Методическая разработка урока на тему: «Натюрморт»

Методическая разработка урока на тему: «Натюрморт»  В данной разработке урока предусмотрены следующие цели: Образовательный аспект: -  актуализация знаний о натюрморте как самостоятельном жанре изобразительного искусства; - сравнение графического рисунка с живописью; -  акцент на умение художника увидеть и подчеркнуть индивидуальность в работе. Развивающий аспект: -  формирование  дальнейшего художественного вкуса; -  совершенствование коммуникативных умений в процессе диалога о натюрморте; - ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального учреждения

«Белгородский техникум общественного питания»



Методическая разработка урока по предмету эстетика и дизайн

на тему: «Натюрморт»

Разработан урок преподавателем

спецдисциплин

Гороховой Т.И.







Тема урока: Натюрморт.

Тип урока: Обобщающе-закрепляющий.

Цель:

  • Образовательный аспект:

    • Актуализация знаний о натюрморте как самостоятельном жанре изобразительного искусства

    • Сравнение графического рисунка с живописью

    • Акцент на умение художника увидеть и подчеркнуть индивидуальность в работе

  • Развивающий аспект:

    • Формирование дальнейшего художественного вкуса

    • Совершенствование коммуникативных умений в процессе диалога о натюрморте

    • Развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности в процессе работы

  • Воспитательный аспект:

    • Создание условий для освоения духовного опыта в области станкового искусства

    • Воспитание культуротворческой личности, осознающей и созидающей целостную картину мира

Оборудование урока: Бумага, карандаши, краски, кисти.

Зрительный ряд: мультимедиа «Художественная галерея», DVD - диск: «Эрмитаж», аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года».



Ход урока:

На доске записан эпиграф к уроку: « Любите живопись поэты

Ведь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно».

  1. Актуализация.

Просмотр презентации «Натюрморт». После просмотра преподаватель задает учащимся вопросы:

  • Назовите жанры живописи?

  • Какие мысли рождаются у Вас по поводу этого жанра?

Просмотр отрывка из фильма «Эрмитаж». Раздел «Натюрморт». После просмотра преподаватель задает учащимся вопросы:

  • Какие чувства Вы испытываете просмотрев фильм?

  • Как Вы думаете, какой натюрморт может более точно рассказать о его происхождении краски или карандаш?

  1. Введение нового материала.

Преподаватель: В переводе с французского слово «натюрморт» означает «мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи: предметы быта, снедь, цветы, плоды и т.д. Возник этот жанр в 17 веке в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины. Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные черты их владельца, внешние предметы жизни определенной человеческой эпохи.

Учащийся: В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном - вещи говорят, прежде всего. Не о себе сих, а о своем хозяине. Это как бы косвенная характеристика. Человек незримо присутствует, порой кажется, будто только отошел и должен вернуться. Композиция здесь естественная, жизненная. Хорошо это видно в Голландских образах натюрмортов.

В ином типе натюрморта вещи изображаются, скорее, как нечто самоценное. Они говорят, прежде всего, сами о себе, словно предлагая зрительно полюбоваться красотой их облика. Формы, цвета. Разумеется, и такого рода натюрморты, в конечном счете, раскрывают своеобразие человеческого вкуса, восприятия мира и отношения к нему. Композиция здесь как бы «выставочная», декоративно организованная и строго продуманная.

В Советском искусстве ее блистательно продолжают развивать художники П.П. Кончаловский. И.И. Машков, В.Ф.Стожаров, А.Ю.Никич и др.

Так, натюрморт Машкова «Снедь московская: хлебы» как бы заставляют нас любоваться многообразием аппетитных хлебных изделий, и словно почувствовать их запах, вкус, ощутить хрупкость поджаристых корочек и пышность белого мякиша.

Оба типа не всегда воплощаются в чистом виде. Они могут совмещаться в одном и том же произведении, возможны переходные и промежуточные разновидности.

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрывать их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с этим это всегда человеческий мир, выражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни людей определенного общества.


  1. Просмотр фрагмента презентации «Изображение творческих работ».

На столах учащихся находятся инструкционные карты.

Вопросы к учащимся:

  • Дать характеристику цвета.

  • Как цвет воздействует на человека?

  • Назвать принципы теплохолодности.

  • Что такое рефлекс?

  • Что такое светосила?

  • Что такое светотень?

  1. Учащимся предлагается воспользоваться терминокартой и ответить на вопросы:

    • Чем отличается графика от живописи?

    • Что такое живопись?

    • Что такое анималистическое искусство?

    • Что такое батальный жанр?

    • Что такое бытовой жанр?

    • Что такое орнамент?

    • Где используется орнамент?

5.Мотивация через поэтическое творчество. Чтение преподавателем стихотворения О.Э. Мандельштама:

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка,

Так бриллиант невидим нам пока

Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершенной фразе.

6.Медитация. Настрой на практическую деятельность.

7.Задачи практической деятельности:

  • Актуализация технических знаний и умений при выполнении работы

  • Акцентирование знаний и умений при работе с красками

  • Стимулирование к воплощению творческого замысла

  • Консультация о достижении красоты через пропорцию

  • Показ презентации последовательности выполнения работы, схемы.

8. Подведение итогов урока. Преподаватель задает вопросы:

  • Как можно использовать цвет в профессиональной деятельности?

  • Где знания о натюрморте помогут Вам.

9.Рефлексия. На доске записано неоконченное предложение:

Натюрморт - это……


© 2010-2022