- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Открытый урок по ИЗО
Открытый урок по ИЗО
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Губеева Е.М. |
Дата | 12.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лицей №19
городского округа Тольятти
Дидактическая разработка
открытого занятия по внеурочной деятельности
во 2-м классе по теме:
«Русская сказка» - путешествие по народным промыслам России.
Составитель: Губеева Елена Михайловна учитель изобразительного искусства
МБОУ лицея №19
Дата проведения: 03.04.2014 г.
Класс: 2 «А»
Кабинет: №18 (изостудия)
Количество учащихся на занятии: 26 человек
Тип урока: урок - обобщение
Форма проведения: урок - сказка
Тольятти-2014
Нестандартные занятия, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой.
Дидактическая разработка
открытого занятия по внеурочной деятельности во 2-м классе по
теме: «Русская сказка» - путешествие по народным промыслам России.
Учитель: Губеева Елена Михайловна
Дата проведения: 03.04.2014 г.
Класс: 2 «А»
Кабинет: №18 (изостудия)
Количество учащихся на занятии: 26 человек
Тип урока: урок - обобщение
Форма проведения: урок - сказка
Цели: 1. Образовательная:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о таких народных промыслах как хохломская посуда, гжельская керамика, городецкая роспись, дымковская роспись, жостовские подносы;
- совершенствовать навыки работы кистью / концом кисти и всей поверхностью, примакиванием/
2. Развивающая:
- совершенствовать умение детей различать предметы различных народных промыслов по их характерным особенностям;
- сформировать умение различать по описанию различные виды росписи / Хохлома, Городец, Гжель, Дымка, Жостово;
- совершенствовать умение составлять композицию с использованием элементов народный росписи.
3. Мотивационная:
- сформировать устойчивый интерес к изучению русского народного искусства.
Воспитательная направленность урока: формирование эстетического вкуса учащихся на примерах народного искусства.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный (беседа, рассказ, демонстрация наглядных пособий);
практический (практическая работа творческого характера).
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Организационно - дидактическое обеспечение:
Для учащихся:
- раздаточный материал (тексты по народным промыслам, репродукции, таблицы для каждой группы учащихся);
- бумажные одноразовые тарелочки для каждого ученика;
- образцы приёмов кистевой росписи на каждом столе;
- подборка центральных композиционных элементов той или иной росписи;
- материалы для каждого ученика: клеевой карандаш, тканевая салфетка; гуашь, кисти, баночки с водой;
Для учителя:
- тканевая салфетка; гуашь, кисти, баночки с водой; формат А3 на доске для демонстрации приёмов кистевой росписи;
- таблицы (элементы хохломской, гжельской, городецкой, дымковской и жостовской росписи), рисунки и фотографии посуды, разделочных досок, игрушек (Гжель, Хохлома, Городец, Дымка, Жостово) на доске для фронтальной работы с классом;
- ТСО (компьютер, экран, проектор, муз. Центр,CD-запись «Пойте, гусли» );
- учебные принадлежности (ручки, маркеры, по 5 листов А4 для каждой группы);
- выставка изделий народных промыслов;
- рабочие столы расставлены попарно ( в итоге - 5 рабочих столов для 5-ти групп учащихся; каждый - пронумерован: 1,2,3,4,5).
Оформление класса: рисунки учеников с прошлых уроков, экспонаты изделий народных промыслов.
На столах раздаточный материал с элементами росписей художественных промыслов Дымково, Городца, Гжели, Хохлома, Жостова, таблички с названиями народных промыслов.
Литературный ряд: книги о народных промыслах России.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
План урока.
1. Организационный момент - 1 мин.
2. Стадия вызова - 5 мин.
3. Стадия осмысления (самостоятельная работа учащихся с текстом) - 10 мин.
4. Стадия рефлексии (систематизация полученных знаний в таблицу и презентация своего промысла) - 20 мин. (по 3 минуты для каждой группы)
5. Подведение итогов - 4 мин.
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие, регистрация присутствующих, проверка организации рабочих мест учащихся, их рассадки. На каждом рабочем столе до урока раскладывается необходимый материал: 5 листов А4, лист с таблицей, маркер, текст об одном из народных промыслов России.
Психологический настрой учащихся на предстоящую работу.
2. Стадия вызова.
Мотивация учащихся. Актуализация знаний. Постановка цели и задач занятия.
Беседа учителя об использовании росписи в народном творчестве.
Беседа.
Ребята, вы когда - нибудь слышали выражение:
« Сказка- ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» что оно означает?
- Верно, сказка обязательно нас чему- то учит.
Сегодня вместо занятия я расскажу вам сказку. А вот научит ли она вас чему- нибудь, вы сами определите в конце урока. Итак, слушайте внимательно и помогайте мне и сказочным героям.
/Звучит русская народная мелодия и на ее фоне учитель начинает рассказывать сказку/.
« В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь Матвей, и была у него дочь Василиса, - красоты неописуемой. Да такая рукодельница. Кружева плетет тоньше паутинки, скатерти вышивает узорчатые, царские одежды жемчугами да драгоценными каменьями украшает.
Полюбил Василису Иван- царевич - соседнего царя сын и решил он на ней жениться. Пришел с поклоном к царю Матвею, а тот ему и говорит: « Отдам за тебя дочь, коль скажешь, что руки у тебя умелые. А душа на красоту отзывчивая.
- Да как же доказать? - растерялся Иван.
- А вон, видишь, во дворе моем царском терем стоит. Снаружи и красив и хорош, а внутри лишь стены серые, унылые. Распиши ты их так, чтоб душа радовалась.
Пусть в первой комнате от золотой краски тепло и светло становится. Как от солнышка, пусть ягоды алые соком наливаются, черная да зеленая травка кудрится- разрастается.
- Ребята, а не напоминает ли вам это описание один из народных орнаментов? Какой именно? Почему?
/ Хохломская роспись, перечислены элементы этого орнамента/.
- Верно! Вот и Иван- царевич вспомнил о народных умельцах и отправился в Семеново к хохломским художникам мастерству учиться. Хорошо приняли Ивана - мастера, секретами своими поделились, научили всему, что сами умели. Вернулся Иван и расписал первую комнату дивными хохломскими узорами.
- А какие элементы из представленных здесь, мог использовать Иван в работе?
/ Дети выбирают среди прикрепленных на доске нужные элементы/.
Полюбовался Матвей- царь на Иванову работу, похвалил и говорит: « Теперь принимайся за вторую комнату. Пусть стены в ней белее снега будут. А на этой белизне цветы расцветают синие, да голубые».
Задумался Иван- царевич: как же мне можно одной единственной краской такой узор нарисовать, чтоб не скучным был, да глаз радовал. Где мне таких мастеров найти?
- Куда же нужно отправиться Ивану? А что создают гжельские мастера?
/ В Гжель! Фарфоровую посуду и расписывают всеми оттенками синего цвета.
Показывают элементы гжельского орнамента/.
- Молодцы! Помогли вы Ивану! Познакомился он с гжельскими мастерами и убедился, что и с одним цветом можно чудеса творить. Выполнил он и второе задание царя.
- Ну а в третьей комнате, - говорит царь, пусть цветы распускаются яркие, как радуга, и не обычные, а все розаны, да купавки. Пусть на стенах сказочные кони появятся, как петухи, да жар- птицы красуются. И на всех цветах, конях, птицах, как солнечные блики белые точки да штришки светятся!
- Знаю, знаю где такие художники живут! - обрадовался Иван.
- А вы ребята, знаете?
- Найдите элементы этой росписи?
/ В Городце! Это Городецкая роспись/.
Наконец- то выполнил Иван и третье задание царя- Матвея.
- Ну, молодец! Вот теперь и свадьбу играть можно! Созывай- ка гостей, - говорит царь.
И пригласил Иван- царевич на свадьбу всех своих друзей- помощников, народных умельцев. Каждый мастер молодым подарок принес, над которым его золотые руки потрудились.
3. Стадия осмысления. Подготовка к творческой работе.
1- изучение текста;
2 - распределение обязанностей в группе:
- систематизация изученного текста ( совместная работа всей группы)
- заполнение таблицы на рабочем месте - 1 ученик
Распределение народных промыслов по столам:
1 стол - Хохломская роспись.
2 стол - Городецкая роспись.
3 стол - Дымковская роспись.
4 стол - Жостовская роспись
5 стол - Гжельская роспись
*Во время практической работы учащихся лёгким фоном звучит фонограмма с народными мелодиями.
Учитель:
- Сможете ли вы отличить где, чей подарок? Сейчас я раздаю вам конверты, в которых разные изображения. ( Приложение 1.) Вам нужно сформировать группы с одинаковыми изображениями. И так у нас получились пять групп.
- Я предлагаю выбрать в них капитана, которые будут координировать работу в группах. На ваших столах лежат файлы с материалом о народных промыслах России.
- Вам нужно определить, к какому народному промыслу относятся ваши изображения, рассказать о них. / Дети определяют к каким народным промыслам относятся те или иные предметы/.
На подготовку даётся 10 минут.
Учащиеся объединяются по 5-6 человек в группы по выбранному промыслу.
В классе работают: «Городец», «Жостово», «Гжель», «Дымка», «Хохлома».
Задание мастерам:
- выполнить эскизы изделий по мотивам промыслов;
- подготовить их к выставке на нашей ярмарке.
4. Стадия рефлексии. Практическая работа.
Выступления учащихся по группам:
- презентация результатов исследовательской деятельности каждой группы;
- заполнение общей таблицы на классной доске;
- параллельно выступлению каждой группы ребят на доске появляются изображения изделий соответствующих народных промыслов.
- А давайте- ка мы тоже подарки приготовим для Ивана- царевича и Василисы
Следующим этапом нашей работы будет практическое задание. На столах имеются тарелочки и подборка центральных композиционных элементов росписи. Перед вами стоит задачи:
1. Выбрав необходимый элемент, приклеить его на середину тарелочки.
2. Раскрасить в соответствующий цвет оставшуюся часть тарелочки.
3. Оформить тарелочку краевым узором, используя приёмы кистевой росписи.
С помощью таблиц и наглядной демонстрации ещё раз повторяются эти приёмы.
Учащиеся работают самостоятельно, используя имеющуюся наглядность на своих столах. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
*Во время практической работы учащихся лёгким фоном звучит фонограмма с народными мелодиями.
4. Итоги занятия. Рефлексия.
Выставка творческих работ учащихся.
- Давайте посмотрим ваши работы.
Вопросы для обсуждения:
- Какая работа вам нравится?
- Чем она вам нравится?
5. Заключение.
Учитель. Благодарю всех участников сегодняшнего путешествия в сказку. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали кое - что новое о народных промыслах, которыми мы гордимся.
Интернет ресурсы.
ya-zemlyak.ru/np_fi.asp
rosdesign.com/design_materials3/fil.htm
ksenia-peterb.com/rukodelie/dyimkovskaya-igrushka-zanyatie-10.-baryinya-schegoliha.html
1-kvazar.ru/u_dymka.htm
ya-zemlyak.ru/np_ri.asp
filimonovo-museum.ru/toy/436/444.html
darievna.ru/page/semikarakorskaja-keramika-vizitnaja-kartochka-donskogo-kraja
donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=359
Приложение №2
ПРИМЕР текстового материала
Золотая Хохлома
Кому не знакомо яркое, нарядное и поистине народное искусство Хохломы! Ложки и миски, солонки и чаши, карандашницы и стульчики - что-нибудь да обязательно найдется в каждом доме. Искусству этому уже более 300 лет, а оно, как и раньше, остается самым известным, доступным и любимым народным промыслом России.
Родилось искусство Хохломы в середине XVII века в крестьянском быту заволжских деревень Нижнего Новгорода. Название промысла связано со старинным торговым селом Хохлома, куда из окрестных деревень свозили на продажу расписную посуду. Местные жители говорят по-волжски - Хохлома, ударяя на первый слог.
Обильные леса кормили хорошо: в больших количествах производилась для себя и на продажу деревянная посуда. Хохломские изделия через ближнюю Нижегородскую ярмарку расходились не только по России, но везли их и в Азию, и в Европу, говорят, даже в Австралию. Поэтому хохломские изделия известны во всём мире и являются своеобразным символом России за рубежом.
Современная хохломская роспись развивается в Нижнем Новгороде, городе Семёново.
До сих пор сохранились традиции «верхового» и «фонового» письма. Но какая бы роспись не использовалась, главными цветами являются: золотой, красный, зелёный, чёрный. Иногда употребляют белую и голубую краску.
Золотое сияние хохломской посуды - это эффект свечения олова или алюминиевого порошка, покрытым слоем лака после «закалки» в печи.
«Царицей» этой росписи, конечно, является «травный узор»: эти беспредельно разнообразные и полные изящества чёрные и красные «кустики» на золотой поверхности. Очень любят изображать ягодки, цветочки. Но довольно часто можно увидеть в центре композиции и древние языческие символы: громовые и солярные знаки, изображение птиц, древа жизни и др.
Очень часто хохломские мастера используют народные приёмы письма: тычок, примакивание, завиток, линии
Городецкая роспись
Промысел городецкой росписи в Ниженовгородской губернии начал развиваться в XIX веке в небольшом селении Городец. Городецкая роспись сюжетна. Сцены её происходят в интерьере и на природе. На подставках
для прядильного гребня (донцах) изображали нарядных дам и кавалеров, застолья, катания на тройках, длинноногих коней, длиннохвостых птиц. И все сюжеты дополнялись, как правило, изображением ярких цветов:
розанами или купавками, бутонами, ягодками. Они везде и всегда уместны. Городецкие цветы в гирляндах, букетах и поодиночке вносят дополнительный то грустный, то весёлый эмоциональный настрой.
Одновременно здесь делали яркую деревянную расписную игрушку. Современные мастера городецкой росписи сохраняют в своих произведениях яркость красок, особую выразительность в изображении сцен народной жизни. Панно, хлебницы, сундучки, тарелки, шкатулки, разделочные доски расписываются темперными красками и покрываются тонким слоем лака. Используются краски различных цветов и оттенков - вся палитра радуги.
Но самая характерная техника городецкой росписи - это замалёвка (нанесение основных цветовых пятен) краской по контуру) и оживка(штрихи мазки и точки белой краской внутри изображения, выполняемые после контурки).
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка - русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 века приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.
Возникновение промысла.
В середине 19 века под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платках с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. К концу 19 века производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям.
Особенности производства.
Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягки колонковые кисти. Использование широкой гаммы красок - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки. Они наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
ЖОСТОВО
Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса,- таков «классический» вид жостовской росписи.
Это удивительное сочетание реалистических принципов изобра12жения цветов с условным, декоративным, чисто народным приёмом их отображения возникло в начале XIX века. В это время на Руси получил широкое распространение заморский напиток - чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень, медовуху и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва поспевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы.
Однако долгое время в центральной части России были в ходу подносы из папье-маше. Их изготавливали в местах традиционных лаковых промыслов наряду с табакерками, шкатулками и прочими предметами обихода. В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале или в Санкт-Петербурге. Но вот с чьей-то лёгкой руки превосходно разработанная подмосковными мастерами технология лаковой обработки коробочек из папье-маше была полностью перенесена на железо: те же грунты, те же лаки и масляные краски. Произошло это недалеко от Москвы в первой четверти XIX века. Это время и принято считать началом лакового дела в селе Жостово, которое и раньше славилось своими кузнецами. Каких только подносов не изготавливали те мастера! Трактирные, или «скатерные» достигали размеров стола, а маленькие «закусочные»-не больше тарелки. Форма у них была самой разнообразной- это и шести-восьмиугольные, овальные, прямоугольные, гитарные, круглые и даже треугольные подносы для угловых столиков.
Зародившийся в далёкие времена промысел не забыт, не исчез. Конечно, нынешние мастерские отличаются от тех, самых первых, металл теперь не куют, а прессуют, красками пользуются другими, но все же самое главное сохранилось - ощущение праздника и радости от работы мастера. И хотя букет состоит из обычных, знакомых каждому цветов - ромашек, роз, колокольчиков и васильков, но до чего же они хороши! Трудно оторвать взгляд, когда смотришь на такое чудо.
Люди радуются, покупая красочные подносы с замечательными жостовскими букетами, часто дарят их своим друзьям и знакомым наряду с живыми цветами.
Синие цветы Гжели
Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называют «гжель», по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах из белой глины создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
По белому фону чашки или подсвечника ведёт рука художника кисточку с краской… То сильнее, то слабее нажимает на неё. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись!
Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только её лепестки. А ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, маслёнки, чайники. Всем на удивление замысловатые кружки с крышкой. На одной нарисована роза, а по другой разгуливает сказочная птица. Как будто белая метель припорошила синие цветы на изящном подсвечнике. Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Они тоже расписаны снизу доверху цветами. На самую макушку забрался петушок. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные - весёлые, красивые.
Среди посудных изделий выделяются наиболее характерные группы:
квасники и кумганы; кувшины; блюда, тарелки, и миски; скульптурные фигурки и прочие художественные изделия.
Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
Справочный материал:
Народные промыслы
Это исторически сложившиеся, сохранившиеся и ныне действующие уникальные очаги народного творчества. Это живые памятники культуры.
Все народы ещё на заре цивилизации стремились выразить своё понимание окружающего мира, жизни, свой восторг перед красотой, величием и могуществом природы. Они создавали свои легенды, сказы, былины, обряды, красочные празднества, песни и т.д. Весь окружающий предметный мир они наделяли чертами, взятыми из природы, и стремились сделать вещи не только практически удобными, но и красивыми.
Народное искусство всегда радостно, оптимистично. Оно утверждает любовь к жизни, жизненную стойкость народа.
Глубоко не безразлично, как и какими вещами пользуется в жизни человек. Предметный мир, как подлинная «вторая природа», созданная человеческой культурой, всегда влияет на духовный склад человека и его образ жизни.
Предметы народного искусства вошли в современную жизнь, в современную архитектуру, в квартиру, на улицу, в парк, в одежду, в народные празднества, международные фестивали и т.д. Оно рождено народом, и оно же духовно обогащает каждого.
Приложение №3
Примеры заполнения композиционного центра тарелочек
Приложение №1