Рабочая программа по ИЗО 6 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Рабочая программа по ИЗО 6 класс





Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана и на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: автора - научного руководителя, член корреспондента АПН СССР, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Б.М. Неменского « Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл.» /Сост. Б.М. Неменский - М.: Просвещение, 2009; к учебнику Горяева Н. А., Островская О. В. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014г.; обязательного минимума содержания основного общего образования по изобразительному искусству .

Отличительных особенностей по сравнению с программой нет.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение «Изобразительного искусства» в 6 классе - 34 часа. Данная рабочая программа предусматривает изучение «Изобразительного искусства» в 6 классе с расчётом на 34 часа ( 1 час в неделю).

Направленность курса на развитие художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями, создает условия и для реализации надпредметной функции, которую Изобразительное искусство выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на освоении художественно - образного языка, средств художественной выразительности, на систематическом освоении художественного наследия культуры своего народа и предполагают развитие эмоционально - нравственного потенциала ребенка.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности обучающихся

Общая характеристика предмета:

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества - главный смысловой стержень рабочей для 6 классов Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства - развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении обучения в 6 классах школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

Рабочая программа строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, основная школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

Основное содержание учебного предмета

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 34 часа

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов)

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей... Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)

История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов)

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)

Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:

  • патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок : формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по Изобразительному искусству основного общего образования должны отражать:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки;

умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт художественно - творческой деятельности:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры;

развитие эмоционально - ценностного видения окружающего мира;

зрительной памяти, ассоциативного мышления;

развитие визуально - пространственного мышления;

освоение культуры во всем ее многообразии жанров и стилей;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально - пространственных искусств, в том числе базирующихся на ИКТ;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

формирование стойкого интереса к творческой деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся в 6 классе:

В результате изучения ИЗО обучающийся 6 класса научится:

знать /понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Содержание программы

по предмету «Изобразительное искусство»

6класс

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала


Содержание

Кол-во часов

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА

8

МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ

9

ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ

9

ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ

8

Всего

34



Календарно-тематическое планирование


Дата проведения

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

6 класс

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

(34 ч)

Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Различные уровни восприятия произведений искусства.

Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.

Жанры в изобразительного искусства. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.

Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.

Практические творческие работы.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8)

1.

1-4.09

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материала и художественная техника.

Задание: Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок и графических материалов

Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства. Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные; конструктивные, декоративные, Объяснять их различное назначение в жизни людей. Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе. Приобретать представления об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность Уметь определить, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение. Понимать, что восприятие произведения искусства - творческая деятельность на основе зрительской культуры, т.е. определенных знаний и умений

2.

7-11.09

Рисунок - основа изобразительного творчества

Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы в их выразительные возможности.

Задание: Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений , травинок, веточек, соцветий или простых мелких предметов

Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров. Овладеть начальными навыками рисунка с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками размещения рисунка в листе. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

3.

14-18.09

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Задание: Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер(линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий тонких, широких , ломких, корявых, волнистых)

Приобретать представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника. Объяснять что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа. Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников. Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроение с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков. Овладеть навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия). Знать и называть линейные графические рисунки известных художников

4.

21-25.09

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Задание: Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман)

Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел. Овладевать представлениями о пятне как одном их основных средств изображения. Приобретать навыки обобщенного, целостного видения формы. Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.

5.

28-2.10

Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Задание: Создание фантазийных изображений сказочных царств с использованием ограниченной палитры и с показом вариативных возможностей цвета

Знать понятия и уметь объяснять их значение: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком и о воздействии цвета на человека. Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветовой круг цветотональная шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета. Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции. Различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета. Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета..

6.

5-9.10

Цвет в произведениях живописи.

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Задание: Изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием (яркий, радостный букет золотой осени, времени урожаев и грустный, серебристый, тихий букет поздней осени)

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять понятии: цветочные отношения, теплые и холодные цвета цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет. Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета. Объяснять понятие «колорит». Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. Приобретать творческий опыт в процессе создания краскам и цветовых образов с различными эмоциональным звучанием. Овладевать навыками живописного изображения

7.

12-16.10

Объемные изображения в скульптуре.

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением, Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.- и их выразительные свойства.

Задание: Создание объемных изображений животных в разных материалах

Назвать виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях. Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объемного изображения животных различными материалами.

8.

19-23.10

Основы языка изображения (обобщение темы)

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей. Объяснять почему образуются различные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение. Объяснять , почему изобразительное искусство - особый образный язык. Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах. Участвовать в выставке творческих работ.

«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)

9.

26-30.10

Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому.

Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Рассуждать о роли изображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека. Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества .Уяснить, что изображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность. Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов.

10.

9-13.11

Изображение предметного мира- натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке.

Задание: Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с решением задачи их композиционного, ритмического размещения на листе.

Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов в зависимости о целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных , простых предметов (кухонная утварь). Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении. Получать навыки художественного изображения способом аппликации. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.

11.

16-20.11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Задание: Изображение с натуры силуэтов двух- трех кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур

Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и объемные тела. Выявлять конструкции. Предмета через соотношение простых геометрических фигур. Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.

12.

23-27.11

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Задание: Создание линейных изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел, выполненных из бумаги или из гипса

Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи. Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира .Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху , снизу и сбоку, а так же использовать их в рисунке. Объяснять перспективные сокращения в изображении предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел

13.

30-4.12

Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Задание: Выполнение быстрых зарисовок геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением с целью изучения правил объемного изображения

Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства. как средство построения объема предметов и глубины пространства. Осваивать основные правила объемного изображения предмета ( свет, тень, рефлекс и падающая тень). Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение композиции натюрморта. Знакомиться с картинами-натюрмортами европейского искусства XVII-XVIIIвеков, характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений

14.

7-11.12

Натюрморт в графике

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Задание: Выполнение графического натюрморта с натурной постановки или по представлению.

Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получать представления о различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра , каковы ее виды. Приобретать творческих опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне.

15.

14-18.12

Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Задание: Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние(праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт)

Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания

16.

21-25.12

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве Х1Х-ХХ веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Художественно- творческое задание

Задание: Создание натюрморта, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет»

Узнавать историю развития жанра натюрморта. Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре. Выбирать и использовать различные художественные материла для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир.

Вглядываясь в человека. Портрет.(10)

17.

11-15.01

Образ человека - главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Знакомиться с велики произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портерного образа человека в искусстве. Получать представления об изменчивости образа человека в истории. Формировать представления об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Понимать и объяснять , что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих художественных впечатлениях.

18.

18-22.01

Конструкция головы и ее основные пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Задание: Выполнение портрета в технике аппликации

Приобретать представления о конструкции , пластическом строении головы человека и пропорциях лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации

19,

20.

25-29.01

1-5.02

Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Задание: Зарисовки объемной конструкции головы, движения головы относительно шеи; участие в диалоге о рисунках мастеров.

Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра. Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенности при общих закономерностях строения головы человека. Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека. Создавать зарисовки объемной конструкции головы.

21.

8-12.02

Портрет в скульптуре.

Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Задание: Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт воспитания скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульпторах -портретистах. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. Учиться по -новому видеть индивидуальность человека

22.

15-19.02

Графический портретный рисунок

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Задание: Создание рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника (с натуры)

Приобретать интерес к изображениями человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Развивать художественное видение, наблюдательность , умение замечать индивидуальные особенности и характер человека. Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох , о разнообразии графических средств в решении образа человека. Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.

23.

22-26.02

Сатирические образы человека.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. дружеский шарж.

Задание: Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей.

Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении. Учиться видеть индивидуальных характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятная как средств выразительного изображения человека

24.

29-4.03

Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Задание: Наблюдения натуры и выполнение набросков головы в различном освещении

Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Учиться видеть и характеризовать эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. Различать освещение по «свету» против «света» боковой свет. Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое взаимодействие на зрителя. Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства

25.

7-11.03

Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Задание: Создание портрета знакомого человека или литературного героя.

Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа. Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения

26.

14-18.03

Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера: П.Пикассо, А.Матисс, С. Дали. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве XX века.

Задание: Создание автопортрета или портрета близких людей.

Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и ее духовных ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлении о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Приобретать творческий опыт т новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека.

Человек и пространство. Пейзаж (7 ч)

27.

21-25.03

Жанры в изобразительном искусстве

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический жанры.

Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве дает возможность увидеть изменения в видении мира. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни , свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме.

28.

4-8.04

Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом, Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы в его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл.

Перспектива учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Задание: Изготовление «сетки Альберти» и исследование правил перспективы в помещении и на улице, создание простых зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений. Изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

Получать представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох. Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражение различных мировоззренческих смыслов. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Получать представления о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. Наблюдать пространственные навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства.

29.

11-15.04

Пейзаж - большой мир

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Задание: Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки»

Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы и пейзажных произведениях живописи и графики. Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства.

30.

18-22.04

Пейзаж настроения. Природа и художник

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Задание: Создание пейзажа настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором личного впечатления от состояния в природе

Получать представления о том , как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIX века. Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроение человека. Приобретать опыт колористического видения, созидания живописного образа эмоциональных переживаний человека. Называть имена великих русских живописцев. Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве Шишкина , Левитана. Уметь рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников

31.

25-06.05

Пейзаж в русской живописи

История формирования образа природы в русском искусстве. Образы природы в произведениях А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина

Задание: Разработка творческого замысла и создание композиционного живописного пейзажа. (на темы: «Страна моя родная», «Дали моей Рожины» на основе выбранного литературного образа природы в творчестве Пушкина, Тютчева, Есенина)

Получать представление об истории развития художественного образа природы в русской культуре. Называть имена русских живописцев и узнавать известные картины Венецианова, Саврасов. Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве Шишкина, Левитана. Уметь рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников

32.

9-13.05

Пейзаж в графике. Городской пейзаж

Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Многообразие графических техник

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа. Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».

Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник. Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок.

33.

16-20.05

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы) Выставка творческих работ

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства - труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизини общества, в жизни человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного отображения, ее претворении в художественный образ. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.

34.

23-27.05

Резерв



Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

  1. Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

  2. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

  3. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

  4. Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Перечень учебно-методического обеспечения

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 ).

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят:

Учебники.

Неменская Л.А. «Изобразительное искусство в жизни человека. 6 класс», под редакцией Б.М. Неменского.

Пособия для уителей.

Неменская Л.А. «Изобразительное искусство в жизни человека. 6 класс», под редакцией Б.М. Неменского.

Л.Кондрашова «Основы техники рисунка»;

Сокольникова «Основы рисунка, живописи, композиции 5 - 8 классы».

Методическая литература:

  1. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.

  2. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.

  3. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.

  4. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.

  5. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.

  6. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.

  7. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.

  8. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998.

Согласовано на ШМО

художественно-эстетического цикла и ОБЖ

________Л.Н. Филимонова

28.08.2015 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_____Л.Н.Филимонова

от 28.08.2015 г.




© 2010-2022