• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект занятия по теме: «Зимняя сказка по разделу: «Аппликация - коллаж» для детей 8 -9 лет

Конспект занятия по теме: «Зимняя сказка по разделу: «Аппликация - коллаж» для детей 8 -9 лет

Конспект занятия «Зимняя сказка» рассчитан на детей 8-9  лет, как для занятий дополнительного образования , так и для уроков по ИЗО и художественному труду.  Занятие интегрированное, с применением игровой и коллективной технологий.   Дети путешествуют по станциям «Зимняя», «Ёлочная» и «Станция Игрушек», читая  стихи о зимней природе, о новогодней ёлке, о ёлочных игрушках, с просмотром иллюстраций и слушанием музыки. (Идёт повторение и изучение нового материала)  Выбрав сюжет к своей станции и за...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятий

по разделу: «Аппликация-коллаж».

Тема занятия:

«Зимняя сказка»,

с использованием игровой и коллективной технологий

Для обучающихся 8-9 лет

Время занятия: 2 часа.

Автор: педагог дополнительного образования Дудина Ирина Владимировна.

Цели занятия:

  1. Научить детей создавать коллективную работу в технике аппликация-коллаж.

  2. Воспитать бережное отношение к живой и неживой природе.

  3. Развить эмоционально-чувствительное восприятие мира.


Задачи:

  1. Формировать умения и навыки в работе с ножницами, клеем, бумагой, ватой, цветным песком при выполнении аппликации - коллажа.

  2. Закрепить знания и умения при работе с бумагой.

  3. Познакомить с различными видами аппликации.

  4. Закрепить навыки симметричного вырезания.

  5. Развивать воображение и фантазию.

  6. Развивать умения в создании коллективной композиции, гармоничного размещения вырезанных деталей на заданной плоскости.

  7. Научить детей расслабляться, используя игровые моменты.

  8. Закрепить теоретические знания курса.

  9. Обогатить эмоционально-личностную сферу ребенка с привлечением литературных, музыкальных ,художественных образов.

  10. Создать психологически-комфортную обстановку на занятиях.


Тип занятий: комбинированный.

Методы обучения: беседа и практикум с применением игровой и коллективной технологий.

Форма обучения: индивидуальная и групповая.

Оборудование и материалы: ноутбук для музыкального сопровождения; иллюстрации и репродукции картин; стихи о зиме, о новогодней ёлке и новогодних игрушках; тонированная бумага формата А-2; ножницы, клей, вата, манная крупа, цветной песок; набор цветной бумаги, салфетки, тряпочки, клеёнки; заготовки - шаблоны; таблички с названиями станций.

Методические приемы.

  1. Игровой момент - имитируя паровозик, дети входят «въезжают» в класс друг за другом издавая приветственный гудок.

  2. Повторение материала предыдущего занятия.

  3. Изучение нового материала.

  4. Просмотр иллюстраций, чтение стихов, слушание музыки, диалог.

  5. Игровой момент - инсценировка песни «Ёлочка» на слова З.Александрова.

  6. Практическая работа (вырезание симметричных деталей).

  7. Игровой момент - физкультминутка со стихами.

  8. Коллективная компоновка творческой работы.

9. Коллективное разгадывание кроссворда - проверка теоретических знаний.

10. Игровой момент - разгадывание загадок и обыгрывание их детьми.


Музыкальный ряд:

Музыкальное сопровождение практической работы (П. И.Чайковский. «Времена года»).

Литературный ряд:

  1. Астахов А., Астахова Н. Шедевры русской живописи. Издательство «Белый город», 2008 г.

  2. Википедия. Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.org

  3. Дектярева Т., Дектярева Н. «Умные поделки», Москва, 1999г.

  4. Пушкин А.С.. Сочинения в 3 томах. Москва. Художественная литература, 1985 г.

  5. Государственная Третьяковская галерея. Издательство «Советский художник». Москва, 1964 г.

  6. Пушкин А.С.. Сочинения в 3 томах. Москва. Художественная литература, 1985 г.

  7. Русская пейзажная живопись. Издательство «Изобразительное

  8. искусство». Москва, 1962 г.

  9. Русские Нивы. Советская поэзия. Москва. Художественная литература. 1986 г.

  10. Игорь Акимушкин. Природа - чудесница. Москва. Малыш. 1988 г.

  11. Журналы для умелых ребят «Коллекция идей». Москва. ЗАО ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА. 2008 г.


План занятий.

  1. Организационный момент (преподаватель встречает детей, гостей, дает задания детям).

  2. Основная часть.

  • Повторение пройденного материала (виды аппликации.).

  • Изучение нового материала: путешествие по станциям, рассказ детьми стихотворений о зимней природе, о новогодней ёлке, о ёлочных игрушках, просмотр иллюстраций, репродукций, рассказ педагогом технике выполнения аппликации - коллажа, выбор сюжета для коллективных работ.

  • Практическая работа: симметричное вырезание деталей, коллективная компоновка сюжета на загрунтованной основе и клейка.

    1. Заключительная часть.

  • Проверка теоретических знаний. Кроссворд. Загадки.

  • Уборка рабочих мест.

  • Прощание с учениками и гостями.

На предыдущем занятии дети, выбрав зимний сказочный сюжет, грунтовали гуашевыми красками листы бумаги формата А-2 в нужный для своей работы цвет. Вырезали из старых открыток и цветной бумаги задуманные заготовки.



Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог встречает детей и гостей в классе:

- Здравствуйте, дорогие ребята. Здравствуйте, дорогие гости.

Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие, которое будет проходить через зимние станции.

Ребята паровозиком «проезжают через станции (столы)» и рассаживаются за попарно соединённые парты, на которых стоят таблички с названием «станций». Перед тем, как каждая станция будет работать, как отдельная творческая мастерская, напоминаем тему занятия: аппликация-коллаж «Зимняя сказка».

Цель нашего занятия - создать на каждой «станции» коллективные работы с помощью аппликации - коллажа.


2. Основная часть.

Вначале занятия педагог напоминает детям о работе на предыдущем занятии - подготовка к коллективной работе «Зимняя сказка», повторяет виды аппликации, путём опроса.

- Что такое аппликация ?

Аппликация - вид творчества, в котором создаётся картина путём наложения кусочков цветной бумаги или ткани на основу при помощи клея.

- Какие виды аппликаций вы знаете?

Плоская и объёмная; вырезная, обрывная.

Дополнение педагога: «Аппликация бывает:

Предметная - состоящая из отдельных изображений предметов;

Сюжетная - в которой изображено какое-либо событие, действие;

Декоративная - украшающая изделие орнаментом».

- Какую аппликацию будем делать мы?

Сюжетную, плоскостную.

- Что такое коллаж?

Коллаж - это технический приём в изобразительном искусстве при создании художественного произведения путём наклеивания на основу разнородных материалов.


Педагог: Для изображения сугробов, снежного покрытия на домах, на деревьях можно использовать вату, обрывные кусочки белой салфетки, манную крупу. Для украшения ёлочных игрушек и зверушек - цветной песок. При выполнении коллективных работ можно использовать персонажей, вырезанных из открыток.

Каждый из Вас выбрал станцию: « Зимняя», « Ёлочная», « Станция игрушек». На станции «Зимняя» вы составляете композицию зимнего сказочного пейзажа путём аппликации - коллажа. На станции «Ёлочная» вы выполняете зимнюю сказочную открытку с изображением праздничной ёлки. На « Станции игрушек» вы занимаетесь изготовлением ёлочных игрушек и сказочных героев для станций «Зимняя» и «Ёлочная».

Художники, поэты, музыканты по-своему изображают и воспевают зимнюю природу, красоту новогодней ёлки, разнообразие ёлочных игрушек.

А сейчас мы рассмотрим несколько репродукций, иллюстраций и новогодних открыток:

И.Шишкин «На Севере диком», «Зима».

Н. Крылов «Зимний пейзаж»

К. Юон «Зимний пейзаж».

Ю. Клевер «Зимний закат».

Гравюра по картине Э. Вагнера «Рождественская ёлка 100 лет назад».

Андерсен «Девочка со спичками», «Ёлка».

Гофман «Щелкунчик».

Педагог с детьми, рассматривая репродукции картин и иллюстрации к произведениям, отмечают красоту природы, смену настроений зимних пейзажей, колорит в изображении.

Педагог: Сейчас мы послушаем стихотворения, которые подготовили дети в соответствии с выбранными станциями, где поэты отображают литературный образ зимней природы, новогодней ёлки, ёлочных игрушек.

Дети читают стихотворения.

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

(«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась...»)

«Зима»

(«Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов…»)

М. Ю. Лермонтов «На севере диком…»

(«На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…»)

З. Суриков «Зима»

(«Белый снег, пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится ...»)

С. Есенин «Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает…»

И.Черницкая «Ёлка».

(«Ну и ёлка, просто диво…» )

Е. Благинина «Вот она, ёлочка наша…»

С.Маршак. «Песня о ёлке».

(«Что растёт на ёлке?

Шишки да иголки…»)

Р.Кудашева «Ёлка»

( «Гнутся ветки мохнатые…»)

М.Ивенсен «Закружились бы на ёлке игрушки,

Разноцветные фонарики-хлопушки»…

З.Александрова «Ёлочка». Инсценировка песни детьми.

(«Маленькой ёлочке холодно зимой»)

Педагог: Просмотренные иллюстрации и прослушанные стихотворения помогут вам представить и изобразить художественные образы ваших станций.

Приступаем к выполнению творческих работ. Для каждой работы надо выполнить элементы картины. Для этого вспомним симметричную аппликацию. - Что такое симметричная аппликация?

Это аппликация, в которой одна сторона узора или детали зеркально отображает другую.

Педагог: Для изготовления симметричного предмета (домика, дерева, снеговика, снежинки, ёлки, ёлочной игрушки и т. д.) складываем цветную бумагу пополам; намечаем карандашом с любой стороны листа силуэт предмета по шаблонам, которые находятся у вас на рабочих столах. Продолжаем работу, начатую на предыдущем занятии.

Дети приступают к работе.

По мере выполнения работы, педагог следит за правильностью выполнения, помогает по мере необходимости. Направляет ребёнка на самостоятельное мышление, добавляя в композицию новые элементы (луну, звёзды. гирлянды и т, д.).

В середине творческой работы педагог предлагает детям отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В паровозе мы поедем,

Ту-ту-ту, ту-ту-ту.

Все мы станции объедем,

Ту-ту-ту, ту-ту-ту.

Остановимся немножко,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

И погреемся немножко,

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Мы с морозом подружились,

Как снежинки покружились.

Рукавички мы одели,

Не боимся мы метели.

Поиграем мы в снежочки,

Раз, два, три, раз, два, три.

И рассядемся дружочки,

Раз, два, три, раз, два, три.

После физ. минутки дети продолжают творческую работу.

Педагог: Все подготовленные к коллективной работе детали размещаем на заранее затонированных листах бумаги и приклеиваем.

Дети согласовывают между собой полученную композицию, находят наиболее интересное решение и приступают к наклейке деталей на основу.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Педагог: И так, путешествия по станциям заканчиваются. Наш паровозик возвращается и машинист и помощник собирают коллективные работы.

Педагог вывешивает работы для общего рассмотрения и обсуждения их. Анализирует их с детьми, отмечает оригинальность, фантазию, замысел, аккуратность выполнения. Предлагает провести конкурс на лучшее название работ.

Название выбрано.

Педагог: Вы выполнили две коллективные работы, в которые каждый из вас вложил свою душу.

Для проверки теоретических знаний разгадаем кроссворд и отгадаем загадки.

Если Вы правильно ответите на вопросы кроссворда, то по вертикали вы получите слово, обозначающее вид творчества, в котором создаётся картина путём наложения цветной бумаги на основу.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

С

Ю

Ж

Е

Т

Н

А

Я


2






П

Е

Й

З

А

Ж



3







П

Е

С

О

К




4




К

О

Л

Л

А

Ж





5



Н

О

Ж

Н

И

Ц

Ы



6


К

О

Л

Л

Е

К

Т

И

В

Н

А

Я


7


Б

У

М

А

Г

А






8







Ц

В

Е

Т

Н

О

Й


9






С

И

М

М

Е

Т

Р

И

Я

10


З

И

М

Н

Я

Я






По горизонтали:

  1. Вид аппликации, в котором отображено какое - либо событие или действие.

  2. Художественное изображение природы.

  3. Вид сыпучего материала.

  4. Технический прием в ИЗО.

  5. Инструмент для вырезки деталей.

  6. Работа, которая выполняется группой детей.

  7. Материал для основы вашей аппликации.

  8. Тон фона.

  9. Зеркальное отображение половины предмета.

  10. Название одной из станций.

Если вы правильно отгадали кроссворд, то в седьмой клетке по вертикали вы получите слово, обозначающее вид творчества, в котором создаётся картина путём наложения цветной бумаги на основу.

Ученики читают: Аппликация.

Педагог одобрительно поздравляет детей с правильным ответом и просит отгадать загадки , которые ребята обыгрывают, переодеваясь в героев загадок.

Он всё время занят делом, Что за звёздочки сквозные

Он не может зря идти, На пальто и на платке,

Он идёт и красит белым Всё сквозные, вырезные,

Всё, что видит на пути. (СНЕГ) А возьмёшь - вода в руке. (СНЕЖИНКИ).


Круглый год зелёная, Я не расту,

Стройная, пушистая, Я не живу,

В Новый год нарядная Только раз в году

В огнях вся, серебристая. (ЁЛКА) Я на веточке вишу.(НОВОГОДНЯЯ

ИГРУШКА)


Педагог благодарит ребят за работу и просит убрать свои рабочие места.


© 2010-2022