заданную тему.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методический комплекс:

Авторская презентация, фото авторские, учебник 5 класса.

Зрительный ряд.

Фото репродукции: автопортрет А. Дюрера, гравюра А. Дюрера «Меланхолия», гравюра по дереву «Большая волна в Канагаве» художника Кацусики Хокусая из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»,

Хромолитография - Художник Альфред Муха (ударение на а)

Рисунки, фото кошек (приносят учащиеся), малая скульптура

Санкт-Петербурга «Кошки»

Материалы: бумага для эскиза, простой карандаш, ластик, картон, ножницы, клей ПВА.


  1. Организационный момент. Готовность к уроку.

Цель, задачи урока. К уроку подготовлены сообщения учащихся.

  1. Беседа:

Активизация мыслительной деятельности

Сообщение учителя


  1. Что такое графика? (слайд № 1) (1 мин)

Вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями (штрих, пятно, линия)

  1. Что такое гравюра? Первые гравюры. Разные техники гравюры. (3 мин)

Гравю́ра (фр. gravure от нем. graben - копать или фр. graver - вырезать, создавать рельеф) - вид графического искусства (и графической техники, полиграфической технологии), произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками. В зависимости же от материала печатной формы гравюрные техники различаются так: гравюра на металле, линогравюра, ксилография, гравюра на картоне, воске и т. п.

Первые произведения печатной графики - гравюра, появилась в Китае. Возникновение гравюры связано с ремёслами, где применялись процессы гравировки: ксилография - с резьбой, в том числе на досках для набойки; резцовая гравюра - с ювелирным делом; офорт - с украшением оружия.

Бумага - материал для оттисков - появилась в начале н. э. в Китае (где гравюры упоминается с VI-VII вв., а первая датированная гравюры относится к 868), в Европе - в средние века. Общественный интерес к гравюре проявился в Европе в начале эпохи Возрождения - с ростом самосознания личности, с расширившейся потребностью в распространении и индивидуальном восприятии идей. Специфическая особенность гравюры - тиражность. Первые в Европе гравюры (религиозного содержания), выполненные в технике ксилографии, появились в XIV-XV вв.

Средства художественной выразительности гравюры: контурная линия, штрих, пятно, тон. Иногда, цвет применяется в характерных для графики целях - для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и других печатных изданиях.

Специфические особенности гравюры - её тиражность

Сообщения учащихся (слайд № 2) (3 мин)

К выпуклой гравюре относится гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра)

2.3.1. Ксилография - древнейшая техника гравирования по дереву

(ксило др.греч. ξύλον - дерево). Художник берет доску и на ней специальным резцом штихелем, делает различные углубления на 2-5 мм - изображает сюжет. Рисунок, таким образом, возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Вырезанное изображение покрывается краской или тушью, прикладывается к листу бумаги и под сильным прессом на специальной машине с большим колесом, прокатывается. В результате получается отпечаток или оттиск на бумаге.

2.3.2. Линогравюра - гравирование на линолеуме. На линолеуме вырезается изображение, заполняется одним или несколькими цветами и делается оттиск. Линолеум материал мягкий, поэтому есть возможность проводить различные гибкие линии (слайд № 3).

2.3.3. Офорт - гравюра на металле. Основой для оттиска является медная пластина. На медной пластине выцарапываются тончайшие линии и тени и цветовые переходы. Готовую медную пластину протравливают в азотной кислоте. Происходит окисление меди и все линии, нарисованные художником, становятся более выразительными. В этой технике работали многие из известных мастеров (слайд № 4).

Сообщение учителя (слайд № 5)

2.3.4. Альбрехт Дюрер. Резцовая гравюра. (5 мин)

Дюрер - крупнейший художник немецкого Возрождения. Он учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, и в 1486-89 - живописи в мастерской М. Вольгемута, где во время своего ученичества продолжил изучение техники создания гравюр на меди и дереве. Много путешествовал. Изучал натуру, размышлял над проблемами природы искусства, законами красоты и гармонии, разрабатывал учение о пропорциях. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий Дюрера проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах, и в его теоретических трудах. Дюрер создал около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди, шедевры мировой графики.

Живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело; он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немецким художником 16 века, оставившим после себя литературное наследие. Необычайная художественность, широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся.

Вопрос.(2 мин)

Прочитайте предложенный текст. О каких средствах художественной выразительности в гравюре, пишет современник Альбрехта Дюрера?

Прославленный гуманист и современник Альбрехта Дюрера Эразм Роттердамский (1466-1536) писал в 1528 году, оценивая творчество художника: "Чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами! Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своею гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить - огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Все это он с таким искусством передает точнейшими штрихами и притом только черными, что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски..."

2.3.6. Сообщение учителя(1 мин)

Как работал А. Дюрер?

Техника резцовая гравюра на меди уникальна, сложна и трудоемка. «Эта техника пришла с А.Дюрером и ушла с ним. Этот художник экстраординарий» - сказал о нём современный художник Дмитрий Плавинский (1937- 2012) (лекция «Мост над бездной» Паола Волкова). Резец в руке, руку клал на специальную подушку, а доску двигал под рукой, а потом брался за травление.

2.3.7. Гравюра «Меланхолия» как будто поделена на 3 пояса. Каждый пояс - уровень познания. Три ступени познания: ремесленная, интеллектуальная, магическая.

Нижний уровень познания - ремесленный. Если всматриваться, то можно увидеть: рубанок, угольник, но главное идеально выточенный ШАР - высший признак мастерства. Если человек мог сделать такой шар, он может переходить на следующий этап обучения. В основе всего лежало кропотливое изначально техническое обучение. Ремесло ставили к подножию искусства.

Второй уровень познания - интеллектуальный. Кошелек валяется у ног. Деньги адекватная оплата труда, которая полагается на первом уровне.

Как оплатить интеллектуальный труд? Но главное место на втором уровне занимает кристалл - магический кристалл. Высшая степень интеллектуализма, абсолютно ученого человека, кто знал теорему Ибн-Сины «О сумме углов многоугольников, где ни один угол не равен другому»

Летучая мышь - символ меланхолии. Меланхолия болезнь гениев. Человек справа душевно раненый. «Многие знания приумножают скорбь» (лекция «Мост над бездной», читает Паола Волкова).

Третий уровень - магический. Башня символ безграничного познания. Комета Галилея. Крылья за спиной, как у Ангела символ свободы, образ безграничности возможности познания. Лети в любую сторону над Землей. Воображение, полет, отрыв от земного, быта, мелочей. Великая способность к обобщению. И когда эта безграничность безгранична - это плохо. Нет, говорит гений. Всё должно быть уравновешено циркулем - измерено, доказано, ограничено.

Примечание* /Этот рассказ о гравюре, если позволяет время и подготовленный класс/.



  1. Практическая часть урока(25 мин)

1й этап Разработка композиции в технике гравюры на заданную тему.

Рисунок в карандаше на формате А5 Тема «Кошки»

3.1. Сообщение учителя.(2 мин)

В Санкт-Петербурге несколько памятников котам и кошкам.

Памятник подопытной кошке, установлен во дворе главного здания Петербургского Университета. Скульптур А.Г. Дёма, архитекторы

С. Л. Михайлов, Н.Н. Соколов. Он установлен как благодарность человека тем животным, которые использовались для проведения научных экспериментов и благодаря которым были сделаны великие научные открытия. Это первый памятник кошке установленный в России.

Кот Елисей и кошка Василиса - Ярославские кошки. Грозной опасностью для изможденных блокадников стали несметные полчища крыс, которые нападали на полуживых людей. Городские крысы, привыкшие питаться человеческими отходами, потеряли основной источник питания, так как люди не могли позволить себе выбросить даже крошку хлеба. Голодные крысы стали одним из страшных кошмаров блокадников: в поисках пищи они нападали на полуживых людей, а их миграционные потоки к зерновым элеваторам не удавалось остановить даже гусеницами танков.
Вскоре после прорыва блокады в Ленинград был направлен стратегический груз - 4 вагона дымчатых кошек из Ярославской области (дымчатые кошки считались лучшими крысоловами). Очевидцы рассказывали, что кошек расхватывали моментально, за ними выстраивались очереди. В январе 1944 года котенок в Ленинграде стоил 500 рублей, при том, что килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей. Как только блокада была снята, прошла еще одна кошачья мобилизация. На этот раз кошек набирали в Сибири специально для нужд Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев: в Ленинград было направлено 5 тысяч омских, тюменских и иркутских котов, которые с честью справились со своей задачей - очистили Эрмитаж от грызунов.

25 января 2000 года в память об этих событиях на Малой Садовой улице была установлена фигурка Кота Елисея, которую подарил городу известный петербургский предприниматель Илья Ботка. Высота кота 33 см., весит он 25 кг. Кот Елисей важно восседает на углу дома № 8, по Малой Садовой улице, наблюдая за прогуливающимися внизу людьми.
Но так как Коту Елисею стало "скучно" в одиночестве потешать гуляющую по пешеходной улице публику, то питерский историк Сергей Лебедев предложил на карнизе одного из домов по той же Малой Садовой водрузить фигуру подруги Кота - кошки Василисы.
3. 2. Итоги: Создать рисунок в карандаше для гравюры

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе


Тема: Графика. Гравюра по аппликации

Урок № 2

Цель: познакомить с техникой выполнения гравюры и создать свою

Задачи:

  • освоение техники гравюры на картоне;

  • развитие визуальной культуры;

  • развитие коммуникативных качеств учащихся;

  • Формирование эстетического вкуса при выполнении работы

Тип урока: практическое занятие

Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный

Учебно-методический комплекс:

Авторская презентация, фото авторские, учебник 5-го класса

Зрительный ряд: фото « Кошки», рисунки

Материалы: бумага для эскиза, простой карандаш, ластик, картон, ножницы, клей ПВА. Перчатки, гуашь черная, губка, газеты.


  1. Организационный момент. Готовность к уроку.

Цель, задачи урока

  1. Беседа

  1. Что такое гравюра? Перечислите виды техники гравюры.

  2. Перечислите этапы выполнения гравюры нашей работы.

  3. Правила техники безопасности при работе (работа с ножницами).


3. Практическая работа.

2й этап Перенести на картон, вырезать, выполнить аппликацию по эскизу. ( 25 мин)

4.Физкультурная пауза ( приложение)

3й этап Создание гравюры (оттиска на бумаге), работа с гуашью.

5. Итог: Просмотр, выставка творческих работ. Рефлексия.

6. Уборка рабочего места

Домашнее задание

Принести материал на тему «Космос»: рисунки (фото) планет, комет, космических кораблей, спутников и т.п.

Краски акварель, гуашь, кисточки, бумага А4, А3, свечка, черная гуашь, мыло, перчатки, зубочистки, пластмассовые палочки (вилочки), газеты.

Дипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классеДипломная работа Практическое освоение языка графики на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

Ленкова Н.Г.

2012. Гравюра по аппликации

Конспекты уроков № 3,4

В тематическом планировании данные уроки в разделе

Рисование на темы по памяти и представлению

Работа в технике «Граттаж», тема: «Космос»,

(апрель - «День космонавтики»)

Тема: графика - вид изобразительного искусства. Граттаж. (2 часа)

Урок № 1

Цель: познакомить с техникой выполнения «Граттаж», сграффито

Задачи:

  • познакомить с особенностью техники;

  • применить знания в практической деятельности;

  • совершенствовать коммуникативные навыки при работе в паре;

  • развитие эмоциональной сферы у обучающихся;

  • развитие пространственного мышления в создании композиции;

  • создание рисунка для граттажа.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно - иллюстративный, поисковый

Учебно-методический комплекс:

Авторская презентация, фото авторские, учебник 5-го класса

Зрительный ряд:

Фото репродукции работ художников в технике граттаж.

Материалы: бумага для эскиза, простой карандаш, ластик, картон, ножницы, клей ПВА.


  1. Организационный момент. Готовность к уроку.

Цель, задачи урока. К уроку подготовлены сообщения учащихся

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся

Беседа.

    1. Что такое графика? ( 1 мин)

    2. Какой вид графической техники вам знаком? (Гравюра).

    3. Каких известных мастеров художников - граверов вы знаете?

    4. Назовите наиболее известные вам произведения, выполненные в резцовой технике.

  1. Сообщение учителя

    1. Что такое сграффито? ( 1,5 мин)

Сграффито (от итальянского "sgraffiato" - процарапанный) - это монументальный декор в виде настенной одноцветной или полицветной "процарапанной" росписи. Техника сграффито заключается в следующем: на стену последовательно накладывают один или несколько слоев штукатурки разного цвета. Когда материал высохнет, внешний слой процарапывают или полностью удаляют участками на глубину до необходимого известкового слоя, создавая тем самым задуманный рисунок и цвет. Для этой работы используют различные скребки и резцы. Первые сграффито появились в XIII веке. После долгого забвения сграффито вновь обретает популярность в ХIХ-ХХ веке. Этот вид декора в основном применяется в интерьерах. Присущие технике сграффито четкость и силуэтность рисунка, а также отсутствие полутонов и цветовых переходов - наиболее полноценно воплощаются в орнаментальных композициях.

  1. Граттаж - разновидность техники сграффито

Сообщения учащихся «Граттаж» (2 мин)

Граттаж (франц. grattage, от gratter - скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Эту технику ещё называют "граффито".

Техника граттажа стала пользоваться огромной популярностью среди художников-графиков в первой половине XX столетия

В России Г. под названием граттографии впервые использовал

М. В. Добужинским в работах 1920-х ( БСЭ. 1969-1978). Его также применял литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад».

Граттаж и в настоящее время остается по-своему уникальным и выразительным средством рисования. Изображение создается в результате удаления (соскабливания) линий и пятен с основы черного цвета или участков черной краски, нанесенной на белый картон. Картон изготавливается промышленным способом и обладает гладкой поверхностью на меловой основе, которая стимулирует образование очень ярких белых тонов.

3.3 Сообщение учителя (2 мин) (если позволяет время)

Румынская художница

Кристина Пенеску (Cristina Penescu) родилась в Румынии, но, сколько себя помнит, живет в США. В детстве ей привили любовь к живой природе. А когда девочка увлеклась изобразительным искусством, то стала рисовать диких зверей и домашних животных.

С тех пор у юной художницы было много экспериментов со стилями и техниками, и лишь недавно Cristina Penescu, кажется, нашла собственную манеру.
Сейчас Cristina Penescu больше всего нравятся акриловая живопись и гратография. О последней и пойдет речь дальше. Эта техника дает возможность процарапывать детали, чтобы изображение получалось как живое и зритель смог рассмотреть каждую шерстинку животного и полюбить его так, как любит своих лохматых героев американская художница румынского происхождения.
На прессованный картон наносится ровный слой белой глины, который покрывается черной тушью. С помощью острого ножа художница процарапывает множество линий на картине. Одно изображение - это тысячи таких штрихов. После того, как линии процарапаны, Cristina Penescu часто наносит на «раненую» поверхность еще один тонкий слой туши - и снова берется за нож. Таким образом удается добиться полутонов и повысить реалистичность работ.
Иногда художница раскрашивает полученные картинки, и в цветных иллюстрациях уже очень трудно разглядеть намеки на технику граттажа.
Cristina Penescu в настоящее время в начале своей карьеры, как художник дикой природы, надеется вдохновить мир через изображения красоты природы которая нас окружает. Недавно она была принята в качестве члена всемирно известного общества художников животных, и также является членом Международного художественного общества по сохранению дикой природы.



  1. Физкультурная пауза (игры в приложении)



  1. Практическая часть

Примечание* в 5 классе изучаем природоведение, в котором есть раздел «Астрономия», поэтому очень хорошая связь между предметами

( изучали - рисуем)

Тема: «Космос», «Космическая фантазия»

5.1 Знакомство с графической техникой граттаж

(Презентация «Граттаж»)

  1. Выполнение работы

1й этап

Лист плотной бумаги (картона) полностью закрашиваем масляной пастелью (не путать с сухой!), восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Можно использовать цветную бумагу или покрыть лист акварелью (гуашью) разных цветов, но тогда сверху рисунок необходимо покрыть обычной восковой свечей

2й этап

Добавляем в черную тушь жидкого мыла или шампунь (примерно одна капля на столовую ложку туши), и этой смесью широкой кистью или губкой покрываем только что закрашенный лист, даем высохнуть. Как вариант можно использовать черную гуашь, акрил - кому-то такой способ наверняка понравится больше (работа с тушью в перчатках).

3й этап Создание композиции в карандаше на соответствующем формате.



  1. Итог: подготовленная бумага для работы А3, А4 или А4(А5) меньший размер для упражнения. Создание рисунка в карандаше на соответствующем формате, используя фото, рисунки о космосе.



  1. Уборка рабочих мест.



Тема: графика - вид изобразительного искусства. Граттаж.

Урок № 2

Цель: создание творческой работы в графической технике «Граттаж»

Задачи:

  • выполнение упражнений, тренировка, освоение техники «Граттаж»;

  • создание творческой работы на заданную тему;

  • развитие пространственного мышления в создании творческой работы;

  • развитие коммуникативных способностей.

Тип урока: практический

Методы: объяснительно - иллюстративный,

репродуктивный - выполнение тренировочных упражнений

проблемный - создание работы

1.Организационный момент

Готовность к уроку. Цель, задачи урока.

2.Активизация мыслительной деятельности

  1. Что такое граттаж?

  2. Назовите выразительные графические средства данной техники.

3.Практическая работа

4й этап

3.1. Создание рисунка в карандаше на соответствующем формате. Учитываем правила перспективы, выстраиваем композиционно.

3.2. Выполнение упражнений (тренировка)

4. Физкультурная пауза

5. Создание рисунка в технике «Граттаж»

6. Итог. Выставка работ. Рефлексия.

7. Уборка рабочего места

Раздел 5 Итоги.

  • Представлен исторический материал, включающий биографию, творческую деятельность мастеров графического искусства Средневековья, Русской школы и Советского периода.

  • Конспекты уроков учителей России и презентации.

  • Материалы учителей г. Санкт-Петербурга.

  • Конспекты уроков и авторские презентации 5 класса.

  • Методический материал поэтапного выполнения работ

  • Разработанная система подготовки сообщений для учащихся 5 класса

  • Познавательные задачи (работа с текстом) поискового характера

Такая системная работа способствует формированию мировоззрения при изучении художественно-исторического наследия произведений искусства через практическую деятельность учащихся.





Библиография

Нормативная литература


  1. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089

«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74 «о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312» ( вступает в силу с 01.09.2012), приказом МО и науки РФ от 31.01. 2012 № 69 « О внесении изменений в федеральный компонент гос. Образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 № 1089 государственного образовательного стандарта начального общего образования

2. Рабочая программа. Искусство. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. Ломов В.С., Игнатьев, Кармазина М.В. - М.: Дрофа, 2013.

3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

Энциклопедии и словари

  1. БСЭ, М.-1975,том 19, стр. 28, ст. офорт

  2. БСЭ, М-1972, том 7, стр. 204, ст. гравюра

Литература для учителя

  1. Кислых Г.С. Альбрехт Дюрер. М., Советский художник, 1972 г.

  2. Ломоносова М.Г. Графика и живопись. М.: 2003. - 207с.

  3. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учебное пособие. - М.: Астрель, 2006.

  4. Максимов О.Г. Рисунок в архитектурном творчестве. М.: 2003. - 464с.

  5. Никольский В.А., Кончаловский П.П. М.: 1936.

  6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968.

Учебные пособия:

  1. Гравюры Альбрехта Дюрера. М., Русский язык, 1984 г.

  2. Графика пейзажа. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005.

  3. Основы изобразительной грамотности. - М.: Просвещение, 1969.

  4. Учебно-методическое пособие для учителей изобразительного искусства и черчения, Санкт-Петербург-2011, Бакшинова Л.П., Марина Г.А.

Для учащихся:

  1. Ломов С.П. , С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина/ Учебник, 5 класс, ч. 1 «Искусство. Изобразительное искусство»

Интернет - ресурсы:

1.gendocs.ru Изобразительное искусство в школе: Сб. / составитель Г.Г. Виноградова - М: Просвещение, 1990 (Б-ка учителя изобразительного искусства)

  1. delakrua.ru Техника «Граттаж». Сграффито.

  2. dic.academic.ru Словари и энциклопедии

  3. festival.1september.ru Разработки уроков, конспекты, презентации ( Приложения 1- 10, конспекты уроков)

  4. krilov.ru/ Техника «Граттаж».

  5. paidagogos.com Значение обучению рисования в общеобразовательной школе

  6. sbiblio.com/biblio/archive История графики

  7. scrap-info.ru Граттаж. Техника выполнения

  8. den-za-dnem.ru/ Методика обучения рисования в школе

  9. grafik.org.ru История графики

  10. grafik.org.ru Книги об Альбрехте Дюрере и литературное наследие художника.

  11. uroki-risovania.ru Уроки рисования

  12. r u.wikipedia.org

  13. qalib.ru Графика. Графическая техника.

  14. marenta71 // Графика. Графические техники

  15. konkurs.infourok.ru/registration

Приложения (1-8)

1. Богатырева Ирина Валентиновна, учитель ИЗО, методист,

ГБОУ СОШ № 331 Невского района, г. Санкт-Петербурга

(приложение № 7)

«Когда уходит солнце на покой,

И поджигает горизонта кромку…» Силуэт

2. Ващук Инесса Владимировна, учитель ИЗО и МХК

Урок изобразительного искусства в 6-м классе. Тема: "Черное и белое - основа языка графики. Силуэт"

3. Домрачева Ирина Гавриловна, воспитатель (приложение № 5)

Внеклассное занятие по ИЗО во 2-м классе ЗПР "Изображение деревьев графическими материалами "Ветер в осеннем лесу"

4. Зубилина Анна Станиславовна, учитель ИЗО

"Графика зимнего леса". Выразительные возможности графических материалов 5 класс (приложение № 3)

5. Лисицина Людмила Викторовна, Учитель ИЗО и МХК

Урок-презентация по ИЗО в 5-м классе по теме: "Язык графики. Упражнение "Пятно и линия" (приложение № 1)

6. Малявко Нина Валентиновна учитель ИЗО и черчения, Сургут-2013

(приложение № 6)

«Рисунок - основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами» 6 класс

7.Павленко Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

Занятие по ИЗО в 4-м классе в технике "Граттаж"

(приложение № 4)

8.Петрук Ольга Ивановна, учитель ИЗО

Открытый урок по изобразительному искусству в 5-м классе на тему: "Графика - вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики - линия, пятно, штрих. Графическое изображение деревенского пейзажа: дома, калитки, дерева" (приложение № 2)




Словарь


  1. ГРА́ФИКА (греч. graphike, от grapho - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

  2. Меланхолия - задумчивая тоска, хандра, уныние.

Толковый словарь Ушакова.

  1. Офо́рт (фр. eau-forte - азотная кислота, буквально - «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) - разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.

  2. Штихель (нем. stichel - резец) - режущий инструмент, стальной резец. Используется при работе с металлом, деревом, костью, камнем, кожей. Применяется для гравирования.

  3. Гравёр (франц. graveur), 1) квалифицированный рабочий, выполняющий на гравировальных станках и вручную при помощи специальных резцов, игл и др. инструментов, а также посредством травления кислотами рельефный рисунок на различных материалах (металл, пластмассы, дерево, стекло и др.)

  4. Гравю́ра (фр. gravure от нем. graben - копать или фр. graver - вырезать, создавать рельеф) - вид графического искусства (и графической техники, полиграфической технологии), произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками

  5. Сухая игла - техника гравирования на металле, не использующая травление, а основанная на процарапывании острием твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски. Полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати.

  6. Резцовая гравюра (нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving), старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углублённые элементы печатной формы создаются с помощью острого резца (штихеля).

  7. АВТОПОРТРЕТ - портрет, написанный с самого себя.

  8. Травлёный штрих - гравюра на металле, офортная манера, именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или даже просто - офортом.
























2


© 2010-2022