Конспект урока по искусству Древо жизни-символ мироздания (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс/дата

№ урока

2


Тема урока

Древо жизни - символ мироздания. Урок изобразительного искусства 5 класс.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Задание

Создать проект образа «Древо жизни» .

Цель урока

Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства - древа.

Оборудование

Для учителя: ИКТ, презентация по теме урока, бумага, клей, ножницы для демонстрации приемов работы.

Для учеников: бумага, клей, ножницы для работы над темой.

Планируемые результаты

Личностные: формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими действиями сравнения, анализа художественных произведений, определение общей цели урока и путей ее достижения, владение устной речью для выражения своих мыслей и чувств.

Предметные: формирование основ художественной культуры; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства и в художественной практической деятельности.

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников


УУД

1. Организационный этап. Введение в тему урока

Слайд 1


У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;

Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Кто главный герой нашего урока?

Правильно ребята тема нашего урока образ дерева взатый в более широком смысле этого слова «Древо жизни - символ мироздания»

Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Рассуждают, анализируют, отвечают на вопросы учителя.


Личностные УУД:

- положительное отношение к уроку;

- положительное отношение к познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- организовывать контакт с одноклассниками.

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

2. Актуализация знаний.

Слайд 2

(сингапурская обучающая структура СИ-ФИНК-УАНДЭ.

С целью развития двигателя культуры критического мышления)

Давайте подумаем и проанализируем эту картинку.

- Что вы видите на этой картине? (дерево, человек, камни)

- Что вы думаете об этом? (большое и маленькое)

- О чём это заставляет вас задуматься? (дерево это вселенная, а человек часть её)


Рассуждают об актуальности новых умений и знаний.


Личностные УУД:

- желание приобретать новые знания, умения;

- положительное отношение к познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

- делать обобщения, выводы.

3.

Восприятие и усвоение нового учебного материала

Слайд 3

- Как вы думаете, какое значение имеел лес и дерево в жизни человека, какое значение имеет для человека даже отдельное дерево?

- А что люди получали от дерева?

Образ древа жизни встречается у многих народов. С самых древних времен к дереву у человека особое, трепетное отношение. Под его ветвями и кроной он искал защиту, питался его плодами, использовал древесину для строительства и обогрева жилища, изготовления инструментов и предметов обихода. Славяно-руссы считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево было равносильно тому, что убить человека. Поэтому, чтобы срубить дерево для нужд, человек выбирал особые дни и часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а впоследствии должен был взамен срубленных посадить несколько деревьев, при этом с хвойного дерева, как особо ценного, необходимо было посадить 40 семян. К деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. Деревьям люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились. Дубы, вязы, березы относились к заповедным. Такие диревья оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер; они охраняли от пожара и стихийных бедствий. Запрещалось рубить их или наносить им какой-либо ущерб. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю.

Своё миропонимание люди отражали в предметах быта.

Структуры древа, которая складывается из трех частей, или уровней: нижнего - корней, среднего - ствола и верхнего - ветвей. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола - оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, иногда человека и пчел, а у корней - лягушек, змей, рыб. Вся картина мира цельно помещалась по древу (на этом этапе урока учитель демонстрирует образцы произведений искусства с изображением древа жизни). Образ дерева встречается и на вышитых полотенцах, рубахах, прялках, буквица на стенах Дмитриевского собора во Владимире изображена в виде дерева.

Вывод, образ дерева - один из древнейших и любимейших символов в искусстве.

Слушают учителя. Размышляют над ролью лесов и деревьев в жизни человека.

Отвечают на вопросы учителя.

Люди получали от деревьев, от леса почти все, что было им необходимо для жизни. Лес - источник пропитания. С лесом неразрывно связаны многочисленные народные верования и обряды. Лес - средство познания мира и сам источник знания

Рассматривают живописные и декоративные произведения, анализируют их. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства.


Личностные УУД:

-положительное отношение к учению и познавательной деятельности;

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- стремление к красоте.

Познавательные УУД

-слушать, извлекая нужную информацию

-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

- осмысление и переработка полученной информации.

- умение работать с учебником.

- делать обобщения, выводы;

- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

4. Динамическая пауза

Слайд 4


- Давайте мы с вами попытаемся создать свое « Древо жизни»

Выросли деревья в поле. (Учащиеся встают из-за парт)
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед -
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Выполняют физические упражнения

Личностные УУД:

-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья.

Коммуникативные УУД:

- совместная деятельность при выполнении физических упражнений в игровой форме.

5. Закрепление изученного материала

Слайд 5

(составление кластера, применение кластера помогает развитию умений вырабатывать собственное нение на основе различных наблюдений, содействует самооразованию учащихся).

- Какие сферы мироздания существуют в образе дерева?

- Где можно встретить образ дерева?

(работа с кластером?)

- народный фольклор - сказки, загадки, пословицы.

- классическая литература ( «У Лукоморья дуб зелёный……»)

-живопись.

- религия ( в наши дни на праздниках Рождества Христова храм украшают еловыми ветками и тд.)

- в музыке

Мы понимаем, что древо стало инструментом для создания модели космоса. Благодаря мировому древу человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу.

Осмысляют и перерабатывают полученную информацию. Отвечают на вопросы учителя

Познавательные УУД

- осмысление и переработка полученной информации.

- умение работать с учебником.

- делать обобщения, выводы;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

6.

Этап выполнния практического задания. Контроль и самоконтроль.

Слайд 6

Для реализации практической части применяется метод моделирования. Можно предложить несколько видов выполнения практической работы. А я подготовила для вас рисунок дерева. Ваша задача создать свою композицию древа.

Выполняют практическую работу.

Работа коллективная, групповая.

Личностные УУД:

- положительное отношение к уроку;

- положительное отношение к познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

-умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы;

- определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

7. Информация о домашнем задании


Д.з- 1. Нарисовать древо жизни «Моя семья»

2. Толковый словарь Даля - значение слов древо, дерево.


Записывают в дневники домашнее задание

Личностные УУД:

- ответственное отношение к учению.

8. Рефлексия


Оценить свою работу. Если вы сегодня узнали для себя что- то интересное, новое, нужное подойдите к нашему древу и переверуть по одному листочку.

Участвуют в оценке своей деятельности на уроке. Обсуждают творческие работы одноклассников.

Личностные УУД:

- положительно относиться к учению.

Регулятивные УУД:

- адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам.


© 2010-2022