Открытый урок по ИЗО Ветка сакуры

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕДЕЛЯ ТВОРЧЕСТВА

Автор разработки: учитель ИЗО

Ниязова Зарина Эдильевна

Открытый урок «Ваза в японском стиле». Ветка сакуры.

3 класс

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с искусством живописи Японии;

  2. Показать связи поэзии и искусства Японии, осуществлять меж предметную связь с уроками ИЗО, с музыкой и литературой;

  3. Развивать и формировать художественный вкус, любовь к прекрасному;

  4. Познакомить учащихся с необычным способом рисования.

Материалы:

Для учителя: ПК, тушь, шаблон вазы, кисти.

Зрительный ряд: Иллюстрации сакуры, репродукции живописи японских художников.

Литературный ряд: японская поэзия.

Музыкальный ряд: традиционная инструментальная музыка Японии

Для учащихся: Шаблоны ваз из ватмана, художественная тушь, акварельные краски, трубочки, кисти.

Ход:

  1. Организационный момент. Готовность к уроку.

  2. Беседа.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам, ребята, отправиться в путешествие в одну удивительную страну. Но сначала, скажите, а вы могли бы согласиться с выражением, что «В ЖИЗНИ КАЖДАЯ МИНУТА ТАИТ В СЕБЕ ЧУДО» (Альбер Камю французский писатель и философ).

- Правильно, а почему?

- Потому что, каждую минуту, мы не знаем, что может произойти!

- А на уроке рисования, сегодня, может произойти какое-то чудо?

- Мы с вами определили, что на уроке рисования может произойти волшебство или чудо. И сейчас мы с вами это проверим, но сначала, ответе на один вопрос:

- А на чем мы можем рисовать?

- На бумаге, на ткани, на полотне, на стекле, холсте, по дереву, на стене!

- А на каких, совершенно, необычных материалах, или каким необычным способом мы можем рисовать?

- На воде, на камнях, на песке, на молоке, на подсолнечном масле.

- Я сегодня покажу вам интересный и необычный способ рисования с помощью этих волшебных трубочек. Вы назвали много способов и материалов с помощью которых мы можем рисовать. А как вы думаете, воздухом, мы можем рисовать? Проверьте, пожалуйста, свою волшебную трубочку. И я вам сейчас подарю капельку художественной китайской туши. И вы при помощи воздуха, создадите свои первые маленькие шедевры на ваших формочках вазы.

(Ученики воздухом раздувают капельку туши по вазе из бумаги)

- На что похожи ваши чудесные рисунки?

- На дерево, на ветки, согласна. А на живопись какой страны похожи ваши рисунки?

- Вы правы, ребята, эта страна - ЯПОНИЯ. Страна восходящего солнца, страна зелёных гор и морских заливов. В этой стране можно увидеть самую разнообразную природу, можно сказать, что здесь соседствуют север и юг.

Каждый, кто побывал здесь, был очарован ею. (Слайд 1,2)

Как вы думаете, с чем мы познакомимся в этой стране?

- Мы совершим знакомство с образом художественной культуры Японии.

(Звучит японская музыка) Так же мы попробуем научиться любованию поэтическими явлениями природы. (Слайд 3, 4)

Весной японцы любуются цветением сливы, вишни. (Слайд 5,6)

Зимой принято любоваться свежевыпавшим снегом. (Слайд 7,8)

Осенью японцы наслаждаются багряной листвой горных кленов и полной луной. (Слайд 10, 11)

Главная черта японского искусства - стремление к гармонии с природой. (слайд 12)

Тайна искусства этой страны состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. (слайд 13) Любование - это не просто наблюдение, "смотрение", но обязательно переживание, острое восприятие всеми чувствами - зрением, слухом, обонянием и даже осязанием.

Японское искусство взяло на себя задачу быть красноречивым на языке недомолвок.

В Японии считают, что окружающие человека вещи должны вызывать потребность видеть и ощущать их, испытывать радость, находить в них эстетическое наслаждение. Переживание красоты всегда заключало в себе момент быстротечности: красота раскрывалась как бы в своей высшей точке и потому ощущалась как мгновенная, едва уловимая и преходящая, готовая в следующий момент исчезнуть бесследно. (Слайды 14, 15)

Горные пейзажи Японии, её туманные острова, необыкновенно красивая природа не могут не волновать. Если мы посмотрим произведения мастеров японской живописи , то отметим какую-то необыкновенную силу завораживающего таинства природы. Все не просто изображено, а передано как драгоценность и неповторимость.

Любимые мотивы - горы и воды, цветы и птицы, травы и насекомые. Монохромная или слегка тонированная гамма туши и минеральных водяных красок позволяет создать необыкновенно поэтический, философского содержания пейзаж, в котором художник давал простор своей фантазии. (Слайд 16)

И сейчас, мы с вами, создали ветки САКУРЫ, теперь акварелью мы допишем цветы, и летящие на ветру лепестки цветов.

САКУРА - это японское название деревьев вишни. (Слайд 17, 18). В Японии вишневый цвет символизирует облака, символизирует эфемерность жизни - что означает философию о мимолетности, чрезвычайной красоте и скорой смерти цветов, часто сравнивается с жизнью человека.

Благодаря этому цветок сакуры глубоко символичен в Японской культуре. Образ сакуры часто используется в японском искусстве, манге, аниме, кино, литературе, музыке.

- Сейчас я предлагаю, ребята, вам (пока вы пишете цветы) познакомится с традиционным жанром японской поэзии - Хокку. Я прочту вам Хокку о сакуре.

Лепестки ворожат -

Мельтешит и мерцает храм

Сквозь ветви сакуры.

Ёса-но Бусон

Один за другим

Опадают лепестки махровой сакуры,

Порхая на ветру.

Масаока Сики

Когда бы вишни дивные цветы

Средь распростёртых гор всегда благоухали

День изо дня,

Такой большой любви,

Такой тоски, наверно, мы б не знали!

Ямабэ-но Акахито

Как хорошо,

Когда, на рассвете проснувшись,

Выглянешь в сад -

И увидишь вдруг, что бутоны

превратились в цветы на вишне.

Татибана Акэми

(Горная вишня)

Лунным сияньем

Залита вишня в горах.

Вижу, под ветром

Дрожь по деревьям прошла, -

Значит, цветы опадут?!

Кагава Кагэки

В пору цветенья

Вишни сродни облакам -

Не потому ли

Стала просторней душа,

Словно весеннее небо…

Камо Мабути


  1. Выполнение работы самостоятельно под звучание японской музыки.

- Наш урок подходит к концу. (Выставка работ)

- Скажите, ребята, на этом необычном уроке, мы смогли совершить чудеса? Удалось ли нам порисовать чудесным способом - воздухом?

- Да.

- А вы сможете, теперь ответить на вопрос, что «в жизни каждая минута таит в себе чудо» ?

- Да.

- Спасибо вам за урок, за внимание.

  1. Завершение. Уборка.



© 2010-2022