- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка урока на тему: «Натюрморт»
Методическая разработка урока на тему: «Натюрморт»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горохова Т.И. |
Дата | 26.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального учреждения
«Белгородский техникум общественного питания»
Методическая разработка урока по предмету эстетика и дизайн
на тему: «Натюрморт»
Разработан урок преподавателем
спецдисциплин
Гороховой Т.И.
Тема урока: Натюрморт.
Тип урока: Обобщающе-закрепляющий.
Цель:
-
Образовательный аспект:
-
Актуализация знаний о натюрморте как самостоятельном жанре изобразительного искусства
-
Сравнение графического рисунка с живописью
-
Акцент на умение художника увидеть и подчеркнуть индивидуальность в работе
-
-
Развивающий аспект:
-
Формирование дальнейшего художественного вкуса
-
Совершенствование коммуникативных умений в процессе диалога о натюрморте
-
Развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности в процессе работы
-
-
Воспитательный аспект:
-
Создание условий для освоения духовного опыта в области станкового искусства
-
Воспитание культуротворческой личности, осознающей и созидающей целостную картину мира
-
Оборудование урока: Бумага, карандаши, краски, кисти.
Зрительный ряд: мультимедиа «Художественная галерея», DVD - диск: «Эрмитаж», аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года».
Ход урока:
На доске записан эпиграф к уроку: « Любите живопись поэты
Ведь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно».
-
Актуализация.
Просмотр презентации «Натюрморт». После просмотра преподаватель задает учащимся вопросы:
-
Назовите жанры живописи?
-
Какие мысли рождаются у Вас по поводу этого жанра?
Просмотр отрывка из фильма «Эрмитаж». Раздел «Натюрморт». После просмотра преподаватель задает учащимся вопросы:
-
Какие чувства Вы испытываете просмотрев фильм?
-
Как Вы думаете, какой натюрморт может более точно рассказать о его происхождении краски или карандаш?
-
Введение нового материала.
Преподаватель: В переводе с французского слово «натюрморт» означает «мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи: предметы быта, снедь, цветы, плоды и т.д. Возник этот жанр в 17 веке в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины. Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные черты их владельца, внешние предметы жизни определенной человеческой эпохи.
Учащийся: В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном - вещи говорят, прежде всего. Не о себе сих, а о своем хозяине. Это как бы косвенная характеристика. Человек незримо присутствует, порой кажется, будто только отошел и должен вернуться. Композиция здесь естественная, жизненная. Хорошо это видно в Голландских образах натюрмортов.
В ином типе натюрморта вещи изображаются, скорее, как нечто самоценное. Они говорят, прежде всего, сами о себе, словно предлагая зрительно полюбоваться красотой их облика. Формы, цвета. Разумеется, и такого рода натюрморты, в конечном счете, раскрывают своеобразие человеческого вкуса, восприятия мира и отношения к нему. Композиция здесь как бы «выставочная», декоративно организованная и строго продуманная.
В Советском искусстве ее блистательно продолжают развивать художники П.П. Кончаловский. И.И. Машков, В.Ф.Стожаров, А.Ю.Никич и др.
Так, натюрморт Машкова «Снедь московская: хлебы» как бы заставляют нас любоваться многообразием аппетитных хлебных изделий, и словно почувствовать их запах, вкус, ощутить хрупкость поджаристых корочек и пышность белого мякиша.
Оба типа не всегда воплощаются в чистом виде. Они могут совмещаться в одном и том же произведении, возможны переходные и промежуточные разновидности.
Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрывать их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с этим это всегда человеческий мир, выражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни людей определенного общества.
-
Просмотр фрагмента презентации «Изображение творческих работ».
На столах учащихся находятся инструкционные карты.
Вопросы к учащимся:
-
Дать характеристику цвета.
-
Как цвет воздействует на человека?
-
Назвать принципы теплохолодности.
-
Что такое рефлекс?
-
Что такое светосила?
-
Что такое светотень?
-
Учащимся предлагается воспользоваться терминокартой и ответить на вопросы:
-
Чем отличается графика от живописи?
-
Что такое живопись?
-
Что такое анималистическое искусство?
-
Что такое батальный жанр?
-
Что такое бытовой жанр?
-
Что такое орнамент?
-
Где используется орнамент?
-
5.Мотивация через поэтическое творчество. Чтение преподавателем стихотворения О.Э. Мандельштама:
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка,
Так бриллиант невидим нам пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
6.Медитация. Настрой на практическую деятельность.
7.Задачи практической деятельности:
-
Актуализация технических знаний и умений при выполнении работы
-
Акцентирование знаний и умений при работе с красками
-
Стимулирование к воплощению творческого замысла
-
Консультация о достижении красоты через пропорцию
-
Показ презентации последовательности выполнения работы, схемы.
8. Подведение итогов урока. Преподаватель задает вопросы:
-
Как можно использовать цвет в профессиональной деятельности?
-
Где знания о натюрморте помогут Вам.
9.Рефлексия. На доске записано неоконченное предложение:
Натюрморт - это……