Открытый урок по ИЗО

  Нестандартные занятия, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой.   Дидактическая разработка   открытого занятия по внеурочной деятельности во 2-м классе по   теме: «Русская сказка» - путешествие по народным промыслам России.       Учитель: Губеева Елена Михайловна   Дата проведения: 03.04.2014 г.   Класс: 2 «А»   Кабинет: №18 (изостудия)   Количество учащихся на занятии: 26 человек   Тип урока: урок - обобщение   Форма проведения: урок - сказка           Цели: 1. Образовательная:   - обобщить и систематизировать знания учащихся о таких народных промыслах как хохломская посуда, гжельская керамика, городецкая роспись, дымковская роспись, жостовские подносы;   - совершенствовать навыки работы кистью / концом кисти и всей поверхностью, примакиванием/   2. Развивающая:   - совершенствовать умение детей различать предметы различных народных промыслов по их характерным особенностям;   - сформировать умение различать по описанию различные виды росписи / Хохлома, Городец, Гжель, Дымка, Жостово;   - совершенствовать умение составлять композицию с использованием элементов народный росписи.   3. Мотивационная:   - сформировать устойчивый интерес к изучению русского народного искусства.                    
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей №19

городского округа Тольятти











Дидактическая разработка

открытого занятия по внеурочной деятельности

во 2-м классе по теме:

«Русская сказка» - путешествие по народным промыслам России.





Составитель: Губеева Елена Михайловна учитель изобразительного искусства

МБОУ лицея №19

Дата проведения: 03.04.2014 г.

Класс: 2 «А»

Кабинет: №18 (изостудия)

Количество учащихся на занятии: 26 человек


Тип урока: урок - обобщение

Форма проведения: урок - сказка


Тольятти-2014

Нестандартные занятия, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой.

Дидактическая разработка

открытого занятия по внеурочной деятельности во 2-м классе по

теме: «Русская сказка» - путешествие по народным промыслам России.


Учитель: Губеева Елена Михайловна

Дата проведения: 03.04.2014 г.

Класс: 2 «А»

Кабинет: №18 (изостудия)

Количество учащихся на занятии: 26 человек


Тип урока: урок - обобщение

Форма проведения: урок - сказка

Цели: 1. Образовательная:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о таких народных промыслах как хохломская посуда, гжельская керамика, городецкая роспись, дымковская роспись, жостовские подносы;

- совершенствовать навыки работы кистью / концом кисти и всей поверхностью, примакиванием/

2. Развивающая:

- совершенствовать умение детей различать предметы различных народных промыслов по их характерным особенностям;

- сформировать умение различать по описанию различные виды росписи / Хохлома, Городец, Гжель, Дымка, Жостово;

- совершенствовать умение составлять композицию с использованием элементов народный росписи.

3. Мотивационная:

- сформировать устойчивый интерес к изучению русского народного искусства.

Воспитательная направленность урока: формирование эстетического вкуса учащихся на примерах народного искусства.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный (беседа, рассказ, демонстрация наглядных пособий);

практический (практическая работа творческого характера).

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Организационно - дидактическое обеспечение:

Для учащихся:

- раздаточный материал (тексты по народным промыслам, репродукции, таблицы для каждой группы учащихся);

- бумажные одноразовые тарелочки для каждого ученика;

- образцы приёмов кистевой росписи на каждом столе;

- подборка центральных композиционных элементов той или иной росписи;

- материалы для каждого ученика: клеевой карандаш, тканевая салфетка; гуашь, кисти, баночки с водой;

Для учителя:

- тканевая салфетка; гуашь, кисти, баночки с водой; формат А3 на доске для демонстрации приёмов кистевой росписи;

- таблицы (элементы хохломской, гжельской, городецкой, дымковской и жостовской росписи), рисунки и фотографии посуды, разделочных досок, игрушек (Гжель, Хохлома, Городец, Дымка, Жостово) на доске для фронтальной работы с классом;

- ТСО (компьютер, экран, проектор, муз. Центр,CD-запись «Пойте, гусли» );

- учебные принадлежности (ручки, маркеры, по 5 листов А4 для каждой группы);

- выставка изделий народных промыслов;

- рабочие столы расставлены попарно ( в итоге - 5 рабочих столов для 5-ти групп учащихся; каждый - пронумерован: 1,2,3,4,5).

Оформление класса: рисунки учеников с прошлых уроков, экспонаты изделий народных промыслов.
На столах раздаточный материал с элементами росписей художественных промыслов Дымково, Городца, Гжели, Хохлома, Жостова, таблички с названиями народных промыслов.
Литературный ряд: книги о народных промыслах России.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

План урока.

1. Организационный момент - 1 мин.

2. Стадия вызова - 5 мин.

3. Стадия осмысления (самостоятельная работа учащихся с текстом) - 10 мин.

4. Стадия рефлексии (систематизация полученных знаний в таблицу и презентация своего промысла) - 20 мин. (по 3 минуты для каждой группы)

5. Подведение итогов - 4 мин.

Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие, регистрация присутствующих, проверка организации рабочих мест учащихся, их рассадки. На каждом рабочем столе до урока раскладывается необходимый материал: 5 листов А4, лист с таблицей, маркер, текст об одном из народных промыслов России.

Психологический настрой учащихся на предстоящую работу.

2. Стадия вызова.

Мотивация учащихся. Актуализация знаний. Постановка цели и задач занятия.

Беседа учителя об использовании росписи в народном творчестве.

Беседа.

Ребята, вы когда - нибудь слышали выражение:

« Сказка- ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» что оно означает?

- Верно, сказка обязательно нас чему- то учит.

Сегодня вместо занятия я расскажу вам сказку. А вот научит ли она вас чему- нибудь, вы сами определите в конце урока. Итак, слушайте внимательно и помогайте мне и сказочным героям.

/Звучит русская народная мелодия и на ее фоне учитель начинает рассказывать сказку/.

« В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь Матвей, и была у него дочь Василиса, - красоты неописуемой. Да такая рукодельница. Кружева плетет тоньше паутинки, скатерти вышивает узорчатые, царские одежды жемчугами да драгоценными каменьями украшает.

Полюбил Василису Иван- царевич - соседнего царя сын и решил он на ней жениться. Пришел с поклоном к царю Матвею, а тот ему и говорит: « Отдам за тебя дочь, коль скажешь, что руки у тебя умелые. А душа на красоту отзывчивая.

- Да как же доказать? - растерялся Иван.

- А вон, видишь, во дворе моем царском терем стоит. Снаружи и красив и хорош, а внутри лишь стены серые, унылые. Распиши ты их так, чтоб душа радовалась.

Пусть в первой комнате от золотой краски тепло и светло становится. Как от солнышка, пусть ягоды алые соком наливаются, черная да зеленая травка кудрится- разрастается.

- Ребята, а не напоминает ли вам это описание один из народных орнаментов? Какой именно? Почему?

/ Хохломская роспись, перечислены элементы этого орнамента/.

- Верно! Вот и Иван- царевич вспомнил о народных умельцах и отправился в Семеново к хохломским художникам мастерству учиться. Хорошо приняли Ивана - мастера, секретами своими поделились, научили всему, что сами умели. Вернулся Иван и расписал первую комнату дивными хохломскими узорами.

- А какие элементы из представленных здесь, мог использовать Иван в работе?

/ Дети выбирают среди прикрепленных на доске нужные элементы/.

Полюбовался Матвей- царь на Иванову работу, похвалил и говорит: « Теперь принимайся за вторую комнату. Пусть стены в ней белее снега будут. А на этой белизне цветы расцветают синие, да голубые».

Задумался Иван- царевич: как же мне можно одной единственной краской такой узор нарисовать, чтоб не скучным был, да глаз радовал. Где мне таких мастеров найти?

- Куда же нужно отправиться Ивану? А что создают гжельские мастера?

/ В Гжель! Фарфоровую посуду и расписывают всеми оттенками синего цвета.

Показывают элементы гжельского орнамента/.

- Молодцы! Помогли вы Ивану! Познакомился он с гжельскими мастерами и убедился, что и с одним цветом можно чудеса творить. Выполнил он и второе задание царя.

- Ну а в третьей комнате, - говорит царь, пусть цветы распускаются яркие, как радуга, и не обычные, а все розаны, да купавки. Пусть на стенах сказочные кони появятся, как петухи, да жар- птицы красуются. И на всех цветах, конях, птицах, как солнечные блики белые точки да штришки светятся!

- Знаю, знаю где такие художники живут! - обрадовался Иван.

- А вы ребята, знаете?

- Найдите элементы этой росписи?

/ В Городце! Это Городецкая роспись/.

Наконец- то выполнил Иван и третье задание царя- Матвея.

- Ну, молодец! Вот теперь и свадьбу играть можно! Созывай- ка гостей, - говорит царь.

И пригласил Иван- царевич на свадьбу всех своих друзей- помощников, народных умельцев. Каждый мастер молодым подарок принес, над которым его золотые руки потрудились.

3. Стадия осмысления. Подготовка к творческой работе.

1- изучение текста;

2 - распределение обязанностей в группе:

- систематизация изученного текста ( совместная работа всей группы)

- заполнение таблицы на рабочем месте - 1 ученик

Распределение народных промыслов по столам:

1 стол - Хохломская роспись.

2 стол - Городецкая роспись.

3 стол - Дымковская роспись.

4 стол - Жостовская роспись

5 стол - Гжельская роспись

*Во время практической работы учащихся лёгким фоном звучит фонограмма с народными мелодиями.

Учитель:

- Сможете ли вы отличить где, чей подарок? Сейчас я раздаю вам конверты, в которых разные изображения. ( Приложение 1.) Вам нужно сформировать группы с одинаковыми изображениями. И так у нас получились пять групп.

- Я предлагаю выбрать в них капитана, которые будут координировать работу в группах. На ваших столах лежат файлы с материалом о народных промыслах России.

- Вам нужно определить, к какому народному промыслу относятся ваши изображения, рассказать о них. / Дети определяют к каким народным промыслам относятся те или иные предметы/.

На подготовку даётся 10 минут.

Учащиеся объединяются по 5-6 человек в группы по выбранному промыслу.
В классе работают: «Городец», «Жостово», «Гжель», «Дымка», «Хохлома».
Задание мастерам:
- выполнить эскизы изделий по мотивам промыслов;
- подготовить их к выставке на нашей ярмарке.

4. Стадия рефлексии. Практическая работа.

Выступления учащихся по группам:

- презентация результатов исследовательской деятельности каждой группы;

- заполнение общей таблицы на классной доске;

- параллельно выступлению каждой группы ребят на доске появляются изображения изделий соответствующих народных промыслов.

- А давайте- ка мы тоже подарки приготовим для Ивана- царевича и Василисы

Следующим этапом нашей работы будет практическое задание. На столах имеются тарелочки и подборка центральных композиционных элементов росписи. Перед вами стоит задачи:

1. Выбрав необходимый элемент, приклеить его на середину тарелочки.

2. Раскрасить в соответствующий цвет оставшуюся часть тарелочки.

3. Оформить тарелочку краевым узором, используя приёмы кистевой росписи.

С помощью таблиц и наглядной демонстрации ещё раз повторяются эти приёмы.

Учащиеся работают самостоятельно, используя имеющуюся наглядность на своих столах. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

*Во время практической работы учащихся лёгким фоном звучит фонограмма с народными мелодиями.

4. Итоги занятия. Рефлексия.

Выставка творческих работ учащихся.

- Давайте посмотрим ваши работы.

Вопросы для обсуждения:

- Какая работа вам нравится?

- Чем она вам нравится?

5. Заключение.

Учитель. Благодарю всех участников сегодняшнего путешествия в сказку. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали кое - что новое о народных промыслах, которыми мы гордимся.

Интернет ресурсы.

ya-zemlyak.ru/np_fi.asp

rosdesign.com/design_materials3/fil.htm

ksenia-peterb.com/rukodelie/dyimkovskaya-igrushka-zanyatie-10.-baryinya-schegoliha.html

1-kvazar.ru/u_dymka.htm

ya-zemlyak.ru/np_ri.asp

filimonovo-museum.ru/toy/436/444.html

darievna.ru/page/semikarakorskaja-keramika-vizitnaja-kartochka-donskogo-kraja

donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=359














Приложение №2

ПРИМЕР текстового материала







Золотая Хохлома

Кому не знакомо яркое, нарядное и поистине народное искусство Хохломы! Ложки и миски, солонки и чаши, карандашницы и стульчики - что-нибудь да обязатель­но найдется в каждом доме. Искусству этому уже более 300 лет, а оно, как и раньше, остается самым извест­ным, доступным и любимым народным промыслом России.

Родилось искусство Хохломы в середине XVII века в крестьянском быту заволжских деревень Нижнего Новгорода. Название промыс­ла связано со ста­ринным торговым селом Хохлома, куда из окрестных деревень свозили на продажу рас­писную посуду. Местные жители говорят по-волж­ски - Хохлома, ударяя на первый слог.

Обильные леса кормили хорошо: в больших количе­ствах производилась для себя и на продажу деревянная посуда. Хохломские изделия через ближнюю Нижегородскую ярмарку расходились не только по России, но везли их и в Азию, и в Европу, говорят, даже в Австралию. Поэтому хохломские изделия известны во всём мире и являются своеобразным символом России за рубежом.

Современная хохломская роспись развивается в Нижнем Новгороде, городе Семёново.

До сих пор сохранились традиции «верхового» и «фонового» письма. Но какая бы роспись не использовалась, главными цветами являются: золотой, красный, зелёный, чёрный. Иногда употребляют белую и голубую краску.

Золотое сияние хохломской посуды - это эффект свечения олова или алюминиевого порошка, покрытым слоем лака после «закалки» в печи.

«Царицей» этой росписи, конечно, является «травный узор»: эти беспредельно разнообразные и полные изящества чёрные и красные «кустики» на золотой поверхности. Очень любят изображать ягодки, цветочки. Но довольно часто можно увидеть в центре композиции и древние языческие символы: громовые и солярные знаки, изображение птиц, древа жизни и др.

Очень часто хохломские мастера используют народные приёмы письма: тычок, примакивание, завиток, линии


Городецкая роспись

Промысел городецкой росписи в Ниженовгородской губернии начал развиваться в XIX веке в небольшом селении Городец. Городецкая роспись сюжетна. Сцены её происходят в интерьере и на природе. На подставках

для прядильного гребня (донцах) изображали нарядных дам и кавалеров, застолья, катания на тройках, длинноногих коней, длиннохвостых птиц. И все сюжеты дополнялись, как правило, изображением ярких цветов:

розанами или купавками, бутонами, ягодками. Они везде и всегда уместны. Городецкие цветы в гирляндах, букетах и поодиночке вносят дополнительный то грустный, то весёлый эмоциональный настрой.

Одновременно здесь делали яркую деревянную расписную игрушку. Современные мастера городец­кой росписи сохраняют в своих произведениях яркость красок, особую выразительность в изоб­ражении сцен народной жизни. Панно, хлебницы, сундучки, та­релки, шкатулки, разделочные доски расписываются темперными красками и покры­ваются тонким слоем лака. Используются краски различных цветов и оттенков - вся палитра радуги.

Но самая характерная техника городецкой росписи - это замалёвка (нанесение основных цветовых пятен) краской по контуру) и оживка(штрихи мазки и точки белой краской внутри изображения, выполняемые после контурки).







Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 века приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

Возникновение промысла.

В середине 19 века под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платках с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. К концу 19 века производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям.

Особенности производства.

Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягки колонковые кисти. Использование широкой гаммы красок - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки. Они наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.


ЖОСТОВО

Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте нахо­дится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но се­ло Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и сво­бодно брошенные на специально подготовленный фон подноса,- таков «классический» вид жостовской росписи.

Это удивитель­ное сочетание реалистических принципов изобра­12жения цветов с условным, декоративным, чисто на­родным приёмом их отображения возникло в начале XIX века. В это время на Руси получил широкое распространение заморский напиток - чай. Он уверенно вытеснил тра­диционный русский сбитень, медовуху и разнооб­разные травяные настои. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва поспевали изго­тавливать самовары. Непременным участником ча­епития стали подносы.

Однако долгое время в центральной части Рос­сии были в ходу подносы из папье-маше. Их изго­тавливали в местах традиционных лаковых промыс­лов наряду с табакерками, шкатулками и прочими предметами обихода. В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале или в Санкт-Петербурге. Но вот с чьей-то лёгкой руки превосходно разработанная подмосковными мастерами технология лаковой об­работки коробочек из папье-маше была полностью перенесена на железо: те же грунты, те же лаки и масляные краски. Произошло это недалеко от Моск­вы в первой четверти XIX века. Это время и при­нято считать началом лакового дела в селе Жостово, которое и раньше славилось своими кузнецами. Каких только подносов не изготавливали те мастера! Трактирные, или «скатерные» достигали размеров стола, а маленькие «закусочные»-не больше тарелки. Форма у них была самой разнооб­разной- это и шести-восьмиугольные, овальные, прямоугольные, гитарные, круглые и даже треу­гольные подносы для угловых столиков.

Зародившийся в далёкие времена промысел не забыт, не исчез. Конечно, нынешние мастерские отличаются от тех, самых первых, металл теперь не куют, а прессу­ют, красками пользуются другими, но все же самое главное сохранилось - ощущение праздника и ра­дости от работы мастера. И хотя букет состоит из обычных, знакомых каждому цветов - ромашек, роз, колокольчиков и васильков, но до чего же они хороши! Трудно оторвать взгляд, когда смотришь на такое чудо.

Люди радуются, покупая красочные подносы с замечательными жостовскими букетами, часто да­рят их своим друзьям и знакомым наряду с живыми цветами.


Синие цветы Гжели

Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фи­гурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называют «гжель», по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах из белой глины создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и да­леко за её пределами.

За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-си­ний. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в Рос­сии, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

По белому фону чашки или подсвечника ведёт рука художника кисточку с краской… То сильнее, то слабее нажимает на неё. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получает­ся роспись!

Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изобра­жена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбро­саны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть толь­ко её лепестки. А ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличают­ся от других. Каждый художник придумывает свои вазы, маслёнки, чайники. Всем на удивление замысловатые кружки с крышкой. На одной нарисована роза, а по другой разгуливает сказочная птица. Как будто белая метель припорошила синие цветы на изящном подсвечнике. Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Они тоже расписаны снизу доверху цветами. На самую макушку забрался петушок. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные - весёлые, красивые.

Среди посудных изделий выделяются наиболее характерные группы:

квасники и кумганы; кувшины; блюда, тарелки, и миски; скульптурные фигурки и прочие художественные изделия.

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, лю­боваться ею.




Справочный материал:

Народные промыслы

Это исторически сложившиеся, сохранившиеся и ныне действующие уникальные очаги народного творчества. Это живые памятники культуры.

Все народы ещё на заре цивилизации стремились выразить своё понимание окружающего мира, жизни, свой восторг перед красотой, величием и могуществом природы. Они создавали свои легенды, сказы, былины, обряды, красочные празднества, песни и т.д. Весь окружающий предметный мир они наделяли чертами, взятыми из природы, и стремились сделать вещи не только практически удобными, но и красивыми.

Народное искусство всегда радостно, оптимистично. Оно утверждает любовь к жизни, жизненную стойкость народа.

Глубоко не безразлично, как и какими вещами пользуется в жизни человек. Предметный мир, как подлинная «вторая природа», созданная человеческой культурой, всегда влияет на духовный склад человека и его образ жизни.

Предметы народного искусства вошли в современную жизнь, в современную архитектуру, в квартиру, на улицу, в парк, в одежду, в народные празднества, международные фестивали и т.д. Оно рождено народом, и оно же духовно обогащает каждого.







Приложение №3

Примеры заполнения композиционного центра тарелочек



Открытый урок по ИЗООткрытый урок по ИЗО


Открытый урок по ИЗООткрытый урок по ИЗО

Открытый урок по ИЗО







Приложение №1

Открытый урок по ИЗООткрытый урок по ИЗООткрытый урок по ИЗООткрытый урок по ИЗООткрытый урок по ИЗО

© 2010-2022