Урок по ИЗО Городецкая роспись. Узор в полосе. Украешки и рамки

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по Городецкой росписи. (3-4 урок по теме).

Тема занятия: Узор в полосе. Украешки и рамки.

Время работы: 90 минут.

Вид занятия: декоративное рисование.

Цели:

  1. Образовательные:

    1. знакомство с образцами декоративно-прикладного искусства;

    2. знакомство с особенностями Городецкой росписи;

    3. знакомство с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями;

    4. знакомство с орнаментом;

    5. выполнение элементов росписи;

  2. Воспитательные:

    1. воспитывать любовь и интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству;

    2. воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, бережливость при работе с материалами и инструментами;

    3. воспитывать уважение к творчеству народных мастеров.

    4. воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе;

  3. Развивающие:

    1. развивать познавательные потребности, интересы и способности;

    2. развивать фантазию, и мышление учащихся;

    3. развивать образное мышление и творческий подход к выполнению задания;

    4. развивать умение доводить начатое дело до конца;

    5. развивать эстетические качества личности: художественный вкус, чувство прекрасного.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: индивидуальная.

Оснащение:

Для учеников - альбом, графические материалы, акварель или гуашь; для учителя - альбом, графические материалы, акварель или гуашь.

Зрительный ряд: репродукции изделий декоративно-прикладного искусства; фотографии; сами изделия.

Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, словесный, практический.

Ход занятия:

Этапы занятия

Содержание

Примечание

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и целей занятия.

3. Изучение нового материала.














4. Анализ образца.

5. Практическая работа.



Физкультминутка

6. Целевой обход учителя.

Перемена.

7. Практическая работа.





Физкультминутка

8. Целевой обход учителя.

9. Итог занятия.

- Приветствие;

- проверка организации рабочего места.

Сегодня на занятии мы с вами продолжаем знакомство с Городецкой росписью, рассмотрим цветовой круг, познакомимся с орнаментом и выполним три декоративные полосы, используя элементы Городецкой росписи.

Теоретические сведения.

Беседа о контрастных цветах.

Контраст (фр. contraste - резкое различие, противоположность) - противопоставление и взаимное усиление двух свойств, качеств, особенностей как одного из важных художественных средств изобразительного искусства. Обычно говорят о цветовом и светотеневом контрасте. От умелого применения контрастов зависит воздействующая сила многих композиционных средств и приемов.

Рассмотрим цветовой круг. В нем можно найти три пары контрастных цветов, которые лежат друг против друга.

Это: красный - зелёный

Оранжевый - синий

Фиолетовый - жёлтый

Орнамент - это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Орнаменты бывают геометрические, растительные, животные (зоомфорные), антропоморфные, символические, комбинированные и другие.

Орнамент ( от лат. оrnamentum - украшение).

По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетка), в квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый.

Все орнаменты можно классифицировать по трём основным группам:

- замкнутые;

- ленточные;

- сетчатые.

Сюжетные, символические изображения и орнаменты своими ритмами, симметрией, контрастами повышают эмоциональную выразительность вещей, красоту их формы, единство внешнего вида и содержания, эстетическую и художественную ценность.

Декоративная переработка форм - упрощение форм ради большей цветовой и графической выразительности.

Раппорт - повторяющаяся часть орнамента.

К каким видам можно отнести:

- украшения скатертей, салфеток, тарелок, оконных и дверных проемов и прочих рамок;

- потолочные росписи, ковровые узоры;

- решетки мостов и ограды;

- узорчатые пояса, кайму по низу платья, шарфа;

- орнамент обоев, драпировок и тканей.

Справка

Орнамент можно нарисовать графическим материалом, написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу, его можно сплести в виде кружева, циновки. Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране (сравним готику, модерн, барокко, египетские и арабские, греческие, китайские и индийские узоры).

А теперь найдём орнаменты на различных предметах.

Посмотрите внимательно на образцы. Обратите внимание на цвет, аккуратность, последовательность выполнения. Найдите эти элементы на изделиях мастеров.

Творческая работа учащихся.

Упражнение на воспроизведение образца. Дети максимально точно копируют предложенный вариант орнамента.


Во время практической работы учащихся.

Обходя рабочие места учащихся, учитель следит за правильностью выполнения задания, за посадкой детей.

Все идут отдыхать.

Продолжение практической работы.

Задание. Сделать три декоративные полосы из трех пар контрастных цветов, используя элементы Городецкой росписи..

Требование к работам:

  1. Вертикальное расположение листа, а полосы в нем горизонтально.

  2. В полосе может быть несколько повторяющихся участков с сюжетом узора из каких-либо элементов (раппорт) Городецкой росписи. Может быть не один, а два разных «куска», но они все равно в определенном порядке должны чередоваться.

  3. Законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя, выразительность.

  4. Промежутки между полосами оставляем белыми.

Во время практической работы учащихся.

Обходя рабочие места учащихся, учитель следит за правильностью выполнения задания, за посадкой детей.

Экспресс-выставка лучших работ. Оценка работ.

2 мин.

1 мин.


Демонстрация образцов и фотографий.

10 мин.













2 мин.

Демонстрация образцов.

30 мин.

Учитель обращает внимание ребят на таблицу (Приложение № ), на последовательность выполнения.

Приложение №

Во время практической работы учащихся.

40 мин.

Учитель обращает внимание ребят на таблицу (Приложение № ), на последовательность выполнения



Приложение №

Во время практической работы учащихся

5 мин.

Уборка рабочих мест.

Литература:


  1. Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе В.С. Кузина / авт.-сост. Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2006. - 122 с.

  2. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина / авт.-сост. С.Б. Дроздова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 127 с.

  3. Ю. Г. Дорожин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 2001. - 24 с.

Структура занятия.

1. Организационный момент. 2 мин.

2. Объявление темы и целей занятия. 1 мин.

3. Изучение нового материала. 10 мин.

4. Анализ образца. 2 мин.

5. Практическая работа. 30 мин.

6. Целевой обход учителя. Во время практической работы.

7. Практическая работа. 40 мин.

8. Целевой обход учителя. Во время практической работы.

9. Итог занятия. 5 мин.


Приложение № .

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём,

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей!


Приложение № .


Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Наступает, наступает, (шёпотом)

Наступает тишина.


© 2010-2022