Программа малышок (подготовка к школе)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по ИЗО и художественному труду, подготовка к школе.

образовательная программа по художественному труду

на курсах по подготовке детей к обучению в 1 классе

уровень: общеобразовательный

срок реализации: 1 год

возраст детей: 5- 7 лет

Учитель:Строева Эльвира Гумеровна

Квалификационная категория: первая

2015-2016 учебный год







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Приложение……………………………………………………………… 15

стр.

Паспорт программы ..……………………………………………….

3

Пояснительная записка……………………………………………..

4

Раздел 1. Организация учебного процесса……..…………………..

5

Раздел 2.Содержание дисциплины………………………………….

6

2.1 Тематический план учебной дисциплины………………………

6

2.2 Содержание отдельных тем учебной дисциплины……………..

17

Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины………

14

3.1 Материально - техническое обеспечение реализации программы…

3. 2 Рекомендуемая литература………………………………………

14

ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа начального общего образования.

Статус программы: образовательная программа учебного предмета

Назначение программы:

для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

для педагогических работников МБОУ «СОШ №104» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

для администрации МБОУ «СОШ №104» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.

Категория обучающихся: дети в возрасте 5 - 7 лет.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 28 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля: выполнение практических работ и их анализ

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.

Проблема адаптации детей к школьной жизни не теряет своей актуальности. Начало обучения ребёнка в школе - сложный и ответственный этап его жизни, который требует значительной психологической перестройки всей внутренней жизни.

Основы программы:

-удовлетворение потребностей в общении и поддержании познавательного интереса детей, развитие и реализация творческих способностей и творческих возможностей воспитанников.

-учёт возрастных доминант, когда каждому возрасту присущи свои потребности, реализация которых является обязательной для положительного восприятия эмоциональных воздействий.

-преемственность и непрерывность в содержании образовательного процесса.

Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказках и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка».

Характеристика программы.

Занятия по программе помогут выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы. На занятиях у учащихся проявятся творческие способности и художественный вкус. Обеспечен индивидуальный подход, реализуются вариативные подпрограммы, дифференциация. Дети будут иметь возможность работать одновременно с цветной бумагой, картоном, пластилином, красками, моделируя и создавая различные поделки.

Ожидаемый результат.

Общее количество часов - 28.

Занятия проходят 1 раз в неделю.

В процессе труда детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы станут гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, развитию внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание; мышление, целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Формы контроля.

Контроль за отслеживанием результатов обучения осуществляется на каждом уроке путём выставки работ и словесного оценивания изделия.

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

1.1 Цели и задачи программы

Формировать умение совместного выполнения задания, работать в парах,

ориентироваться в представленных рисунках.

Развивать изобразительные умения: располагать фигуры в соответствии с образцом,

добываться выразительности образа,

пространственные ориентировки,

умение анализировать образцы и дорисовывать в соответствии с темой,

внимательность, наблюдательность, сосредоточенность.

Воспитывать у детей доброжелательность и желание дружить, участвовать в

совместной деятельности

Обогащать игровой опыт детей.

Работа с бумагой и картоном - 10 ч.

Материал расположен в порядке его прохождения с нарастанием трудности от вырезания простых и симметричных форм до сложных сюжетных композиций. Несёт в себе увлечённость а, главное, развитие творческого воображения и фантазию.

Задачи и учебные возможности:

Познакомить с техникой выполнения аппликации, способность развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношению частей и целого, пониманию цвета и его преобразованию собственной фантазии, способствовать приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.

Работа по изобразительному искусству - 9 ч.

и комбинированные работы

Задачи и учебные возможности:

Раскрыть волшебство появления цвета при помощи смешивания красок, познакомить с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж, способствовать приобретению умений действовать кистью, красками, воспитывать любовь к прекрасному.

Работа с пластилином - 9 ч.

Задача занятий способствовать развитию группе мелких мышц кистей рук и пальцев, выработка навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширение кругозора детей, коллективистических чувств, доброжелательные отношения ребят в труде, учить соразмерять детали по толщине и длине, формировать навыки сравнения, анализа.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения учебной дисциплины ученик должен

знать: - названия инструментов, приспособлений и правила работы;

- различные способы выполнения аппликации, мозаики, приёмы лепки;

- названия главных цветов.

уметь: - правильно сидеть за столом, верно, держать лист бумаги, карандаш, кисть,

ножницы;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

- правильно работать акварельными красками;

- разводить и ровно закрывать ими нужную поверхность;

- пользоваться простейшими приемами лепки;

- вырезать из бумаги детали;

- складывать бумагу по прямой линии;

- соединять детали;

- экономно разделять детали;

-доводить начатую работу до конца.



РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины

Тема

Всего часов

Кол-во часов

Самостоя-

тельная

работа

теория

практика

1

Волшебные цвета красок. Радуга.

1

2

Работа с бумагой. Аппликация рваной бумагой. Яблоко (груша).

1

3

Работа с пластилином. Катание шаров. Яблоко.

1

4

Работа с красками. Рисование осеннего дерева.

1

5

Работа с пластилином. Лепка грибов.

1

6

Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Аппликация. Грибок.

1

7

Работа с красками. Раскрашивание осенних листьев.

1

8

Работа с пластилином. Лепка гусениц и улиток на листочке.

1

9

Работа с бумагой. Аппликация. Грузовик.

1

10

Работа с красками. Понятие натюрморт. Фрукты в вазе.

1

11

Работа с бумагой. Новогодняя открытка (вырезание снежинок).

1

12

Работа с пластилином. Налепка. Новогодние шары.

1

13

Работа с красками. Рисование рыбок по шаблону. Раскрашивание поролоном/ватой.

1

14

Работа с бумагой. Аппликация. Аквариум.

1

15

Работа с пластилином. Налепка. Рыбка.

1

16

Работа с красками. Узоры. Роспись шарфика и шапочки.

1

17

Работа с бумагой. Аппликация разными кусочками. Собачка.

1

18

Работа с пластилином. Катание шаров разного размера. Снеговик.

1

19

Работа с красками. Пейзаж. Рисование кусочком свечи.

1

20

Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Открытка. Машинка.

1

21

Работа с бумагой. Вырезание кругов по шаблону. Открытка. Сердечко с цветами.

1

22

Работа с пластилином. Налепка. Белочка.

1

23

Работа с красками. Друг детства (медвежонок).

1

24

Работа с картоном. Подвижная игрушка. Медвежонок.

1

25

Работа с пластилином. Оформление пасхального яйца.

1

26

Работа с бумагой. Аппликация. Бабочка.

1

27

Работа с красками. Рисование «по мокрому». Отпечатки. Вырезание бабочки.

1

28

Работа с пластилином. Налепка. Бабочка.

1

Итого

28

2.2 Содержание отдельных тем учебной дисциплины

Тема 1.

Знакомство с инструментами. Инструктаж по работе с красками и кисточкой. Обсуждение и обобщение знаний о цвете, способах передачи впечатлений через краски и лист бумаги.

Основные понятия: краски, кисти, цвета радуги.

Практическая работа: выполнение рисунка по образцу.

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: фронтальная

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир.

Техническое оснащение занятия: слайды с изображением радуги.

Тема 2.

Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем.

Выполнение аппликации «рваной» бумагой.

Основные понятия: аппликация, цветная бумага, клей, шаблон, урожай.

Практическая работа: обведение фигур по шаблону, наклеивание.

Методы проведения занятия: беседа, игра, творческая работа.

Форма организации занятия: в парах, фронтальная.

Контрольные задания: выставка работ.

Межпредметная связь: окружающий мир.

Техническое оснащение занятия: слайды с изображением овощей и фруктов

.

Тема 3.

Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности по работе с пластилином. Деление цельного куска на равные части методом вытягивания и катание шаров заданной формы.

Основные понятия: лепка, вытягивание из цельного куска, катание шаров.

Практическая работа: выполнение по этапам

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.

Форма организации занятия: групповая, фронтальная.

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: мир вокруг нас.

Техническое оснащение занятия: CD- диск с загадками про овощи и фрукты.

Тема 4.

Знакомство с пейзажем. Рисование плавных линий различной толщины.

Основные понятия: пейзаж,

Практическая работа: экскурсия, выполнение работы по образцу

Методы проведения занятия: творческая работа, беседа

Форма организации занятия: групповая

Контрольные задания: выставка рисунков

Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир

Техническое оснащение занятия: слайды с изображением пейзажа.

Тема 5.

Знакомство с грибами. Рассматривание экспонатов выставки. Лепка объёмных фигурок.

Основные понятия: обитатели леса, объёмная форма, катание овалов

Практическая работа: выставка грибов

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: групповая

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: окружающий мир

Техническое оснащение занятия: предметная выставка и слайды с изображением грибов.

Тема 6.

Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами. Обводка деталей аппликации по шаблонам, вырезание и поэтапное наклеивание частей на центр листа.

Основные понятия: безопасный труд, аппликация, шаблон, вырезание, наклеивание, центр композиции

Практическая работа: выполнение работы с комментированием

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: фронтальная

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение

Техническое оснащение занятия: диафильм « Маша и медведь»

Тема 7.

Работа по трафаретам. Раскрашивание листьев лёгкими движениями кисточки. Заполнение внутреннего пространства листика, не заходя его за границы.

Основные понятия: трафарет, внутреннее пространство и границы листика

Практическая работа: экскурсия,

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: фронтальная

Контрольные задания: выставка рисунков

Межпредметная связь: окружающий мир

Техническое оснащение занятия: гербарий листьев растений

Тема 8.

Обобщение знаний о насекомых. Раскатывание кусочков пластилина на шарики равного размера, колбаски и жгутики. Оформление работы на отдельном зелёном листочке.

Основные понятия: насекомые, катание шариков, колбасок, жгутиков, улиток

Практическая работа: по образцу

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение

Техническое оснащение занятия: слайды с изображением насекомых, диафильм « Муха- цокотуха »

Тема 9.

Выполнение аппликации из геометрических фигур. Вырезание по шаблону, наклеивание на лист бумаги.

Основные понятия: транспорт, геометрические фигуры

Практическая работа: рассматривание иллюстраций с разными видами транспорта

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: групповая

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: математика, окружающий мир

Техническое оснащение занятия: слайды с изображением различных видов транспорта.

Тема 10.

Рисование фруктов по представлению и умение их правильно расположить в вазе по центру листа.

Основные понятия: натюрморт, рисование по представлению, центр листа

Практическая работа: игра « Угадай предмет с закрытыми глазами»

Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа

Форма организации занятия: индивидуальная, фронтальная

Контрольные задания: выставка рисунков

Межпредметная связь: окружающий мир

Техническое оснащение занятия: слайды с изображением фруктов

Тема 11.

Поэтапное складывание бумаги. Вырезание снежинки по рисунку.

Основные понятия: оригами, складывание, вырезание по рисунку

Практическая работа: экскурсия

Методы проведения занятия: рассматривание рисунков, беседа, творческая работа

Форма организации занятия: индивидуальная, фронтальная

Контрольные задания: оформление учебного помещения

Межпредметная связь: математика, окружающий мир, литературное чтение

Техническое оснащение занятия: диафильм «Снежная королева»

Тема 12.

Распределение пластилина тонким ровным слоем на картонной заготовке. Художественное оформление изделия.

Основные понятия: заготовка, ровный слой пластилина, художественное оформление

Практическая работа: работа по образцу

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: индивидуальная, фронтальная

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: окружающий мир

Техническое оснащение занятия: диафильм «Мороз Иваныч»

Тема 13.

Рисование рыбок в воде. Выполнение работы ватой (поролоном) и кисточками различной толщины.

Основные понятия: фон, передний и задний план рисунка

Практическая работа: игра «Кто в воде живёт?»

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: групповая

Контрольные задания: выставка рисунков

Межпредметная связь: окружающий мир

Техническое оснащение занятия: слайды с изображением животных

Тема 14.

Заполнение пространства тонким ровным слоем пластилина. Украшение изделия жгутиками, кружками.

Основные понятия: заготовка, распределение тонким и ровным слоем, украшение

Практическая работа: наблюдение и рассматривание

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: индивидуальная, фронтальная

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: окружающий мир

Техническое оснащение занятия: фрагмент научно-популярного фильма

Тема 15.

Налепка тонким и ровным слоем пластилина на заранее выбранную заготовку силуэта рыбки. Художественное оформление изделия жгутиками колбасками, кружочками.

Основные понятия: Налепка, заготовка, художественное оформление

Практическая работа: игра «Кто лишний?»

Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа

Форма организации занятия: фронтальная, групповая, в парах

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: окружающий мир

Техническое оснащение занятия: слайды с изображением животных

Тема 16.

Знакомство с узором, орнаментом, росписью предметов красками по выбранной теме.

Основные понятия: узор, орнамент, роспись по ткани

Практическая работа: рассматривание предметов одежды

Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа

Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная

Контрольные задания: выставка рисунков

Межпредметная связь: окружающий мир

Техническое оснащение занятия: иллюстрации с видами одежды

Тема 17.

Аппликация, выполненная резаными кусочками бумаги одного размера.

Основные понятия: аппликация, кусочки одного размера резаные ножницами, наклеивание по контуру

Практическая работа: рассматривание предстоящей работы

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: в парах, индивидуальная

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир

Техническое оснащение занятия: иллюстрации с изображением животных, загадки по теме

Тема 18.

Деление куска пластилина на части. Катание шаров разного размера. Лепка объёмной фигурки снеговика

Основные понятия: лепка, катание шаров разного размера,

Практическая работа: экскурсия

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: фронтальная

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир, математика

Техническое оснащение занятия: слайды по теме « Зима»

Тема 19.

Рисование при помощи кусочка свечи. Распределение линий по заданным направлениям. Работа широкой кисточкой в горизонтальном направлении, покрывая поверхность листа ровным слоем краски

Основные понятия: плавные линии, горизонтальное направление, ровный слой краски

Практическая работа: рассматривание предстоящей работы

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: фронтальная

Контрольные задания: выставка рисунков

Межпредметная связь: литературное чтение, математика

Техническое оснащение занятия: диафильм « Заячья избушка»

Тема 20.

Изготовление поздравительной открытки. Складывание листа пополам и вырезание по контуру двух страницы сразу. Оформление работы симметричными фигурками.

Основные понятия: открытка, складывание пополам, вырезание по контуру, резание двух страниц сразу

Практическая работа: экскурсия

Методы проведения занятия: беседа

Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: математика, окружающий мир

Техническое оснащение занятия: слайды с изображением боевой и военной техники

Тема 21.

Поздравительная открытка для мамы. Складывание листа пополам и вырезание по контуру двух страницы сразу. Изготовление цветов из цветных кругов приёмом складывания. Вырезание симметричных листиков для оформления работы.

Основные понятия: открытка, складывание пополам, вырезание по контуру, резание двух страниц сразу, симметричные фигурки

Практическая работа: игра «Кем быть?»

Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа

Форма организации занятия: в парах, индивидуальная

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: математика, окружающий мир, литературное чтение

Техническое оснащение занятия: диафильм « А что у вас?»

Тема 22.

Налепка тонким и ровным слоем пластилина на заранее выбранную заготовку силуэта белочки. Оформление работы жгутиками.

Основные понятия: шаблон, заготовка, налепка, катание жгутиков

Практическая работа: рассматривание предстоящей работы

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная

Контрольные задания: выставка выполненных работ

Межпредметная связь: окружающий мир

Техническое оснащение занятия: слайды по теме «Кто в лесу живёт»

Тема 23.

Рисование любимой игрушки с натуры. Расположение крупного портрета друга по центру листа бумаги.

Основные понятия: портрет, рисование с натуры, крупный план портрета

Практическая работа: игра «Игрушки»

Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа

Форма организации занятия: фронтальная

Контрольные задания: выставка рисунков

Межпредметная связь: литературное чтение

Техническое оснащение занятия: диафильм «Друг детства»

Тема 24.

Знакомство с картоном. Раскрашивание и вырезывание деталей игрушки по контуру. Поэтапное соединение частей при помощи кусочков мягкой проволоки, скручивая спиралью («улиткой»).

Основные понятия: картон, контур деталей, соединение частей, кусочки проволоки, скручивание спиралью

Практическая работа: « оживление» игрушки

Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа

Форма организации занятия: в парах, индивидуальная

Контрольные задания: демонстрация подвижных моделей

Межпредметная связь: математика, литературное чтение

Техническое оснащение занятия: музыкальное оформление - песенки Вини Пуха

Тема 25.

Знакомство с тёплыми оттенками красок. Краткая справка из истории праздника. Оформление пасхального яйца

Основные понятия: пасха, пасхальное яйцо, украшение-роспись

Практическая работа: исследование росписи пасхального яйца

Методы проведения занятия: беседа- исследование, творческая работа

Форма организации занятия: фронтальная

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение

Техническое оснащение занятия: слайды по теме

Тема 26.

Вырезание кругов по шаблону и деление их на 2 (4) равные части приёмом сгибания. Художественное оформление изделия симметричными фигурками. Аккуратное наклеивание частей на центр листа

Основные понятия: обведение по шаблону, вырезание , разрезание по линии сгиба, симметрия, наклеивание

Практическая работа: анализ предстоящей работы

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: фронтальная

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: математика, окружающий мир

Техническое оснащение занятия: слайды с изображением бабочек

Тема 27.

Рисование «по мокрому». Работа широкой кисточкой и большими яркими цветными пятнами на половинке листа, сложенного вдвое. Отпечатывание цветных пятен на чистую половину листа. Вырезание бабочки с симметричными крылышками по контуру

Основные понятия: рисование «по мокрому», цветные пятна кисточкой, отпечатки на чистый лист

Практическая работа: экскурсия

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа

Форма организации занятия: в парах, индивидуальная

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: окружающий мир

Техническое оснащение занятия: музыкальное оформление

Тема 28.

Подведение итогов. Чему научились?

Налепка тонким и ровным слоем пластилина на заранее выбранную заготовку силуэта бабочки. Художественное оформление изделия жгутиками колбасками, кружочками.

Основные понятия: Налепка, заготовка, художественное оформление

Практическая работа: игра «Кто лишний?»

Методы проведения занятия: игра, беседа, творческая работа

Форма организации занятия: фронтальная, групповая, в парах

Контрольные задания: выставка работ

Межпредметная связь: окружающий мир

Техническое оснащение занятия: слайды с изображением животных





Раздел 3.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Программы - Б.М.Неменский

Т.Я.Шпикалова

В.С.Кузин

И.А.Лыкова

Технические средства - интерактивная доска; мультимедийный проектор; видео магнитофон; СD-диски; магнитофон; телевизор; фильмоскоп; диафильмы; фотоаппарат.

Оборудование: краски, кисти, бумага белая и цветная, картон, пластилин, ножницы, клей-карандаш, альбомы, простые и цветные карандаши, шариковые ручки, салфетки для рук.

3.2 Рекомендуемая литература

Литература для педагога

Основная литература

1. Б.М..Неменский « Изобразительное искусство »

2. Л.П Васильева - Гангнус « Уроки занимательного труда » - Педагогика 1979г.- Москва

3. Н. Алексеевская « Волшебные ножницы » - « Лист »- 1998г. Москва

4. И. К.Щеблыкин, В.И.Романина, И.И.Кагакова « Аппликационные работы » Просвещение 1983г. Москва

5.М.А. Гусакова « Аппликация » Просвещение 1987г. Москва

6.И.А.Лыкова «Цветные ладошки» методическое пособие 2010г.

7. Л.П.Сметанникова « О чём рассказывают наши вещи» 2010 г.

8. Н.П. Баскаль «Работа с бумагой» 2010г.

9. В.С.Кузин «Изобразительное искусство» книга для учителя 2-е изд., стереотип М., Дрофа 2005г.

Литература для обучающихся

1. Л.П Васильева - Гангнус « Уроки занимательного труда » - Педагогика 1979г.- Москва

2. Н. Алексеевская « Волшебные ножницы » - « Лист »- 1998г. Москва

3. И. К.Щеблыкин, В.И.Романина, И.И.Кагакова « Аппликационные работы » Просвещение 1983г. Москва

4. М.А. Гусакова « Аппликация » Просвещение 1987г. Москва



© 2010-2022