• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса по программе Б. М. Неменского

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса по программе Б. М. Неменского

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Основная цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изоб...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение

«Вишневская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена на заседании методического объединения эстетического цикла

Протокол №1

от 29.08.2015 г.

Председатель:_____А.В.Каськов

Согласована

с заместителем директора

по УВР

_______________ 2015 г.

Бабичева Н.И.___________

Утверждена

Приказом № 54

от 31.08.2015 г.

Директор школы: ________ П.И. Сасин





Рабочая программа

по изобразительному искусству


для 5 класса

Составитель:

Бабичева Наталья Ивановна, учитель I квалификационной категории












Вишнево - 2015


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа.

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Основная цель предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: программа /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2010, рабочих программ по учебникам «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М.Неменского, авт-состав. Л.В.Шампарова. - Волгоград: Учитель, 2011 года. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.

Рабочая программа составлена с учётом регионального компонента, где учитывается аспекты этнокультурного образования, которые нашли отражение в таких нормативно-правовых документах как: Концепция художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) (приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Структура документа.

Программа включает несколько разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; задачи художественного развития учащихся; формы текущего контроля, нормы оценки учащихся и календарно-тематическое планирование.

Цели художественного образования.

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

-развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

-освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

-формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Результаты обучения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно - ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности: практическая работа или тест.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунка, проект, викторина, тест.

Нормы оценки знаний по изобразительному искусству

Оценка "5"

учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синтетическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства. «Основы художественного мышления и знаний» - тема всего курса обучения изобразительному искусству в основной школе.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе Государственного образовательного стандарта.

Одна из главных целей преподавания искусства - развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития умения сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно- пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

4. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 35 часов. Согласно региональному базисному учебному плану, на основе которого сформирован учебный план школы, на предмет «Изобразительное искусство» (предметная область «Искусство») отведено 1 час в неделю в 5 классе. Содержание полностью соответствует авторской программе Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс» 2010.

Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.

В содержание уроков входит составление декоративной композиции традиционных мотивов гжельской, хохломской, городецкой, жостовской росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, старооскольской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год - 35.

Количество часов в неделю - 1.

Количество часов в I четверти - 9.

Количество часов во II четверти - 7.

Количество часов в III четверти -11.

Количество часов в IV четверти - 8.




5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры Отечества;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства

- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела, темы

Планируемый

результат

кол-во часов

  1. Древние корни народного искусства - 8 ч.

1.

Древние образы в народном искусстве. Символика, цвета и формы.

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с курскими народными костюмами и народно-праздничными обрядами.

1 ч.

2

Единство конструкции и декора в народном жилище. Декор русской избы

1 ч.

3.

Внутренний мир русской избы

1 ч.

4.

Конструкция. Декор предметов народного быта и труда.

1 ч.

5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1 ч.

6.

Народный праздничный костюм

1 ч.

7-8.

Народные праздничные обряды

2 ч.

II.Связь времён в народном искусстве- 8 ч.

1.

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки.

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях дымковского, каргопольского и филимоновского промысла. При изучении Семикаракорской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

1 ч.

2.

Практический урок по изготовлению игрушки.

1 ч.

3 - 7

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

а) Хохлома

б)Синие цвета Гжели.

в) Жостовские букеты.

г) Искусство Городца.

д) Выполнение Городецкой росписи на разделочных досках

4 ч.

8.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение раздела)

1 ч.

III. Декор-человек, общество, время- 12 ч.

1.

Зачем людям украшения

Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами разных областей, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

1 ч.

2-3.

Декор и положение человека в обществе

2ч.

4-5.

Одежда говорит о человеке.

2 ч.

6.

Декоративно - прикладное искусство Курского края

2 ч.

7.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы

1 ч.

8.

Слово и образ. Шрифт. Буквица.

9.

О чём рассказывают гербы.

1 ч.

10.

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

1 ч.

11.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок - викторина).

1 ч.

12.

Урок - игра.

Знатоки декоративно- прикладного искусства.

1 ч.

IV. Декоративное искусство в современном мире- 7 ч.

1.

Современное выставочное искусство

Знакомиться на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимать их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).

1 ч.

2.

Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства. Виды ДПИ.

1 ч.

3-4.

Изготовление русской тряпичной куклы

2 ч.

5-6.

Способы и приемы работы с соленым тестом. Народная игрушка

2 ч.

7.

Обобщение материала по темам раздела и года

1 ч.

Итого: 35часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35часов

Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома).

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

Тема I четверти:

«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с народным курским костюмом и народно-праздничными обрядами. Древние образы в народном искусстве. Декор русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.

Тема II четверти:

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях дымковского, каргопольского и филимоновского промысла. При изучении Семикаракорской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Семикаракорской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Тема III четверти:

«Декор - человек, общество, время» (12 ч)

Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья, Курского края основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами разных областей, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе. Введение в проблематику: «Зачем людям украшения». Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке. Костюмы древних цивилизаций. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца». О чем рассказывают гербы и эмблемы. О чём рассказывают гербы. Что такое буквица? Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Тема IV четверти:

«Декоративное искусство в современном мире» (7 ч)

Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета). Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики и т.д.).







8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическое обеспечение

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

• Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.

• Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / И. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2014.

• Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 5 класс: рабочая тетрадь / И. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014.

• Горяева, Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс / И. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.

  • Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

  • Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. - М.Просвещение, 2010. - 48с. - (Стандарты второго поколения).

Дополнительные пособия для учителя:

  • Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.

  • В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

  • И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

  • Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

  • Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник. 3-е изд. М., 1997.

• Крестовская, Н. О. Искусство Жостова / Н. О. Крестовская. - СПб. : Русский музей, 2007.

• Лоренц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н. Ф. Лоренц. - М. : Эксмо, 2010.

• Изобразительное искусство. 5 класс : поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград : Учитель, 2010.

• Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010.

• Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Е. С. Туманова, JI. Ю. Романова, Т. В. Старостина. - Волгоград : Учитель, 2009.

Дополнительные пособия для учащихся:

• Кора, Д. Мифология : энциклопедия (детская) / Д. Кора. - М.: Росмэн, 2010.

• Винник, И. Мир кукол. Истории и легенды / И. Винник. - М. : ACT, 2010.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

ru.wikipedia. org/wiki

artvek.ru/dekor07.html

artprojekt.ru/library/rusl8/st019.html

die.academic.ru/dic.nsf/bse/83575/?

ntrust.ru/public.cms/?eid=690551

museum.ru/N31505

http ://franky-boy 2.livejournal.com/191069.html

ellada.spb.ru

9. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Задачи художественного развития учащихся

В итоге освоения программы учащиеся должны знать:

• истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

• особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

• семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

• несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

• различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

• различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

• выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

• передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

• умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

• создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

• владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

• владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Формы организации учебного процесса: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование урок с дидактической игрой.

Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной

7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип и форма организации урока

Вид деятельности и формы работы на уроке

Планируемые результаты обучения

Виды деятельности обучающихся


Д/З

Дата проведения

План/факт

Освоение предметных знаний, умений

Универсальные учебные действия



Древние корни народного искусства (8 часов)

1

Древние образы в народном искусствеСимволи-ка, цвета и формы.

1

Урок-лекция

беседа, практикум

Знать символический характер народного декоративного искусства.

Уметь «прочитать» орнамент

П. : определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Л: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Рисунок на тему «Древние образы в резьбе по дереву, росписи»

подобрать материал по теме «Народное жилище»

2

Единство конструкции и декора в народном жилище. Декор русской избы

1

Урок применения знаний и умений Практическое занятие

беседа,

практикум

Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и др.).

Уметь выстраивать

орнаментальную

композицию

П.: Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Л: ценностное отношение к культуре своего края.

Рисунок наличника окна с характерным орнаментом.

Найти иллюстрации интерьера крестьянской избы

3

Внутренний мир русской избы

1

Урок формирования новых знаний

беседа,

демонстрация, практикум;


Знать жизненно важные участки крестьянского дома. Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства

П. Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Л: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Рисунок внутреннего убранства избы.

Составить кроссворд по пройденному материалу

4

Конструкция, декор предметов

народного быта и труда

1

Комбинированный

беседа,

демонстрация, практикум;


Знать названия предметов народного быта и труда.

Уметь:

- почувствовать особый склад мышления наших предков;

- создавать объекты предметной среды

П. Рассуждать о связях произведений искусства с природой.

Понимать, что декор - не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Изображать выразительную форму предметов быта и украшать её в соответствии с традициями народного искусства.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Л: ценностное отношение к природному миру.

Работа со словарем

Создание узора в полосе.


Рисунок кувшина с характерной орнаментальной композицией.

Подбор изображения орнаментов русской народной вышивки

5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

Комбинированный

беседа,

демонстрация, практикум;


Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки.

Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель)

П. Понимать особенности образного языка народной вышивки. Создавать варианты орнамента вышивки с опорой на народную традицию.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Л: уважительное отношение к иному мнению.

Рисунок вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Подобрать изображения людей в русских народных костюмах



6

Народный праздничный костюм

1

Урок изучения новых знаний

беседа,

демонстрация, практикум;


Знать крестьянский костюм - образная модель мироздания. Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы

П. Объяснять общее и особенное в образах народной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Л: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Рисунок матрешки (отображение основных элементов: рубаха и сарафан)

Подобрать материал к теме «Народные праздники»



7-8

Народные праздничные обряды

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа, викторина, тесты

Знать роль и значение декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Уметь работать с различными материалами

П. Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Л: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Подбор загадок, выполнение творческой работы «Рисуем отгадки к народным загадкам»

Найти иллюстрации с русскими народными игрушками



Связь времен в народном искусстве (8 часов)

9

Древние образы, единство формы и декора в современных народных игрушках.

1

Комбинированный

беседа,

демонстрация, практикум;

Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки.

Уметь передавать единство формы и декора в игрушке

П. Распознавать и называть игрушки ведущих народных худ. промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для каждого промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Коммуникативные:

задавать вопросы;

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Адекватно использовать речь;

Составлять план работы по достижению планируемого результата.

Л: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

Рисунок дымковской, каргопольской или филимоновской игрушки с помощью шаблона. Роспись характерным орнаментом.

Подобрать иллюстрации с гжельской посудой



10

Практический урок по изготовлению игрушки

1

Практичес-кое занятие

беседа,

демонстрация, практикум;

Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки.

Уметь передавать единство формы и декора в игрушке

Создание игрушки (импровизация формы) и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов

Закончить работу



11

Хохлома.

Истоки и современное развитие промысла

1

Комбинированный

беседа,

демонстрация, практикум;

Знать элементы хохломской росписи и отличие ее от других видов ДПИ

Уметь применять на практике полученные знания

П. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»). Уметь применять худ. материалы (гуашь). Знать язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе.

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Л: ценностное отношение к природному миру.

Выполнить основные элементы хохломской росписи.

Подобрать иллюстрации с гжельской посудой



12-13

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

2

Комбинированный

беседа,

демонстрация, практикум;

Знать особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента. Уметь:

- передавать единство формы и декора;

- выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели

П. Освоить приемы гжельского мазка - « мазка с тенями». Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Л: уважительное отношение к народным традициям.

Вырезать из бумаги развертку посуды (чашка, чайник, тарелка), склеить и украсить их росписью с использованием традиционных приемов письма.

Подобрать иллюстрации с изделиями Городецких мастеров



14

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

1

Комбинированный

беседа,

демонстрация, практикум;

Знать основные приёмы городецкой росписи.

Уметь передавать единство формы и декора

П. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Л: уважительное отношение к народным традиции ям.

Выполнить рисунок основных элементов городецкой росписи - «купавка» и «розан», выполнить аппликацию по мотивам Городецкой росписи.

Подобрать иллюстрации с жостовскими подносами



15

Искусст

во Жос-

това. Истоки и

современное

развитие

промысла

1

Комбини-

рованный

беседа,

демонстрация, практикум;

Знать основные

приёмы жостовской

росписи.

Уметь выполнять

орнаментальную

композицию опре

делённого типа

П. Осваивать основные приемы жостовского письма, многоцветье цветочной росписи на подносах. Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства и применять его в творческой работе.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Л: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Рисунок подноса, роспись по мотивам жостовской росписи

Подгото

вить свои

работы

к итоговой

выставке.

Разгадать

кроссворд

в рабочей

тетради или подгот.учителем



16

Роль народных

художественных

промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

Урок

обобщения

и система-

тизации знаний

Виктори-на,

выставка работ;

Знать несколько

традиционных промыслов России

(Жостово, Городец,

Гжель, Хохлома,

Полхов-Майдан).

Уметь анализировать произведения

народных мастеров

П. Знать общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Уметь различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Л: отношение к труду и культуре своего народа.

Изготовление подарочных дисков в технике «Граттаж» (процарапывание) с использованием любой из изученных росписей.

Просмотреть украшения,

которые

хранятся

в доме



Декор - человек, общество, время (12 часов)

17

Зачем людям украшения.

1

Урок формирования новых знаний, умений

Фронтальный опрос (устно)

Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора

П. Понимать смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи. Знать особенности украшений воинов, древних охотников, царей и т. д. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

Рисунок украшений с характерными знаковыми элементами.

Подобрать

зрительный ряд

с изображением

украшений

Древнего

Египта



18

Декор и положение человека в обществе

1

Урок усвоения новых знаний, умений, навыков

Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата

Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом

П. Давать эстетическую оценку произведениям декоративного искусства Древнего Египта. Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.

Коммуникативные:

проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий; вносить необходимые изменения в действие.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти

Подобрать

зрительный ряд

с изображением

украшений

народов

разных

стран,

книжные

иллюстрации



19

Декор и положение человека в обществе

1

Урок закрепления изученного


П. Характеризовать особенности одежды разных сословий Древнего Египта. Овладеть навыками выполнения творческой работы.

Коммуникативные:

проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий; вносить необходимые изменения в действие.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти

Закончить работу



20

Одежда говорит о человеке

1

Комбинированный

Практи-кум, беседа

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ

П. Знать о декоре в одежде народов разных стран и разных сословий. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая и Западной Европы ХV11века. Соотносить образ одежды с положением ее владельца.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

Изготовление и роспись шаблона фигуры человека в праздничной одежде.

Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего

Китая. Материал

по выбору учащихся

Одежда народов мира - рисунки, презентации и т.д.



21

Одежда говорит о человеке

1

Комбинированный

Практи-кум: Создание эскизов орнаментов на русском костюме

П. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

Выполнение панно

«Бал в интерьере

дворца» по мотивам

сказки Ш. Перро

«Золушка» (коллективная работа).

Материалы: цветная бумага, ткань,

ножницы

Подобрать

изображения гербов

разных

стран, клубов, семей



22

Декоративно-прикладное искусство Курского края

1

Урок применения знаний и умений Практическое занятие

Практикум: Создание эскизов

Ознакомить учащихся с костюмом курщины, прививать любовь к творчеству ремесла курского края; уметь составлять эскиз курского костюма.

П. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

Рисунок одежды жителей курщины

Подобрать рисунки одежды, сфотографировать из дом.коллекции



23

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества


1

Комбинированный

беседа, практикум-рисование


Знать

Роль ДПИ в древнем Египте.

Символика элементов декора и цвета в украшениях.

Уметь

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять связь конструктивных , декоративных и изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора.

Вести поисковую работу по ДПИ.

Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ Древнего Египта.

Овладевать навыкамидекоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Выполнение эскиза украшения. Поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используется характерные знаки-символы.

Рисунок одежды египтянина.

Подбор иллюстративного материала,

Творческие сообщения по выбору, создание презентаций.



24

Слово и образ. Шрифт. Буквица.

1

Комбинированный

практикум

Знать о принципах образования шрифта, развивать графические умения и навыки; уметь творчески работать над предложенной темой.

П. Знать о принципах образования шрифта, развивать графические умения и навыки; уметь творчески работать над предложенной темой.

Коммуникативные:

проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий;

вносить необходимые изменения в действие.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Нарисовать буквицу

Создать шрифтовую композицию, исполь-зуя различ-ные шрифты и буквицу



25

О чём рассказывают гербы.


1

Комбинированный

Беседа - практикум

Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция

П. Знать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Уметь находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору)

Придумать

и нарисовать герб

семьи.

Подготовиться к игре-викторине



26

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.


1

Комбинированный

Беседа - практикум

Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом

Создать на выбор (нарисовать) «Символ знаний», «Символ доброты», «Символ милосердия», «Символ мира»

Подобрать

изображения гербов

разных

стран, клубов, семей



27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок - викторина).

1

урок-повторение

Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах

Уметь отвечать на вопросы,

знать правила работы на уроке

П. Участвовать в итоговой викторине по ДПИ. Понимать роль декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни человека.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

Присмотреться

к образцам

современного декоративного

искусства



28

Урок - игра.

Знатоки декоративно- прикладного искусства

1

урок-повторение

Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах

формирование познавательного интереса детей к народному искусству; формирование у уч-ся работать в группах

Выполнение практических заданий




Декоративное искусство в современном мире (7часов)

29

Современное выставочное искусство. Керамика

1

Урок

изучения

новых

знаний

Беседа на тему:

«Обращение современных художников декоративно-прикладного

искусства к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства»,

практикум.

Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ

Многообразие

материалов

и техник современного декоративно-

прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло

П. Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения. Знать виды декоративно-прикладного искусства. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ.

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую.

ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.

Создать фантазийный рисунок вазы. Изготовление де -коративной вазы для украшения интерьера. Мате риалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага




30

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусстваВиды ДПИ

1

Урок применения знаний и умений Практическое занятие

Беседа - практикум

Знать виды ДПИ, особенности языка.

Владеть практиче -скими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема

Знакомство

с творчеством художников родного края

П. Владеть практическими навыками использования выразительных возможностей материала, принципами декоративного обобщения в творческой работе

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению

Создать мозаичное изображение. Работа в группах.




31-32

Изготовление русской тряпичной куклы

2

Урок применения знаний и умений Практическое занятие

Практикум

Уметь Использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

П. Владеть практическими навыками использования выразительных возможностей материала, принципами декоративного обобщения в творческой работе

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению

Изготовление тряпичной куклы

Закончить работу



33-34

Способы и приемы работы с соленым тестом. Народная игрушка

2

Урок применения знаний и умений Практическое занятие

беседа, практикум, лепка

Ознакомить с приёмами работы солёным тестом, развивать творческое мышление, навыки работы с солёным тестом; уметь работать с солёным тестом


Знать

Многообразие материалов и техник.

Роль выразительных средств.

Уметь

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров.

Пользоваться языком ДПИ , принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу

«от простого к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой творческой выставки творческих работ.

Изготовление игрушки или предмета быта из соленого теста

Запечь игрушку в духовке под рук.родителей



35

Обобщение материала по темам раздела и года

1

Урок -обобщение

Викторина

Знать понятия: древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире

П. Пользоваться языком ДПИ в процессе выполнения творческой работы. Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению

Создание буквенных именных шаблонов с элементами ДПИ





© 2010-2022