Доклад на тему Народное искусство на уроках декоративного рисования

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бора-Тайгинская средняя общеобразовательная школа





Доклад

на тему

«Народное искусство на уроках декоративного рисования»

Я работаю по программе в 1-4 классах, разработанной под руководством Б. М. Неменского. В программе изложены цели, задачи, содержание художественного образования и воспитания школьников средствами пластических видов искусства.

Основным показателем этой программы является формирование познавательного интереса детей к искусству, творческой активности, бережного отношения к памятникам культуры, понимания роли искусства в жизни общества.

В программе раскрываются методы работы с младшими школьниками. Работа педагога в области изобразительного искусства с детьми, органически взаимосвязанная с другими видами художественного воспитания (средствами литературы, музыки, хореографии, кино, театра), закладывает фундамент эстетического образования ребенка.

Учитель, осуществляющий художественное развитие детей, должен обладать наибольшей творческой свободой, но действовать на уроках изобразительного искусства в системе ограничений, предусмотренных учебно-воспитательными задачами и основной идеей программы. Свой урок учитель должен строить, исходя из увлечений и условий работы, имеющегося наглядного материала.

Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в наше время придают большое значение.

Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству, характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Искусство пробуждает в человеке не только эстетические , но и нравственные чувства, способствует формированию нового, более высокого понимания явлений, которое может проявиться в его поступках, в поведении, в отношении к окружающим.

Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или в мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека. Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки изображающие животных и сцен охоты, первые скульптуры - вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшенные резьбой и расписанные орнаментам. С древнейших времен люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в рисунке, скульптуре, орнаменте.

Живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ - виды изобразительного искусства, отличающиеся и общими чертами, и специфическими изобразительными средствами.

Иллюстрация книг - самый распространённый вид ИЗО с которым встречаются дети. Воплощая идейное содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных, искусство иллюстрацией - одно из самых сильных средств воспитания.

Декоративное искусство - это художественно выполненные посуда, мебель, садовые решетки, облицовка домов, одежда, ювелирные изделия и даже машины. Самую обычную вещь руки художника могут превратить в прекрасное произведение искусства.

ДПИ охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности: керамику, ткачество, ювелирные изделия. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса народа. Особенно велико воспитательное значение народного ДПИ. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи.

Создание декоративных изделий осуществляются и в промышленном производстве. В дальнейшем, по мере расширения жилищного строительства повышается культура быта, все более широкий круг предметов, изделий промышленного производства будет входить в сферу декоративного искусства. Специфики ДПИ заключаются в том, что произведения его должны быть в одно и то же время полезны и красивы.

Громадную роль в развитии современного ДПИ играют выработанные веками традиции искусства народов нашей страны. В каждом регионе есть свои народные промыслы. И поэтому нельзя забыть и местные художественные промыслы, которые также имеют большую эстетическую, художественную и воспитательную ценность. Ребенок должен знать и любить свою малую Родину.

У тувинцев наиболее полным опытом работы с цветом является роспись по дереву. В кочевом быту, в юрте расписывались многие предметы: передние стенки выдвижных сундуков, аптара, спинки кроватей, столики, шкатулки, дверцы шкафов, музыкальные инструменты.

Роспись была богатой, яркой и потому вещи, украшенные ею, являлись основной доминантой в эстетическом убранстве жилища. Тувинцы и сейчас расписывают некоторые предметы быта, храня традицию народного искусства.

Ярче всего искусство декоративной живописи проявилось в росписи аптара. По сохранившимся аптара можно судить о цветовой эстетике народа. В палитре росписи наиболее традиционными доминирующими цветами являются красный, зеленый, синий и их различные оттенки. Краски на деревянную поверхность наносили кисточками. Делали самодельные кисточки из конского волоса, хвостов белки, соболя, тушканчика, горностая, барсука, из шерсти козы, сарлыка. При нанесении фона под роспись специально изготавливались кисти из жил животных.

Технические основы народного искусства, подобные описанными сегодня, к сожалению, почти забыты или забываются. С ними утрачиваются черты, во многом определившие своеобразие национального художественного прошлого.

В первом классе учитель учит детей осваивать некоторые элементы узора, характерные для народных орнаментов и современного декоративного искусства. Учитель учит детей составлять декоративные композиции средствами рисунка и аппликации на основе современной декоративной росписи, ткачества, текстиля, керамики и т.д., украшать предметы материалов. Детям показывают на только таблицы, рисунки с изображением произведений прикладного искусства, но и сами предметы искусства.

Особенность декоративного рисования во втором классе: образцами служат произведении декоративного искусства, которые дети учатся анализировать. Учитель подбирает в последовательности усложнения и по различным стилям орнамента.

В третьем классе дети знакомятся с образцами игрушек Дымково, Филимонова, Хохломы, Городца, Богородского и т.д. Хорошо если есть возможность представить местные промыслы.

В четвертом классе дети изучают красоту родного края, знакомятся с произведениями русского ДПИ. И все же предметное рисование не находило широкого развития, и еще долго живописью тувинца-кочевника оставалась декоративная роспись. Принято считать, что искусство каждого народа приобретает свою индивидуальность и своеобразие благодаря устойчивости определенных образов, тем, сюжетов, системе стилистических особенностей, своеобразию изобразительных, выразительных средств, особому миру чувствования и пониманию окружающего мира.

Есть среди тувинцев люди, владевшие искусством иконографии. Их называли чурагачы или чурукчу-художник. Примечательно, что в старой Туве искусные мастера любых ремесел были в большом почета. В знак уважения их таланту народ называл их не по именам, а по степени мастерства и принадлежности к делу: шевер - умелец, искусник, дарган - кузнец, эзер чазаар - мастер по седлам, чурагачы - мастер по росписи. Одним из них был Даваа Ондар - тувинец родом из Сут-Холя. Его незаурядный талант просто не укладывался в строгие иконографические законы, сковывавшие творческую индивидуальность, требовал свободу, свойственной народному творчеству. Поэтому Даваа, помимо культовой живописи, часто обращался к ДПИ: вырезал из дерева различные фигуры, игрушки, шахматы, работал с кожей, расписывал бытовую утварь.

В заключении я предлагаю учителям начальных классов некоторые советы из своей практики.

При подготовке к уроку педагогу следует познакомится с содержанием работы всей четверти, понять логику заданий, осознать ведущие идеи каждой четверти в их развитии.

Беседы с детьми должны строится эмоционально, с опорой имеющееся жизненные представления школьников и опыт их общения с природой и искусством.

Перед практической работой детьми демонстрируются методические пособия, таблицы, которые содержат не конкретные варианты, выполнение заданий, а лишь некоторые художественные приемы, например: по цветоведению, по графике и т. д.

Время отводимые на практические задания зависит от задач урока, которые ставит педагог, количества школьников в классе, наличия художественных материалов, их разнообразия.

Эмоциональным и содержательным дополнением к раскрытию темы каждого занятия являются введение музыкального и литературного ряда. Музыка и поэзия позволяют школьникам и глубже осознать создаваемый художественный образ, и более творчески подойти к выполнению задания.

Обсуждение выполняемых работ является важнейшим элементом урока, поскольку оно не только акцентирует внимание детей на полученных результатах, но и является элементом повторения пройденной темы, способствует развитию интереса учащихся друг к другу, раскрывает достоинства каждого и определяет степень отзывчивости детей на успехи и неудачи сверстников.

Использованная литература:

  1. Б. М. Неменский, Н. Н. Фомин «Изобразительное искусство и художественный труд»; 1-4 классы. ИЗО, Просвещение, 1991г.

  2. Т. Я. Шпикалова «Уроки декоративного рисования»; М-Просвещение, 1991г.

  3. Я. Я. Чернецкий «Изобразительное искусство в школе»; М-Просвещение, 1991г.

  4. Г. Г. Виноградова «Изобразительное искусство в школе»; М-Просвещение, 1990г.

  5. А. С. Хворостов «Декоративно-прикладное искусство в школе»; М-Просвещение



© 2010-2022