- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока по искусству Древо жизни-символ мироздания (5 класс)
Конспект урока по искусству Древо жизни-символ мироздания (5 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бадыкшанов И.И. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс/дата | № урока 2
| Тема урока | Древо жизни - символ мироздания. Урок изобразительного искусства 5 класс. | |||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | |||||
Задание | Создать проект образа «Древо жизни» . | |||||
Цель урока | Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства - древа. | |||||
Оборудование | Для учителя: ИКТ, презентация по теме урока, бумага, клей, ножницы для демонстрации приемов работы. Для учеников: бумага, клей, ножницы для работы над темой. | |||||
Планируемые результаты | Личностные: формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими действиями сравнения, анализа художественных произведений, определение общей цели урока и путей ее достижения, владение устной речью для выражения своих мыслей и чувств. Предметные: формирование основ художественной культуры; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства и в художественной практической деятельности. | |||||
Ход урока
| ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников
| УУД | |||
1. Организационный этап. Введение в тему урока Слайд 1
| У лукоморья дуб зелёный; Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Кто главный герой нашего урока? Правильно ребята тема нашего урока образ дерева взатый в более широком смысле этого слова «Древо жизни - символ мироздания» | Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок. Рассуждают, анализируют, отвечают на вопросы учителя.
| Личностные УУД: - положительное отношение к уроку; - положительное отношение к познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - организовывать контакт с одноклассниками. - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | |||
2. Актуализация знаний. Слайд 2 | (сингапурская обучающая структура СИ-ФИНК-УАНДЭ. С целью развития двигателя культуры критического мышления) Давайте подумаем и проанализируем эту картинку. - Что вы видите на этой картине? (дерево, человек, камни) - Что вы думаете об этом? (большое и маленькое) - О чём это заставляет вас задуматься? (дерево это вселенная, а человек часть её)
| Рассуждают об актуальности новых умений и знаний.
| Личностные УУД: - желание приобретать новые знания, умения; - положительное отношение к познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные УУД: - делать обобщения, выводы. | |||
3. Восприятие и усвоение нового учебного материала Слайд 3 | - Как вы думаете, какое значение имеел лес и дерево в жизни человека, какое значение имеет для человека даже отдельное дерево? - А что люди получали от дерева? Образ древа жизни встречается у многих народов. С самых древних времен к дереву у человека особое, трепетное отношение. Под его ветвями и кроной он искал защиту, питался его плодами, использовал древесину для строительства и обогрева жилища, изготовления инструментов и предметов обихода. Славяно-руссы считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево было равносильно тому, что убить человека. Поэтому, чтобы срубить дерево для нужд, человек выбирал особые дни и часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а впоследствии должен был взамен срубленных посадить несколько деревьев, при этом с хвойного дерева, как особо ценного, необходимо было посадить 40 семян. К деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. Деревьям люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились. Дубы, вязы, березы относились к заповедным. Такие диревья оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер; они охраняли от пожара и стихийных бедствий. Запрещалось рубить их или наносить им какой-либо ущерб. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Своё миропонимание люди отражали в предметах быта. Структуры древа, которая складывается из трех частей, или уровней: нижнего - корней, среднего - ствола и верхнего - ветвей. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола - оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, иногда человека и пчел, а у корней - лягушек, змей, рыб. Вся картина мира цельно помещалась по древу (на этом этапе урока учитель демонстрирует образцы произведений искусства с изображением древа жизни). Образ дерева встречается и на вышитых полотенцах, рубахах, прялках, буквица на стенах Дмитриевского собора во Владимире изображена в виде дерева. Вывод, образ дерева - один из древнейших и любимейших символов в искусстве. | Слушают учителя. Размышляют над ролью лесов и деревьев в жизни человека. Отвечают на вопросы учителя. Люди получали от деревьев, от леса почти все, что было им необходимо для жизни. Лес - источник пропитания. С лесом неразрывно связаны многочисленные народные верования и обряды. Лес - средство познания мира и сам источник знания Рассматривают живописные и декоративные произведения, анализируют их. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства.
| Личностные УУД: -положительное отношение к учению и познавательной деятельности; -желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; - стремление к красоте. Познавательные УУД -слушать, извлекая нужную информацию -понимать информацию, представленную в изобразительной форме; - осмысление и переработка полученной информации. - умение работать с учебником. - делать обобщения, выводы; - анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | |||
4. Динамическая пауза Слайд 4
| - Давайте мы с вами попытаемся создать свое « Древо жизни» Выросли деревья в поле. (Учащиеся встают из-за парт) | Выполняют физические упражнения | Личностные УУД: -стремление и готовность к поддержанию своего здоровья. Коммуникативные УУД: - совместная деятельность при выполнении физических упражнений в игровой форме. | |||
5. Закрепление изученного материала Слайд 5 | (составление кластера, применение кластера помогает развитию умений вырабатывать собственное нение на основе различных наблюдений, содействует самооразованию учащихся). - Какие сферы мироздания существуют в образе дерева? - Где можно встретить образ дерева? (работа с кластером?) - народный фольклор - сказки, загадки, пословицы. - классическая литература ( «У Лукоморья дуб зелёный……») -живопись. - религия ( в наши дни на праздниках Рождества Христова храм украшают еловыми ветками и тд.) - в музыке Мы понимаем, что древо стало инструментом для создания модели космоса. Благодаря мировому древу человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу. | Осмысляют и перерабатывают полученную информацию. Отвечают на вопросы учителя | Познавательные УУД - осмысление и переработка полученной информации. - умение работать с учебником. - делать обобщения, выводы; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | |||
6. Этап выполнния практического задания. Контроль и самоконтроль. Слайд 6 | Для реализации практической части применяется метод моделирования. Можно предложить несколько видов выполнения практической работы. А я подготовила для вас рисунок дерева. Ваша задача создать свою композицию древа. | Выполняют практическую работу. Работа коллективная, групповая. | Личностные УУД: - положительное отношение к уроку; - положительное отношение к познавательной деятельности; Регулятивные УУД: -умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы; - определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | |||
7. Информация о домашнем задании
| Д.з- 1. Нарисовать древо жизни «Моя семья» 2. Толковый словарь Даля - значение слов древо, дерево.
| Записывают в дневники домашнее задание | Личностные УУД: - ответственное отношение к учению. | |||
8. Рефлексия
| Оценить свою работу. Если вы сегодня узнали для себя что- то интересное, новое, нужное подойдите к нашему древу и переверуть по одному листочку. | Участвуют в оценке своей деятельности на уроке. Обсуждают творческие работы одноклассников. | Личностные УУД: - положительно относиться к учению. Регулятивные УУД: - адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные УУД: - адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам. |