Рабочая программа по изобразительному искусству (3 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа им. П. П. Грицая ст. Солдатской»

Прохладненского муниципального района


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО с заместителем директора по УР приказом №_______

протокол №____ от «____»____2015г. «____»_____________2015 г. от «____»__________2015 г.

Руководитель МО_______ Ковалёва С.Н. _________ Евсейченко М. С. Директор ОУ______ Герасименко Т.Л.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ 3 «Б» КЛАССА (базовый уровень)

учителя начальных классов

Мастерко Галины Алесандровны





ст. Солдатская

2015-2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Об учебной программе.

Настоящая программа по изобразительному искусству для 3 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2013г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. А так же эта программа дополнена региональной программой разработанной методистом по изобразительному искусству А.И.Шаваевой «Института Усовершенствования учителей» г.Нальчик. Региональная программа допущена Министерством образования и науки КБР.


  1. О количестве учебных часов.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, в 3 классе -34 часа (34 учебные недели). Данная программы выбрана мною, т.к. концептуальные основы совпадают с концептуальными основами УМК «Школа России».


  1. Об используемом учебно-методическом комплекте.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:


  • Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по программе Неменский Б. М. /авт. - сост. С.И.Доля. - Волгоград: Учитель,2014г.

  • Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 кл. Книга для учителя/ В.С.Кузин - 6 - е изд., - М.: Дрофа. 2014г.


  1. Цели и задачи, основные принципы.

Содержание примерной рабочий программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя основу всех основных видов искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

-изобразительная художественная деятельность; декоративно-художественная деятельность;

-конструктивная художественная деятельность.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления.

Развитие художественно-творческого мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Цели обучения:


  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют тре­бованиям федерального компонента государственного стандарта начального образова­ния, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, ко­торые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, от­несены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.


  1. Планируемый результат.

Личностные:

У третьеклассника будут формироваться:


  • Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

  • Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом.

  • Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.

  • Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.

  • Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.

  • Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

  • Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Предметные:

Третьеклассник научится:


  • Различать виды художественной деятельности.

  • Различать виды и жанры в ИЗО.

  • Понимать образную природу искусства.

  • Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.

  • Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.

  • Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.

  • Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

  • Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники

  • Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.

  • Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.

  • Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.

  • Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.

  • Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

  • Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Метапредметные:

Третьеклассник научится:

  • Овладеет умением творческого видения с позиции художника.

  • Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.

  • Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.

  • Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

  • Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.

  • Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.

Ученики должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про­
изведения;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России;

  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

Ученики должны уметь:

• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творче­ской деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориента-ционной,рефлексивной.


  1. Система контроля оценивания.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  3. Тестирование.




Тематическое планирование.


п/п


Тема урока


Кол-во часов

Планируемые результаты

Дата проведения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Планируемая

Фактическая

I четверть (9 ч)

Искусство в твоём доме (8 ч)

1

1.1

Твои игрушки (создание формы, роспись).

1

Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки.

Умение преобразиться

в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки.

Знание работы мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома)

Умение изобразить посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз»

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека.

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Умение находить нужную информацию и пользоваться ею.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её.

04.09


2

1.2

Твои игрушки(лепка из пластилина).

1

11.09


3

1.3

Посуда у тебя дома.

1

18.09


4

1.4

Мамин платок.

1

25.09


5

1.5

Обои и шторы у тебя дома.

1

02.10


6

1.6

Твои книжки.

1

09.10


7

1.7

Поздравительная открытка (декоративная закладка).

1

16.10


8

1.8

Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.

1

23.10


Искусство на улицах твоего города (8ч)

9

2.1

Памятники архитектуры.

1

Знание художников - скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Расширение и углубление знаний

30.10


IIчетверть (7ч)


10

2.2

Витрины на улицах.

1

Знание художников - скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.

Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина, фонарика, ограды.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.

Знание основных памятников города, места их нахождения.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города.

13.11


11

2.3

Парки, скверы, бульвары.

1

20.11


12

2.4

Ажурные ограды.

1

27.11


13

2.5

Фонари на улицах и в парках.

1

04.12


14

2.6

Новогодний фонарик.

1

11.12


15

2.7

Удивительный транспорт.

1

18.12


16

2.8

Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы.

1

25.12


III четверть (10ч)


Художник и зрелище (10 ч).



17

3.1

Художник в театре.

1

Знание истоков театрального искусства.

Умение создать эпизод

театральной сказки.

Придумать эскиз театрального костюма.

Знание, каким был древний античный театр.

Знание отличия и сходство театра и цирка.

Умение создать эскиз циркового представления.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу.

15.01


18

3.2

Образ театрального героя.

1

22.01


19

3.3

Театральные маски.

1

29.01


20

3.4

Театр кукол.

1

05.02


21

3.5

Театральный занавес.

1

12.02.


22

3.6

Афиша и плакат.

1

19.02


23

3.7

Художник в цирке.

1

26.02


24

3.8

Театральная программа

1

04.03


25

3.9

Праздник в городе

1

11.03


26

3.10

Школьный карнавал. Обобщение темы

1

18.03


IVчетверть (8ч)


Художник и музей (8ч.)

27

4.1

Музеи в жизни города.

1

Знания о самых значительных музеях искусства России.

Умение изобразить интерьер музея.

Знание художников, изображающих пейзажи.

Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета

в пейзаже.

Умение изобразить пейзаж по представлению.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Понимать и объяснять роль художественного музея.

Иметь представления о самых разных видах музеев.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины - пейзажи.

25.03


28

4.2

Картина - особый мир. Картина-пейзаж.

1

08.04


29

4.3

Картина-натюрморт. Жанр натюрморта.

1

15.04


30

4.4

Картина-портрет.

1

22.04


31

4.5

Картины исторические и бытовые.

1

29.04


32

4.6

Скульптура в музее и на улице.

1

06.05


33

4.7

Музеи архитектуры.

1

13.05


34

4.8

Художественная выставка.

1

20.05


Итого: 34 ч.



© 2010-2022